Научная статья на тему 'Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции"'

Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вычик Татьяна Сергеевна

Второй Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Министерством образования РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вычик Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Seminar "Russia and European Space of Higher Education: Plans and Perspectives after Berlin Conference"

Presented are debates developed by participants of the seminar, which took place at Saint-Petersburg State University 29-30 October 2003. It was organized by the Ministry of Education of the RF, the Education and Science Committee of the State Duma of the RF, European Council and Saint-Petersburg State University.

Текст научной работы на тему «Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ БЕРЛИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

Второй Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Министерством образования РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного университета.

Начало широкому общественному обсуждению проблем вхождения России в общеевропейское научно-образовательное пространство было положено в декабре 2002 г., когда по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета Министерство образования РФ провело первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы».

В промежутке между этими двумя встречами в Москве и Санкт-Петербурге состоялись и другие научные события, связанные с проблематикой модернизации российского образования в контексте вхождения в Болонский клуб.

Как известно, 18-19 сентября 2003 г. на Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов подписал Болонскую декларацию. Это решение вошло в Итоговое Коммюнике конференции министров высшего образования европейских стран и закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для России это означает, что она обязуется до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Таким образом, Международный семинар 2003 г. должен был определить промежуточные итоги интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, показать определенную динамику развития в этом направлении и обозначить перспективы участия России в Болонском процессе.

В работе второго Международного семинара приняли участие представители Совета Европы и ЮНЕСКО, министерств и ведомств РФ, ректоры ведущих высших учебных заведений России — Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Воронежа, Калининграда, Вологды, Пскова, Таганрога, Петрозаводска, представители систем образования из ближнего зарубежья — Узбекистана, Молдовы, Кыргызстана, а также петербургской научно-образовательной общественности.

Семинар был открыт Председателем организационного комитета семинара Л.А. Вербицкой, ректором Санкт-Петербургского государственного университета.

С приветствиями выступили исполняющий обязанности Полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному Федеральному округу Е.И. Макаров, председатель Комитета по науке Администрации Санкт-Петербурга А.Д. Викторов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ А.В. Шишлов и руководитель Департамента по делам образования, культуры и культурного наследия, молодежи и спорта Совета Европы Бендик Ругаас. Выступающие подчеркнули, что Россия, дав свое согласие на вступление в Болонский процесс, должна прини-

мать активное участие в этом общеевропейском процессе и развивать российское законодательство в направлении как сохранения фундаментального характера образовательных программ российской высшей школы, так и создания новой системы контроля качества и аттестации в сфере высшего образования.

Серию докладов международного семинара открыл министр образования В.М. Филиппов, выразив взгляд Министерства образования РФ на процессы интеграции России в европейское образовательное пространство. Он призывал собравшихся представителей российского и европейского образовательного сообщества сосредоточить свое внимание на разработке и подробном обсуждении плана конкретных действий, который к 2010 г. должен вывести Россию на реализацию целей Болонской декларации.

В.М. Филиппов подчеркнул, что вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Первой из таких задач является создание многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат — магистратура». Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе, отметил докладчик, началось как эксперимент в 1992 г., и по сравнению с некоторыми другими странами Болонского процесса Россия находится значительно ближе к ее полноценной реализации. Сегодня перед Россией стоит вопрос скорее о развитии этой системы образования, о ее распространении на все формы подготовки, о ее введении для всех специальностей. Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения на рынке труда. Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов и их внедрением, которое планируется на 2006 г.

Далее В.М. Филиппов подробно остановился на рассмотрении таких первоочередных задач, как введение системы зачетных единиц — «credit system», разработка и внедрение Приложения к диплому (Diploma Supplement), создание системы аттестации и контроля качества обучения. Характеризуя состояние дел по каждому из вопросов, докладчик отметил, что сейчас проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц в двадцати вузах России, но повсеместно ввести систему «кредитов» в российской высшей школе и изменить российский диплом о высшем образовании мы пока не готовы. Он подчеркнул, что должна быть выработана модель, совместимая с европейской системой кредитных единиц, при этом учитывающая традиционные особенности российского образования. В связи с этим министр обратил внимание на необходимость решать проблемы совмещения программ обучения по содержанию и количеству часов, разработки методического инструментария по дистанционным формам обучения. Подробно остановившись на проблеме разработки сопоставимого с общеевропейской системой Приложения к диплому, докладчик заметил, что ожидать внедрения в ряде университетов такого приложения можно не ранее 2006 г, но очень важно добиться того, чтобы уже выпускники 2008-2010 гг. получили дипломы европейского образца с соответствующим Приложением.

В докладе речь шла также о том, что проблема признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации непосредственно связана с разработкой системы оценки и признания качества образования, которую предстоит создать до 2010 г. В ее основу

необходимо заложить как ряд общих принципов, признанных в других странах европейского сообщества, так и выработать собственную систему сопоставимых показателей. Для этого независимые от органов управления образованием центры аттестации и контроля качества в конечном итоге должны возникнуть в каждом регионе РФ. Кроме того, предполагается создание соответствующей внутривузовской системы с привлечением студентов как самых заинтересованных потребителей качественной образовательной продукции, а также оценка специалиста-выпускника работодателями и профессиональными сообществами, которая станет одним из основных принципов аттестации и контроля качества.

В.М. Филиппов обратил внимание аудитории на то, что реализация поставленных задач неразрывно связана с развитием соответствующего научного пространства. Эта проблема была отмечена в Коммюнике, подписанном в Берлине 19 сентября 2003 г., где подчеркивается необходимость расширения рамок Болонского процесса и включения в него третьего цикла высшего образования — аспирантуры. В контексте обсуждения улучшения качества образования и повышения конкурентоспособности европейского высшего образования министры образования европейских стран особо подчеркнули значение научных исследований и навыков научной работы, а также важность дальнейшего развития междисциплинарных подходов в науке, необходимость международного сотрудничества при подготовке диссертаций и обучении молодых исследователей, увеличения мобильности магистрантов и докторантов.

Предложением о создании консорциума по поддержке программы вхождения России в общеевропейское образовательное пространство открыла свой доклад ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Л.А. Вербицкая. Основной целью этого консорциума должна стать подготовка аналитических материалов и рекомендаций для Министерства образования и российских вузов по реализации тех задач, решение которых необходимо для вхождения России в Болонский процесс. В сферу деятельности консорциума также могут войти вопросы взаимодействия с органами европейского образования, работа с союзами ректоров федеральных регионов с целью выработки общероссийской линии по сотрудничеству с европейскими структурами.

Л.А. Вербицкая также остановилась на характеристике Болонского процесса в контексте взаимодействия со странами-членами СНГ, отметив необходимость согласования принципов сотрудничества в рамках Болонского процесса и сотрудничества в рамках СНГ.

Далее ректор СПбГУ заметила, что внедрение системы «бакалавр-магистр», которая наряду с пятилетней системой образования будет служить целям подготовки специалистов с высшим образованием, может стать преобладающей в соответствии с принципами Болонской декларации. В докладе также были высказаны такие идеи, как необходимость более тесного сотрудничества Министерства образования и вузов в практической реализации принципов Болонского процесса, в обеспечении автономности вузов, мобильности студентов и преподавателей, в развитии студенческого самоуправления, в вовлечении и широком участии студентов во всех аспектах жизни высшей школы.

Отмечая необходимость развития научной составляющей образовательного процесса, Л.А. Вербицкая обозначила проблему понятийного совмещения в рамках европейского научно-образовательного пространства научных степеней кандидата и доктора наук, принятых в российской системе, со степенью PhD. Вокруг этой проблемы развернулась дискуссия, результаты которой подвел В.М. Филиппов, подчеркнув, что этот вопрос требует специального изучения предметной карьеры кандидата наук, чтобы окончательно определить место степени кандидата наук и сте-

пени PhD как третьей ступени высшего образования.

Далее с докладом выступил Бендик Ругаас, руководитель Департамента по делам образования, культуры и культурного наследия, молодежи и спорта Совета Европы. Многие проблемы и предложения, представленные в его докладе, были особенно созвучны с основными идеями доклада министра образования РФ. Докладчик подчеркнул, что вступление России в качестве члена в Болонскую декларацию не менее значимо для Европы, чем для России. В связи с этим в докладе получили освещение процессы расширения географических и культурных границ Болонского процесса, увеличения национальных особенностей и разнообразия в образовательных и академических институтах, стандартах и принципах, включенных в общеевропейское научно-образовательное пространство. Докладчик обратил внимание на необходимость выполнения взятых на себя обязательств всеми сторонами, принимающими участие в реализации болонских договоренностей. Эти обязательства прежде всего касаются изменений в институте высшего образования в мире и в России, необходимости постоянно обмениваться опытом реализации Болонской декларации на основе общих принципов взаимодействия на уровне государств.

Бендик Ругаас призвал собравшихся приложить усилия в сфере обеспечения равенства — образование должно иметь одинаковое качество и должно подтверждаться одинаковыми дипломами. В сфере признания квалификаций необходимо продолжить развитие системы, основанной на двух циклах, — «бакалавриат — магистратура». Он подробно остановился на рассмотрении того, какие возможные действия и рекомендации по поводу реализации программы действий в рамках Бо-лонского процесса может предложить Совет Европы с целью передать свой опыт России. Среди них — консультации российской рабочей группы экспертов по Болоньи, проведение тематических семинаров по проблеме определения границ квалификации (qualification), по обеспечению гарантии равенства — одинакового приложения к диплому, по вовлечению студентов в эти процессы, по законодательной реформе и другим вопросам.

Докладчик предложил направления дальнейших действий, которые следует предпринимать России для реализации плана вхождения в Болонский процесс. Среди них — участие России в Болонских семинарах, организация контактов российских университетов с другими европейскими университетами (например, EUA), установление контактов России с европейскими студенческими союзами и т. д.

История формирования единого образовательного пространства, начиная с 1988 г., современное состояние Болонского процесса, будущие события, которые планируются в ходе развития европейского образования, были представлены в докладе Павла Згага, директора Центра образовательной политики университета Любляны. Особое внимание в его докладе было уделено проблеме сохранения национального разнообразия в сфере образования и науки. Докладчик охарактеризовал те главные цели, ради которых создается единое образовательное пространство: сделать высшее образование сопоставимым, улучшить его качество, обеспечить мобильность студентов.

Выразив согласие с предыдущими выступающими, докладчик подчеркнул, что одним из базовых, но проблематичных направлений деятельности в рамках Болонского процесса является система образования, основанная на двух циклах — «бакалавриат — магистратура», и реформа структуры ученых степеней. Он отметил, что, несмотря на то, что формула новой системы «3+2» упрощена, следует обращаться к тем основаниям, на которых она строится, поскольку структурные изменения открывают путь для решения концептуальных вопросов, касающихся продол-

жительности обучения, качественных и количественных параметров и т. д.

Ответ на вопрос «Кто несет ответственность за высшее образование?» прозвучал в докладе Диониссиса Кладиса, государственного секретаря по высшему образованию и религии Греции, в связи с чем он обратил внимание участников семинара на проблему создания и поддержания автономии и ответственности университетов как самостоятельных субъектов образовательного пространства.

Обсуждение итогов и задач Берлинской конференции, вхождения России в единое европейское образовательное пространство, проблем реализации основных принципов Болонской декларации было продолжено в докладе ректора Московского государственного университета В.А. Садовничего, прочитанном проректором МГУ В.В. Мироновым.

Основной проблематикой доклада являлось раскрытие существенных особенностей и принципов российского высшего образования как национальной образовательной системы в контексте процесса глобализации, который несет в себе и преимущества, и опасность для национальных традиций. В процессе формирования единого образовательного пространства, отмечалось в докладе, Россия может не менее настойчиво предлагать европейским партнерам брать на вооружение свой опыт, причем выработанные российской стороной предложения в связи с ее вступлением в Болонский процесс должны быть приняты на уровне официальных документов.

Особое внимание в докладе было уделено освещению основных принципов российской высшей школы. Одним из них является фундаментальность российского образования: оно всегда основывалось на фундаментальной науке и на научных школах, что можно рассмотреть как противоположность неопределенности, возникшей в связи с дискуссией, которая происходит сейчас на Западе, о том, нужна ли наука университету. А одна из самых сильных сторон российской системы образования состоит в том, что студенты с младших курсов начинают заниматься наукой под руководством ученых. Они с самого начала становятся частью научной школы и получают возможность общаться с учеными разных поколений. Продуктивное сотрудничество с молодежью закладывается еще в средней школе, где ведущие профессора университетов учат талантливых и способных детей, готовя, таким образом, будущих абитуриентов, а потом и студентов российских вузов.

В докладе было предложено разработать такую систему, которая позволила бы сочетать, с одной стороны, позитивные изменения в высшей школе, осуществляемые в рамках болонских договоренностей, а с другой, такие действия, которые будут направлены на поддержку материального положения преподавателя, на придание высокого социального статуса российскому профессору и учителю. Важно также сделать учительство престижным и привлекательным, а преподавательское сословие — одним из самых уважаемых в российском обществе.

Проблемы введения системы «бакалавр — магистр», признания российских степеней кандидата и доктора наук, последствий внедрения системы «кредит часов», которые освещались другими выступавшими, также были затронуты в данном докладе. Особое внимание было уделено вопросам расширения российского рынка и российского экспорта образовательных услуг, увеличению академической мобильности российских студентов, аспирантов и преподавателей. В заключении В.В. Миронов прокомментировал идею автономии университетов, которой посвятил доклад Диониссис Кладис, заметив, что автономия российских университетов высокая и в управление университетов правительство РФ вмешивается в малой степени.

Далее международный семинар продолжился в форме коротких выступлений, ко-

торые был посвящены более детальному обсуждению проблем, обозначенных в докладах. В частности, Сьюр Берган, руководитель отдела по высшему образованию и науке Департамента по делам образования, культуры и культурного наследия, молодежи и спорта Совета Европы, в своем выступлении сосредоточил внимание на одном из важнейших принципов реформирования системы образования Европы — квалификациях и изменении системы академических степеней. Эту тему продолжил Л.С. Гребнев, заместитель Министра образования РФ. Он охарактеризовал современное состояние и перспективы модернизации системы квалификаций и степеней в российском высшем образовании.

В выступлении Христиана Тауха, руководителя иностранного отдела Союза ректоров Германии, был представлен опыт, проблемы и перспективы развития Болон-ского процесса в европейской стране, на примере Германии были поведены некоторые итоги этого процесса. Пер Нюборг, представитель Норвежского Совета по высшему образованию, поделился опытом управления высшим образованием, а Вера Счастна, заместитель председателя Комитета по высшему образованию и науке Совета Европы, рассмотрела роль высшей школы в системе непрерывного образования.

Далее собравшиеся приняли участие в общей дискуссии, на которой обсуждали проблемы и пути развития России в контексте создания единого европейского образовательного пространства и подвели итоги совместной работы на международном семинаре. Международный семинар завершился заседанием Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса.

Таким образом, международный семинар стал еще одним шагом в процессе интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Широкий круг проблем, обсужденных на семинаре, позволил откорректировать планы предстоящей работы, оценить перспективы реализации Россией основных принципов, которые будут способствовать разработке национальных образовательных программ, сопоставимых с образовательными программами других стран Европы, повышению качества и доступности российского высшего образования.

Членство России в Болонском клубе будет содействовать развитию российского высшего образования, что позволит повысить конкурентоспособность отечественного образования, а также может оказаться одним из факторов вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию.

Один из основных выводов, который неоднократно подчеркивали участники семинара, — что процесс интеграции России в единое образовательное пространство должен происходить не только на уровне государств и министерств. Чтобы стать успешным, он должен быть поддержан всеми российскими образовательными учреждениями, в него должно включиться все научно-образовательное сообщество — студенты, аспиранты, преподаватели и ученые России.

Т. С. Вычик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.