инновации в общем и профессиональном образовании
И.В. РЫЖКОВА (Мурманск)
международный проект как инновационная форма деятельности современного университета
Дан анализ основных этапов развития и базовых характеристик международного научного проекта как инновационной формы деятельности современного университета (на примере международного проекта «Дети Арктики»). Выдвигается идея необходимости целенаправленной подготовки ППС к ведению международной проектной деятельности.
Ключевые слова: проект, международный проект, международная проектная деятельность, жизненный цикл проекта, сетевой принцип.
Среди существующих форм международного сотрудничества проектная деятельность, с нашей точки зрения, выступает как наиболее перспективная и уникальная форма интегративного характера, аккумулирующая различные виды международного сотрудничества и продуцирующая новые. Международный проект в терминологии менеджмента проектов определяется как полный, завершенный цикл продуктивной инновационной деятельности группы стран. Проект (дословно «брошенный вперед») - «это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [1: 188]. Приведем еще одно определение, данное Немецким институтом стандартизации DIN: «Проект - это план, который, как правило, характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансовыми, кадровыми и другими ограничениями, отделен от других мероприятий. Предусматривается создание специальной организации для реализации проекта» (цит. по [5: 20]).
В.И. Катаева, анализируя специфику проектов социальной сферы, разграничивает понятия «концепция», «программа» и «проект», утверждая, что «проект в отличие от программы является не просто средством управления деятельностью, а необходимым условием получения финансирования... Принципы построения деятельности, заложенные в проекте, позволяют более эффективно использовать ресурсы, организовывать совместную деятельность, опираясь на конкретные ожидаемые результаты, заложенные в проекте, и т.д. Проект - наиболее приземленная, конкретная и реально выполнимая форма деятельности любой организации или учреждения социальной сферы» [3: 165].
В структуре высшего учебного заведения международный проект выступает именно как форма международной деятельности, как своеобразная творческая задача, поиск решения которой предполагает максимальную актуализацию научнопрактического потенциала проектного коллектива. Почему именно проектная форма рассматривается нами как наиболее эффективная для современного вуза? Во-первых, именно данная форма в крайне непростой ситуации перманентного реформирования и сокращения бюджетного финансирования позволяет обеспечить приток значительных денежных средств, дающих возможность сохранить статусные показатели вуза как университета. Во-вторых, именно проектная деятельность создает условия для максимальной реализации научно-исследовательского потенциала преподавателей. В-третьих, в образовательно-исследовательском пространстве современного педагогического университета международный проект -интегративное образование. Это проект так называемого «смешанного типа», т.е. проект комплексный: и инновационный, и научно-исследовательский, и образовательный, и учебный одновременно, проект как иллюстрация единства теории и практики. В-четвертых, проект выступает как возможность постижения метаязыков друг
© Рыжкова И.В., 2009
друга. Имеется в виду объединение в рамках проектной идеи, с одной стороны, потенциалов нескольких кафедр, с другой -нескольких зарубежных вузов, что создает возможность постижения языка иной культуры, культуры другой страны, специфики иного сознания. В-пятых, инновационная проектная деятельность выступает как ответ на объективный запрос времени и те требования, которые предъявляются сегодня к системе высшего образования. В соответствии с декларацией Первой Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке», повышение качества высшего образования связано с требованием рассмотрения последнего в международном измерении, включая необходимость реализации международных научно-исследовательских проектов как обмена идей [2: 6].
Рождение проектной идеи предполагает общий анализ сложившейся ситуации, выявление конкретной проблемы с параллельным анализом ее структурных характеристик, постановку целей и задач, продумывание состава целевых групп или группы, на улучшение положения которой в конечном итоге направлен проект, характеристику планируемых качественных и количественных результатов. Для педагогического университета так же, как и для любого другого образовательновоспитательного учреждения, основной целевой группой выступают ребенок и учитель, т.е. детское и учительское сообщества, понимаемые в качестве основных получателей, или адресатов итогового продукта. В отдельных случаях предполагается работа со студенческим, а также родительским сообществами.
В качестве наиболее яркого примера грамотного проектного менеджмента и значимости выдвигаемой проектной идеи может выступать проект Агс^СЫЫгеп «Трансграничная учебная программа обеспечения психосоциального благополучия через школьное обучение в Баренц-регио-не», представляющий собой одно из ведущих направлений международной научноисследовательской деятельности Мурманского государственного педагогического университета и имеющий четкую трансграничную направленность. (Оговоримся, что, используя данный пример в рамках статьи, автор не ставит своей целью глубинный анализ содержательной части проекта, останавливаясь прежде всего на формаль-
ном его воплощении, позволяющем говорить об опыте проектного менеджмента.)
Участниками проекта являются четыре страны - Финляндия, Россия, Норвегия и Швеция, объединенные пониманием общности и глубины проблем, связанных с психосоциальным благополучием населения, а также возможности совместного поиска решений. Кроме того, все эти страны имеют общее основание образовательных и культурных традиций, в качестве которого выступает Север, четкая специфика северного пространства и времени. Цель международного проекта - разработка транснациональной модели, способствующей улучшению психосоциального состояния детей и подростков и построению безопасной, поддерживающей их развитие социальной среды в Баренц-регионе. Деятельность по исследованию и развитию началась в январе 2002 г. при участии представителей двух стран - Финляндии и россии; 2004 - 2008 гг. - этапы проекта, реализуемые в диалоге с Норвегией и швецией. На первом этапе исследование проводилось при финансовой поддержке программ INTERREG=3, A Northern Programme, Ko-larctic subprogramme и встречного проекта Министерства здравоохранения и социального развития Финляндии. В ходе второго этапа МГПУ был получен грант от представительства Европейской комиссии по программе INTERREG-TACIS.
Опыт работы автора в сфере проектного менеджмента, включающий в себя как научное руководство рядом международных проектов, так и их общую координацию, позволяет говорить о комплексе базовых характеристик международного проекта, часть из которых имеет универсальный характер, тогда как другая часть отражает специфику положения МгПУ как педагогического университета и как вуза Северо-Запада России. Выделим следующие характеристики международного проекта: целостность, уникальность (особо следует оговориться, что понятие уникальности относится к проекту в целом и учитывает прежде всего комплекс неповторяющихся условий, при которых реализуется проект), инновационность, динамичность, перспективность (устойчивость проекта или значение проектных результатов для развития системы как высшего, так и среднего образования), интегративный характер, практическая направленность, устойчивое развитие проекта (его жизнеспособ-
ность, эффективное развитие проекта после окончания внешнего финансирования со стороны грантодателя), трансграничная направленность (сосредоточенность проблематики проекта на исследовании феномена Севера в разных его ипостасях: ребенок на Севере, психосоциальное благополучие детей и подростков, учительское сообщество Севера и др.), самофинансирование (определяется требованиями той или иной грантовой программы), создание сети (на уровне региона, Северо-Запада России, зарубежных стран-соседей).
Как правило, тщательно разработанный и детально продуманный международный образовательный проект основывается на построении двухуровневых сетей: первый уровень объединяет два или более высших учебных заведения, второй - несколько школ, функционирующих как базовые экспериментальные площадки или мульти-профессиональные группы. Используемый в качестве объекта аналитического рассмотрения проект «Дети Арктики» проводился на базе школьных сообществ указанных северных стран, каждую из которых представляли школы двух типов - городская и сельская. Высший уровень проектной сети объединял в творческую лабораторию следующие вузы: Лапландский универси-
тет г. Рованиеми (Финляндия), Технологический университет г. Лулео (Швеция), Финнмаркский университетский колледж г. Альта (Норвегия) и Мурманский государственный педагогический университет в качестве основного партнера с российской стороны. Отлаженное взаимодействие вышеобозначенных уровней создавало условия для эффективного функционирования проекта как целостной системы, направленной на улучшение того или иного компонента образовательных систем различных стран.
Являясь инновационной формой деятельности, международный проект сочетает в себе традиционное и новаторское, и, хотя новаторский элемент явно доминирует, он может не быть определяющим. Проект должен учитывать накопленный в той или иной конкретной сфере опыт и его аксиологическое содержание. Анализируемый проект «Дети Арктики» имел в качестве концептуального центра такую актуальную проблему, как психосоциальное благополучие населения, которая предполагала рассмотрение группы социальноэкономических, культурных и психологи-
ческих факторов. Деятельность исследователей с российской стороны включала разработку и внедрение модуля «Социальная педагогика как поддержка школьного обучения», который включал в себя интегративный блок социально-педагогических и медико-психологических технологий, направленных на оказание помощи школьному социуму с целью повышения уровня психосоциального благополучия детей. В течение второго этапа реализации проекта разрабатывался блок социальнопедагогических методик, наиболее эффективные из которых отражены в итоговом продукте проекта - учебном пособии для учителей, изданном на английском, русском и норвежском языках [6; 7; 8].
Любой проект, как международный, так и внутрироссийский, необходимо рассматривать как живой организм, в ткани которого возможны определенные изменения. Необходимо выделить следующие риски: непредсказуемость педагогического результата, которая может повлечь за собой изменение или корректировку самой стратегии; кадровые перестановки, замена партнера; прямое и косвенное влияние изменяющейся социальной среды; различная специфика финансового регулирования и т.д.
залогом эффективности проекта и важнейшим условием его реализации в целом выступает диалоговая установка, направленная на формирование способности принятия уникальности культуры другого. Следует заметить, что само возникновение проектной идеи и рассмотрение того или иного учебного заведения в качестве основного партнера, как правило, выступают иллюстрацией того, что опыт успешного взаимодействия и установления деловых контактов уже состоялся, а значит, созданы основания для устойчивого развития проекта.
Международный проект, объединяющий представителей различных факультетов и кафедр, выступает как некая новая целостность, связанная с исчезновением привычных и видоизменением устоявшихся методов работы, с потребностью в новых формах профессиональной идентификации всех участников проекта. На данном этапе международный компонент включен во все сферы жизнедеятельности современного университета - образовательную, научную, управленческую. Обращение к компаративному подходу в анализе феноменов социально-педагогического
характера позволяет не только расширить общее диалоговое пространство, но и более рельефно выстроить национальную образовательно-воспитательную модель.
Современный педагогический университет характеризуется сегодня «как развивающаяся образовательная и научная система, имеющая богатые внутренние инновационные потенциалы, которые реализуются при определенных условиях» [4: 35]. Акцентирование внимания именно на инновационном виде деятельности требует от участников международного проекта владения новыми навыками. Стихийное внедрение подобного рода инноваций только ухудшает положение системы высшего образования в целом за счет актуализации различных рисков. Понимание этого факта приводит к мысли о необходимости всестороннего анализа проектной деятельности современного вуза, ее содержания и структуры, что не может не привести к идее создания методической системы подготовки профессорско-преподавательского состава для участия в международной проектной деятельности.
Продумывая различные варианты создания методических систем в рамках указанного направления, необходимо учитывать специфику профессорско-преподавательского состава (ППС) педагогического университета, где ярко выражен гендерный дисбаланс, большая часть ППС является выпускниками этого же вуза и, следовательно, владеет комплексом педагогических методов и приемов. При этом следует учитывать, что уровень коммерциализации научно-исследовательской работы в современном педагогическом вузе остается достаточно низким, а степень участия ППС в программах академической мобильности в силу отсутствия должного уровня лингвистической компетентности не соответствует вызовам времени. Наряду с этим важно учитывать комплекс психологических факторов, связанных с инертностью и скрытым сопротивлением инновациям, качественно определяющим международный образовательный проект.
Подводя итоги, особо выделим следующее. Система подготовки к работе в международных проектах на методическом уровне может включать в себя несколько блоков: культурологический, подразумевающий общее знакомство с культурой той или иной страны - потенциального партнера, особенностями межкультурной
коммуникации и параллельное формирование диалогической установки в сознании аудитории; собственно методический, направленный на обучение навыкам организации и проведения конференций и семинаров международного характера, имеющих строго определенную специфику; проектно-менеджерский блок, нацеленный на разъяснение основ проектного менеджмента, общих правил разработки и реализации международного образовательного проекта, критериев оценки его эффективности; собственно экономический, направленный на обучение навыкам составления бюджетов грантов, специфике финансовых операций в рамках грантов Европейского Союза и других международных объединений и организаций.
Подготовка профессорско-преподавательского состава университета, в том числе и педагогического, к означенному виду деятельности может быть рассмотрена в терминологии образования взрослых, с акцентированием ее значения как средства привнесения перемен в профессиональную деятельность в целом. В современных условиях развития инновационных процессов в пространстве современного вуза данный вид подготовки становится неотъемлемым условием развития личности с целью адаптации в изменяющемся профессиональном сообществе.
литература
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997. 190 с.
2.Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: заключительный докл. Всемирной конф. по высш. образованию. Париж: ЮНЕСКО, 1998. 09 дек. 120 с.
3. Катаева В.И. Креативный менеджер: стратегия успеха. М.: РУСАКИ, 2003. 280 с.
4. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 307 с.
5. Пайпе С. Проектный менеджмент. М.: Дело и Сервис, 2005. 192 с.
6. Психосоциальное благополучие детей Арктики: учеб. пособие / под ред. А.М. Сергеева. Мурманск: МгПУ, 2008. 260 с.
7. Crystals of Schoolchildren’s Well-being (Cross-Border Training Material for Promoting Psychosocial Well-Being through School Education) ed.by A. Ahonen, E. Alerby, O.M. Johansen [etc.]. Gummerus Printing, 2008. 162 p.
8. Barns trivsel i Nord (Aktiviteter for psy-kososial trivselfra skolen i Barentsregionen) Red.
A. Ahonen, E. Alerby, O.M. Johansen [etc.]. Gyl-dendal Norsk Forlag AS, 2008. 152 p.
International project as an innovative form of modern university activity
There is given the analysis of common stages of development of international project and its basic characteristics as an innovative form of modern university activity (on the example of the international project “Arctic children”). The idea about the necessitating the purposeful training for the international project activity is regarded.
Key words: project, international project, international project activity, project life circle, net principle.
С.Ш. канатова
(Волгоград)
электронный портфель как эффективное средство формирования икт-компетентности учителя иностранного языка
Обсуждаются роль информационно-технической компетентности (ИКТ-компетентность) как приоритетной компетентности будущего специалиста и условия ее формирования на языковом факультативе. Предлагается модель электронного портфеля преподавателя иностранного языка как эффективного и мотивирующего средства рефлексивного и профессионально-ориентированного формирования ИКТ-компетентности будущего учителя иностранного языка.
Ключевые слова: информационнокоммуникативные технологии, ИКТ-компетентность, педагогические технологии личностно ориентированного обучения иностранным языкам, электронный портфель студента, рефлексия.
Изучение дидактических возможностей современных информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) показывает, что они, как эффективный инструмент приобретения знаний и приобще-
ния к аутентичной интерактивной языковой среде, затрагивают всю систему обучения иностранному языку (ИЯ): содержание, формы и методы обучения. Широкие возможности для организации и совершенствования обучения всем аспектам иноязычной речи, в первую очередь - письменной речи и чтения, предлагают синхронные и асинхронные коммуникации на базе ИКТ, потому что в их основе лежит коммуникация (передача, получение и обмен ею информации).
Наиболее эффективно достичь основной цели обучения ИЯ - готовности и способности к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного взаимодействия - позволяет интеграция очных и дистанционных форм обучения на базе ИКТ, в частности, на базе такой дистанционной образовательной технологии (ДОТ), как обучающая платформа Moodle. Будущий учитель ИЯ, призванный инициировать и организовывать межкультурное взаимодействие учащегося с носителем изучаемого языка, формировать у него готовность и способность принимать активное участие в этом взаимодействии, должен овладеть ИКТ-компетентностью, определяемой в действующем ГОСТе ВПО одной из приоритетных компетентностей будущего специалиста [1].
В нашем исследовании под ИКТ-компетентностью учителя с педагогической точки зрения мы понимаем базисную компетентность учителя в адекватной, сознательной, ответственной и творческой деятельности по использованию ИКТ в учебном процессе, в нашем случае - в обучении ИЯ. В состав такой компетентности входят следующие умения: 1) понимать и критически оценивать достоинства и недостатки ИКТ в обучении ИЯ; 2) выбирать и использовать дидактические возможности ИКТ для их интеграции в практику обучения ИЯ; 3) работать с различными типами ИКТ и их дидактическими ресурсами и услугами; 4) создавать собственные медиапроекты на базе ИКТ; 5) осмысливать и оценивать степень влияния ИКТ на личность обучаемого; 6) видеть условия использования дидактических возможностей ИКТ в конкретных учебных ситуациях различных типов учебных заведений; 7) использовать различные модели и формы ра-
© Канатова С.Ш., 2009