Научная статья на тему 'Международный опыт управления туризмом'

Международный опыт управления туризмом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЗУНГ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ПЕРСУАЗИВНОСТЬ / ПРАГМАТИКА / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / SLOGAN / POLITICAL LINGUISTICS / PRAGMATICS / STYLISTIC DEVICES / PERSUASIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Елена Владимировна

В статье рассматриваются особенности применения лингвостилистических средств в зависимости от коммуникативно-прагматических характеристик лозунгов. В процессе анализа примеров были выявлены наиболее характерные для английского языка средства создания персуазивного эффекта в лозунгах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pragmatic and linguostylistic characteristics of political slogans of English-speaking countries

This article is dedicated to the problem of usage of linguostylistic devices in relation to pragmatic characteristics of political slogans. The detailed research made it possible to determine the most typical English language stylistic devices which are used to intensify the effect of persuasiveness in slogans.

Текст научной работы на тему «Международный опыт управления туризмом»

ческом, и в жестком детективе описание пейзажа приобретает глубинную смысловую направленность, отображая внутреннее состояние героя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 75-76.

2. ЩироваИ.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 120 с.

3. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 230232.

4. ChandlerR. The Little Sister. London: Penguin Books, 2005. 298 p.

5. Doyle A.C. The Adventures and Memories of Sherlock Holmes. London: Wordsworth Classics, 1996. 503 p.

6. StoutR. Champagne for One. SPb.: The Collection, 2005. 157 p.

7. Webster's New World College Dictionary. Fourth edition. Macmillan, 1997.

ЕВ. ВАСИЛЬЕВА

Елена Владимировна Васильева — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор — 3 публикаций.

Область научной специализации — рекреация и туризм.

^ ^ ^

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ*

На основе изучения опыта организации управления туристско-рекреационной индустрией за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации — все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации. Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм не является значимой для страны отраслью хозяйства либо когда субъекты туристского рынка сознательны, т. е. способны решать свои проблемы без государственного участия.

Эта модель управления используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура И8ТТА, ведавшая туризмом). Руководство страны решилось на это в силу ряда причин: а) сокращение расходов федерального бюджета; б) наличие прочных позиций США на международном рынке туризма; в) привлекательность страны для зарубежных туристов; г) присутствие сильных частных компаний в индустрии туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка [1, с. 78].

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.

ГРНТИ 06.71.57 © Е.В. Васильева, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

Подобная модель организации управления туриндустрией распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений.

Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство с экономическим уклоном. При этом подразделение министерства, которое занимается вопросами туризма, осуществляет деятельность в двух направлениях: решает глобальные вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности регионов, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, обработка статистической информации) и осуществляет маркетинговую деятельность, участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом.

В настоящее время система управления туризмом в большинстве стран носит преимущественно территориальный характер с возможностями воздействия на отраслевое развитие страны. В качестве примера можно рассмотреть систему управления туризмом в Великобритании, являющуюся типовой для многих европейских стран. В сферу компетенции Министерства национального наследия входят вопросы осуществления политики в индустрии туризма страны. Отдел по туризму, существующий в рамках Министерства, включает в себя два подразделения: первое — отвечает за финансовую поддержку индустрии туризма, межведомственную координацию спорных вопросов, а также за представление индустрии туризма Англии на международном уровне; второе — отвечает за статистическую информацию по состоянию туризма в стране, стимулирование развития внутреннего туризма, а также за повышение качества туристского обслуживания. Соответствующие региональные отделения Министерства, в первую очередь, координируют деятельность региональных органов управления, занимаются установлением более тесных контактов между ними и устранением дублирования в их деятельности. Кроме того, на уровне каждого региона страны (Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия и др.) существуют управления по развитию туризма, функциями которых являются поддержание надлежащего уровня развития туризма в своем регионе и обеспечение объективной информации о нем на уровне всей страны [2]. И наконец, местные органы управления отвечают за создание инфраструктуры и обеспечение качественного обслуживания на их территории, планирование их развития, а также осуществляют финансирование существующих туристских информационных центров, которые предоставляют информационные услуги, занимаются бронированием мест и пр.

Помимо перечисленных территориальных органов управления, туризм в Великобритании представлен целым рядом негосударственных (общественных) организаций, выполняющих функции отраслевого управления на различных уровнях. В качестве общественных организаций существуют также представительства частного сектора, организованные в различные ассоциации и общества, отвечающие за лоббирование интересов предпринимателей индустрии туризма, консультирование и совершенствование методов работы на различных уровнях власти.

Организация управления туризмом во Франции представляет собой стройную и эффективную систему, объединяющую государство, регионы, департаменты, коммуны и частный сектор: а) Министерство по транспорту и обустройству; б) Государственный секретариат по туризму; в) региональные комитеты по туризму (22 региона); г) комитеты по туризму департаментов (100 департаментов); д) коммуны (36 тыс.) [3, с. 60-63].

На государственном уровне за туризм отвечает Министерство обустройства и транспорта. В его структуре находится Государственный секретариат по туризму, исполняющий функции национальной туристской администрации. В компетенцию федерального туристского ведомства входят вопросы: профессионального обучения; статистики туризма, прогнозирования эволюции туризма; формирования взаимоотношений с региональными комитетами; ведение контракт-планов по регионам (между государством и регионами подписываются контракты на 5 лет во всех областях, которые интересуют государство).

Важное место в системе управления туристской сферой занимает Агентство по туристской инженерии Франции (ЛИТ), которое является государственной организацией и выполняет следующие функции: а) апробированием новых туристских проектов в национальных масштабах; б) анализ и перспективное планирование развития туризма; в) исследование поведения туристов в разных странах (наблюдение за спросом); г) наблюдение за информированием туристов о туристских предложениях; д) составление рекомендаций для различных туристских организаций; е) проведение обучения для отраслевых специалистов, проведение технических дней для передачи «ноу-хау»; ж) ведение проектов «от начала до конца» [4, с. 192].

Министерство по туризму обеспечивает ЛИТ помещениями и выплачивает заработную плату его сотрудникам (в Агентстве работают 22 сотрудника). Его годовой бюджет составляет около 5400 тыс. евро. Из них пятая часть формируется за счет продажи услуг Агентства, а 4/5 представляют собой субсидии различных министерств [5]. Сегодня Агентство — единственное во Франции, однако, по прогнозам специалистов, потребность в туристской инженерии будет постоянно возрастать, поэтому в наиболее крупных туристских регионах могут быть созданы аналогичные региональные агентства.

На национальном уровне во Франции действуют организации, объединяющие как комитеты по туризму, так и ассоциации и турбюро: Федерация комитетов и департаментов по туризму Франции, Федерация ассоциаций городских турбюро Франции, Федерация арендных домиков Франции, Федерация пригородных парков и др.

Система управления туризмом во Франции складывалась десятилетиями. В настоящее время после передачи некоторых властных полномочий в регионы и департаменты наметилась тенденция децентрализации в государственном управлении туризмом. Несмотря на успешное развитие во Франции индустрии туризма (76 млн туристов в год, 12 % ВВП), можно обозначить такие общенациональные проблемы, как старение туристских секторов, а также ограниченность природных ресурсов для будущего развития.

В Испании вопросами туризма занимается Министерство экономики (через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и общее направление политики); гостиничная цепь "Paradores" (83 гостиницы, размещенные в зданиях, представляющих историко-архитектурный интерес); два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге); Испанский институт туризма — "Turespaca". занимающийся привлечением иностранных туристов, рекламной деятельностью и продвижением испанских курортов за рубежом. Данная организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета [6].

В Италии Департамент по туризму подчиняется Министерству производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и Евросоюзом).

Однако центральная роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (ENIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турад-министраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 26 странах [2].

Учитывая масштабы международного туризма, федеральное устройство и способ организации туристской отрасли, для России наиболее приемлемой представляется третья модель управления. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно государственное регулирование отрасли, что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Т.В. Проблемы и перспективы туристской индустрии в России // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды III Международной научно-практической конференции. М.: АНО «Диалог культур», 2008.

2. БалабановИ.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учеб. пос. М., 2003.

3. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Принципы планирования устойчивого развития туризма в регионе и их взаимосвязь // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». 2006. № 4.

4. ГавриловА.И. Туризм сегодня, перспективы развития // Туристские фирмы. Вып. 20. СПб.: Невский Фонд, 2000.

5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учеб. пос. М.: НО-ЛИДЖ, 1996. 312 с.

6. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: учеб. пос. / РМАТ. М.: Советский спорт, 1998. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.