Научная статья на тему 'Международный опыт молодежного парламентаризма'

Международный опыт молодежного парламентаризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3837
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. / YOUTH / POLITICAL SOCIALIZATION / YOUTH PARLIAMENT / POLITICAL PARTICIPATION / POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пастухова Л. С.

статье рассматривается международный опыт функционирования института молодежного парламентаризма.Становление его началось около ста лет назад в США. Молодежный парламентаризм представляет собой формуучастия молодежи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений и в создании таким путем определенных условий для политической социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF YOUTH PARLIAMENTARISM

The article deals with the international experience of the institute of youth parliamentarism. Its emerging dates back to 19 century the United States. Youth parliamentarism is a form of youth participation in socio-political processes. Its specificity consists in the imitation of political decision-making and in creating in this way certain conditions for the political socialization of youth.

Текст научной работы на тему «Международный опыт молодежного парламентаризма»

♦------------------------------------------------

ем горных и равнинных аулов осуществлялась при помощи ослов, лошадей, которых не всегда можно было использовать, ибо горные тропы по несколько месяцев в году становились непроходимыми.

1. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. Ч. II.

2. Берже А. Прикаспийский край. Кавказский календарь на 1857 г. Тифлис, 1856.

3. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. II.

4. Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20 -50-е гг. Махачкала, 1959.

5. Зубов П. Картина Кавказского края. СПб., 1835. Ч. 3.

6. История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. М., 1958.

7. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.

8. Неверовский А. Краткий взгляд на северный и средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб., 1847.

9. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964.

удк 324 л.С. Пастухова

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

В статье рассматривается международный опыт функционирования института молодежного парламентаризма. Становление его началось около ста лет назад в США. Молодежный парламентаризм представляет собой форму участия молодежи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений и в создании таким путем определенных условий для политической социализации молодежи.

Ключевые слова: молодежь, политическая социализация, молодежный парламент, политическое участие, политическая активность.

L.S. Pastuhova

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF YOUTH PARLIAMENTARISM

The article deals with the international experience of the institute of youth parliamentarism. Its emerging dates back to 19 century the United States. Youth parliamentarism is a form of youth participation in socio-political processes. Its specificity consists in the imitation of political decision-making and in creating in this way certain conditions for the political socialization of youth.

The key words: youth, political socialization, youth parliament, political participation, political activity.

Анализ опыта современной молодежной политики свидетельствует, что принцип работы «для молодежи» уступает сегодня место другому - «с непосредственным участием самой молодежи». Механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы, становятся все более востребованными и актуальными. Интерес представляют такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества. Одним из таких институтов является молодежный парламентаризм. Молодежный парламентаризм в России развивается не более 20 лет параллельно с формированием гражданского общества. Однако международный опыт функционирования этого института насчитывает около 100 лет.

В мировой практике зачатки молодежного парламентаризма появились в начале XX в. История его началась в 1910 г. в городе Сент-Луис (США, штат Миссури), когда Генри Гинссенбайр и его товарищи сформировали кпуб «Геркуланум». В 1915 г. полковник Х.Н. Морган, гражданин Сент-Луиса, вдохновил членов клуба включиться в разрешение гражданских проблем. В результате Гинссенбайр и его 32 товарища сформировали Молодежную прогрессивную гражданскую ассоциацию 13 октября 1915 г. В следующем году в результате расширения ее численности и активизации молодых людей для решения общественных вопросов данная

организация была переименована и стала называться «Молодые граждане». В 1918 г. к ней присоединилась Торговая палата Сент-Луиса, в результате чего появилось название Молодежная торговая палата Сент-Луиса. На распространение влияние данной организации в США оказала воздействие Первая мировая война (1914 - 1918). В США появилось 29 клубов, которые были объединены в Молодежную торговую палату США. Генри Гинссенбайр был избран первым президентом национальной организации.

Обратим особое внимание на то, что благодаря образованию Министерства торговли в Виннипеге в 1923 г возникла идея организовать первую Молодежную Палату вне США. В 1928 г о Молодежной палате узнали в Англии. В 1940 г Молодежная палата Соединенных Штатов утвердила программу отношений со странами в Центральной и Южной Америке. Это привело к учреждению Молодежных палат в Мексике, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике и Панаме в 1943 г Таким образом, началось создание Международной молодежной палаты. В 1944 г была проведена первая международная конференция в Мехико. Мексиканец Рауль Гарсия Видаль был избран первым президентом организации на международном уровне. Именно тогда Международную молодежную палату сформировали представители из таких стран, как Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама и Соединенные Штаты Америки.

Двумя годами позже, в 1946 г., в Панаме был проведен Первый Всемирный конгресс Международной молодежной палаты, на котором делегаты из 16 стран приняли временную Конституцию. В дальнейшем происходили незначительные изменения в структуре и названиях. Заметим, что с 1988 г. данной организации вернулось прежнее название - Международная молодежная палата. Сегодня членами Международной молодежной палаты являются более 500 тыс. молодых лидеров в политике и бизнесе, представляющие более 9 тыс. местных организаций из 132 стран мира. Палата является ассоциированным членом ООН и осуществляет совместные программы с Международной торговой палатой, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также имеет соглашения о сотрудничестве с Международной ассоциацией студентов в экономике и управлении, с Всемирной организацией здравоохранения, с Межамериканским фондом и Европарламентом.

Основной целью Международной молодежной палаты является активизация международного молодежного движения, развитие лидерских качеств молодых людей, социальной ответственности, товарищества и предпринимательства. Ее членом может стать любой человек от 18 до 40 лет.

Фактом признания деятельности Международной молодежной палаты в мире является проведение ежегодной встречи «Малой восьмерки» лидеров Молодежных палат стран «Большой восьмерки» в одном месте и в то же время, что и глав государств-стран «Большой восьмерки». Такие встречи проводятся с 2000 г., в них принимают участие и представители Российской молодежной палаты, которые стали полноправными членами Международной молодежной палаты с 1992 г

Другим субъектом реализации интересов молодого поколения можно назвать Европейский молодежный парламент, целью которого являются развитие европейского измерения в образовании и предоставление возможности 16 - 22-летним участникам накапливать позитивные практические знания в области политической деятельности и культуры, воспитывать правосознание и формировать твердую гражданскую позицию, навыки политической дискуссии и управления [1].

Европейский молодежный парламент представляет собой конференцию, на которой молодые люди имеют возможность свободно выражать свои мысли без какой-либо политической подоплеки, способствуя таким образом развитию независимого мышления и личной инициативы. В этом отношении данная структура на международном уровне создает условия для общения между молодежными гражданскими лидерами европейским стран, в дальнейшем давая им возможность в своих организациях и странах активизировать рост гражданских инициатив и развитие гражданского общества.

Европейский молодежный парламент как образовательный проект был создан в 1987 г. Молодежным фондом Фонтенбло (Оксфорд, Великобритания). Ежегодно проводятся три международные сессии по 9 дней каждая с участием в них 250 - 300 студентов из 30 государств. Не менее четырех стран имеют статус наблюдателя. Парламент открыт для участия всех обучающихся в Европейском сообществе. Популяризируется игровая форма обучения как неотъемлемая часть традиционной системы образования.

Деятельность Европейского молодежного парламента на международном уровне осуществляется при поддержке национальных комитетов из разных государств. Национальный комитет в Москве был создан в 2004 г на базе Российского университета дружбы народов. Национальные комитеты ежегодно проводят национальные сессии для отбора делегатов, которые представляют страну на международных сессиях.

Анализ развития молодежного парламента в конце ХХ в. позволяет утверждать, что на европейском пространстве процесс развития молодежного парламентаризма стимулировала Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований. Данный документ был разработан и одобрен Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1992 г. В 2003 г хартия была пересмотрена и значительно дополнена. С этого момента она получила большую поддержку во всей Европе как инструмент для увеличения участия молодежи в жизни гражданского общества.

Один из главных принципов хартии состоит в том, что все области политики должны иметь молодежную часть. Этот принцип касается образования и доступа к культуре, а также здоровья, работы, равноправия мужчин и женщин, окружающей среды. В хартии перечисляются средства, способствующие участию молодежи в политике с помощью информационной технологии и связи, а также участию молодежи в неправительственных организациях и политических партиях. Последняя глава хартии посвящена организационному участию в местных и региональных делах. Подчеркивается необходимость наличия «постоянных представительных структур, таких как молодежные советы, молодежные парламенты или молодежный форум. Подобные структуры могут выполнить следующую функцию: предоставить возможность молодым людям делать предложения местным и региональным властям и также предоставить возможность властям советоваться с молодежью по специальным вопросам» [2, с. 134]. Авторы хартии не акцентировали внимание на различиях между молодежным советом, молодежным парламентом, молодежным форумом, назвав их механизмами, позволяющими обеспечить участие молодежи в принятии касающихся ее решений.

Хартия начинает рассматривать молодежный парламентаризм как форму молодежного участия, придавая этому ключевое значение. Молодежное участие крайне важно во всех сферах общественной и гражданской жизни и не ограничено исключительно рамками политических процессов. Оно не только играет первостепенную роль в получении опыта демократии, но позволяет также приобрести личный опыт диалога между различными субъектами гражданского общества. Участие молодежи является первым шагом в создании гражданского общества, способом формирования взаимоотношений между молодыми людьми, обществом и властью. Кроме того, это создает возможности для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие общества. Осуществление подобного диалога между упомянутыми действующими лицами разных уровней и возрастов приведет к диалогу поколений и развитию общества через непосредственное участие молодежи.

По состоянию на 2007 г. молодежные парламентские структуры созданы в большинстве стран Европы.

♦--------------------------------------------------

Основная их цель - представление интересов и защита прав молодого поколения на национальном уровне. Ежегодно проводятся форумы и конгрессы, посвященные актуальным проблемам общественной жизни, участию в ней молодого поколения. Европейской комиссией поддерживается специальный Интернет-портал, который содержит информацию о государственных программах по вопросам молодежной политики, данные о молодежных ассоциациях и участии молодежи в политике, об образовании и возможности трудоустройства в странах ЕС. Основными целями подобных медиа-ресурсов являются построение диалога и привлечение молодых граждан Европы к активному участию в политической, социально-экономической жизни сообщества.

Рассмотрим опыт работы молодежного парламентаризма в некоторых европейских странах. Например, опыт Великобритании свидетельствует об интенсивном развитии молодежного парламентаризма на уровне конкретных территорий. Молодежный парламент Шотландии образован в 1999 г На сегодняшний день объединяет 200 молодых жителей Шотландии в возрасте от 14 до 25 лет. Основная цель - представление интересов и защита прав молодежи на местном уровне. Поддерживается Парламентом Шотландии. Активно действует также детско-молодежная парламентская ассамблея Уэльса, основная цель которой - защита прав детей и молодежи Уэльса, представление интересов прав детей и молодежи в Правительственной ассамблее Уэльса, участие в принятии решений на местном уровне.

Одновременно действует и Молодежный парламент Соединенного королевства Великобритании, образованный в 2001 г и имеющий статус общественной организации. Основная его цель - защита прав молодежи, привлечение молодежи к принятию решений на национальном уровне. В состав парламента входят представители молодежи Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии.

В современной Германии, в Земле Шлезвиг-Гольштейн, Молодежный парламент собирается один раз в год в конце ноября. Он состоит из 70 человек: от каждой организации по два делегата. Делегаты избираются от самых различных организаций: Красного Креста, пожарных, социал-демократов, монархистов и т.д. Избранные в парламент делегаты делятся на четыре рабочие группы:

- в области международной политической стратегии;

- по проблемам окружающей среды;

- по проблемам образования;

- по внутренней политике (например, по вопросу о легализации легких наркотиков, так как проблема наркомании актуальна для молодежи).

В Польше Молодежный парламент формируется из числа активистов студенческих организаций, его заседания проходят в Варшаве. Парламент состоит из 400 человек. В президиум Молодежного парламента входят 17 человек, территориально располагающиеся в Министерстве образования в Варшаве.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что партнерство государственных органов и молодежи вошло в практику государственной молодежной политики во многих странах Западной Европы. Вместе с тем в странах с развитой демократией (например, таких как Германия) молодежные парламенты не стали серьез-

ными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодежи. В большинстве своем созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности, где молодежь обсуждает актуальные вопросы общества с представителями государственной власти и местного самоуправления. Это говорит о том, что подобные молодежным парламентам молодежные школы жизни могут в первую очередь подготовить молодых людей к процессу вхождения во взрослую политическую жизнь, выступить механизмом политической адаптации для молодого человека. Одновременно с этим наиболее важной задачей представляется включение молодежи в реальные органы власти: представительные, исполнительные, где от голоса молодого человека будет зависеть принятое решение.

Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Фиджи, Египет, находятся на стадии развития молодежного парламентаризма. Молодежные парламентские структуры в них созданы, они объединяют общественно-активных молодых людей, руководителей молодежных общественных объединений; деятельность создающихся молодежных парламентов сосредоточена на обсуждении актуальных проблем, формировании переговорных площадок молодежи с властью, реализации социально значимых инициатив и обсуждении принимаемых законодательными органами власти нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи.

Интересен и опыт развития молодежного парламентаризма на постсоветском пространстве, который также имеет свою специфику Молодежные парламентские структуры созданы в Украине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Армении, Азербайджане [4, с. 88 - 120]. Процессы демократизации и становления гражданского общества в постсоветских странах стимулировали их к принятию различных новшеств и проведению экспериментов демократии, в том числе таких, как молодежный парламентаризм.

Первый в истории молодежного парламентаризма Республики Казахстан Молодежный парламент начал работу в июле 2005 г. на II республиканском форуме. Выборы прошли в сентябре 2005 г, после чего Молодежный парламент начал свою работу параллельно с Меджилисом Парламента Республики Казахстан. Выборы проходили по подписным листам. Во всех регионах Казахстана были проведены организационные курсы, на которых потенциальных кандидатов в Молодежный парламент обучали избирательным технологиям. Кандидаты в Молодежный парламент регистрировались в качестве кандидатов и собирали подписи в свою поддержку. Молодежный парламент Казахстана начал работу с инициатив и продвижения законопроектов, отстаивающих права молодого поколения республики -с закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», что является прямым примером деятельности молодежной парламентской структуры как института гражданского общества [3].

В Литве создан парламент студентов. Его главная задача - представлять интересы студентов перед пра-

вительством и Министерством образования, которые, кстати, и финансируют парламент. В каждом университете существует представитель парламента. Университеты каждый год делегируют студентов, которые и избирают парламент. В средних школах также существуют школьные парламенты. Уполномоченный по правам учащихся может представлять интересы того, кто не достиг 18 лет

В Азербайджане молодежный парламент был создан перед проходящими в стране выборами в 2006 г. Во многом это были поддержка властью инициативы молодежи, желание властных структур не допустить опыта «оранжевых» революций в Киргизии, Украине и Грузии.

На основе анализа практики зарубежных стран можно выделить следующие основные типы существования молодежных парламентских структур:

1. Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти (например, в Новой Зеландии, Великобритании).

2. Молодежные парламенты или молодежные правительства, созданные при органах исполнительной власти (например, в Египте).

3. Молодежный парламент - социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений (например, в Германии, Австралии).

4. Молодежный парламент - общественная организация (например, в Мексике, Австралии, Перу).

Зарубежный опыт показывает, что функция представительства, обозначенная как основная для института молодежного парламентаризма, является не всегда

определяющей, более того, не всегда реальной (в Германии молодежные парламенты в основе своей представляют политические клубы по обсуждению актуальных общественных проблем; в Египте молодежный парламент - это собрание молодежных и детских общественных объединений страны и др.). Не в каждом молодежном парламенте представлены интересы всех групп молодежи, система формирования молодежной парламентской структуры не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование, конкурс). Вместе с тем необходимо говорить о возможности молодежи реально представлять интересы своей возрастной группы в качестве депутатов представительных органов.

Молодежный парламентаризм представляет собой форму участия молодежи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений структурой, не имеющей права их принятия; в создании таким путем определенных условий для политической социализации молодежи.

1. Европейский молодежный парламент. 11Р1-://\«\«\«. gazeta-ov.ru/2005/12/26.

2. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований (пересмотренная редакция). М., 2006.

3. Известия Казахстана. 2005. № 119.

4. Материалы встречи молодых парламентариев госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств на тему «XXI век, общество, молодежь» (16 - 17 ноября 2000 г., Москва). М., 2001.

удк 94(470) я.В. Шабанов

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В статье анализируется развитие демографической ситуации в России в последние десятилетия. Автор отмечает устойчивую тенденцию к сокращению населения страны. Это неизбежно порождает множество социальных проблем. Масштабность и сложность демографических процессов, происходивших в России, определяют необходимость серьезных изменений государственной политики в этой сфере.

Ключевые слова: демографическая политика, население, социальная политика, кризис, семья.

Ya.V. Shabanov

DEMOGRAPHIC SITUATION AND DEMOGRAPHIC POLICY IN POST-SOVIET RUSSIA

The article analyses the development of the demographic situation in Russia in recent decades. The author notes a steady decline in population. This will inevitably give rise to many social problems. The scale and complexity of demographic processes in Russia determine the necessity of drastic changes in public policy in this sphere.

The key words: population policy, population, social policy, crisis, family.

Начало 1990-х гг характеризовалось для России 1989 г. упала на 1,8 млн [5, с. 9 - 10]. Кризисное состоя-

резким изменением демографической ситуации. Рост ние российской экономики болезненно отразилось на

населения в стране прекратился с 1991 г., а с 1992 г социально-демографической сфере. Либеральные ренаселение России начало существенно и устойчиво со- формы, начавшиеся в 1990-е гг., имели целью обеспе-

кращаться. Темпы депопуляции грозят обернуться са- чить условия экономического развития нашей страны

мыми серьезными проблемами для страны. По дан- для реализации прав людей на благополучную жизнь в

ным переписи 2002 г., численность населения России с долгосрочной перспективе. Однако переход от систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.