Научная статья на тему 'Международные трудовые мигранты Байкальского региона: социально-экономические аспекты адаптации'

Международные трудовые мигранты Байкальского региона: социально-экономические аспекты адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИММИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / REGION / IMMIGRATION / POPULATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова Зинаида Андреевна

В статье представлены некоторые аспекты социально-экономической адаптации внешних трудовых мигрантов в Байкальском регионе, позитивные и негативные последствия международной миграции на изучаемой территории, отношение к ним местного социума, обнаруженные в результате социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international labor migrants of Baikal region: social and economic aspects of adaptation

Based on the survey results the article highlights some aspects of social and economic adaptation of external labor migrants in the Baikal region, positive and negative consequences of the international migration in this territory, and their relation with the locals.

Текст научной работы на тему «Международные трудовые мигранты Байкальского региона: социально-экономические аспекты адаптации»

З. А. Данилова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ

Внешние трудовые миграции являются частью мировой экономики и выполняют важные функции перераспределения трудовых ресурсов, взаимопроникновения и взаимообогащения различных культур. Посредством миграции преодолеваются различия в уровне и образе жизни мирового сообщества, развивается сотрудничество между странами. В результате изменения соотношения физического и социального пространств, появления возможности передвижения по миру «без границ» усилились межстрановые миграционные потоки, которые в основном носят трудовой характер.

В трансграничных регионах России, в том числе в Байкальском регионе (БР), включающем территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края, данные процессы протекают достаточно интенсивно.

Современный мировой экономический кризис существенно снизил международную мобильность населения, однако многие страны и регионы продолжают испытывать потребность в иностранной рабочей силе, и отношение к ней в принимающих обществах неоднозначно, противоречиво. С одной стороны, труд иностранных работников более эффективен, экономически выгоден для государственных и коммерческих структур, с другой — использование труда иностранных граждан ведет к росту социального недовольства в принимающем социуме, обостряет межнациональные противоречия. Поскольку миграционные процессы между странами, территориями закономерны, необходим поиск оптимальных путей сотрудничества принимающих и посылающих стран.

В Байкальском институте природопользования СО РАН под руководством автора при грантовой поддержке международного научного фонда «Научный потенциал» и Российского гуманитарного научного фонда в 2007-2008 годах осуществлялось исследование уровня адаптации международных мигрантов в контексте конфликтного измерения, а также миграционных установок и брачных намерений жителей Байкальского региона относительно иностранных граждан. Были использованы разные методы сбора информации: анкетные опросы населения и мигрантов, контент-анализ средств массовой коммуникации, экспертные опросы специалистов, интервью с руководителями зарубежных национально-культурных обществ, нарративный анализ и др. Исследования проводилось в городах Ангарск, Иркутск, Улан-Удэ, Гусиноозерск, Кяхта, Чита, Забайкальск, а также в поселках Бохан, Таксимо, на станции Наушки.

В опросе «Миграционные предпочтения и отношение населения Байкальского региона к иностранным мигрантам» общая совокупность заполненных анкет составила 950 единиц наблюдения. Отбор респондентов проводился по системе квотно-гнездовой выборки населения. Осуществлялась двухступенчатая стратифицированная выборка со случайным отбором респондентов на первичном, низовом уровне. На указанном уровне в качестве объектов отбора выступили социальные, демографические, образовательные, национально-этнические, производственно-профессиональные таксоны.

© З. А. Данилова, 2011

Признаком отбора объектов на второй ступени являлось их пространственное расположение (близость к местам дислокации иммигрантов). На городском массиве районирование выборки осуществлялось преимущественно по производственно-рабочему, торгово-экономическому, административно-управленческому типам. Эмпирический поиск проводился также в сельских районах региона, где была обнаружена невысокая результативность ответов, поскольку жители села фактически не соприкасаются с иммигрантами. Городские жители в большей степени опережающе реагируют на присутствие мигрантов и изменения в миграционных процессах, поэтому основную часть исследуемой совокупности составляли горожане. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сферам занятости.

В исследовании иностранных предпринимателей и рабочих участвовали 520 мигрантов: 325 работающих по найму и 195 предпринимателей. При опросе применялась а) кластерная выборка, основанная на первоначальном отборе группировок (кластеров) мигрантов и далее — на изучении выборочных единиц внутри кластеров. Исследовались следующие кластеры: строительные и промышленные объекты, рынки, гостиницы, рестораны-кафе; б) метод «снежного кома», поиск респондентов через знакомых им людей. Опрос проводился в форме полуструктурированного интервью.

В регионе представлены иностранные трудящиеся из разных стран. Основным поставщиком трудовых мигрантов являются Китай (более 60%), Кыргызстан, а также Узбекистан. Соответственно, и в выборочной совокупности преобладают граждане данных государств.

В ходе исследования возникли определенные трудности и барьеры, поскольку значительная часть иностранных рабочих занята в сфере теневого или полутеневого рынков труда. Многие руководители предприятий не дают возможность исследователям пройти на территорию своих объектов, находят различные причины, чтобы отказать в встречах с иностранными рабочими. Иностранная рабочая сила (ИРС) представляет собой фактически закрытую для принимающего общества группу также вследствие языкового барьера.

Более открыты для контактов мигранты-предприниматели, однако многие из них также предпочитают не общаться с исследователями. Во время опросов на рынках, в торговых центрах и на других предприятиях сферы обслуживания дополнительным источником информации являлись мнения российских граждан, работающих у иностранных предпринимателей.

В рамках исследования опрошены 40 экспертов. Среди них — государственные служащие, работники Управления Федеральной миграционной службы РФ по Республике Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, торговые работники и индивидуальные предприниматели, а также администраторы рынков и торговых центров, непосредственно работающие с мигрантами, научные сотрудники, офицеры пограничных войск, специалисты муниципальных образований и др. Респонденты из территориальных органов УФМС и Комитетов по труду занимают должности начальников отделов, консультантов и специалистов. Стаж работы в области миграции 32,5% опрошенных экспертов составляет до 5 лет, у 7,5% — 5-10 лет, у 20% — 10 лет и более. Уровень своей компетенции в сфере миграции большинство специалистов оценили как «достаточно высокий» и «средний».

Результаты исследования

Мотивы, влияющие на приток мигрантов в Байкальский регион. «Возможность заработать» является главной причиной приезда трудовых мигрантов на изучаемую территорию. Необходимость привлечения иностранных трудящихся обусловлена потребностью региона в низкооплачиваемой рабочей силе, нежеланием местных жителей работать в низкодоходных сферах, на тяжелых работах и др. В БР немаловажное значение придается и правовой оценке миграционных процессов. Так, респонденты признают несовершенство российского законодательства, оставляющего возможность для нелегальной деятельности зарубежных мигрантов, отмечают также близость границ как фактор, оказывающий влияние на усиление международного обмена населением. Вопреки сложившемуся мнению о значимости этнических диаспор в привлечении своих земляков в принимающее общество, на активную ее роль указали лишь 37% опрошенных экспертов.

Основные каналы трудоустройства и закрепления трудовых иммигрантов. Зарубежных граждан в регионе трудоустраивают преимущественно легальные посреднические фирмы, а также соотечественники, проживающие в регионе, то есть налаженные социальные контакты и связи или социальные сети играют существенную роль в процессе миграции. Приблизительно 2/3 мигрантов устраиваются на работу, используя легальные каналы.

Нелегальные каналы проникновения мигрантов. Основными путями незаконной миграции являются безвизовый въезд из стран СНГ, невыезд на родину после окончания гостевой/туристической визы, завершения работы, учебы и лечения, а также въезд по поддельным документам, минуя таможенный контроль.

Распределение внешних трудовых мигрантов по сферам занятости. Иностранная рабочая сила в основном занята на строительстве, лесозаготовках, а также в сферах обслуживания, розничной и оптовой торговли. В регионе, как и в стране в целом, отмечены «этнические ниши занятости» (то есть секторы рынка труда, где велика доля работников-мигрантов). В сфере строительства и ремонта предпочитают трудоустраиваться граждане Китая, Узбекистана. В сфере торговли товарами широкого потребления заняты граждане КНР, Кыргызстана. На продуктовых оптовых рынках — представители народов Закавказья. В промышленности работают в основном граждане Украины и Белоруссии. Значительное число китайских иммигрантов заняты также в лесоперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, армянских и азербайджанских — в автосервисе, ресторанном бизнесе. В регионе происходит процесс «этнической концентрации» ИРС.

Уровень образования и квалификации трудовых иммигрантов. Большая часть зарубежной рабочей силы выполняет малоквалифицированные, тяжелые работы повышенной интенсивности, требующие значительных физических затрат. Трудовые иммигранты в основном являются дисциплинированными исполнителями. Наличие высоких профессиональных навыков отмечено лишь у отдельных мигрантов (инженеров, техников, электриков), приезжающих в составе рабочих бригад. Достаточно высок уровень квалификации у иммигрантов-строителей, среди которых имеются работники со средним специальным образованием.

Влияние межстрановой миграции на жизнедеятельность региона. У респондентов имеются полярные мнения по данному вопросу. Наибольшие оценки получили

такие варианты ответов как «вследствие международной миграции появляется необходимая дополнительная рабочая сила», «заполняются невостребованные жителями региона низкодоходные ниши занятости». 77,5% опрошенных ответили утвердительно на вопрос, дает ли иммиграция возможность восполнять потребности в дешевой малоквалифицированной рабочей силе при нежелании местного населения работать на этих местах. В то же время значительное число опрошенных предполагают, что вследствие миграционных процессов учащаются случаи проявления коррупции в среде управленческого персонала и происходит демпинг на рынках труда, услуг и товаров.

Роль национально-культурных объединений (НКО). НКО выступают в качестве связующего звена между иностранными гражданами и государственной властью, являются центрами сбора и анализа информации и др. Роль данных объединений значительна прежде всего для самих иммигрантов. НКО содействуют интеграции мигрантов в принимающее общество, построению отношений с местным населением.

Национально-культурные объединения играют важную роль в поддержке и развитии этнической культуры, в проведении различных мероприятий, национальных праздников. С одной стороны, они помогают адаптироваться соотечественникам в новых условиях среды, сохранить этническую самобытность, с другой — знакомят коренных жителей региона с традициями и культурой иммигрантов. Для улучшения добрососедских отношений на трансграничных территориях необходима трансляция культурно-ценностного обмена опытом и квалификацией между населением принимающих и посылающих стран.

Уровень социальных отклонений в среде мигрантов. Мигранты не существенно влияют на криминальную обстановку, уровень преступности в регионе, хотя в их среде отмечены факты криминализации бизнеса, распространение наркотических препаратов среди населения. Основным видом правонарушений, совершаемых мигрантами, являются административные или нарушения правил пребывания и регистрации мигрантов на территории региона. Данный вид правонарушений более характерен для граждан из ближнего зарубежья. Большинство иммигрантов из стран дальнего зарубежья являются законопослушными гражданами, поскольку они преимущественно приезжают в составе рабочих бригад, в которых сильна групповая ответственность.

Необходимость в адаптации мигрантов в новых условиях принимающего общества. Успешная адаптация мигрантов в принимающем обществе играет немаловажную роль в предотвращении международных конфликтов, установлении терпимых отношений между мигрантами и местным населением. Респонденты считают необходимым адаптировать мигрантов в принимающем обществе при соблюдении определенных условий. В частности, по мнению специалистов, в целях национальной безопасности приспособление иммигрантов должно осуществляться «только на уровне ведения совместного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, причем в плане развития лишь торгово-экономических отношений». Представляется справедливым мнение опрошенных, заключающееся в том, что необходимо использовать работу легальных мигрантов и в тех областях производства, в которых ощущается дефицит в специалистах.

Степень интегрированности мигрантов в местное сообщество. Трудовые иммигранты из дальнего зарубежья фактически изолированы от принимающего общества, в то время как иностранные граждане из стран СНГ частично интегрированы в социум региона. Однако основной круг их общения, как и мигрантов из дальнего

зарубежья, составляют соотечественники. Лишь небольшие группы трудовых иммигрантов, имеющих вид на жительство, а также разрешения на временное проживание в регионе, довольно успешно адаптируются в принимающем обществе.

Барьеры адаптации. Обследования трудовых мигрантов свидетельствуют о достаточно высоком уровне эксплуатации иностранных рабочих, несоблюдении их прав. Из комплекса проблем, с которыми сталкиваются мигранты, наиболее существенными оказались проблемы, связанные с произволом милиции, обеспеченностью жильем и медицинской помощью. В принимающем обществе они фактически не получают социальную поддержку и медицинскую помощь. В отличие от предпринимателей, у иностранных рабочих гораздо меньше проблем с жильем, антисанитарными условиями обитания, произволом государственных структур.

Сегодня фактически отсутствуют механизмы, обеспечивающие защиту их трудовых прав. Несоблюдение трудовых отношений, несвоевременная выплата заработной платы или ее необоснованное сокращение, продолжительный рабочий день до 10 часов и более в сутки и др. негативные моменты стали привычными в образе жизни иностранного рабочего. Работодатели активно используют систему штрафных санкций, в результате чего значительно снижается уровень оплаты труда мигрантов.

По сведениям специалистов, знающих китайский язык и работающих с ними на строительных объектах, большинство рабочих КНР экономически и юридически бесправны. Они испытывают давление со стороны как работодателей, так и руководителей групп. В группе китайских рабочих наблюдается жесткая регламентация рабочего и личного времени, то есть условия проживания и работы носят казарменный характер.

Наем трудовых мигрантов нередко осуществляется на основе устной договоренности. За редким исключением подписываются общие договоры с работодателями, но не индивидуальные с каждым работником. Условия охраны и безопасности труда фактически не соблюдаются. Например, на строительных работах не ведутся журналы работ, в то время как при выполнении особенно ответственной работы они должны обязательно заполняться. Малейшее нарушение дисциплины со стороны рабочего влечет за собой строгое наказание, вплоть до депортации без выплаты зарплаты.

Уровень защищенности иммигрантов от произвола различных структур.

Адаптация легальных иммигрантов в принимающем обществе затруднена вследствие и других обстоятельств. Трудовые мигранты недостаточно защищены от произвола управленческих и правоохранительных структур, криминального мира. Только около 20% респондентов считают себя полностью защищенными от незаконных действий со стороны данных структур. Особенно уязвимыми считают себя 9,2% иммигрантов, занимающихся бизнесом, мелкой торговлей. Не защищенными от произвола государственных структур и преступности считают себя приблизительно около 27% опрошенных и частично защищенными — 45%.

Последствия трудовой иммиграции. В процессе международной трудовой миграции отмечаются как позитивные, так и негативные последствия. За счет иммиграции реализуется потребность населения в дешевых продуктах и товарах массового потребления; появляется необходимая дополнительная рабочая сила для выполнения разных видов ремонта, обслуживания населения; осуществляется строительство различных объектов, в том числе социального характера; заполняются невостребованные

жителями региона низкодоходные ниши занятости, малоквалифицированные, тяжелоемкие рабочие места. В числе негативных последствий иммиграционных процессов следует указать отток капитала за рубеж, расширение теневых сегментов экономики; демпинг на рынке труда, услуг и товаров; увеличение незаконной иммиграции; некоторое отторжение населением иностранных граждан и др.

В социуме не наблюдается открытого противостояния с приезжими людьми, однако индикатором проявляющегося антимигрантского протеста населения могут служить рост различного рода фобий, а также мнения о возможном засилье в стране и регионе зарубежных гостей и др.

На изучаемой территории, как и в стране в целом, остаются внушительными объемы незаконной трудовой иммиграции, и дальнейшее ее сохранение несет определенную опасность, нарушает устойчивые формы жизнедеятельности принимающего общества. Во избежание нелегальных притоков иностранной рабочей силы необходимо эффективное регулирование миграционных процессов.

Выводы

В целях адаптации иностранных граждан необходимо:

— совершенствовать законодательную базу миграции;

— исключить факты коррупции при реализации органами государственной власти миграционного законодательства РФ;

— разработать программы по использованию труда иностранных граждан с учетом интересов региона;

— выделять рабочие места в соответствии с потребностями региона;

— устранить барьеры в легальном трудоустройстве иностранных граждан;

— обеспечить реализацию законных прав мигрантов;

— предусмотреть социальные гарантии, создать соответствующие условия для их труда и быта;

— принять строгие меры по отношению к работодателям, которые эксплуатируют мигрантов и не соблюдают их права;

— интегрировать мигрантов посредством изучения ими русского языка, истории и культуры принимающего общества;

— развивать сотрудничество с диаспорами мигрантов, но в то же время контролировать деятельность национальных культурных центров и обществ и др.

Трудовые практики иностранных рабочих часто осуществляются в закрытых системах, соответственно они фактически не испытывают влияния принимающего общества. Для них характерна адаптация по сценарию изоляции, происходит отделение от внешнего окружения. Адаптация иностранных граждан, занимающихся коммерческой или другой деятельностью, происходит по модификационной модели, направленной на усвоение новых форм взаимодействия. Данная модель является более открытой и эффективной, обусловливает ассимиляцию с местным населением. Однако для принимающего общества она менее удобна и ведет к нарушению его безопасного существования. Постепенно усиливается система мер в отношении этой группы иммигрантов, поскольку они менее контролируемы и их поведение не всегда соответствует ожиданиям общества-резидента. В последнее время происходит «выдавливание» этнических мигрантов из неправового поля деятельности.

В процессе приема внешних трудовых мигрантов важно учитывать национальные приоритеты России, особенности развития страны и региона, а также международный опыт государственного регулирования привлечения ИРС. В сложившейся ситуации необходимо создавать соответствующие условия для адаптации трудовых иммигрантов в новых условиях среды, не ущемляя при этом интересы местных жителей.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.