Научная статья на тему 'Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека'

Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1399
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / НЕТИПИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ) / КОНВЕНЦИЯ МОТ № 102 / SOCIAL SECURITY / SOCIAL RISKS / SOCIAL PROTECTION / A MINIMUM LEVEL OF SOCIAL SECURITY / SOCIAL RISK FACTORS / ATYPICAL SOCIAL RISKS / INTERNATIONAL STANDARDS / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION (ILO) / ILO CONVENTION NO. 102

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колодяжная Анастасия Игоревна

Международным сообществом признается и закрепляется в правовых нормах право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение, которое обусловливается наступлением определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), признаваемых в качестве социальных рисков. В статье анализируется понятие социального риска как основания для социального обеспечения и рассматриваются факторы, влияющие на них. Раскрываются основные виды социальных рисков, закрепленные в международных источниках, а также обращается особое внимание на такое явление, как нетипичные социальные риски. Признание мировым сообществом в качестве социальных рисков новых ситуаций, не относящихся к «классическим», с точки зрения повышения уровня социальной защиты человека явление весьма положительное, отражающее его реакцию на новые вызовы и риски, которые возникают на каждом следующем этапе развития цивилизации. Международные стандарты социального обеспечения гарантируют каждому человеку достойный уровень жизни при наступлении соответствующих социальных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Standards of Social Risks as a Basis for Social Support

The international community recognizes and enshrines in law the right of every person, as a member of society, to social security, which is determined by the onset of certain life circumstances (legal facts) recognized as social risks. The article analyzes the concept of social risk as a basis for social security and discusses factors that affect them. The author dwells upon the main types of social risks contained in international sources, as well as focuses on the phenomenon of atypical social risks. Recognition by the world community of new situations, which are not related to "classic" social risks from the point of view of the increasing level of social protection, is a very positive trend reflecting person's reaction to new challenges and risks, which arise at every next stage of civilization development. International social security standards guarantee everyone a decent standard of living upon the occurrence of relevant social risks.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека»

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

А. И. Колодяжная*

Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека

Аннотация. Международным сообществом признается и закрепляется в правовых нормах право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение, которое обусловливается наступлением определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), признаваемых в качестве социальных рисков. В статье анализируется понятие социального риска как основания для социального обеспечения и рассматриваются факторы, влияющие на них. Раскрываются основные виды социальных рисков, закрепленные в международных источниках, а также обращается особое внимание на такое явление, как нетипичные социальные риски. Признание мировым сообществом в качестве социальных рисков новых ситуаций, не относящихся к «классическим», с точки зрения повышения уровня социальной защиты человека — явление весьма положительное, отражающее его реакцию на новые вызовы и риски, которые возникают на каждом следующем этапе развития цивилизации. Международные стандарты социального обеспечения гарантируют каждому человеку достойный уровень жизни при наступлении соответствующих социальных рисков.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальные риски, социальная защита, минимальный уровень социального обеспечения, факторы социального риска, нетипичные социальные риски, международные стандарты, Международная организация труда (МОТ), Конвенция МОТ № 102.

001: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.107-112

В настоящее время мировое сообщество испытывает на себе последствия финансового кризиса, в связи с чем ищет пути преодоления рецессии и медленного экономического роста. В международных докладах обращается особое внимание на то, что достижение данных целей возможно путем повышения роли социальной защиты как одного из главнейших условий для устойчивого государственного раз-

вития1. При этом акцентируется внимание на том, что право на социальную защиту является одним из основных и естественных прав человека. Эффективные и развитые национальные системы социального обеспечения являются мощными инструментами предоставления гарантированного дохода, предотвращения и сокращения бедности и неравенства и построения инклюзивного общества. Таким образом они

© Колодяжная А. И., 2017

* Колодяжная Анастасия Игоревна, соискатель кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) а_ко^уа2Ипауа@таИ . ги

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

укрепляют социальную сплоченность и способствуют установлению и поддержанию социального мира. Проведенные исследования Международной организации труда (далее — МОТ) показывают, что адекватная социальная защита повышает производительность и развитие человеческого потенциала, позволяет работникам адаптироваться к изменениям и способствует объективным и инклюзивным структурным изменениям. Инвестирование в социальную защиту — это инвестирование в здоровое, продуктивное и равноправное общество2.

Данные подходы формируют понимание необходимости усиления роли социальной защиты граждан, особенно — определения тех жизненных обстоятельств, которые требуют помощи со стороны государства. Как правило, в одиночку человек не может самостоятельно справиться с последствиями таких ситуаций, так как они обусловлены определенными социально-экономическими условиями жизни и не зависят от его воли. В юридической литературе данные ситуации квалифицируются как социальные риски, являющиеся концептуальной базой права социального обеспечения. Как верно отмечает Е. А. Истомина, социальные риски являются своеобразной точкой отсчета для выделения общественных отношений в качестве предмета этой самостоятельной отрасли права, его метода, принципов, функций3 .

Под социальным риском понимается событие, при наступлении которого наступает материальная необеспеченность в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, возникает потребность в медицинских или социальных услугах4.

В юридической литературе данные рисковые ситуации, влияющие на социальное благополучие человека, которые государство при-

знает социально уважительными, называются юридическими фактами, поскольку с ними законодательно связаны определенные правовые последствия (например, с таким юридическим фактом, как наступление определенного пенсионного возраста, связано право на получение пенсии по старости), порождающие правоотношения по социальному обеспечению.

Механизмы рыночной экономики не создают реальных методов защиты человека от социальных рисков, в связи чем международным сообществом были выработаны стандарты для решения данного вопроса. В международных источниках закрепляется такая правовая категория, как минимальные нормы социального обеспечения, которые и являются международными стандартами, представляющими собой минимальные требования, установленные на международном уровне.

Международные стандарты социального обеспечения способствуют справедливому развитию общественных отношений, равному доступу к основным социальным услугам и, самое главное, к достойному уровню жизни при наступлении социального риска. На международном уровне закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, виды социального обеспечения, размеры денежных выплат, объем социальных услуг, а также содержат рекомендации по организации финансирования национальных систем социального обеспечения.

Определяющее значение в установлении международных стандартов социальных рисков принадлежит МОТ. Данные стандарты закреплены в нормах Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»5 и Рекомендации МОТ № 202 «О минимальных

1 Доклад о социальной защите в мире 2014/15: Обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость. М. : МОТ, 2015. С. 27.

2 Доклад о социальной защите в мире 2014/15. С. 201.

3 Истомина Е. А. Нетипичные социальные риски в праве социального обеспечения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16. № 3. С. 76.

4 Добромыслов К. В., Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие. 2-е изд. М. : Книжный мир, 2009. С. 14.

5 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919—1956. Женева : Международное бюро труда, 1991. Т. 1.

уровнях социальной защиты», являющихся едиными и всеобъемлющими юридическими документами международного уровня. В данных документах, как уже говорилось выше, закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, и т.д.

Правовые нормы Конвенции МОТ содержат закрытый перечень классических социальных рисков и их последствий, выражающихся в отсутствии, утрате или снижении дохода либо необходимости несения дополнительных социальных расходов. Следующие социальные риски относятся к основным, угрожающим всему населению и являющимся основанием для социального обеспечения: безработица, временная нетрудоспособность, производственная травма, материнство, старость, потеря кормильца и инвалидность.

Таким образом, каждое государство должно стремиться обеспечить своих граждан социальной защитой при наступлении данных ситуаций. Для проведения единой политики и эффективного решения этих вопросов МОТ закрепляет определенный уровень национальной системы социальной защиты. При этом, безусловно, стоит обратить внимание на то, что нормы, содержащиеся в Конвенциях МОТ, являются рекомендательными до их ратификации государством. С момента ратификации национальное правительство ежегодно представляет отчеты о соответствии национального законодательства международным нормам.

Итак, процесс имплементации представляет собой фактическую реализацию норм международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляемую путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты6. Однако стоит обратить внимание на особенность реализации положений данных норм

международного права в сфере внутригосударственных отношений. В первую очередь, она связана с формой существования данных норм. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью правовой системы страны. Следовательно, в систему источников национального права социального обеспечения входят нормативные правовые акты международного уровня, которые могут носить рекомендательный или обязательный характер без дополнительной ратификации.

Кроме того, Верховный Суд России предпринял попытку истолковать рассматриваемые правовые категории. Он признал под общепризнанными принципами международного права основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного7 .

Помимо самих социальных рисков стоит обратить внимание на факторы, которые влияют на степень тяжести и последствий данных событий. Факторы социального риска, обусловливая те или иные направления развития человеческого общества, с определенной долей вероятности могут стать причиной возникновения рискованных событий, которые, в свою очередь, способны привести к социально неблагоприятным последствиям и потребовать предоставления гражданину поддержки для их преодоления8. К основным факторам социального риска можно отнести биологические и социальные причины.

В течение всей жизни человеку свойственны биологические изменения его организма, например, процесс старения. С наступлением определенного возраста выполнение трудо-

6 Международное публичное право : учебник / под ред. К. А. Бекяшева. М. : Проспект, 2009. С. 86.

7 См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Ч. 4.

8 Федорова М. Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях КС РФ // Труды института государства и права РАН. 2017. № 1. С. 115.

вых функций усложняется, человек постепенно утрачивает способность к труду и сталкивается с проблемой получения материальных благ для продолжения жизни. Так, биологический фактор оказывает непосредственное влияние на рисковую ситуацию.

К еще одному фактору, влияющему на последствия социального риска, можно отнести национальный уровень социального обеспечения общества, в частности, методы и объем поддержки населения со стороны государства. При развитой системе социального обеспечения человеку проще пережить рисковую ситуацию, например, при потере работы он может рассчитывать на пособие по безработице.

Перечень данных факторов не является закрытым, но, по мнению автора, их можно рассматривать в качестве основных, постоянных и прямо влияющих на основные социальные риски факторов.

На сегодняшний день в связи с развитием человеческого общества, помимо основных социальных рисков, закрепленных международными документами в качестве базовых гарантий человека, выделяют нетипичные социальные риски9. Главной особенностью данного вида рисков будет низкая вероятность насту-

пления риска, или, другими словами, низкие факторы риска. К данному виду социального риска можно отнести орфанные заболевания, эпидемические болезни и чрезвычайные ситуации. Данный перечень постоянно расширяется в связи с новыми вызовами, с которыми приходится сталкиваться людям. Увеличение таких рисков можно объяснить следующими явлениями: глобализацией, геополитическими условиями и т.д. Таким образом, в связи с нарастающей опасностью социальных рисков и расширением масштабов их проявления методы решения данных рисковых ситуаций требуют усилий не только национальных правительств, но и международных организаций.

Обобщая сказанное, можно отметить, что для повышения уровня социального обеспечения населения применяется международная стандартизация по основным направлениям национальной социальной политики, которая осуществляется с помощью закрепления основных социальных рисков для человека в международных источниках. Рекомендация МОТ № 202 призывает государства стремиться к всеобщему охвату, по крайней мере, минимальным уровнем социальной защиты с постепенным переходом на более высокий уровень.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Акатнова М. И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. — 235 с. 2. Актуальные проблемы трудового права : учебник / отв. ред. Н. Л. Лютов. — М. : Проспект, 2017. — 688 с.

3 . ГруаЖ. В. Принципы и адекватность социального обеспечения // К реформе социального обеспече-

ния: принципы и прагматизм / Бюро МОТ в Москве. — М., 1999. — С. 11—13.

4 . Добромыслов К. В., Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учеб. пособие. — 2-е изд. —

М. : Книжный мир, 2009.

5 . Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Россий-

ской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014 — 495 с.

6 . Захаров М. Л. Единая пенсионная система в СССР: становление, функционирование и перспективы

развития (правовое исследование) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1978 — 34 с. 7. Захаров М. Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. — 2012. — № 9. — С. 5—18.

8 . Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России : учебник. — М. : Бек, 2001. — 576 с.

9 . Истомина Е. А. Нетипичные социальные риски в праве социального обеспечения // Вестник ЮУрГУ. —

Серия «Право». — 2016. — Т. 16. — № 3. — С. 76—82.

9 Истомина Е. А. Указ. соч. С. 76.

10 . Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России : дис. ... д-ра юрид. наук. — М.,

2009. — 405 с.

11 . Лаптев Г. С. Международные стандарты социального обеспечения : дис. ... канд. юрид. наук. —

Омск, 2011. — 224 с.

12. Международное публичное право : учебник / под ред. К. А. Бекяшева. — М. : Проспект, 2009. — 1008 с.

13. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения : сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. — М. : Проспект, 2013. — 440 с.

14. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2017. — 480 с.

15. Проблемы Общей части права социального обеспечения : колл. монография / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017. — 416 с.

16 . Тучкова Э. Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР: правовые проблемы : дис. ...

д-ра юрид. наук. — М., 1990. — 376 с. 17. Федорова М. Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях КС РФ // Труды института государства и права РАН. — 2017. — № 1. — С. 161—168.

Материал поступил в редакцию 15 сентября 2017 г.

INTERNATIONAL STANDARDS OF SOCIAL RISKS AS A BASIS FOR SOCIAL SUPPORT

KOLODYAZHNAYA Anastasia Igorevna — PhD candidate of the Department of Labour Law and Social Security Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) a_kolodyazhnaya@mail . ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Abstract. The international community recognizes and enshrines in law the right of every person, as a member of society, to social security, which is determined by the onset of certain life circumstances (legal facts) recognized as social risks. The article analyzes the concept of social risk as a basis for social security and discusses factors that affect them. The author dwells upon the main types of social risks contained in international sources, as well as focuses on the phenomenon of atypical social risks. Recognition by the world community of new situations, which are not related to "classic" social risks from the point of view of the increasing level of social protection, is a very positive trend reflecting person's reaction to new challenges and risks, which arise at every next stage of civilization development. International social security standards guarantee everyone a decent standard of living upon the occurrence of relevant social risks.

Keywords: social security, social risks, social protection, a minimum level of social security, social risk factors, atypical social risks, international standards, International Labour Organization (ILO), ILO Convention No. 102.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Akatnova M. I. Pravo cheloveka na social'noe obespechenie v mezhdunarodnyh aktah, zakonodatel'stve

zarubezhnyh stran i Rossii : dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2009. — 235 s. 2. Aktual'nye problemy trudovogo prava : uchebnik / otv. red. N. L. Ljutov. — M. : Prospekt, 2017. — 688 s.

3 . Grua Zh. V. Principy i adekvatnost' social'nogo obespechenija // K reforme social'nogo obespechenija:

principy i pragmatizm / Bjuro MOT v Moskve. — M., 1999. — S. 11—13.

4 . Dobromyslov K. V., Machul'skaja E. E. Pravo social'nogo obespechenija : ucheb. posobie. — 2-e izd. — M. :

Knizhnyj mir, 2009.

5 . Zhavoronkov R. N. Pravovoe regulirovanie truda i social'nogo obespechenija invalidov v Rossijskoj Federacii :

dis. . d-ra jurid. nauk. — M., 2014 — 495 s.

6 . Zaharov M. L. Edinaja pensionnaja sistema v SSSR: stanovlenie, funkcionirovanie i perspektivy razvitija

(pravovoe issledovanie) : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. — M., 1978 — 34 s.

7. Zaharov M. L. Mezhdunarodnye standarty i rossijskaja pensionnaja sistema // Zhurnal rossijskogo prava. — 2012. — № 9. — S. 5—18.

8 . Zaharov M. L., Tuchkova Je. G. Pravo social'nogo obespechenija Rossii : uchebnik. — M. : BEK, 2001. — 576 s.

9 . Istomina E. A. Netipichnye social'nye riski v prave social'nogo obespechenija // Vestnik JuUrGU. — Serija

«Pravo». — 2016. — T. 16. — № 3. — S. 76—82.

10 . Kobzeva S. I. Istochniki prava social'nogo obespechenija Rossii : dis. ... d-ra jurid. nauk. — M., 2009. — 405 s.

11 . Laptev G. S. Mezhdunarodnye standarty social'nogo obespechenija : dis. ... kand. jurid. nauk. — Omsk,

2011. — 224 s.

12. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo : uchebnik / pod red. K. A. Bekjasheva. — M. : Prospekt, 2009. — 1008 s.

13. Mezhdunarodnye i rossijskie normy pensionnogo obespechenija : sravnitel'nyj analiz / otv. red. Je. G. Tuchkova, Ju. V. Vasil'eva. — M. : Prospekt, 2013. — 440 s.

14. Pravo social'nogo obespechenija Rossii : uchebnik dlja bakalavrov / otv. red. Je. G. Tuchkova. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Prospekt, 2017. — 480 s.

15. Problemy Obshhej chasti prava social'nogo obespechenija : koll. monografija / pod red. Je. G. Tuchkovoj. — M. : Prospekt, 2017. — 416 s.

16 . Tuchkova Je. G. Trud i social'noe obespechenie pozhilyh grazhdan v SSSR: pravovye problemy : dis. ... d-ra

jurid. nauk. — M., 1990. — 376 s. 17. Fedorova M. Ju. Pravovye problemy social'noj zashhity migrantov v reshenijah KS RF // Trudy instituta gosudarstva i prava RAN. — 2017. — № 1. — S. 161—168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.