Научная статья на тему 'Международные отношения в Центральной Азии: причины ойратского исхода'

Международные отношения в Центральной Азии: причины ойратского исхода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные отношения в Центральной Азии: причины ойратского исхода»

№ 1, 2008 г.

ЦЮРЮМОВ А.В.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:

ПРИЧИНЫ ОЙРАТСКОГО ИСХОДА

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Русско-калмыцкие отношения в XVII в.» 07-01-36102 а/ю)

В начале XVII в. калмыки откочевали из степей Западной Монголии и появились на границах России в Западной Сибири. В середине столетия в результате перекочевки в Южное Приуралье и Нижнее Поволжье возникли экономические и политические условия для складывания калмыцкой государственности в форме ханства. Как известно, в советской историографии господствовала теория добровольного вхождения калмыков в состав России в начале XVII в. Но многочисленные калмыцкие шерти отражают продолжавшийся в течение 50 лет этап непростых переговоров о территории калмыцких кочевий и об условиях подчинения калмыков Москве. При этом мирные контакты чередовались порою с более или менее значительными военными столкновениями. На наш взгляд, истинные причины и этапы вхождения калмыков в состав России пока еще недостаточно исследованы. Очевидно, что по прошествии 400 лет после начала установления русско-калмыцких отношений существует необходимость объективного анализа их истории с позиций современной методологии и с учетом всего спектра имеющихся источников.

И.Я. Златкин считал, что ойратское общество находилось в состоянии кризиса. Отсутствие свободных земель внутри ойратских владений толкало их правителей на путь междоусобиц и внешней экспансии. Военные неудачи в борьбе с соседями вели к дальнейшему сокращению пастбищных территорий, что, в свою очередь, обостряло внутриполитическую борьбу, обессиливавшую как непосредственных участников, так и ойратское общество в целом. Выход из него мог быть найден, во-первых, путем преодоления раздробленности и разобщенности, объединения разрозненных ойратских владений в единое ханство с достаточно твердой центральной властью. Во-вторых, выходом стала откочевка ряда владетельных князей и подвластного им ойратского населения в новые районы, овладение которыми требовало минимальных потерь и жертв. Дорога на север была для них закрыта владениями Алтын-хана, на восток - восточномонгольскими правителями, путь на запад преграждали казахские владения, стремившиеся полностью вытеснить ойратов из Семиречья и прилегающих к нему областей. Лишь одно направление - северо-западное - было более или менее открыто для ойратских кочевников. И они освоили в первую очередь районы, прилегающие к современным городам Семипалатинску, Павлодару и к северо-востоку от Акмолинска, в то время почти совершенно не заселенные (1).

И.Я. Златкин отмечал, что натиск казахских ханов на ойратов объяснялся, видимо, тем, что и они испытывали нехватку пастбищных территорий и рассчитывали расширить их за счет владений ойратских ханов и князей. Казахские, узбекские, монгольские (в том числе и ойратские) правители в равной мере испытывали нужду в расширении пастбищных угодий, что стимулировало их вооруженные действия. Под влиянием этих же факторов некоторая часть восточномонгольских ханов и князей в свое время покинула центральные области Монголии и обосновалась в Алашане, Ордосе и Кукуноре (2).

В основных чертах эти взгляды были повторены в работах М.Л. Кичикова. По мнению исследователя, вхождение калмыков в состав Российского государства было обусловлено целым рядом политических и социально-экономических причин, связанных с земельной теснотой, военными неудачами во внутренних распрях, которые и толкали отдельных тайшей к поискам новых пастбищ и торговых рынков. Откочевку Хо-Урлюка, Далай-тайши и Гуши-хана следует рассматривать не как наступательную операцию с завоевательными целями, а как попытку найти выход из неблагоприятной экономической и внешнеполитической обстановки (3).

Итак, в историографии имеются различные мнения исследователей о причинах передвижения калмыков. Можно видеть, что авторы не учитывают передвижения кочевников (не одних только ойратов), на протяжении XVI в., когда еще существовало Сибирское ханство, и в XVII в., когда территория Сибири стала российской. Значит, существовали причины, имевшие глобальный характер, в силу этого влиявшие на основы кочевого уклада, связанные с изменением расстановки сил в регионе. Можно предположить, что общая для всех тенденция, оказавшая влияние в целом на кочевой уклад региона, была связана с экологией Центральной Азии. В современной историографии кочевниковедения по этому поводу были высказаны интересные суждения.

65

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

А. Тойнби отмечал, что кочевник, подчиняясь годовым циклам, перемещается с одного места на другое в поисках новых пастбищ, выдвижение из степи происходило под воздействием двух внешних сил, которым кочевник слепо повиновался. Во-первых, кочевника засасывал внешний вакуум, который образовывался в смежной области местного оседлого общества; во-вторых, его выталкивало из степи резкое изменение климата. Под разнообразными глобальными климатическими изменениями автор подразумевал усыхание. По мнению Л.Н. Гумилева, в XШ-ХVI вв. происходил процесс усыхания аридной зоны. Циклоны приносили влагу в гумидную зону, а к ХХ в. переместились в арктическую. Уровень Каспия стал понижаться, а уровень Аральского моря поднялся. В эту же эпоху из-за недостатка воды были покинуты такие крупные города, как Хара-Хото и целый ряд оазисов Восточного Туркестана. Богатые охотничьи угодья на склонах Монгольского Алтая превратились в безлюдные пустыни, казахские озера в низовьях рек Сары-Су и Чу высохли, а стада кочевников в Монголии и Джунгарии сократились. Когда центрально-азиатские степи постепенно превращались в пустыню, кочевники покинули их и выселились на окраины: монголы - в Тибет, узбеки - в Мавераннахр, калмыки - на нижнюю Волгу. Эти перекочевки не были организованными походами, направлявшиеся железной рукой хана, теперь переселяются племена со своими вождями в поисках пастбищ и водопоев для скота (4).

И.В. Иванов и И.Б. Васильев также отмечают в Северо-Западном Прикаспии увеличение влажности, возрастание продуктивности пастбищ, повышение уровня грунтовых вод, отступление песков за счет увеличения площади лесной растительности (5).

На наш взгляд, именно климатические изменения могли лежать в основе отмеченных И.Я. Златкиным тенденций, проявлявшихся в том, что естественный рост поголовья скота создавал относительную земельную тесноту, которая усиливалась в результате бесконечного дробления их владений. Старые пастбищные территории оказались недостаточными вследствие роста стад, что ограниченность кормовых ресурсов стала лимитировать рост скотоводства, особенно в крупных скотоводческих хозяйствах.

Н.Н. Крадин, оспаривая взгляды А. Тойнби и Л.Н. Гумилева, отмечает, что современные палеогеографические данные не подтверждают жесткой корреляции глобальных периодов усыхания или увлажнения степи с временами упадка или расцвета кочевых империй (6).

Таким образом, при изучении передвижений кочевников необходимо учитывать факторы, оказавшие глобальные влияния на весь кочевой мир и непосредственные причины, определявшие время и направления движения конкретного кочевого народа. Поэтому нельзя отрицать экологические факторы, изменившие условия существования не только ойратов, но и их кочевых соседей. Непосредственные причины были связаны с политической обстановкой в регионах, куда была направлена перекочевка калмыков. Другими словами, глобальные климатические изменения толкнули кочевые народы Центральной Азии к передвижениям внутри региона.

Политическая обстановка в степях Центральной Азии в ХУ1- начале XVII вв. В XVII век в связи с образованием ряда новых государств кочевых народов изменилась геополитическая ситуация в центрально-азиатском регионе. Между тем активизацию со стороны большинства кочевых народов мы отмечаем уже в XVI веке. Одним из таких народов стали ойраты, совершившие последнее великое переселение из Азии в Европу. Их владения в XV-XVI вв. занимали территорию от оз. Зайсан до г. Карашар на западе, ограниченную на востоке западными склонами Хангайских гор; на юге их кочевья не доходили до Турфаиа, Баркуля и Хами. За северными рубежами ойратских владений находились южные границы владений казахов, киргизов и других народностей, кочевавших в верховьях Иртыша и Енисея (7).

Ойратско-халхасские отношения. После смерти Эсена во второй половине XV в. началось перемещение центра монгольской политической жизни с берегов Толы, Орхона и Керулена на юг, в районы Чахара, куда была перенесена и ставка общемонгольского хана. С 1552 г. начались столкновения ойратов с туметским Алтын-ханом. В 1562 и 1574-1577 гг. под новыми ударами западные монголы вынуждены были неоднократно отступать к Иртышу (8).

Миграция усилилась во второй половине XVI в. Решающую роль в этом играл Алтын-ханы Шолой Убаши (1567-1627), затем его сын Омбо Эрдени (1627-1657), совершали частые опустошительные набеги в пределы Китая. Это княжество находилось в северо-западной части Халхи, между Саянскими горами на севере, предгорьями Монгольского Алтая на юге, верховьями Иртыша на западе и озерами Косогол и Сангин-далай на востоке. Одновременно с этим началось проникновение восточных монголов в степные районы Ордоса и Кукунора, ставших в дальнейшем местом их постоянного обитания. Здесь Алтын-хан Шолой Убаши посадил правителями своих сыновей.

66

№ 1, 2008 г.

Таким образом, западные монголы оказались отрезанными от рынков Китая. Дорога на восток была закрыта восточномонгольскими княжествами, путь на запад им преграждали казахи, стремившиеся полностью вытеснить ойратов из Семиречья и прилегающих к нему областей. Для них было более или менее открыто лишь северо-западное направление.

По мнению Р. Груссе, усиление среди западных монголов цоросской династии вызывало беспокойство у правителей Китая, которые стали закрывать свои рынки для монгольских товаров. Эти меры вынуждали ойратов искать новые рынки сбыта своих товаров (в основном скота, лошадей) в обмен на продукты земледелия (9).

Отношения с казахами. Регионом, куда была направлена активность ойратов, стали города среднеазиатского региона. Тюрко-язычные источники свидетельствуют, что отрезанные от Китая, потерпевшие поражение в борьбе за выходы на восток, ойраты пытались пробиться к рынкам в Восточном Туркестане и Средней Азии (10). Движение на северо-запад диктовалось ойратским владетельным князьям самой обстановкой.

В 30-е гг. XVI в. началась двухвековая борьба западных монголов с казахами. Обстановка долгое время благоприятствовала казахам. Объединенные под властью хана Тевеккеля, они добились значительных успехов в борьбе против тогдашних своих главных противников, ханов Могулистана и Бухары, упрочили свои позиции в долине Сырдарьи, овладели Ташкентом и Туркестаном. Но на северных границах казахских земель ситуация складывалась не в их пользу.

В 20 - 30-е гг. XVI в. часть земель в Западном и Центральном Казахстане заняли ногаи. От дальнейших столкновений ногаев удержали известия о союзе казахов и «калмаков» (11). Под властью казахских ханов остались лишь Южный Казахстан (Жетысу) и города Сырдарьи.

В 80-х гг. ХVI в. казахские отряды совместно с бухарцами активизировали свои действия против ногаев. Хану Хак-Назару (1538-1580) удалось объединить Казахское ханство и добиться расширения границ на севере: к концу правления Хак-Назара границы казахских земель на западе вновь проходили по Яику, на севере - по Есилю и Нуре, на востоке - по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту (12).

В начале 90-х гг. XVI в. одно или несколько ойратских владений, вероятно, торгоуты или дербеты, кочевья которых соприкасались с казахскими, в результате военного поражения оказались вынужденными признать власть хана казахов и в течение некоторого непродолжительного, времени служить ему (13). В 1598 г. войска казахского хана Тевекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили бухарцев. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд, были подчинены казахским султанам. Одновременно казахи стали испытывать давление со стороны башкир - с севера и со стороны могулистанских Чагатаидов и узбеков Шейбанидов - с юга. Основная масса казахов к началу XVII в. была вновь оттеснена в Семиречье (14).

Этим воспользовались ойраты, в конце XVI в. продвинувшиеся далеко на запад по территории Западного и Центрального Казахстана (территория современных Семипалатинской, ВосточноКазахстанской и Алма-Атинской областей) (15). В это время они совершали набеги на среднеазиатские государства и казахские кочевья, с 1588 г. начались столкновения с Турфаном. Сначала ойраты появились в районах, прилегавших к современным городам Семипалатинску, Павлодару и к северо-востоку от Акмолинска, в то время почти совершенно незаселенных. Их улусы появились на Есиле, Иргыше, Тарбагатае и Тянь-Шане. На западе ее границей было озеро Зайсан. По данным сибирских летописей, на рубеже XVI-XVII вв. ойратские владения уже простирались до района современного города Омска. В том же месте отмечен «край калмыцкой степи» и на более поздних картах С.У. Ремезова (16).

В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти казахским ханом Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать на восток казахских земель. Подтверждает это и Р. Груссе, отметивший, что в 1603 г. калмыки совершили походы на Хивинское ханство (17).

Ойратско-ногайские отношения: первый поход. Еще в середине XV века ойраты начали активные действия против ногайцев. Об этом свидетельствуют многочисленные русские архивные источники, приведенные в работе В.В. Трепавлова «История Ногайской Орды». Д. Девиз даже упоминает разгром Ногайской Орды «калмаками» в 1457 г. (18).

В первой половине XVI века эпизодические столкновения продолжались. Это объяснялось значительными расстояниями и занятостью западных ойратов центрально-азиатскими делами. Те изредка появлялись в пределах их кочевий, получали отпор и откатывались назад. До поры до времени улусы левого крыла ногайской державы, которые издавна кочевали по Эмбе и за Эмбой, под командованием

67

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Ака (Ахмеда) б. Шейх-Мамая успешно отбивали набеги «калмаков» на восточные ногайские рубежи. К тому времени Мурзы и подданные клана Шейх-Мамая уже давно держались особняком от основной массы Больших Ногаев, видевших в них защиту от нового врага - калмыков (19).

Здесь необходимо остановиться на принципиально важном замечании автора. Приведенные в работе сведения из ногайских книг и столбцов Российского государственного архива древних актов (фонд 127 «Сношения России с ногайскими татарами») о столкновениях с калмыками в 1550-е гг. являются, вероятно, наиболее ранними упоминаниями о калмыках в русских источниках. Можно предположить, что Посольский приказ именно через ногайцев узнал об их юго-восточных соседях.

Во второй половине XVI века после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству и междоусобной войны ногайцы разделились на две орды: Большую и Малую и ряд улусов - самостоятельных родоплеменных объединений. Большая Орда кочевала по территории, ограниченной с запада левобережьем Волги, с северо-востока - притоками Иртыша и районом его верховьев (здесь проходила граница с Сибирским ханством), с востока - течением Эмбы до Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи. В конце XVI- начале XVII в. основная территория кочевий находилась в Нижнем Поволжье и по р. Яик, Малая Ногайская Орда была основана на Северном Кавказе Казы-мурзой во время правления в Ногайской Орде князя Исмаила (20). Еще одна орда во главе с князем Шейх-Мамаем обособилась на территории к востоку от Большой Ногайской Орды; при сыновьях этого владетеля она называлась Алты-улы или Алтыульским улусом. Обособлена была на Эмбе и группа ногайцев, получившая название джембойлуковцы.

Военные конфликты ойратов и ногаев Шейх-Мамая в середине и во второй половине века участились. Постепенное выдвижение калмыков из Центральной Азии и оседание казаков на Яике заставляли ногаев держаться ближе к Волге и постепенно осваивать ее правый берег. К концу 1570-х гг. все больше улусов стало периодически переходить туда. В 1578 г. на «коронационном» съезде детям Шейх-Мамая была подтверждена задача: «стояти против колмаков». Воевать последних собирался в 1587 г. тайбуга Ураз-Мухаммед. Его удел («тайбугинская страна») находился по соседству с иртышскими и тобольскими кочевьями калмыцких тайшей. Пришельцы то углублялись в бывшие ногайские владения, то отходили назад. Такой «пульсирующий» характер миграций, по мнению В.В. Трепавлова, объяснялся и нежеланием отдаляться от родных монгольских степей, и успехами или неудачами в междоусобной борьбе тайшей, и сочетанием природных условий, необходимых для скотоводства. В результате восточный рубеж расселения большеногайских улусов в начале XVII в. постепенно установился на Яике (21).

Ойраты и судьба Сибирского ханства. Неоднократно в историографии говорится о союзе кучумовичей и калмыков как о причине движения калмыков к границам Русского государства. Выдвигается версия о движении кочевников чуть ли не на помощь сибирскому хану. Р. Груссе признавал наличие некоего союза кучумовичей и ойртаов, объясняя его тем, что правитель торгоутов Хо-Урлюк отдал свою дочь замуж за царевича Ишима (22). В.С. Батраков высказывал мысль о том, что разгром ханства Кучума, от которого в той или иной степени зависели народности, населявшие области к югу от Иртыша, создавал возможность легкого завоевания их земель, чем и решили восполь-зоваться ойратские тайши (23). Связаны эти утверждения с тем, что на Иртыше и в Приобье продвижение русских в степи Южной Сибири и предгорья Алтая натолкнулось на встречное движение кочевников. Здесь шла упорная борьба отдельных ойратских группировок между собой, с княжеством Алтын-хана Шолой Убаши и казахскими жузами за пастбищные угодья и данников. Зачастую в эту борьбу вмешивались потомки Кучума.

Территория Южной Сибири включала в себя бассейны рек Тобола, Есиля и Иртыша и составляла земли Сибирского ханства, вассала Бухарского ханства. «Строгановская летопись» рассказывает о нападении в 1582 г. остяков и вогуличей на сибирского хана, который, отогнав у калмыков конские стада, бежал в «нагайскую землю». «Ремезовская летопись» также сообщает о натянутых отношениях Кучума и ойратов (24).

В июне 1590 г. Кучум начал боевые действия против Ермака под Тюменью (25). Потеряв столицу ханства Кашлык, хан с остатками своей гвардии сначала появился, по одним сведениям, у калмыков, по другим - казахов, затем решил искать убежище у ногаев. Там уже обосновались его сыновья - Али, женатый на дочери Дин-Ахмеда, и Канай, зять Уруса (26). Летом 1591 г. воевода Кольцов-Мосальский организовал против него большой поход. В сражении близ устья Ишима отряд Кучума был разбит и бежал в степь, к ойратам. «Ремезовская летопись» сообщает о бегстве хана «на калмытской рубеж», где ойраты «многих кучюмлян побиша» (27). Как известно, Кучум погиб в 1601 г., когда пришел к ногаям,

68

№ 1, 2008 г.

причем ногаи убили его со словами - «если русские узнают, что ты с нами, они и тебе, и нам лихо сотворят» (28).

Известно, что 5 из 14-15 сыновей Кучума были привезены в январе 1599 г. Москву. Из оставшихся на воле старшим был Алей, находившийся где-то возле Уфы и объявивший себя ханом. Отдельно от него кочевали Канай и Азим. Царевичи не имели достаточных сил для возврата сибирского трона, владея несколькими сотнями воинов, поэтому в своей антирусской политике кучумовичи старались использовать военные силы ногаев и калмыков. Известно, что отдельные ногайские мурзы и беки, несмотря на отдаленность кочевий, время от времени участвовали в грабительских набегах царевичей. Например, в 1603 г. Алей получил помощь от ногайцев и собирался напасть на Тюмень, но его удержало известие, что русские отпустили из плена нескольких жен Кучума, чего он и собирался добиться своим выступлением. Ведомые им ногайцы ограничились грабежом окрестных деревень.

С 1604 г. ойраты начали набеги на барабинцев, требуя от уплаты дани. В ряде случаев, ойраты объединялись с кучумовичами (29). Сын Кучума Ишим в 1606 г. после разгрома Алея отправился к своему тестю Хо-Урлюку за военной помощью (30), после этого, кстати, активизировались нападения на Тюмень кучумовичей в 1607 г., ногаев - в 1608 г. Итак, нельзя отрицать, что разгром Сибирского ханства привел к появлению у ойратских тайшей планов легкого завоевания их земель. Все это явилось причиной дальнейшего передвижения части ойратов на прииртышские и приобские земли. Другими словами, в самом конце XVI века гибель Сибирского ханства позволила западным монголам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. Как видим, сближение ойратов и сибирских царевичей произошло уже после разгрома Кучума, когда стала очевидной бесперспективность попыток восстановить на троне последних представителей династии Шейбанидов. Поэтому движение ойратов не было связано с попыткой оказать военную помощь Кучуму.

Передвижение ойратов не являлось неким беспорядочным потоком-переселением. Проходило оно по традиционному маршруту: к среднему течению Тобола и Ишима вел степной коридор Тургайской ложбины, зажатой между отрогами Южного Урала и Казахским мелкосопочником, как раз в том месте, где она выходит на просторы Западно-Сибирской низменности, находилась основная территория Сибирского ханства. Отсюда до верховий Ишима, Тобола и Иртыша простирались степные территории

(31).

Таким образом, при изучении передвижений номадов необходимо учитывать причины, оказавшие глобальные влияния на весь регион Центральной Азии, влиявшие на основы кочевого уклада, связанные с изменением расстановки сил в регионе, и непосредственные причины, определявшие время и направления движения конкретного народа. Общим для всех кочевников можно предположить экологический фактор, связанный с разнообразными глобальными климатическими изменениями (усыхания, по А. Тойнби, увлажнения, по Л.Н. Гумилеву).

В результате экологических изменений в регионе Центральной Азии начались передвижения кочевников. Проявились они в Монголии в виде проникновения восточных монголов в степные районы Ордоса и Кукунора, отрезавшего ойратов от рынков Китая.

Непосредственные причины были связаны с политической обстановкой в регионах, куда была направлена перекочевка калмыков. В результате отсутствия доступа к китайским рынкам сбыта ойраты начали активные действия в северо-западном направлении. В конце XVI века западно-монгольские племена продвинулись далеко на северо-запад по территории Казахстана и появились у границ Русского государства.

Этому продвижению способствовал разгром Сибирского ханства, создававший вакуум в степной зоне Южной Сибири. Все это явилось предпосылкой переселения части ойратов на прииртышские и приобские земли.

1. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. -Изд. 2-е. -М., 1983.-С. 63-65, 73-74, 76, 103, 104.

2. Там же. -С.76.

3. Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. -Элиста, 1966.

4. Гумилев Л.Н., Алексин АА. Каспий, климат и кочевники Евразии // Труды общества истории, археологии и этнографии/ Казанский гос. Ун- т им. В.И. Ульянова-Ленина. -Т. 1 (36). -1963.-С.41.

69

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

5. Иванов И.В., Васильев И.Б. Человек, природа почвы Рын-песков Волго-Уральского междуречья в голоцене. -М., 1995. -С. 175-176.

6. Динесман Л.Г., Киселева Н.К., Князев А.В. История степных экосистем Монгольской Народной Республики. -М.: Наука, 1989. -С. 204- 254; Более подробно см.: Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII - начале ХХ века. Политико-экономический анализ.-Алма-Ата: Наука, 1971; Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. -М.: Изд-во МГУ, 1976; Крадин Н.Н. Кочевые общества. -Владивосток: Дальнаука, 1992.

7. Златкин И.Я. Указ. соч. -С. 65.

8. Златкин И.Я. Указ. соч. -С.67-68; Позднеев А.М. Монгольская летопись «Эрденийн эрихэ». Пдлинный текст с переводом и пояснениями, включающими в себя материалы для истории Халхи с 1636 по 1736 г. -СПб., 1883. -С. 104.

9. Груссе Р. Империя степей. -С.521.

10. Там же.

11. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. -М., 2001. -С.204, 371; Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. -Алма-Ата, 1985. -С. 59, 60.

12. Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. - 17 июля 1610 г.) -М.,1914, -С. 196.

13. Богоявленский С. К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в. // Исторические записки. 1936. Т.5. -С. 61.

14. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. -Алма-Ата, 1985.-С.73.

15. Бембеев В.Ш. Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки (история, культура, расселение, общетсвенный строй до образования Калмыцкого ханства в Поволжье и Предкавказье). -Элиста, 2004. -С.283; Конкашпаев Г.К. Историко-географические сведения о пребывании калмыков (Джунгаров) на территории Казахстана в XVI-XVIII вв. // Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып.8.Сер. истории. -Элиста, 1969, -С. 249; Трепавлов В.В. Указ. соч. -С. 411.

16. Златкин И.Я. Указ. соч. -С. 69, 75,79.

17. Груссе Р. Указ. соч. -С.521.

18. De Weese. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. University Park, Pennsylvania, 1994, P. 347. Цит. по: Трепавлов В.В. Указ. соч. -С.111.

19. Трепавлов В.В. Указ. соч. -С. 279, 326,371-372.

20. Жирмундский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. -С. 483.

21. Трепавлов В.В. Указ. соч. -С. 366,371-372,411,477; Златкии И.Я. Указ. соч. -С. 85.

22. Груссе Р. Указ. соч. -С.521.

23. Батраков В.С. Хозяйственные связи кочевых народов с Россией, Средней Азией и Китаем. -Ташкент, 1958. -С. 77-78.

24. Сибирские летописи. -СПб., 1909. -С.80, 342.

25. Златкин И.Я. Указ. соч. -С.72,75; Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдан Бошокту-хане. -Новосибирск, 1980.-С. 16-17.

26. Трепавлов В.В. Указ. соч. -С.375.

27. Сибирские летописи. -С. 352; Материалы по истории Сибири // ЧОИДР. Кн.4. -СПб., 1866. -С. 352.

28. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. -Новосибирск. 1982. -С.216-220.

29. Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662-1664 гг. // Исторические записки. -Т. 24. -М., 1947. -С.45-48.

30. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636. -М., 1959. -С.25. Ишим находился у торгоутов до 1619 г., затем, вновь женившись, присоединился к хошоутам. (См.: Материалы по истории. 1607-1636. -С. 52, 105.

31. Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI-XX века. -М.,2004. -С.37, 39.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.