Научная статья на тему 'Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества'

Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATES MEMBERS OF CIS / INTERNATIONAL EDUCATIONAL LINKS / A SINGLE SOCIOCULTURAL SPACE / HUMANITARIAN COOPERATION / THE INTEGRATION OF EDUCATION AND CULTURE / MIGRATION / FOREIGN STUDENTS / FOREIGN CULTURAL AND EDUCATIONAL CENTERS / COMMUNITY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Пшенко Константин Андреевич

В статье анализируется роль международных образовательных связей в процессе формирования единого социокультурного пространства стран Содружества. Международные образовательные связи рассматриваются как важнейшая форма социокультурного обмена между странами. В статье представлены современные тенденции гуманитарного сотрудничества государств участников СНГ, а также создание нормативно-правовой базы для его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Educational Context as a Factor in the Formation of a Unified Cociocultural Space of the Commonwealth

The article analyses the role of international educational relations in the formation of a unified socio-cultural space of the Commonwealth. International educational ties are regarded as the most important form of social and cultural exchange between countries. The article presents current trends in humanitarian cooperation of CIS member states, as well as creating the legal framework for its implementation.

Текст научной работы на тему «Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 4 (27). С. 58-63

Международные образовательные связи

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН СОДРУЖЕСТВА1

М. С. Якушкина, К. А. Пшенко

В статье анализируется роль международных образовательных связей в процессе формирования единого социокультурного пространства стран Содружества. Международные образовательные связи рассматриваются как важнейшая форма социокультурного обмена между странами. В статье представлены современные тенденции гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, а также создание нормативно-правовой базы для его реализации.

В настоящее время исследователями в области педагогики и образования признается, что образование становится в СНГ одним из важнейших факторов развития государств — участников Содружества как на национальном, так и на международном уровне.

Реалии современного мира таковы, что положение и авторитет государства на международной арене определяются не только его политическим весом и экономическим развитием, но и культурным потенциалом, связанным уровнем образования его граждан.

Международные образовательные связи сегодня можно отнести к наиболее важным и перспективным направлениям не только культурного обмена, культурной политики, но и всей внешней политики государств —участников СНГ в целом. В тезисах внешней культурной политики России2 развитию образовательных связей в ряду внешнеполитических механизмов отведено основное место. На современном этапе развития СНГ образование — политикообразующий фактор: оно обладает рядом важных свойств, среди которых влияние на формирование человеческого мировоззрения, и как следствие — способность создавать общественное мнение.

Особая роль образования в современных условиях развития социума в ста-ранах Содружества подкрепляется и тем, что от наличия высококвалифицированных специалистов зависит экономический, политический, культурный успех страны, уровень жизни ее граждан.

1 Исследование поддержано грантом РГНФ (проект № 11-06-00587а).

2 Внешняя культурная политика России — год 2000: Тезисы // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-85.

Объективную реальность представляет сегодня глобализация, требующая от национальных образовательных систем новых целевых ориентаций, учитывающих потребности в международной консолидации, основанной прежде всего на ценностях общечеловеческой этики.

Основным механизмом решения поставленных перед образовательными системами задач является единое образовательное пространство СНГ. Можно сказать, что современное образовательное пространство СНГ — сложное, динамичное, развивающееся явление. Оно постоянно актуализируется миграционными процессами граждан, требующими их адаптации, социализации, создания условий для личностного развития средствами образования разных социальных групп населения, находящихся на разных образовательных уровнях.

Так, например, по данным ЮНЕСКО, в 2002 г. Россия занимала 6-е место в мире по числу студентов-иностранцев, и их число продолжает расти. Сейчас в России около 5% студентов — иностранцы, из них % — это студенты из дальнего зарубежья и И — из государств — участников СНГ3. Особенностью международных образовательных связей начала XXI в. стала конкурентная борьба за иностранных студентов. Многие государства сегодня получают от обучения иностранных студентов доходы, сопоставимые с туризмом (для сравнения, в США —14 млрд долларов в год, в России — 70 млн долларов в год). Подготовка специалистов за рубежом способствует реализации геополитических интересов государства. Кроме того, обучение иностранных студентов стимулирует развитие национальной образовательной системы. Государства, принимающие иностранных студентов, получают возможность использовать их потенциал для развития своей национальной государственной системы.

Немаловажное значение приобретает формирование адаптационных, культурных, языковых, образовательных программ для различных категорий мигрантов. Невероятно сложной сегодня является культурная адаптация мигрантов средствами образования, основанная на межкультурном диалоге. Вместе с тем перед Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном прежде всего остро стоит задача помочь этим людям, особенно тем, кто искренне хочет стать полноправными жителями этих стран, узнать их язык, культуру, духовные традиции и ценности4.

В ближайшем будущем развитию миграционных потоков будет по-прежнему способствовать изменение демографической ситуации и потребностей рынка труда в государствах — участниках СНГ, формирование межгосударственной политики в области сотрудничества международных сетей на основе традиций семьи, культуры и истории. Вместе с тем значительная часть трудовой миграции все еще бесконтрольна. Следующий шаг — создание программ подготовки специалистов для работы с мигрантами.

Важнейшей тенденцией международного сотрудничества является деятельность национальных культурно-образовательных общественных организаций и

3 Зорников И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ВГУ. Проблемы высшего образования. 2003. № 2. С. 59-65.

4 Глава Минкульта: «Мигрантам нужна культурная адаптация». [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://я^№ actualcomment.ru/ пеге/19267/Мт1

развитие над- или межнациональных организаций, программ и фондов. В сфере межкультурных коммуникаций в последние годы наблюдается движение национальных культурно-образовательных систем навстречу друг другу на основе сближения проблем, тенденций, целей и задач, заставляющих подчас забыть о различиях и специфике национально-региональных систем.

Большое значение в продвижении этого процесса на уровне СНГ имеет деятельность Межпарламентской ассамблеи СНГ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, на европейском и мировом уровнях — Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Цель их деятельности — расширение сотрудничества между народами в области образования, науки и культуры в интересах соблюдения справедливости и прав человека.

Очевидно, что гуманитарное сотрудничество общепризнано как наиболее эффективный механизм межгосударственного взаимодействия, направленного на расширение и углубление многосторонней интеграции между государствами — участниками СНГ. На заседании Совета глав государств — участников СНГ в Минске в ноябре 2006 г. было принято Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ. Соглашением были закреплены следующие функции Совета: совершенствование и развитие механизмов гуманитарного сотрудничества, обеспечение оптимальных условий для реализации способностей и талантов каждой личности, независимо от страны проживания, на основе взаимообогащения национальными культурами и накопленным в государствах — участниках СНГ научно-образовательным потенциалом.

Создание Совета и Фонда по поддержке гуманитарного сотрудничества в СНГ свидетельствовало о формировании на межгосударственном уровне комплексного подхода к организации сотрудничества в гуманитарной сфере. Именно эта сфера была признана ведущей в процессе устойчивой и динамичной многоуровневой интеграции государств — участников СНГ. При поддержке этих структур (Совета и Фонда) уже в первые годы их деятельности принятые решения находили свое воплощение в конкретных делах. По инициативе Совета и Фонда и с их помощью был проведен целый ряд масштабных культурных и общественных мероприятий. Наиболее яркое впечатление у их участников оставили ежегодные форумы творческой и научной интеллигенции государств — участников СНГ. Значимым событием в гуманитарной жизни Содружества стал пятый, юбилейный Форум творческой и научной интеллигенции (Москва, октябрь 2010 г.). Д. А. Медведев, выступивший перед участниками Форума, отметил, что «развитие многостороннего, многопланового взаимодействия в рамках СНГ является одним из главных приоритетов России». Он подчеркнул также, что в целях улучшения качества жизни граждан стран Содружества, создания перспективных, развивающихся образовательных систем и конкурентоспособной экономики сегодня необходимо «изменить эффективность этого взаимодействия»5. Решению этой задачи будет способствовать развитие инновационного партнерства и

5 См.: Медведев Д. А. Выступление на Пятом форуме творческой и научной интеллигенции СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfgs-sng.org/news/449. Мт1

формирование в наших странах информационного общества. Большое значение правительства государств — участников СНГ придают разработке совместных подходов к развитию образования, науки и культуры, дальнейшему развитию межкультурного и поликультурного диалога в СНГ.

По сути, вызовы и угрозы нового XXI в. выдвинули особые требования к гуманитаризации образования. Это проявилось, в том числе, и в тенденции к интеграции систем образования и культуры. В результате интеграции рядом исследователей была осознана проблема подготовки едиными средствами образования и культуры культурного и эрудированного человека, способного к проявлению активной жизненной позиции. Сегодня во многих вузах студенты выступают с предложениями включить в программу технических специальностей гуманитарные дисциплины. Фонды и общественные организации финансируют международные детские и молодежные культурно-образовательные программы и акции.

Еще одним участником международных культурно-образовательных связей являются т. н. «культурно-образовательные центры». Эти организации по статусу зарубежные, они призваны устанавливать и развивать культурные связи, распространять информацию о своей стране и ее культуре, способствовать изучению своего языка в других странах, укреплять деловые контакты. Как правило, такие центры осуществляют огромную просветительскую работу, организуют языковые курсы, проводят тестирование на знание языка, устраивают встречи с интересными людьми. Наиболее показателен в этом отношении пример деятельности Британского совета6.

В последнее время в России и других странах СНГ активно разворачивается обсуждение актуальности, важности и необходимости следующего шага в продвижении новой культурно-образовательной политики в целях модернизации всего общества. В 2011 г. в г. Ульяновске состоялся Международный конгресс под девизом «Культура как ресурс модернизации». В нем участвовали представители Правительства Россиийской Федерации и Правительств стран СНГ, общественных организаций, академических научных структур, деятели культуры и искусства. В выступлениях участников была отчетливо сформулирована позиция, согласно которой модернизацию необходимо рассматривать как сложный и многоуровневый процесс, зависящий в немалой степени от сознания людей, их восприятия окружающего мира. Особенно отмечалось то, что сознание людей, в свою очередь, определяется их образованием, воспитанием, далее ментальными особенностями, творческими навыками, т. е. всем, что можно объединить понятием «культура». В документах конгресса отмечалось, что реформирование любого общества не может ограничиваться только сферами экономики и политики. Это должен быть комплексный социокультурный процесс, в котором управленческие решения подчинены гуманитарным целям, а гуманитарные цели сопоставлены с экономическими задачами.

По словам С. Е. Нарышкина, выступившего на пленарном заседании конгресса, «модернизация культуры находится сегодня в центре внимания всего мира. Этот вопрос особенно актуален для стран, где традиционно проживает множество народов. Такая особенность заставляет внимательно относиться к

6 British Council (официальный сайт: http://www.britishcouncil.org/ru/russia.htm).

формированию стратегий культурного развития. Дело в том, что резкие непродуманные движения в одной стране могут привести к обострениям в другой. А потому нам необходимо подумать, какие наиболее эффективные решения могут быть предложены»7.

Необходимо отметить, что действительно эффективными в 1990-е гг. оставались преимущественно двусторонние гуманитарные контакты. Поддержка этих контактов на уровне активно действующих уже к началу 2000-х гг. дала основу для выстраивания принципиально обновленных, позитивных многосторонних связей между государствами — участниками СНГ. И действительно, постепенно процесс взаимодействия стран Содружества в гуманитарной сфере активизировался. Этому способствовал целый ряд важных решений, принятых на межгосударственном уровне. В 2005 г. в ходе неформального саммита глав государств — участников СНГ в Москве была подписана Декларация о гуманитарном сотрудничестве, в которой указывалось на приоритетное внимание государств Содружества к вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры, национальных традиций, языков, науки, образования, архивов, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и молодежного движения8. В своем выступлении на саммите В. В. Путин отмечал: «Именно культура, наука, образование, гуманитарное сотрудничество в целом эффективно работают на свободное общение и сближение, на формирование атмосферы взаимопонимания, доверия и взаимного уважения. Этим самым создаются условия для диалога и партнерства во всех сферах межгосударственного сотрудничества — в экономике, политике и других областях»9.

В условиях распространения компьютерных технологий в последние годы процесс образования и освоения культурных ценностей становится все более интерактивным и интенсивным. Дистанционная культурно-образовательная деятельность позволила изменить ситуацию с культурным общением и формированием традиций соотечественников, находящихся на работе за рубежом; с формированием культурно-образовательной деятельности инвалидов и т. д.

Благодаря диверсификации образования в целом появляется огромное количество новых структур, фирм, объединений, ассоциаций, корпораций и проч., предлагающих разные формы транснационального межкультурного общения и образовательной деятельности. Этот процесс способствовал в том числе и использованию в международной языковой практике понятия «компетенция», обсуждению содержания общезначимых компетенций.

Таким образом, международные образовательные связи сегодня свидетельствуют о глубоких структурных и содержательных сдвигах в развитии единого образовательного пространства государств — участников СНГ и требуют серьезного анализа исследователей и практиков.

7 Нарышкин С. Е. Выступление на Международном конгрессе «Культура как ресурс модернизации» // «Российская газета. Приволжский федеральный округ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/09/26/reg-svo1ga/ кощге88. Мт1

8 Декларация о гуманитарном сотрудничестве, 8 мая 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ex/tx_cszroy. Мт!

9 Путин В. В. Выступление на саммите СНГ. Москва, 08.05.2005 г. // ЛИГА Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://news.1iga.net/news/N0510086.htm

Международные образовательные связи — важнейшая форма социокультурного обмена на современном этапе, которая обладает следующими характерными особенностями.

Прежде всего, международные образовательные связи формируют пространство как единую культурно-образовательную организацию или единую образовательную глобулу, содержащую множество взаимосвязанных компонентов разного уровня и характера. Это учреждения, организации, программы, проекты и проч. и их взаимоотношения.

Пространство проявляет признаки целостности и влияет на развитие национально-региональных систем посредством динамики социокультурной среды, определяющей стратегию их развития.

Пространство проявляет признаки устойчивости системы в целом и динамичного развития всех ее составляющих, в том числе взаимоотношений всех компонентов.

В заключение подчеркнем, что международные образовательные связи сегодня — один из аспектов гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ и один из факторов формирования единого социокультурного пространства образования и просвещения, создающего условия для развития личности всех граждан Содружества.

Ключевые слова: государства — участники СНГ, международные образовательные связи, единое социокультурное пространство, гуманитарное сотрудничество, интеграция образования и культуры, миграционные процессы, студенты-иностранцы, культурно-образовательные зарубежные центры, общественные организации.

International Educational Context as a Factor in the Formation of a Unified Cociocultural Space of the Commonwealth

Marina S.Yakushkina, Konstantin A. Pshenko

The article analyses the role of international educational relations in the formation of a unified socio-cultural space of the Commonwealth. International educational ties are regarded as the most important form of social and cultural exchange between countries. The article presents current trends in humanitarian cooperation of CIS member states, as well as creating the legal framework for its implementation.

Keywords: states — members of CIS, international educational links, a single sociocultural space, humanitarian cooperation, the integration of education and culture, migration, foreign students, foreign cultural and educational centers, community organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.