Научная статья на тему 'Международные непатентованные наименования как основа формирования ограничительных перечней лекарственных препаратов'

Международные непатентованные наименования как основа формирования ограничительных перечней лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
408
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПАТЕНТОВАННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЧНИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / INTERNATIONAL NONPROPRIETARY NAMES / RESTRICTIVE LISTS OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шашкова Г. В.

Изложены подходы к формированию ограничительных перечней лекарственных препаратов с использованием международных непатентованных наименований. Обращается внимание на необходимость присвоения МНН отечественным лекарственным средствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шашкова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Nonproprietary Names as the basis for the formation of restrictive lists of medicines

The article considers the approaches to the formation of restrictive lists of medicines using International Nonproprietary Names. The attention is drawn to the importance of assigning INN to domestic medicines.

Текст научной работы на тему «Международные непатентованные наименования как основа формирования ограничительных перечней лекарственных препаратов»

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПАТЕНТОВАННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ пРЕпАРАТОВ

Г.В. Шашкова

Первый Московский государственный медицинский университет имени. И.М. Сеченова, Москва

Резюме: Изложены подходы к формированию ограничительных перечней лекарственных препаратов с использованием международных непатентованных наименований. Обращается внимание на необходимость присвоения МННотечественным лекарственным средствам.

Ключевые слова: международные непатентованные наименования, ограничительные перечни лекарственных препаратов.

INTERNATIONAL NONPROPRIETARYNAMES AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF RESTRICTIVE LISTS OF MEDICINES G.V. Shashkova

Abstract: The article considers the approaches to the formation of restrictive lists of medicines using International Nonproprietary Names. The attention is drawn to the importance of assigning INN to domestic medicines.

Key words: international nonproprietary names, restrictive lists of medicines.

Развитие фармацевтического рынка ведет к росту продаж лекарственных средств (ЛС) и, соответственно, расходов на них. Однако многие лекарственные препараты, особенно дорогостоящие, становятся недоступными, и, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Ни одно государство не может компенсировать затраты на все ЛС, обращающиеся на фармацевтическом рынке. Многие страны независимо от уровня их экономического развития проводят целенаправленную политику сдерживания роста финансовых расходов на лекарственное обеспечение. Наиболее эффективно это реализуется путем проведения действенной национальной лекарственной политики, основанной на рациональном использовании ЛС, а также на разработке комплекса мер, направленных на обеспечение доступности безопасных, эффективных ЛС гарантированного качества.

В соответствии с концепцией основных лекарственных средств ВОЗ доступность лекарственных препаратов может быть обеспечена путем тщательного отбора необходимых ЛС в соответствии с установленными принципами и критериями и формирования на их основе ограничительных перечней. Использование ограниченного числа ЛС, отобранных в соответствии с клиническими руководствами и стандартами медицинской помощи, приводит к оптимизации лекарственного обеспечения, рациональному выбору, назначению и снижению расходов на их закупку и применение.

По определению ВОЗ, к основным ЛС относятся препараты, которые удовлетворяют приоритетным потребностям населения в медицинской помощи, выбираются с учетом их важности для государственного здравоохранения, доказанной эффективности и

безопасности на основе результатов анализа «затраты-эффективность».

На основе концепции основных ЛС экспертами ВОЗ был разработан и опубликован в 1977 г. первый Типовой перечень основных лекарственных средств (Model List of Essential Medicines). Типовые перечни обновляются в среднем один раз в два года. В 2011 г. опубликован 17-й Типовой перечень основных ЛС.

Содействуя доступности ЛС для детей посредством формирования национальных перечней и схем закупок и возмещения, ВОЗ разработан и в 2007 г. опубликован первый Типовой перечень основных ЛС для детей. В 2011 г. издан третий перечень.

По данным ВОЗ, к настоящему времени более 150 стран имеют национальные перечни основных ЛС для различных уровней медико-профилактической помощи как в государственном, так и в частном секторах здравоохранения.

Необходимо отметить, что реализация концепции основных ЛС не гарантирует решения всех проблем, существующих в сфере обращения ЛС, но может содействовать снижению остроты ситуации в конкретных вопросах лекарственного обеспечения.

В целом внедрение в практику здравоохранения ограничительных перечней можно рассматривать как результат экономической и социальной политики страны, направленной на доступность ЛС. За счет бюджетов здравоохранения и страхования медицинской помощи многие страны покрывают расходы только на ЛС, включенные в ограничительные перечни.

Система создания различных ограничительных перечней ЛС достаточно хорошо отработана, накоплен определенный опыт их формирования, в том числе и в России. Однако наиболее важный этап — отбор ЛС — часто остается субъективным.

В этой связи при формировании перечней ЛС важны методологические подходы к их построению. Отсутствие четкой методологии составления перечней, основанных на научном подходе, может отрицательно сказаться на качестве и эффективности данной работы. Основополагающие принципы и критерии отбора ЛС, которыми руководствуются многие страны при разработке ограничительных перечней, сформулированы ВОЗ в сотрудничестве с другими международными организациями.

Одним из важнейших принципов формирования ограничительных перечней ЛС является использование в качестве основной структурной единицы международных непатентованных наименований (МНН) действующих веществ.

МНН — одна из важнейших информационных характеристик ЛС, позволяет систематизировать номенклатуру ЛС, зарегистрированных под многочисленными торговыми наименованиями, по основному критерию — наличию в препарате конкретной фармацевтической субстанции.

В отличие от торгового наименования, которое присваивается индивидуальному готовому препарату, содержащему одно или несколько действующих веществ, выпускаемому в определенной лекарственной форме и дозировке и являющемуся собственностью производителя (или заявителя), МНН идентифицируют конкретную активную субстанцию посредством единого уникального международно признанного родового названия и являются общественным достоянием.

МНН присваиваются ВОЗ вновь создаваемым фармацевтическим субстанциям в соответствии с принятой процедурой. МНН выбираются, как правило, для действующих веществ с установленной химической структурой или химическим научным названием; исключения из этого правила редки. Комбинированным препаратам МНН не присваиваются.

Процесс отбора МНН включает несколько этапов, среди которых основными являются выбор предлагаемых МНН и присвоение рекомендованных МНН на заключительном этапе. Всего ВОЗ присвоено около 9 тысяч МНН.

Перечни предлагаемых и рекомендованных МНН регулярно публикуются в журнале WHO Drug Information (Информация ВОЗ о лекарственных средствах). Периодически ВОЗ издает на компакт-дисках сводные перечни предлагаемых и рекомендованных МНН, которые приводятся на 6 официальных языках ВОЗ (английском, французском, русском, испанском, арабском и китайском), а также на латинском. В 2009 г. опубликован 13-й Сводный перечень МНН. В настоящее время подготовлен к изданию 14-й Сводный перечень (Cumulative List No. 14, 2011), в который вошли 105 перечней предлагаемых МНН и 66 перечней рекомендованных МНН.

Значимость работ по выбору МНН фармацевтической субстанции связана прежде всего с созданием новых инновационных ЛС. Создание успешного оригинального ЛС вносит существенный вклад в развитие медицины. Ежегодно ВОЗ присваивает 100—120

МНН. Однако на рынок выходят только 20—30 оригинальных ЛС.

Разработка инновационного ЛС — длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому в условиях ограниченных финансовых ресурсов фарминдустрия многих стран ориентируется на выпуск воспроизведенных (генерических) препаратов, как это имеет место и в нашей стране. Так, например, широко применяемое в медицинской практике нестероидное противовоспалительное средство с МНН диклофенак впервые появилось как оригинальный препарат Вольтарен фармацевтической компании «Новартис». В настоящее время в России воспроизведенные ЛС, содержащие диклофенак, зарегистрированы под разными торговыми наименованиями более чем 40 производителями.

МНН широко используются в научной медицине, практическом здравоохранении, в сфере обращения ЛС. МНН включены в официальные издания (национальные фармакопеи, реестры зарегистрированных лекарственных препаратов, инструкции по применению ЛС и др.), используются в справочных изданиях, при создании баз данных по лекарственным препаратам.

МНН помогают медицинским и фармацевтическим работникам ориентироваться в большом количестве зарегистрированных торговых наименований лекарственных препаратов. Перечни лекарственных препаратов, сформированные по МНН их действующих веществ, позволяют специалистам наиболее эффективно и рационально осуществлять отбор, закупку и назначение ЛС, отдавая при этом предпочтение более дешевым воспроизведенным препаратам.

При этом необходимо учитывать, что в инструкциях по применению лекарственных препаратов, имеющих одно и то же МНН (содержащих одно и то же действующее вещество), могут быть различия в описании показаний, противопоказаний, побочных эффектов, предостережений, а также в формах выпуска и дозировках. Также следует иметь в виду, что в зависимости от лекарственной формы, способа доставки, состава вспомогательных веществ и других факторов воспроизведенные препараты могут отличаться по фармакокинетическим и другим параметрам.

В этой связи при составлении перечней специалисты должны пользоваться достоверными источниками информации о ЛС и иметь доступ к надежным информационным ресурсам. Сформированные с использованием МНН ограничительные перечни необходимо снабжать справочниками, устанавливающими соответствие между непатентованными и патентованными (торговыми) наименованиями.

Особое внимание следует уделять обучению врачей, назначающих ЛС, и провизоров/фармацевтов, отпускающих лекарственные препараты в аптеках. Как показывает практика, не все специалисты имеют достаточный опыт и знания для активного использования МНН.

Особого внимания заслуживают документы ВОЗ, освещающие принципы и методы стандартизации

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

МНН на основе классификации фармацевтических субстанций по общности их фармакологического действия и подобия химических структур.

ВОЗ рекомендует при формировании МНН использовать стандартизированные слоги (англ. stems), указывающие на принадлежность ЛС к определенной фармакотерапевтической группе или на групповую общность. В грамматическом отношении эти слоги не могут рассматриваться ни как основа, поскольку не имеют лексического значения, ни как корень, формирующий наименование с помощью префиксов и суффиксов. Поэтому считаем целесообразным использовать в русскоязычной литературе термин «стем» без перевода.

Наличие стема повышает информативность МНН, позволяя специалистам определить фармакологическое, терапевтическое действие препарата, к какой группе веществ он относится. Например, стем -грел (-грел-), классифицированный как «ингибитор агрегации тромбоцитов», имеют 28 МНН: анагрелид, дазмегрел, исбогрел, итазигрел, камонагрел, клопи-догрел, мидазогрел, нафагрел, никогрелат, озагрел, оксагрелат, памикогрел, пирмагрел, прасугрел, ридо-грел, фурегрелат и др. По данному классу соединений в России зарегистрированы торговые наименования препаратов, содержащих только два МНН: клопидо-грел и прасугрел (зарегистрирован в конце 2011 г.).

Важным этапом в процессе создания ограничительных перечней является систематизация ЛС. Отнесение препарата к конкретной группе зависит от принятой классификации; с выбора классификации ЛС должна начинаться работа по формированию перечней.

Типовые перечни основных лекарственных средств ВОЗ базируются на фармакотерапевтической классификации, которая включает 27 фармакоте-рапевтических групп, некоторые из них разделены на подгруппы в соответствии с применением ЛС. В типовом перечне одно и то же ЛС (МНН) в зависимости от его действия и лекарственной формы может быть включен в несколько фармакотерапевтических групп. Например, ацетилсалициловая кислота входит в группы «Нестероидные противовоспалительные препараты» и «Сердечно-сосудистые лекарственные средства» (подгруппу «Антитромботические препараты»).

Во многих странах широко используется рекомендованная ВОЗ Анатомо-терапевтическо-хими-ческая классификация (АТХ), в первую очередь при проведении маркетинговых исследований. В этой классификации ЛС приводятся преимущественно по МНН, им присваиваются 7-значные коды АТХ. В нашей стране эта классификация широко используется в сфере обращения ЛС; в последнее время она применяется для систематизации ЛС в процессе формирования различных перечней.

Следует отметить, что ВОЗ использует АТХ классификацию только как приложение к типовому перечню основных ЛС, в котором МНН систематизированы по кодам АТХ и дается ссылка на номер соответствующей фармакотерапевтической группы.

Алфавитный перечень МНН (с указанием АТХ кодов и номера фармакотерапевтической группы) приводится в другом приложении. Наличие такого справочного аппарата значительно облегчает работу специалиста с перечнями основных ЛС.

В России работы по формированию ограничительных перечней ЛС ведутся преимущественно в рамках государственных социальных программ, направленных на улучшение доступности качественной медицинской и лекарственной помощи для различных категорий граждан.

Наибольший опыт в этом направлении накоплен при формировании перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ныне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — ЖНВЛП).

С 1992 по 2011 г. в нашей стране утверждено 12 перечней ЖНВЛП. С 2002 г. перечни утверждаются распоряжениями Правительства РФ «... в целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства».

Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ перечень ЖНВЛП определяется как: «.ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации».

Перечень ЖНВЛП на 2012 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р, включает 567 наименований ЛС (преимущественно по МНН), систематизированных в соответствии с АТХ классификацией. Из них отечественными предприятиями производятся только 93 препарата, зарубежными — 207. Остальные ЛС (267 препаратов) выпускаются как отечественными, так и зарубежными фармацевтическими предприятиями.

С целью регулирования цен производителей на ЛС, включенные в перечень ЖНВЛП, Минздрав-соцразвития России проводит государственную регистрацию предельных отпускных цен на соответствующие торговые наименования ЛС в порядке, установленном Правительством РФ. Текущая информация о зарегистрированных ценах публикуется в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, приведенном на сайте министерства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г. доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской по-

мощи при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях граждане обеспечиваются ЛС, включенными в перечень ЖНВЛП.

Этим Федеральным законом при разработке стандартов медицинской помощи предусмотрено включение в них «.зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фарма-котерапевтической группой по Анатомо-терапевти-ческо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения».

С 1 января 2005 г. в стране реализуется программа дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготы при приобретении ЛС на амбулаторном уровне (ныне — программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами; ОНЛП). Лекарственное обеспечение в рамках данной программы осуществляется в соответствии с перечнем ОНЛП, утверждаемым Минздравсоцразвития России.

В настоящее время действует Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 10 ноября 2011 г. № 1340н. В данном перечне ЛС также приведены преимущественно по МНН и впервые систематизированы по АТХ классификации (по аналогии с перечнем ЖНВЛП).

В России МНН широко используются при формировании формулярных списков ЛС, а также других ограничительных перечней, в том числе Перечня централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисци-дозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

ЛИТЕРАТУРА

Однако при выполнении рекомендаций ВОЗ по включению ЛС в ограничительные перечни по МНН в нашей стране специалисты сталкиваются с рядом проблемных вопросов. В отличие от некоторых стран в России отсутствуют законодательные акты или нормативные правовые документы, регламентирующие использование воспроизведенных препаратов и связанных с ними вопросов замены ЛС, входящих в ограничительные перечни.

Несмотря на то, что в упомянутых перечнях большая часть ЛС приведена по МНН их фармацевтических субстанций, в перечнях ЖНВЛП и ОНЛП содержатся также препараты под химическими названиями (преимущественно отечественные препараты, не имеющие МНН). Особые трудности в практической работе специалистов возникают при использовании сложных химических названий ЛС, включенных в действующие перечни. В качестве примера можно привести бромдигидрохлорфенилбензо-диазепин (торговое наименование — Феназепам).

В последние годы некоторые российские фармацевтические производители начали уделять внимание проблеме присвоения МНН. На основе поданных в ВОЗ заявок ряду отечественных лекарственных препаратов присвоены МНН: азоксимера бромид (торговое наименование — Полиоксидоний); золе-продолол (Альбетор, Проксодолол), умифеновир (Арбидол) и др.

Необходимо обратить внимание, что Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ дает понятие МНН как «...международное непатентованное наименование лекарственного средства», в то время как рекомендованные МНН присваиваются ВОЗ только фармацевтическим субстанциям (International Nonproprietary Names for pharmaceutical substances).

Таким образом, в нашей стране накоплен определенный опыт использования МНН при решении различных задач в сфере обращения ЛС, в том числе при формировании различных ограничительных перечней. Проводятся работы по гармонизации номенклатуры ЛС на основе МНН с учетом признанных международных норм и правил. Вместе с тем целесообразно активизировать работу по присвоению МНН «старым» отечественным ЛС, входящим в государственный реестр лекарственных препаратов для медицинского применения под их химическими названиями. Для вновь создаваемых фармацевтических субстанций и оригинальных лекарственных препаратов следует своевременно направлять в ВОЗ заявки на присвоение МНН в соответствии с существующей процедурой.

1. Государственный реестр предельных отпускных цен: Ь|Ар://ммм дг^ . rosminzdrаv. ги/ рпсеНтв. aspx 2 . Лекарственный менеджмент во фтизиатрии: учебное пособие . Перельман М . И . , Борисов С . Е . , Шашкова Г В . [и др . ] . М . : РЦ «ФАРМЕДИНФО» . 2009. 240 с . 3 . Стратегия ВОЗ в области лекарственных средств . Пересмотренная процедура обновления Примерного перечня ВОЗ лекарственных средств . Доклад Секретариата на 109-й сессии Исполнительного комитета ВОЗ, 7 декабря 2001 г. , (EB109/8), 14 с . 4 . Шашкова Г В . , Лепахин В . К . , Бешлиева Е . Д . Справочник синонимов лекарственных средств . - 13е изд . , перераб . и доп . М . : РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2011, 592 с . 5 . The selection and use of essential medicines: report of the WHO Expert Committee, March 2009 (including the 16th WHO model list of essential medicines and the 2nd WHO model list of essential medicines for children) . WHO technical report series, 2009, No . 958, 242 p . 6 . The use of stems in the selection of International Nonproprietary Names (INN) for pharmaceutical substances (WHO/EMP/ QSM/2009.3) . World Health Organization, Geneva, 2009, 172 p . 7 . WHO Drug Information: http://www. who , int /druginformation

ОБЗОРНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.