Научная статья на тему 'Международные эталоныкачества в российском профессиональномтуристском образовании'

Международные эталоныкачества в российском профессиональномтуристском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТАЛОНЫКАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / INTERNATIONAL QUALITY STANDARDS / PROFESSIONAL EXAMS / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н.

Рассматривается необходимость соответствия качества подготовки в российскойвысшей школе международным стандартам профессионального туристского образо-вания.Приводятся примеры международной системы оценки качества профессио-нальной подготовки в сфере туризма и гостеприимства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International quality standards in the russian professional tourism education

The article deals with the necessity for the Russian universities to meet the internationalstandards of professional tourism education.The examples of the international system ofquality assessment of professional training in the sphere of tourism and hospitality are given

Текст научной работы на тему «Международные эталоныкачества в российском профессиональномтуристском образовании»

Ефремцева Т.Н. Международные эталоны качества в российском профессиональном туристском образовании

Рассматривается необходимость соответствия качества подготовки в российской высшей школе международным стандартам профессионального туристского образования. Приводятся примеры международной системы оценки качества профессиональной подготовки в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, международные эталоны качества, профессиональные экзамены, оценка качества профессиональной подготовки.

The article deals with the necessity for the Russian universities to meet the international standards of professional tourism education. The examples of the international system of quality assessment of professional training in the sphere of tourism and hospitality are given. Key words: professional tourism education, international quality standards, professional exams, assessment of the quality of professional training.

В последние годы в связи с реформированием системы российского образования (введением ФГОС и нового зако-

© Ефремцева Т.Н., 2013

на «Об образовании в Российской Федерации»), а также экономическими, политическими и социокультурными процессами, происходящими в глобальном масштабе, стало уделяться достаточно

внимания качеству высшего профессионального образования. Формирование конкурентоспособного имиджа России неразрывно связано с совершенствованием качества подготовки профессиональных кадров.

Для сферы туристского бизнеса, являющейся одной из самых перспективных и быстро развивающихся индустрий в мировой экономике, требуется постоянный мониторинг качества подготовки специалистов. В ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» ожидается значительное увеличение числа рабочих мест за счет расширения сферы сервиса и услуг в России. Программа ставит основными задачами «развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках» [1].

В России сегодня насчитывается более 300 вузов и филиалов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. Для сравнения: в США таких учебных заведений насчитывается более 500, а в Великобритании — 170 [2].

Реорганизация российского профессионального образования в сфере туризма направлена на подготовку конкурентоспособного современного специалиста индустрии туризма, соответствующего стандартам мировой туриндустрии и запросам отечественных работодателей. Несомненно, что рыночный успех является основным критерием оценки деятельности вузов, маркетинговые возможности которых предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой политикой образовательных услуг [3].

Однако российские вузы на данном этапе сталкиваются с некоторыми противоречиями:

• между введением новых образовательных стандартов и неразработанной системой оценки сформированности профессиональных компетенций;

• между относительной свободой в определении содержания образования вузом и оторванностью от профессиональных запросов работодателей;

• между стремлением повысить качество профессиональной подготовки и его несоответствием международным стандартам качества.

Качество профессиональной, а вместе с тем и языковой подготовки в вузе должно рассматриваться как прерогатива профессиональной подготовки специалиста. К разработке содержания основной образовательной программы направления подготовки привлекается не только профессорско-преподавательский состав вуза, но и ведущие специалисты отрасли. Достойное место иностранного языка представляется в продуманных учебных программах, созданных на основе современных методик, аутентичных учебных пособий, учебных и информационных ресурсов, а также материально-технического обеспечения. Важным компонентом парадигмы качества подготовки является разработанная внутри вуза система оценки качества сформирован-ности профессиональных компетенций студентов по основной образовательной программе в общем и по иностранному языку в частности.

Регулярное повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедр — необходимые условия реализации новых стандартов образования. И наконец, важнейшим критерием вхождения России в международное образовательное пространство является соответствие содержания профессионального обучения международным стандартам качества по направлениям подготовки.

Международным стандартом качества туристского образования является UNWTO TedQual Certification. Данная

система профессиональной сертификации, созданная в 1998 г., способствует постоянному совершенствованию качества туристского образования, подготовке кадров и научно-исследовательских программ путем определения набора минимальных стандартов качества образования в сфере туризма.

Система TedQual Certification состоит из серии оценочных критериев, универсально применяемых к любому туристскому образованию, подготовке или исследовательской программе, которые позволяют измерить эффективность образовательной системы, а также степень ее соответствия запросам туристского сектора, общества и студентов в этой программе. Данная система сертификации учитывает пять областей анализа, которые оценивают внутренние и внешние аспекты программы вуза. К ним относятся: согласованность плана исследований; инфраструктура и педагогическая поддержка; политика, инструменты и механизмы поддержки административного управления; существование прозрачного механизма для выбора факультета и благоприятных условий для профессионального развития; актуальность содержания программы исследований в связи с потребностями сектора туризма [4].

По данным Всемирной туристской организации, профессиональную сертификацию UNWTO TedQual на сегодняшний день имеет 81 высшее учебное заведение в мире. Это десять университетов в Китае, семь в Великобритании, по шесть в Испании и Мексике, пять в Италии, четыре в США, по два в Швейцарии, Греции и Турции и по одному в Германии, Франции и России. Примечательно, что Российская международная академия туризма является единственным российским туристским вузом, имеющим международный сертификат качества туристского образования UNWTO TedQual [2, 4].

Международная сертификация направлений профессиональной подготов-

ки вуза диктует необходимость предоставления студентам возможности для получения личных международных сертификатов или дипломов по туризму, менеджменту туризма и гостеприимства.

Рассмотрим три ведущих экзамена в области туризма, менеджмента туризма и гостеприимства, имеющие международный статус:

• экзамен LCCI (London Chamber of Commerce and Industry) по туризму Лондонской торгово-промышленной палаты, он имеет два уровня и состоит из письменной и устной частей;

• экзамен Edexcel BTEC — самой большой в Великобритании компании по аккредитации национальных и международных академических и профессиональных квалификаций, в том числе по туризму, состоящий из пяти уровней: от сертификата до диплома по международному туризму;

• экзамен City & Guilds — ведущего и старейшего синдиката по международной аккредитации профессиональных квалификаций в Великобритании, находящегося под патронатом королевской семьи, имеет три уровня (от сертификата до диплома) по международному туризму [5].

Следует иметь в виду, что все эти профессиональные экзамены студенты сдают на английском языке. При этом их уровень владения иностранным языком должен быть не ниже В2 по европейской шкале CEF (Common European Framework).

Глубокий анализ содержания перечисленных международных экзаменов по туризму, а также подробное изучение стратегии CLIL (Content and Language Integrated Learning), метапредметного образовательного подхода к содержанию профессиональной подготовки приводит к выводу о необходимости создания вузовского макета структурной матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки [6].

В структуре матрицы закладываются все формируемые компетенции направления подготовки студентов и перечисляются все предметы, в ходе изучения которых они формируются. При таком подходе мы избавимся от предметной однобокости и узости, поверхностного рассмотрения компетенций, так как невозможно отдельное формирование профессиональных компетенций на занятиях иностранным языком в отрыве от профессиональных дисциплин. Важным техническим условием и инструментом работы такой матрицы должна быть LMS-платформа вуза, которая дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

Следующим условием формирования качественной профессиональной языковой подготовки в туристском вузе должна стать система оценки качества сфор-мированности у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Она должна быть заложена в матрицу с принятым вузом фондом оценочных средств и балльно-рейтинговой системой оценки, а также представлена отдельно в содержании учебной программы дисциплины «Иностранный язык».

При проектировании системы оценки качества профессиональной подготовки по иностранным языкам необходимо учитывать следующее: европейскую шкалу оценивания уровня владения иностранным языком CEF (шесть уровней от А1 до С2); формы входного, промежуточного и итогового контроля; прозрачную систему заданий по всему курсу обучения с понятным механизмом и шкалой оценивания; отдельную систему оценки самостоятельной и дистанционной работы студентов; условия для создания профессионального портфолио выпускника.

В качестве примера приведем шкалу оценивания в системе подготовки к сдаче экзаменов по туризму Edexcel BTEC. Спецификация каждой темы для изуче-

ния описывает количество зачетных единиц и аудиторных часов на тему (раздел) и критерии оценивания по трем уровням: PASS (зачтено), MERIT (достигли успеха) и DISTINCTION (сдали с отличием). Каждый критерий обычно начинается с глагола действия и выглядит так:

PASS = describe (what)

MERIT = explain (how) DISTINCTION = justify/evaluate (why) [7].

В этом примере можно увидеть составные слагаемые компетенции (знать, уметь, владеть).

Что касается вопроса создания профессионального (мы не говорим языкового) портфолио выпускника туристского вуза, то требуются основательная проработка и принятие решений на уровне вуза. Портфолио — это не простой набор достижений студента за годы обучения, а итоговый документ, компетентностная оценка не только того, какие знания получил студент, но и что он умеет в профессии и чем владеет на профессиональном уровне.

Для создания эффективной системы качества профессиональной языковой подготовки в туристском вузе необходимо тесное взаимодействие с предприятиями туриндустрии на разных уровнях: начиная с планирования и отбора содержания обучения, организации практик и стажировок по профессии, непосредственного участия в оценке сфор-мированности профессиональных компетенций выпускников вуза и заканчивая предложениями по их трудоустройству. К сожалению, на практике такого сотрудничества у нас в стране пока нет.

Кафедра иностранных языков и зарубежного страноведения Российской международной академии туризма проводит большую работу по совершенствованию содержания профессиональной подготовки по иностранным языкам и созданию единого образовательного пространства в области туристского обра-

зования. Созданная в 2011 г. Ассоциация преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма активно работает, объединяя на сегодняшний день более 80 преподавателей из 46 вузов и других образовательных учреждений Москвы, Московской области и регионов России. В период с 2011 по 2013 г. проведены две Международные научно-практические конференции «Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе», а также три научно-методических семинара с международ-

ным участием: «Новое содержание образовательных программ по иностранным языкам в туристском вузе»; «Реализация учебных программ по иностранным языкам в рамках ФГОС в туристском вузе»; «Мониторинг качества языковой подготовки в неязыковом вузе» [5].

Деятельность ассоциации показывает, что профессиональное взаимодействие специалистов в области языкового образования помогает решить многие проблемы в построении системы современного качественного профессионального образования в России.

ЁЁоАаАобеА е УЁАЁоетПаА еАыоепа

1. Постановление Правительства Россий- ской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644

«О Федеральной целевой программе "Разви- тие внутреннего и въездного туризма в Рос- сийской Федерации (2011—2018 годы)"».

2. URL: http://whichuniversitybest.blogspot. ru/2010/02/top-hospitality-tourism-schools.html (дата обращения: 21.02.2013).

3. Третьякова Т.Н., Нохрина Н.Н. Основы диагностики качества профессиональной под- готовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Челябинск, 2007.

4. URL: http://themis.unwto.org/en/content/ institutions-unwtotedqual-certified-programmes (дата обращения: 15.02.2013).

5. Ефремцева Т.Н. Качество профессио- нальной языковой подготовки в туристском

вузе: реальность и перспективы // Содержа- ние профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: докла- ды и материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г.о. Химки, мкр-н Сходня, 18 апреля 2013 г. /под науч. ред. Т.Н. Ефремцевой. М.: Логос, 2013.

6. Peeter Mehisto, David Marsh & Maria Jesus Frigols. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Education, 2008. 238 p. URL: http://www.edexcel.com/migration- documents/BTEC%20Firsts%20from%202010/ M01_BFTT_TBR_L2_4894_WEB_V2.pdf (да- та обращения: 05.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.