Научная статья на тему 'Международные экономические конфликты как форма международных отношений'

Международные экономические конфликты как форма международных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6831
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные экономические конфликты как форма международных отношений»

© Тимачева Е.В., 2010

УДК 339.9 ББК 65.5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е.В. Тимачева

История экономики свидетельствует о том, что все войны, споры и конфликтные ситуации между странами и народами, которые якобы имеют религиозные, политические, социальные и другие предпосылки, в основном имеют экономическую подоплеку.

В свете современных тенденций развития международных экономических отношений, выражающихся в повышении уровня взаимозависимости и интеграции государств, весьма актуальным становится глубокое изучение правил поведения, принятых в мировом сообществе, и в частности, в таких ситуациях, когда возникают разногласия между его членами-государствами и иными субъектами международного права.

Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется не только внутренним потенциалом, но также масштабами и степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты.

Мировое сообщество говорит на

2 796 языках, в нем имеет хождение более 300 наименований национальных денег, но вместе с тем противоречивый и пестрый мир сегодня как никогда взаимосвязан и взаимозависим. Эти глобальная целостность и взаимозависимость основаны на необходимости общего использования ряда экономических ресурсов, на заинтересованности в общем решении глобальных проблем, а также на международных экономических взаимоот-

ношениях. Именно мирохозяйственные связи являются материальной основой растущей взаимозависимости стран в рамках мировой экономики 1.

Вместо господствовавшего ранее «водораздела» государств по принципу «Запад -Восток» все чаще употребляется деление «Север - Юг», подразумевающее противоречивый комплекс экономических и политических отношений между индустриальным Севером» (то есть развитыми индустриальными странами) и «аграрным Югом» (развивающимися странами).

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.

Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научнотехнических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Существование суверенных государств обусловливает различие между национальными рынками отдельных стран и мировым рынком, которому присущ ряд

особенностей. На мировой рынок значительное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. В ней проявляются не только общие, но и самостоятельные национальные интересы. Существуют различия в степени свободы перемещения товаров и факторов производства внутри страны и между странами.

Мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом через различные формы экономических отношений. Мировой рынок на основе конкуренции между его участниками определяет в конечном счете структуру и объем производства и экспорта, степень развития международного разделения труда 2.

Несмотря на глобализационные процессы и формирование единого хозяйственного пространства, усложнение хозяйственных связей между государствами и стирание национальных границ хозяйственных процессов, появление единой валюты, являющейся платежным средством нескольких государств, повышение мобильности рабочей силы, прежние механизмы хозяйственного взаимодействия между государствами вызывают разного рода конфликты, в том числе и экономические.

Экономический конфликт - это конфликт, прежде всего, конфликт по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением 3.

Изучение экономических конфликтов в экономической теории связано с такими процессами, как война, классовые конфликты и революции, преступления в экономической сфере, захват и национализация собственности.

Ф. Эджворт, опираясь на утилитаристскую этику, пытался обосновать возможность математической социологии и применимость математических методов к анализу конфликтного экономического поведения. Однако систематическое изучение конфликтов в экономике началось лишь в 1960-е гг., и в появившихся за последние годы научных публикациях экономисты все еще считают это направление новым. В работах экономистов сформулированы два различных понимания экономического конфликта. С марксистской

точки зрения (наиболее известный ее сторонник - Я. Варуфакис), социальные конфликты пронизывают экономику и являются своего рода «способом ее существования». Главный рыночный механизм - конкуренция - является формой конфликта, все сферы экономических отношений являются аренами, на которых разыгрываются скрытые или явные противостояния 4.

Эту точку зрения принимают и другие, немарксистские исследователи: не только противоборство, но и любое соглашение между двумя агентами рынка автоматически противопоставляет их другим агентам (независимо от того, входит это в их намерения или нет), подталкивая как уже действующие, так и стремящиеся войти на рынок фирмы к конфликтным стратегиям.

В неоклассической школе под экономическим конфликтом понимают не конкуренцию вообще, а ее крайние формы: соперничество за ресурсы между сторонами, которые несут издержки в связи с попытками ослабить или устранить друг друга (Дж. Хиршлайфер, С. Скапердас и др.)5.

В экономико-математических теориях конфликта рассматривается, как правило, взаимодействие абсолютно рациональных субъектов, идеальных «максимизаторов полезности» при равных условиях экономической деятельности. Разработаны модели взаимодействия со строгим и нестрогим соперничеством (с нулевой суммой, когда победа одной стороны означает полное поражение другой, и с ненулевой суммой, когда обе стороны могут выиграть, например, избежав забастовки); коалиционные и бескоалиционные игры (в зависимости от того, могут ли два участника образовать коалицию против третьего соперника); игры с полной информацией (каждая сторона знает об игре все и всегда, как, например, при игре в шахматы) и с неполной (например, карточная игра в покер), конечные и бесконечные игры (имеющие бесконечное число решений и непредсказуемый исход).

Из множества закономерностей, выявленных путем математического моделирования экономических ситуаций, для социологии конфликта интересны, прежде всего, три. Во-первых, при длительном противостоянии (многократном взаимодействии) более чем двух

агентов наиболее выгодной стратегией оказывается компромисс. Участник игры, нагревший руки за счет обмана соперников в однократном взаимодействии (сделке), в последующих взаимодействиях проигрывает (как минимум -теряет то, что получил в начале игры) 6.

Во-вторых, даже если стороны не вступают в коммуникацию (некооперативная игра), их поведение взаимно «согласовано», то есть даже неравные по ресурсам противники зависят друг от друга (причем тем больше, чем больше затраты на ведение конфликтных действий).

В-третьих, при конфликтном взаимодействии наибольшую долю произведенных двумя сторонами ресурсов получает та из них, которая меньше производит и больше тратит на «вооружение», но, победив, получает она меньше, чем могла бы получить при кооперации: затраты на ведение «войны» снижают производительность и конкурентоспособность агентов, сокращают общий объем доступных благ на рынке.

В целом для современной экономической теории конфликта характерен отход от рациональной модели «максимизатора полезности» и признание того факта, что интересы конфликтующих сторон не являются непримиримыми.

Оценивая в 1990 г. результаты, достигнутые в теории экономических игр, и их осмысление экономистами неоклассической школы, Я. Варуфакис и Дж. Янг писали: «Конфликт невозможно вписать в неоклассическую парадигму, каким бы гениальным не был аналитик и какой бы уровень сложности ни закладывался в математическую модель»7.

Экономисты нуждаются в новом классе моделей, предназначенных для исследования экономической деятельности в контексте конфликта, где производство, обмен и насильственный захват ресурсов неотделимы друг от друга, - так характеризуют сложившуюся ситуацию сторонники неоклассического подхода.

Перенос понятия экономического конфликта на всю совокупность конфликтов, возникающих в связи с производством, распределением и потреблением благ, приводит к многочисленным противоречиям. Поэтому, хотя исследование конфликтов в экономике

и социологии уже имеет свою историю, у самого понятия экономического конфликта до сих пор нет четкого определения и устойчивого объема.

Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики, где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта.

Международная практика свидетельствует, что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.

Ущемление национальных торгово-экономических, социальных интересов той или иной страны другой страной или группой стран часто приводит к возникновению конфликтов.

Непосредственной причиной развертывания конфликтов становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, политические, социально-экономические, санитарные, экологические и др.»).

Растущая конкуренция на мировых рынках, защита внутренних рынков, необходимость обеспечения занятости и т. п. также заставляют иностранные государства активно защищать своих производителей и коммерсантов, вступать в политико-экономические конфликты. При этом образование зон свободной торговли, таможенных союзов не вносит принципиальных изменений в структуру мирового хозяйства. Объединение стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими прин-

ципами. К примеру, таможенный союз представляет собой противоречивое единство свободной торговли с протекционизмом.

Даже в рамках торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в торговые конфликты. Причем меры, применяемые правительствами для защиты национальных производителей, иногда бывают приближенными к весьма «горячим» действиям. Несмотря на то что в рамках ЕС существует свобода передвижения товаров между странами-членами, там регулярно возникают разного рода конфликты.

Как правило, страны - участницы конфликтов не стремятся доводить их до крайности, они разрешаются путем длительных переговоров, консультаций, обращениями с жалобами в международные организации.

Для решения экономических конфликтов между странами и создаются международные экономические организации. Международная экономическая организация - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации их действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц 8.

К наиболее важным и серьезным международным экономическим организациям относятся: Международная торговая палата, Всемирная торговая организация, ООН - в которых создаются органы, непосредственно занятые разрешением споров (Службы МТП по борьбе с экономической преступностью, Комиссия по урегулированию споров, Международный суд ООН, ЭКОСОС, Совет Безопасности ООН).

Одни способы и процедуры мирного разрешения споров известны международному праву с давних пор, другие - появились не так давно. Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключительно мирными средствами сформировалась система та-

ких средств в ст. 33 Устава ООН. В ней перечислены такие мирные средства, как переговоры; обследование; посредничество; примирение, арбитраж, судебное разбирательство; обращение к региональным органам и соглашениям и иные мирные средства. К иным мирным средствам можно отнести: добрые услуги; механизм разрешения споров органами ООН; механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями.

В области мирного разрешения споров Совет Безопасности ООН наделен следующими полномочиями:

- требовать от сторон разрешения их спора при помощи указанных выше средств;

- в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в статье 33 (продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности), или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

- если все стороны, участвующие в любом споре, об этом просят, делать сторонам рекомендации с целью мирного разрешения этого спора.

Кроме того, существуют специализированные судебные инстанции, к ним можно отнести: экономический суд СНГ, Международный суд ООН, Международный арбитражный суд, которые тщательно рассматривают экономические споры между странами, проверяют экономические договора следят за их соблюдением, проводят судебные процессы, комментируют нормы международного права и следят за выполнением судебных решений и предписаний.

Существование международного механизма урегулирования споров не исключает существование своих механизмов в отдельных регионах. Одним из важных механизмов урегулирования споров в странах Европейского союза является Суд ЕС. Суд ЕС компетентен регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства-члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства.

Урегулирование споров в рамках СНГ в настоящее время не идет дальше рекоменда-

ций участникам спора. Единственный судебный орган в рамках данной организации в настоящее время уполномочен рассматривать только споры, возникающие при исполнении экономических обязательств стран-членов.

Все разрешения экономических споров основываются на принципах современного международного права, которые можно определить как основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.

Существуют определенные особенности, отличающие основные принципы международного права от других норм права:

1) основные принципы международного права обязательны для всех государств (в том числе и не для членов ООН); 2) основные принципы международного права имеют приоритет относительно всех других норм; 3) основные принципы международного права в отличие от большинства других норм имеют обратную силу; 4) деяния, нарушающие основные принципы международного права, рассматриваются как международные преступления; 5) основные принципы международного права могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений при отсутствии других норм.

Принцип мирного урегулирования споров является именно основным принципом международного права. Это подтверждается его универсальным характером; тем, что он распространяется на все без исключения государства, даже и не члены ООН, что подтверждается п. 6 ст. 2 Устава ООН; а также тем, что в отсутствие каких-либо договоренностей между государствами они могут руководство-

ваться им напрямую. Принцип мирного разрешения споров является функциональным принципом, то есть представляет собой метод, систему способов и механизмов урегулирования споров.

Можно выделить следующие основные способы мирного разрешения экономических споров: 1) переговоры; 2) консультации сторон; 3) обследование; 4) примирение; 5) добрые услуги; 6) посредничество; 7) международный арбитраж; 8) судебное разбирательство.

Подытоживая все вышеизложенное, можно отметить, что международные экономические конфликты являются формой международных экономических отношений, и их мирное разрешение всегда дает толчок для более тесных и взаимовыгодных экономических отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Буглай В. Б., Ливенецев Н. Н. Международные экономические отношения. - М., 1995. - С. 21.

2 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения = La politique economique de la France : учеб. пособие. - М. : Из-дат. гр. «Прогресс» : Универс, 1994. - С. 57.

3 См.: Вершинин М. С. Конфликтология : конспект лекций. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001.- 64 с.

4 Hammes D. L. Review of «Conflict in Economics» (Varoufakis Y., Young D.) // Kyklos. -1992. - V 45. - Issue 2. - P 54.

5 Нестик Т. А. Экономический конфликт в аспекте его нематериальных ресурсов // Современная конфликтология в контексте культуры мира. -М., 2001. - С. 25.

6 Нестик Т. А. Современные подходы к этическим проблемам в бизнесе // Этические принципы ведения дел в России. - М., 1999. - С. 160.

7 Hammes D. L. Op. cit. - P. 55.

8 http://www.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi? RMlmkztgwukt:l!_qutuso,lxqol!uwjgtong.oo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.