Научная статья на тему 'Международные аспекты управления гостиничной индустрией'

Международные аспекты управления гостиничной индустрией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ОЦЕНКА РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ КАНАДЫ И КИТАЯ / СОЗДАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / THE HOTEL SERVICES MARKET / THE FORMS OF MANAGEMENT IN HOTEL BUSINESS / TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE WORLD HOTEL SERVICES MARKET / AN ESTIMATION OF THE HOTEL SERVICES MARKET OF CANADA AND CHINA / CREATION OF THE ACCESSIBLE ENVIRONMENT AS THE FACTOR OF THE HOTEL SERVICES MARKET DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палаткин А. С.

В статье приводятся классификации основных форм хозяйствования и управления на рынке гостиничных услуг, а также международные тенденции его развития. Рассматриваются основные параметры создания эффективной системы управления и качественного развития рынка гостиничных услуг в Канаде и Китае странах-организаторах Олимпийских Игр. Дается оценка влияния олимпийского движения на экономическую среду города-организатора в качестве фактора развития рынка гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international aspects of the hotel industry management

It's not possible now to research a system of management by the hotel services market without detecting of structural classification of managing forms over the hotel services market, and also the international tendencies of the market development. Key parameters of creation of an effective control system and qualitative development of the hotel services market in Canada and China the countries-organizers of Olympic Games are considered. The estimation of influence of the Olympic movement on an economic environment of a city-organizer as the factor of the hotel services market development is given.

Текст научной работы на тему «Международные аспекты управления гостиничной индустрией»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ

ПАЛАТКИН А.С.,

аспирант,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: palatkin.artem@mail.ru

В статье приводятся классификации основных форм хозяйствования и управления на рынке гостиничных услуг, а также международные тенденции его развития. Рассматриваются основные параметры создания эффективной системы управления и качественного развития рынка гостиничных услуг в Канаде и Китае — странах-организаторах Олимпийских Игр. Дается оценка влияния олимпийского движения на экономическую среду города-организатора в качестве фактора развития рынка гостиничных услуг.

Ключевые слова: рынок гостиничных услуг; формы управления гостиничным бизнесом; тенденции развития мирового рынка гостиничных услуг; оценка рынка гостиничных услуг Канады и Китая; создание доступной среды как фактор развития рынка гостиничных услуг.

It's not possible now to research a system of management by the hotel services market without detecting of structural classification of managing forms over the hotel services market, and also the international tendencies of the market development. Key parameters of creation of an effective control system and qualitative development of the hotel services market in Canada and China — the countries-organizers of Olympic Games — are considered. The estimation of influence of the Olympic movement on an economic environment of a city-organizer as the factor of the hotel services market development is given.

Keywords: the hotel services market; the forms of management in hotel business; tendencies of development of the world hotel services market; an estimation of the hotel services market of Canada and China; creation of the accessible environment as the factor of the hotel services market development.

Коды классификатора JEL: L83.

Рынок гостиничных услуг можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи гостиничного продукта в определенное время и определенном месте. Рынок гостиничных услуг характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают гостиничные предприятия и потребители гостиничных услуг.

Современное развитие рынка гостиничных услуг не возможно без всестороннего изучения, систематизации и классификации его структуры.

В мировой практике выделяют следующую классификацию гостиниц по характеру взаимоотношений между владельцем предприятия и его управленческим звеном [8]:

© А.С. Палаткин, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

1. Независимые гостиницы, находящиеся во владении, распоряжении и пользовании владельца:

а) управляемые самим владельцем;

б) управляемые с помощью нанимаемых специалистов-менеджеров или нанимаемой по договору специализированной управляющей компанией, в том числе имеющей собственный торговый знак или знак обслуживания, причем последнее не влечет за собой изменения статуса гостиницы как независимой по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

2. Гостиницы, входящие в гостиничные цепи, которые в зависимости от условий вхождения в эти объединения различаются следующим образом:

2.1. гостиницы, являющиеся полноправными членами цепей (общая собственность владельцев и гостиницы, управляемые представителями собственников);

2.2. гостиницы, являющиеся ассоциированными (присоединившимися) членами цепи (франшизные члены цепи). Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны руководства цепи;

2.3. гостиницы, входящие в объединение гостиниц на условиях контрактного управления ими со стороны профессиональной гостиничной компании (гостиничного оператора), получающей «операционное» вознаграждение за эту деятельность от владельца;

2.4. гостиницы, входящие в объединение гостиниц на комбинированных условиях, например, условиях контрактного управления франшизной гостиницей со стороны франчайзодателя.

3. Гостиницы, входящие в ассоциации независимых гостиниц:

3.1 гостиницы, входящие в ассоциации с целью увеличения прибыли и коммерческих возможностей (например, ассоциации «взаимного информирования»);

3.2. гостиницы, входящие в ассоциации (добровольные союзы) предпринимателей в сфере гостеприимства, не преследующие цели извлечения дополнительной прибыли, а создаваемые для оказания помощи членам ассоциации (взаимоотношения с властью, консультации по кадровым, юридическим вопросам и бухгалтерскому учету и проч.).

Активное развитие гостиничного бизнеса в прошлом веке стало возможным благодаря развитию новых эффективных форм управления, таких как аренда, партнерство, синдицирование, франчайзинг, контрактное управление и др. (рис. 1).

В случае аренды объекта гостиничного хозяйства (гостиничный комплекс) всю полноту коммерческого риска несет управляющий, обязующийся выплачивать фиксированную арендную плату собственнику. Отель арендуется за оговоренный процент с продаж, обычно от 20 до 50%. Этот метод позволяет и арендатору, и компании-собственнику выйти на рынок и укрепиться на нем.

Популярной такая форма управления стала в 50-60-е годы в странах с устоявшимся законодательством и развитым туризмом (напр: лондонский «Hilton» арендован сроком на 25 лет, и арендная плата установлена в пределах 8% от первоначальной стоимости, что позволило отелю экономить до 75% на эксплуатационных расходах).

Форма управления в виде партнерства была применена компанией «Travelodge» (теперь это часть компании «Forte Hotels and Motels»), при которой граждане, желающие войти в мо-тельный бизнес, имели право внести часть стоимости мотеля. В результате они получали жалование как управляющие и, кроме того, доходы от операций предприятия делились между ними и компанией.

Синдицирование обычно предусматривает объединение большой собственности с большими инвестициями и поэтому предусматривает распределение рынка между участниками синдиката.

Рис. 1. Формы управления гостиничным бизнесом

Суть франчайзинга состоит в том, что предприятие, давно зарекомендовавшее себя на рынке и создавшее определенный имидж, передает другой фирме секрет своей успешной деятельности, получая в дальнейшем комиссионные. Франшизодатель, в силу своей известности и опыта, способен более глубоко проникнуть на рынок, в результате чего франшизополучатель организует свою предпринимательскую деятельность с меньшим риском.

В Америке франчайзинговые отношения в той или иной форме охватывают до 90% рынка гостиничных услуг. А в Европе стратегия франчайзинга не является ведущей, и многие гостиницы сохраняют свой независимый статус.

Управление по контракту стало популярным в гостиничной индустрии США в 70-х гг. как для управления внутри страны, так и за ее пределами. Контракт на убавление заключается между владельцем отеля и компанией, специализирующейся в гостиничном менеджменте, оператором. В ситуации, когда собственник не имеет опыта или желания осуществлять менеджерские функции, но стремится получить доход с вложенных средств, он передает свой отель в профессиональное управление.

По контракту владелец обязуется не вмешиваться в процесс управления и несет все текущие расходы, а также финансовые и операционные риски, вытекающие из права собственности. Другая сторона, оператор, вступает в управление гостиницей без приобретения каких-либо прав на нее. Его финансовая ответственность ограничена. За предоставляемые услуги он получает гарантированное вознаграждение. Своей популярностью этот метод обязан тому, что предусматривает очень незначительное участие акционерного капитала, а то и вовсе обходится без него.

Благодаря использованию франчайзинга и контракта на управление транснациональные компании (гостиничные цепи) превратились в заметное явление международной жизни.

Применение современных организационных стратегий развития позволяет компаниям гостиничной отрасли укреплять свои позиции в условиях сильной конкуренции и в постоянно меняющихся условиях экономической среды.

По мнению специалистов, в будущем развитие мировой индустрии гостеприимства, вероятно, будет протекать на фоне следующих тенденций:

• глобализации;

• консолидации;

• вертикальной и горизонтальной интеграции;

• формирования торговой марки;

• развития новых технологий;

• корреляции с экономической конъюнктурой (поведенческий маятник).

Эффективное развитие гостиничного бизнеса не возможно без наличия мощной поддержки со стороны органов государственной власти. Крайне важным для дальнейшего исследова-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ния системы управления рынком гостиничных услуг является изучение лучших международных практик. Так рассмотрим для сравнения рынки гостиничных услуг Канады и Китаяю

Одним из самых перспективных и постоянно растущих рынков в сфере туризма стал рынок Канады. Такой успех стал возможен во многом благодаря формированию четкого представления контролирующего органа о конечном результате, к которому необходимо стремиться, а также слаженной и качественной работе по всему миру. Кроме того, Канада стала организатором проведения Зимних Олимпийских игр 2010 года.

Главным регулятором на рынке туристических услуг (в том числе и рынок гостиничных услуг) стала Комиссия по туризму Канады (англ.: CTC — The Canadian Tourism Commission). Это национальная организация, действующая в области туристического маркетинга в 12 странах и потребительских рынках: Австралии, Бразилии, Китая, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Южной Кореи, Великобритании, США и Канады. Главной своей задачей ставящей создание благоприятных условий для привлечения туристов в Канаду [7].

КТК работает в сотрудничестве с правительством Канады, провинциями и территориями с целью позиционирования Канады в качестве места, где турист сможет получить уникальный и экстраординарный личный положительный опыт.

КТК осуществляет свою деятельность, продвигая национальный туристический бренд: «Канада: продолжай исследовать» (англ.: «Canada: keep exploring»).

В 2009 году туристы со всего мира и граждане Канады потратили около 71 миллиарда долларов США (на 5% меньше, чем в 2008 году) на туристические услуги и товары, предлагаемые Канадой, из них 14,2 миллиарда долларов (на 10% меньше, чем в 2008 году) — доходы от международных туристов. Средний доход от проживания полных суток на одного туриста составил 114,6 доллара США.

В 2009 году процветающий туристический сектор Канады создал около 650 тысяч рабочих мест. Доля доходов от туризма составляет около 2% от ВНП страны в пределах 30,7 миллиарда долларов, что эквивалентно совокупным доходам от сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности.

Основными участниками рынка являются малые и средние компании, что в совокупности составляет около 160 тысяч предприятий, таких как канадские гостиничные сети, курортные компании (SPA-сектор) и железнодорожные компании, а также локальные маркетинговые компании.

Таким образом, КТК, индивидуально взаимодействуя с различными участниками рынка, продвигает услуги каждой компании на международном рынке, что в итоге формирует национальный туристический бренд. И, соответственно, к таким компаниям предъявляются крайне жесткие международные требования.

Анализ структуры доходов от туризма в Канаде за первый квартал 2010 года (табл. 1) показывает, что основными рынками для Канады являются США и Мексика, в совокупности, формирующие 72% от общего количества поездок / путешествий и 48% от общего количества денежных поступлений в экономику Канады, что также характеризует ориентированность канадского рынка. Вторым по значимости рынком является Европа: 10% и 17% соответственно [10].

Полученные результаты отражают мировую тенденцию — влияние Олимпиады на страны с высокими макроэкономическими показателями не очень заметно, а экономический эффект достигается с течением времени после проведения Игр. Так, совокупное количество поездок / путешествий в Канаду за первый квартал сократилось на 0,5%, а доходы от въездного туризма увеличились на 1% [1, стр. 40].

При более детальном рассмотрении, анализируя структуру расходов туристов во время пребывания в Канаде, видим, что основными расходами являются расходы на размещение. Для жителей США и Канады — 40,8% от общего объема расходов, для жителей прочих регионов — 29,6% (рис. 2, рис. 3) [10].

Таблица 1

Основные структурные показатели туризма по ключевым секторам, выделяемым КТК за первый квартал 2010 года

Кол-во путешествий / поездок, тыс. Стр-ра, % Прирост 10/09, % Расходы на путешествия / поездки, млн долл. США Стр-ра, % Прирост 10/09, % Средняя длительность путешествия / поездки, суток Прирост 10/09, % Средний расход на одну поездку / путешествие, долл. США Прирост 10/09, % Средний расход в сутки, долл. США Прирост 10/09, %

Америка (США, Мексика) 1581 72% -3,1% 843,5 48% -2,6 % 3,6 -6,0% 534 0,5% 148 7,0 %

Европа(Великобритания, Франция, Германия) 216 10% -6,4% 290,4 17% 1,8 % 13,4 -4,2 % 1344 -4,4% 100 -0,2%

Азия / тихоокеанский регион (Япония, Южная Корея, Китай, Австралия) 124 6% -1,6% 209,3 12% 1,4 % 23,4 -0,4% 1688 -0,2% 72 0,2%

Развивающиеся рынки (Бразилия, Индия) 35 2% -14,6% 51,1 3% 14,9 % 20,3 -1,6% 1460 0,2% 72 1,9 %

Всего по ключевым рынкам 1956 89% -1,6% 1394,3 80% -0,6% 6,3 -1,6% 713 1,0 % 113 2,6%

Прочие страны 241 11% 8,8% 359,0 20% 7,4% 17,2 -11,2% 1490 -1,3 % 87 11,2%

Всего 2197 100% -0,5% 1753,3 100% 1,0 % 7,5 -2,7% 798 1,5% 106 4,3%

ТЕ1ЖА ЕС01\ЮМ1С115 ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ 209

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

Рис. 2. Структура расходов туристов из США и Мексики, %

Рис. 3. Структура расходов туристов из прочих стран, %

Таким образом, средства размещения, а также туристические компании, формирующие основную долю доходов от въездного туризма, играют одну из важнейших ролей в успешном развитии всей туристической отрасли.

Как результат такой деятельности, в 2009 году Канада вновь заняла вторую позицию в списке самых уважаемых страновых брендов, публикуемом на основании Индекса странового бренда (англ.: Country Brand Index) компании FutureBrand, Нью-Йорк. Индекс формируется на основе анализа 30 основных категорий.

Другой страной-организатором проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2008 года стала Китайская народная республика.

Благодаря опыту, полученному туристами в Китае, а также оценкам об экономическом развития страны, которое они могут увидеть здесь, и будет осуществляться значительное расширение представления иностранцев о Китае в целом и китайском туризме в частности. Совокупность таких параметров и формирует комплексный бренд «Китай».

В настоящее время страна является одним из важнейших центров и ресурсов мировой туристической отрасли. В 2004 г. количество въезжающих в страну иностранных туристов превысило 41,76 млн человек, что принесло ей доход в 25,7 млрд долл. По этим показателям страна заняла соответственно четвертое и седьмое места в мире. Местный туризм превысил 1 млрд людских поездок, выездной — 28,8 млн человек. В 2009 г. объем въездного туризма Поднебесной составил 126 млн человек, а валютные поступления от туризма достигли $39,7 млрд [5].

На туризм приходятся 5,02% ВВП страны Число организаций и предприятий, вовлеченных в туристический бизнес, достигло 383,8 тыс. Функционирует 304,4 тыс. отелей (из них 11,3 тыс. — «звездных») и 13,3 тыс. туристических агентств. Около 5 200 гостиниц в Китае приспособлены

для размещения иностранных туристов (700 000 комнат, 1,41 миллиона спальных мест). Эти гостиницы оценены в соответствии с международными стандартами звездной оценки.

По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 г. Китай станет основным направлением потока туристов и его рынок туристических услуг займет четвертое место в мире. К этому времени планируется достичь дохода от туризма на уровне 1350 млрд юаней (порядка 168 млрд долл.), ежегодного роста этого показателя на 12% и обеспечить в этой отрасли, работой 9,8 млн человек, увеличив их общее количество на 500 тыс. [2; 4].

Государственным органом, регулирующим сферу туризма в Китае, является Китайское национальное управление по делам туризма (англ.: China National Tourism Administration (CNTA)) [6].

КНУДТ осуществляет свою деятельность за рубежом через свои представительства в 14 странах и регионах: Японии, Сингапуре, Непале, Южной Корее, Гонконге, США, Канаде, Великобритании, Испании, Германии, Швейцарии, Австралии, России, Индии и Италии.

Большая работа проводилась накануне весьма значимых для Китая Международных олимпийских игр 2008 года, Всемирной выставки «Экспо— 2012» в Шанхае, а также Зимних азиатских игр 2007 г. Цель этой деятельности — их туристическое обеспечение, чтобы спортсмены, болельщики, бизнесмены и другие визитеры знакомились с Китаем и его достопримечательностями и до, и после указанных событий.

Из приведенных примеров понятно, что государство в лице уполномоченных органов по туризму в Китае и Канаде делает все возможное для эффективного развития туризма, а соответственно и гостиничного рынка, путем создания жестких правил игры для участников этого рынка. На международную поддержку со стороны государства может рассчитывать лишь тот гостиничный комплекс, который будет четко отвечать этим правилам.

Во многих развитых и развивающихся странах мира на национальном уровне разработаны стандарты соответствия категориям для средств размещения, строительные и санитарные нормы, правила и порядки деятельности предприятий обслуживания. В том числе и само предприятие вправе создавать для себя внутренние нормы (стандарты) обслуживания и технического состояния в рамках действующего законодательства. Но во многом эти правила и стандарты отражают минимальный обязательный набор параметров, в то время как множество важных факторов остаются не учтенными.

Объединяющей задачей Международного паралимпийского комитета (англ.: The International Paralympic Committee (IPC)) является выработка комплекса стандартов и методик, которые впоследствии могли бы стать «международно признанными» на примере игр, проводимых по всему миру.

Разработка подобных мер вылилась в создание «Руководства МПК по доступности. Инклюзивный подход к Олимпийским и Паралимпийским играм». Руководство служит инструментом для обеспечения качественного участия для всех групп посетителей и участников, в том числе и для лиц с ограниченной мобильностью, как в самих Играх, так и в качестве зрителей [9].

На основании основных параметров, заключенных в Руководстве, специалисты МПК оценивают подготовленность города, принимающего у себя Олимпийские и Паралимпийские игры.

Средства размещения являются одним из составляющих компонентов доступного пребывания на Играх. Так гостиницам (санаториям, домам отдыха и проч.) предъявляются высокие требования, начиная от обслуживания и отношения к гостям, в том числе и к людям с инвалидностью, и заканчивая техническими требованиями и регламентами при проектировании и эксплуатации средств размещения. Что в значительной мере может создавать дополнительные сложности для руководства средств размещения.

В России совместно с Организационным комитетом и ГК «Олимпстрой» действует Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений» (сокр.: РАСФ). Созданная с целью содействия в разработке стратегии развития сети спортивных сооружений в Российской Федерации и реализации программ развития физической культуры и спорта, она в настоящее время активно занимается инспектированием и консультированием размещения средств с целью создания доступной среды, регламентируемой МПК [3].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

Таким образом, создавая существенные требования ко всему комплексу вопросов, требующих решения, олимпийское движение является важным фактором качественного развития рынка гостиничных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гварлиани Т.Е., Гохгелеринт Н.Л. Экономическая эффективность олимпийской экономики / Научный альманах исследований. Социально-экономическое исследование организации и проведения зимних олимпийских игр 2014 года в городе-курорте Сочи. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.Е. Гварлиани. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 344.

2. Головкина А. В Китае туризм станет основным механизмом развития национальной экономики // http://www.tourprom.ru/news/7592/.

3. Гутман Л.Б. Обеспечение доступности для людей с инвалидностью на предприятиях гостеприимства. Презентация РАСС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Значение туризма для Китая // http://www.1zam.com/43-znachenie-turizma-dlya-kitaya.html.

5. Китай развивает выездной туризм // http://www.chinapro.ru/rubrics/1/5120/.

6. Китайское национальное управление по делам туризма // http://en.cnta.gov.cn/.

7. Комиссия по туризму Канады // http://en-corporate.canada.travel.

8. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 208.

9. Руководство МПК по доступности Инклюзивный подход к олимпийским и паралимпийским играм. Июль 2009.

10. Travel Characteristics Q1 2010. Canadian Tourism Commission // http://en-corporate.canada.travel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.