Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переходная экономика / взаимосвязь транспорта / цели устойчивого развития / экономическое гуманитарное измерение / энергетическая связанность государств / transition economy / interconnectedness of transport / Sustainable Development Goals / economic humanitarian dimensions

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Имамкулиева Т.М.

В данной статье автором рассматриваются стратегические цели, основные направления транспортной политики Туркменистана по созданию мультимодальной транспортной инфраструктуры. Туркменистан занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе и в вопросах взаимодействия с крупными международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN DEVELOPMENT OF TRANSPORT DIPLOMACY OF TURKMENISTAN

This article is about the strategic goals, basic directions, significance of transport policy of Turkmenistan for the creation of multimodal transport infrastructure. Turkmenistan taken an active position in the development of the transport-transition corridors, including the issues on the cooperation with the international organizations in this sphere.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА»

УДК 32

Имамкулиева Т.М.

канд. ист. наук, доцент кафедры «Общественных наук» Туркменский национальный институт мировых языков им. Довлетмаммета Азади (г. Ашгабад, Туркменистан)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Аннотация: в данной статье автором рассматриваются стратегические цели, основные направления транспортной политики Туркменистана по созданию мультимодальной транспортной инфраструктуры. Туркменистан занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе и в вопросах взаимодействия с крупными международными организациями.

Ключевые слова: переходная экономика, взаимосвязь транспорта, цели устойчивого развития, экономическое гуманитарное измерение, энергетическая связанность государств.

Формирование транспортно-логистической инфраструктуры является одним из приоритетных направлений в экономической стратегии Туркменистана. Страна занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе в вопросах взаимодействия с крупными международными организациями. Выступая на третьем Анталийском дипломатическом форуме, Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов выделил ключевые моменты и проблемы глобального порядка, а также предложил подходы и методы их решения. В частности, он подчеркнул роль стран с переходной экономикой, которые могут придать импульс устойчивому мироустройству. Достигнуть это можно лишь при создании условий полного вовлечения переходной экономики в основные процессы формирования нового миропорядка. В связи с этим, во-первых,

необходимо уделить главное внимание распределению богатств, средствам доставки и сферам их применения, во-вторых, подвергая новые подходы к тщательному анализу, избегать политизации, - отметил в своем выступлении Председатель Халк Маслахаты Туркменистана. [1]

В деле формирования новой экономической модели ключевую роль играют две области: одна из них - энергетическая связанность государств, а другая - взаимосвязанность транспортной сферы. Путь Туркменистана заключается в том, что страна исходит из необходимости формирования доступной и справедливой позиции по этим вопросам, в том числе в области транспортных связей, где сотрудничество может быть нацелено не только на инкорпорирование новых незаменяемых подходов, но и дополняющих прежние.

Географические особенности Туркменистана - расположение на стратегически важном пересечении транспортно-транзитных маршрутов Евразийского континента между крупнейшими экономически развитыми странами Европы и Азии - создают реальные предпосылки для экономического участия страны в международной транспортной сети. Будучи приверженным своей миротворческой созидательной политике и исходя из видения региона Центральной Азии и Каспийского бассейна как прочного звена стратегической стабильности в южном поясе Евразии и перспективного партнера, Туркменистан предпринимает активные усилия по формированию транспортной инфраструктуры, имеющей важное международное значение, и созданию благоприятных политических, экономических, правовых условий, чтобы стать важной частью международной транспортной системы.

В Туркменистане пересекаются транспортные сети по направлениям Север-Юг и Восток-Запад с использованием различных видов транспорта. В каждом из направлений присутствуют элементы сложившихся международных транспортных коридоров: а) восточная ветвь международного транспортного коридора Север-Юг, которая проходит по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана, б) международный транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), в)

коридор Каспийское море-Черное море, г) транспортно-транзитный коридор Китай-Казахстан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Европа, транспортный маршрут Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, железнодорожный маршрут по коридору Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан, транспортно-транзитный маршрут Страны Азиатско-Тихоокеанского региона-Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа (CASCA+), формируется новый «Южный транспортный коридор» Россия-Каспийское море-Туркменистан- Узбекистан-Кыргызстан. [2]

Туркменистан совместно с партнерами создает разветвленную сеть транспортной и логической инфраструктуры комбинированного типа по линии Восток-Запад и Север-Юг. В перспективе она будет включать в себя транзитные коридоры, выходящие на регионы Каспийского моря, Черноморского бассейна, Балтии. В частности, речь идет о транспортном коридоре из Китая через территорию Центральной Азии к туркменскому побережью Каспия, а также в Иран, на Ближний и Средний Восток. Этот коридор может быть использован и в обратном направлении - в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Южной Азии. Усилия Туркменистана в целом направлены на полное раскрытие потенциала трансконтинентальных перевозок всеми видами транспорта и создание логистических терминалов в узловых пунктах, одним из которых может стать Международный морской порт Туркменбаши.

Транспортный комплекс Туркменистана сегодня - это Международный морской порт Туркменбаши и современные воздушные гавани в столице и городах Туркменбаши, Туркменабат, Керки, Мары, новая взлетно-посадочная полоса в Дашогузе, железнодорожный и автомобильный мосты через Амударью, железнодорожная магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран, широкая разветвленная сеть автодорог. В октябре 2021 года были открыты участки Ашхабад-Теджен, в апреле 2024 года - Теджен-Мары высокоскоростного автобана Ашхабад-Туркменабат. Магистраль в будущем соединит столицу и восточный регион Туркменистана, позволит значительно повысить пропускную

способность дорожной системы страны, качество и оперативность логистических услуг, расширить международную транспортно-транзитную инфраструктуру и торгово-экономические отношения с соседними государствами, расположенными вдоль Великого Шелкового пути. Также будет построен мост через залив Гарабогаз кёл, который свяжет страну с Казахстаном и сократит путь в Европу.

В отношении развития международной транспортной инфраструктуры Туркменистан всегда привержен тесному сотрудничеству и партнерскому взаимодействию со специализированными структурами ООН, прежде всего, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Экономической и Социальной комиссией ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО). По вопросам устойчивого транспорта Туркменистан также тесно взаимодействует с партнерами в рамках Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) и по Программе ЦАРЕС - Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество.

Туркменистан является участником более десятка международных конвенций по транспорту, инициатором проведения Первой Глобальной конференции по устойчивому транспорту. По предложению Туркменистана, Генеральная Ассамблея ООН в 2014, 2015, 2017, 2021 годах приняла Резолюции в целях развития многостороннего транспортного сотрудничества. В 2023 году Сообществом Наций была принята Резолюция об объявлении 26 ноября Всемирным днем устойчивого транспорта.

Туркменистан также опирается на сотрудничество с такими международными финансовыми и экономическими институтами, как Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития.

Туркменистан, войдя в членство ОСЖО (Организации сотрудничества железных дорог) в 1994 году, стал важным звеном международного транзита грузов, благодаря развивающейся железнодорожной инфраструктуре на

национальном и региональном уровне, Туркменистан наладил также взаимодействие на платформе ОСЖО в области информационных технологий, научно-технических и экологических вопросов. В апреле 2024 года в Ашхабаде прошло ХХХУШ заседание Конференции государств-членов ОСЖО, по итогам которой была принята Ашхабадская Декларация, направленная на укрепление плодотворного партнерства. Выбор Туркменистана местом проведения Форума значимой для сотрудничества между странами Европы и Азии международной организации подчеркивает повышение ключевой роли нашей страны во вновь формирующемся Великом Шелковом пути.

В соответствии с Программой развития транспортной дипломатии Туркменистана в 2022-2025 годы предусмотрены стратегические направления по комплексной модернизации материально-технической базы всех видов транспорта, формированию современной профильной инфраструктуры, а также по дальнейшему укреплению позиций Туркменистана в качестве регионального центра международных транспортно-транзитных коридоров.

Для расширения регионального и международного сотрудничества в транспортной сфере в Туркменистане проводится активная работа по совершенствованию законодательства, цифровизации транспортного комплекса, принимаются меры по упрощению таможенных процедур и гармонизации норм и правил миграционных процедур, касающихся международного сотрудничества в области транспорта.

Таким образом, основной целью транспортной политики Туркменистана является: во-первых, способствование развитию Концепции «Возрождения Великого Шелкового пути», во-вторых, становление Туркменистана крупным транспортно-логистическим хабом на пространстве Евразии.

Транспортная стратегия Туркменистана отвечает интересам большинства государств, заинтересованных в создании эффективной, стабильной и справедливой системы в этой ключевой сфере.

Международная транспортно-коммуникативная сеть, существенной частью которой выступает Туркменистан, является неотъемлемым фактором

экономического прогресса стран, достижения Целей устойчивого развития, принятых всеми государствами-членами ООН.

Важнейшей составляющей транспортного сотрудничества является её гуманитарное измерение. Ибо сооружение инновационных кратчайших транспортных путей дает возможность для открытия новых туристических маршрутов, установления человеческих контактов, способствующих сближению и взаимопониманию между народами нашей планеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Газета «Нейтральный Туркменистан», 20.04.2024;

2. Газета «Нейтральный Туркменистан», 17.04.2024

Ymamguliyeva T.M.

Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammet Azadi (Ashgabat, Turkmenistan)

INTERNATIONAL COOPERATION IN DEVELOPMENT OF TRANSPORT DIPLOMACY OF TURKMENISTAN

Abstract: this article is about the strategic goals, basic directions, significance of transport policy of Turkmenistan for the creation of multimodal transport infrastructure. Turkmenistan taken an active position in the development of the transport-transition corridors, including the issues on the cooperation with the international organizations in this sphere.

Keywords: transition economy, interconnectedness of transport, Sustainable Development Goals, economic humanitarian dimensions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.