Научная статья на тему 'Международное сотрудничество фтс России в рамках ЕАЭС и СНГ'

Международное сотрудничество фтс России в рамках ЕАЭС и СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3686
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / взаимодействие таможенных служб / интеграционные процессы / нормативно-правовая база. / international cooperation / customs cooperation / integration processes / regulatory framework.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. В. Гомон, Э. Э. Винников

Приоритетным направлением деятельности ФТС России на пространстве интеграционных объединений является взаимодействие с партнерами по ЕАЭС в условиях вступления в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС. Деятельность ФТС России при осуществлении международного сотрудничества в таможенной сфере главным образом направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами стран СНГ. В статье рассмотрены основные направления сотрудничества ФТС России в рамках различных Союзов. Представлено количество проведённых заседаний, в рамках которых принимались важнейшие решения, касающиеся применения СУР, а также принятие новой редакции ТН ВЭД. По результатам проведённого исследования, можно сделать вывод, что роль взаимодействия ФТС с различными группировками возрастает, расширяются экономические связи и открываются новые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — И. В. Гомон, Э. Э. Винников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE FCS OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU AND THE CIS

The priority activity of the FCS of Russia in the space of integration associations is interaction with partners in the EAC in terms of the entry into force of the customs code of the EAC from January 1, 2018. The activity of the FCS of Russia in the implementation of international cooperation in the customs sphere is mainly aimed at the development of integration processes within the EAC and the CIS, maintenance and strengthening of bilateral relations with the customs services of the CIS countries. The article deals with the main areas of cooperation of the FCS of Russia in various Unions. Presented the number of meetings held, in which the most important decisions concerning the use of RMS, as well as the adoption of a new version of the HS. According to the results of the study, it can be concluded that the role of interaction of the FCS with different groups is increasing, economic ties are expanding and new opportunities are opening up.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество фтс России в рамках ЕАЭС и СНГ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ В РАМКАХ ЕАЭС И СНГ

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Э.Э. Винников, студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10873

Аннотация. Приоритетным направлением деятельности ФТС России на пространстве интеграционных объединений является взаимодействие с партнерами по ЕАЭС в условиях вступления в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС. Деятельность ФТС России при осуществлении международного сотрудничества в таможенной сфере главным образом направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами стран СНГ. В статье рассмотрены основные направления сотрудничества ФТС России в рамках различных Союзов. Представлено количество проведённых заседаний, в рамках которых принимались важнейшие решения, касающиеся применения СУР, а также принятие новой редакции ТН ВЭД. По результатам проведённого исследования, можно сделать вывод, что роль взаимодействия ФТС с различными группировками возрастает, расширяются экономические связи и открываются новые возможности.

Ключевые слова: международное сотрудничество, взаимодействие таможенных служб, интеграционные процессы, нормативно-правовая база.

В рамках осуществления международного сотрудничества деятельность ФТС России в 2016 году была направлена на организацию взаимодействия с ЕЭК, таможенными службами государств - членов ЕАЭС.

ЕАЭС было достигнуто эффективное взаимодействие таможенных служб государств - членов ЕАЭС, которое обеспечивалось в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза (далее - ОКТС). В 2016 году проведено 4 заседания ОКТС, по итогам которых принято 93 решения, касающихся информационного взаимодействия, единообразной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, применения СУР, переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров.

В 2017 году проведено 4 заседания ОКТС, принято 99 решений, которые охватывали проблемы практического взаимодействия таможенных служб государств - членов ЕАЭС по вопросам упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики, со-

вершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также применения СУР.

В 2018 году состоялось 4 заседания ОКТС, на которых были обсуждены и приняты решения по наиболее важным практическим вопросам таможенного администрирования, таким как вопросы информационного взаимодействия, единообразной классификации товаров, эффективности применения СУР.

В 2017-2018 годах деятельность ФТС России при осуществлении международного сотрудничества в таможенной сфере была главным образом направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами стран СНГ [2].

Отдельным направлением работы являлось обеспечение взаимодействия ФТС России с ЕЭК в ходе подготовки материалов, рассматриваемых на Коллегии (состоялось 45 заседаний) и Совете ЕЭК (13 заседаний), Межправительственном совете (4 заседания) и Высшем Евразийском экономическом совете (2 заседания). На ука-

занные мероприятия выносились вопросы, связанные с подготовкой нормативной правовой базы, регламентирующей единообразные действия таможенных служб после вступления в силу с 1 января 2018 года ТК ЕАЭС. Наиболее значимым результатом работы стало подписание 11 апреля 2017 года ТК ЕАЭС, а также подготовка 27 решений ЕЭК, реализующих новеллы ТК ЕАЭС.

Важным направлением международного сотрудничества является координация взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и ЕЭК в рамках евразийской интеграции.

В 2018 году при непосредственном участии ФТС России были подготовлены материалы к 42 заседаниям Коллегии ЕЭК, 12 заседаниям Совета ЕЭК, 3 заседаниям Евразийского Межправительственного совета и 2 заседаниям Высшего Евразийского экономического совета.

В целях реализации Таможенного кодекса ЕАЭС проводилась работа по согласованию решений ЕЭК по основным направлениям развития таможенного регулирования, а именно: приоритет таможенного декларирования в электронной форме, возможность заявления при таможенном декларировании сведений о документах без представления этих документов, автоматический выпуск товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа, совершенствование института УЭО, совершенствование порядка уплаты таможенных платежей, реализация принципа «единого окна».

ФТС России продолжена работа по оказанию технической и методологической помощи таможенным службам государств, недавно присоединившихся к ЕАЭС.

ФТС России в тесном сотрудничестве с киргизскими коллегами и АО «КРОКУС» продолжала реализацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к ЕАЭС. В 2016 году были поставлены технические средства таможенного контроля на 7 пунктов пропуска,

осуществлена поставка дорогостоящего оборудования производства фирмы «Shimadzu» для ветеринарных лабораторий городов Бишкек и Ош, разрабатывалась проектная документация на реконструкцию автомобильных пунктов пропуска, а также проводилось согласование перечней оборудования для модернизации лабораторий Киргизской Республики [1].

В 2017 выполнены основные работы по адаптации инфраструктуры таможенной службы Киргизии к требованиям ЕАЭС, были заключены государственные контракты и начата реконструкция шести автомобильных пунктов пропуска. Кроме того, министерствам и ведомствам Киргизии были поставлены две укомплектованные лаборатории, 52 наименования специализированной мебели в ветеринарные лаборатории, 20 различных приборов, а также другие технические средства. В шести лабораториях проводился капитальный ремонт.

В 2018 году основной акцент в работе в рамках ЕАЭС пришелся на создание единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием современных технических средств и посредством сопряжения национальных информационных систем. Наиболее значимым совместным мероприятием стал пилотный проект по мониторингу транзитных перевозок через территорию государств - членов ЕАЭС товаров, перемещаемых с использованием автомобильного транспорта, с помощью навигационных пломб (интеллектуальных трекеров), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС. В целях контроля за соблюдением запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию «санкционных» товаров, а также товаров, ввозимых в государства - члены ЕАЭС с применением пониженных ставок ввозных таможенных пошлин (товары изъятия), в регионах деятельности РТУ созданы мобильные группы, функционирующие в том числе на белорусском и казахстанском направлениях.

В 2018 году реализовано Соглашение об оказании технического содействия Киргизской Республике по приведению пунк-

тов пропуска и лабораторной базы к единым требованиям ЕАЭС.

Положительную практику взаимодействия таможенных служб ЕАЭС ФТС России распространяет и на таможенные органы других государств постсоветсткого пространства. В рамках взаимодействия с таможенными службами государств - участников СНГ в 2016 году обеспечивалось в рамках Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (далее - СРТС СНГ). В 2017 году состоялось 2 заседания, принято 30 решений. Состоялось 2 заседания СРТС СНГ, принято 23 решения. Из наиболее значимых можно отметить утверждение новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, решение СРТС СНГ о взаимопонимании между таможенными службами государств

- участников СНГ по совершенствованию порядка проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении интернет-товаров [1].

Отработанные в рамках ЕАЭС технологии обсуждаются на уровне Совета руководителей таможенных служб государств

- участников СНГ (далее - СРТС СНГ). В 2018 году состоялось 2 заседания СРТС СНГ, на которых были рассмотрены вопросы сближения и гармонизации тамо-

женных законодательств государств - участников СНГ, а также координации практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств на пространстве СНГ по основным направлениям таможенной деятельности. Особое внимание СРТС СНГ уделялось такому важному сегменту сотрудничества, как определение и контроль таможенной стоимости.

На пространстве СНГ наиболее динамично развивается взаимодействие ФТС России с азербайджанскими, узбекскими и таджикскими партнерами.

ФТС России принимала участие в рамках своих полномочий в работе, направленной на дальнейшее развитие интеграционных процессов ЕАЭС, по согласованию государствами - членами ЕАЭС международных договоров: об уплате и перечислении вывозных таможенных пошлин; о гармонизированной в рамках ЕАЭС системе определения происхождения вывозимых с таможенной территории ЕАЭС товаров, о системах маркировки и прослежи-ваемости товаров; о единой системе идентификации участников ВЭД и других.

Кроме того, ФТС России участвовала в согласовании условий развития торговли ЕАЭС с третьими странами в рамках разработки соглашений о свободной торговле с Израилем, Сербией, Египтом и Сингапуром.

Библиографический список

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (за 2014 - 2016 гг.). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 20.03.2019)

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (2017, 2018гг.). -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 20.03.2019)

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE FCS OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU AND THE CIS

I.V. Gomon, candidate of economic sciences, associate professor E.E. Vinnikov, student

Kaluga state university named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The priority activity of the FCS of Russia in the space of integration associations is interaction with partners in the EAC in terms of the entry into force of the customs code of the EAC from January 1, 2018. The activity of the FCS of Russia in the implementation of international cooperation in the customs sphere is mainly aimed at the development of integration processes within the EAC and the CIS, maintenance and strengthening of bilateral relations with the customs services of the CIS countries. The article deals with the main areas of cooperation of the FCS of Russia in various Unions. Presented the number of meetings held, in which the most important decisions concerning the use of RMS, as well as the adoption of a new version of the HS. According to the results of the study, it can be concluded that the role of interaction of the FCS with different groups is increasing, economic ties are expanding and new opportunities are opening up.

Keywords: international cooperation, customs cooperation, integration processes, regulatory framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.