Научная статья на тему 'Международно-правовые основы организации и деятельности Совета по финансовой стабильности (FSB) как субъекта международного экономического антикризисного регулирования'

Международно-правовые основы организации и деятельности Совета по финансовой стабильности (FSB) как субъекта международного экономического антикризисного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / ИНСТИТУТ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРАВЕ / INSTITUTE OF ANTI-CRISIS MEASURES IN INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / СОВЕТ ПО ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / FINANCIAL STABILITY BOARD / FSB / УРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ / SETTLEMENT OFFINANCIAL AND ECONOMIC CRISES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ECONOMIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коннов В.А.

В статье анализируются статус, компетенция и основные направления деятельности нового международного финансового института Совета по финансовой стабильности, созданного в 2009 г. решением саммита G-20. Рассматриваются особенности членства в организации и специфика принятия решений. Анализируются юридические формы взаимодействия FSB с другими международными организациями. Констатируется, что в настоящее время организация осуществляет функции международного института по предупреждению финансово-экономических кризисов на основе сочетания норм международного права и рекомендательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal framework for the organization and activities of the Financial Stability Board (FSB) as a subject of international economic crisis regulation

This article analyzes the status, competence and the main activities of new international financial institution -the Financial Stability Board,created in 2009 by the decision of G-20 summit. Reviews the features of membership in the organization and the specific of decision-making. Analyzes theFSB legal forms of interaction with other international organizations. This article states that the organization currently performing functions of the international financial institute according to the prevention of financial and economic crises on the basis of a combination of norms of international law and recommendatory acts.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы организации и деятельности Совета по финансовой стабильности (FSB) как субъекта международного экономического антикризисного регулирования»

Актуальные проблемы международного права

В качестве общего вывода после анализа общих положений Римского статута Международного уголовного суда можно отметить, что в нем реализовалась концепция суда с дополнительной (или параллельной) юрисдикцией. Государства имеют свободу выбора между Судом и выдачей другому государству или преданием собственному суду. Эффективность такого механизма может быть различной, и, очевидно, она будет невысокой в случае причастности государства к совершению преступления. Однако, таким образом идее создания постоянного международного

уголовного суда дан исторический шанс. Несмотря на некоторые «слабости» в организации Суда, сам факт его создания означает огромный шаг вперед. Можно надеяться, что в процессе совершенствования его деятельности концепция суда претерпит изменения, круг полномочий Суда расширится, возрастет его эффективность. В нынешней редакции Статута предвестником таких изменений, как уже отмечалось, являются достаточно широкие полномочия прокурора, которые с трудом уживаются с общей концепцией Суда, построенной на принципе дополнительности.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПО ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (FSB) КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. А. КОННОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры прав человека и международного права

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: vkonnov@rambler.ru

Аннотация. В статье анализируются статус, компетенция и основные направления деятельности нового международного финансового института — Совета по финансовой стабильности, созданного в 2009 г. решением саммита G-20. Рассматриваются особенности членства в организации и специфика принятия решений. Анализируются юридические формы взаимодействия FSB с другими международными организациями. Констатируется, что в настоящее время организация осуществляет функции международного института по предупреждению финансово-экономических кризисов на основе сочетания норм международного права и рекомендательных актов.

Ключевые слова: международное экономическое право; институт антикризисных мер в международном экономическом праве; Совет по финансовой стабильности; FSB; урегулирование финансово-экономических кризисов; международные экономическое организации.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE FINANCIAL STABILITY BOARD (FSB) AS A SUBJECT OF INTERNATIONAL ECONOMIC CRISIS REGULATION

V.A. KONNOV,

candidate of jurisprudence, assistant professor, deputy chief of chair of human rights and international law

of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. This article analyzes the status, competence and the main activities of new international financial institution — the Financial Stability Board,created in 2009 by the decision of G-20 summit. Reviews the features of membership in the organization and the specific of decision-making. Analyzes theFSB legal forms of interaction with other international organizations. This article states that the organization currently performing functions of the international financial institute according to the prevention of financial and economic crises on the basis of a combination of norms of international law and recommendatory acts.

Keywords: international economic law, Institute of anti-crisis measures in international economic law, the financial stability board; FSB; settlement offinancial and economic crises, international economic organizations.

Актуальные проблемы международного права

В системе международных институтов, осуществляющих регулирование международных экономических отношений, Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, далее — FSB) занимает особое место. Его создание явилось закономерной реакцией экономически развитых государств на глобальные кризисы, подрывающие основы современного международного экономического порядка. Кроме этого, данный институт призван координировать деятельность других международных экономических организаций по одному из приоритетных направлений современного сотрудничества государств — сотрудничества по предупреждению финансово-экономических кризисов.

FSB был создан 2 апреля 2009 г. решением саммита G-20 путем реорганизации и придания иного юридического статуса неформальному Форуму финансовой стабильности (Financial Stability Forum, далее — FSF), который существовал с 1999 г. на правах международной конференции. На предшественника FSB возлагались функции разработки новых направлений сотрудничества государств в области международных финансов, а также координация деятельности международных и национальных структур, отвечающих за финансовый надзор и антикризисное экономическое регулирование. В силу отсутствия международной нормативной базы, четко определенного круга прав и обязанностей, а главное — реальных полномочий, эффективность деятельности Форума была невысокой, что ярко проявилось в период активной фазы мирового финансового кризиса 2008 г. Выработанные им за десятилетний период стандарты и кодексы финансовой стабильности в большинстве своем так и не были в полной мере имплементированы государствами, поскольку не имели обязывающей юридической формы, и применялись в зависимости от принципа целесообразности1. В условиях финансовой нестабильности и угроз мировой финансовой системе запрос на совершенствование международного антикризисного регулирования был реализован государствами — членами клуба G-20 путем реорганизации данного форума в международную организацию с приданием ей международной правосубъектности и более широкого круга полномочий.

В настоящее время юридический статус FSB определяется Уставом, принятым 25 сентября 2009 г. (с поправками и изменениями от 19 июня 2012 г2; далее — Устав 2009 г.), закрепляющим международную право-

субъектность, и Статьями Ассоциации FSB от 28 января 2013 г., устанавливающими правовое положение штаб-квартиры организации по законодательству Швейцарии3 (далее — Статьи Ассоциации 2013 г.).

Специфика правового статуса FSB обусловлена несколькими аспектами.

Во-первых, данная организация была создана в рамках деятельности международной конференции, каковой формально является G-20. При этом форум делегировал часть своей повестки дня Совету в виде закрепленных в Уставе полномочий и направлений деятельности. Основной массив таких полномочий касается выработки общих финансовых стандартов, информационного обмена в области обеспечения финансовой стабильности, а также согласовании действий национальных властей в рассматриваемой сфере. Таким образом, организация наделена полномочиями по практической реализации мер в рамках одного из многих направлений сотрудничества, реализуемого G-20, а именно в рамках сотрудничества по поддержанию глобальной финансовой стабильности.

Во-вторых, имеет место особая структура и механизм участия государств в работе FSB. Так, государства являются участниками организации не напрямую, а опосредованно: их интересы представляют национальные финансовые органы. При этом Уставом 2009 г. допускается, что одно государство в FSB могут представлять несколько государственных структур. Практически каждое государство-участник воспользовалось данным правом и представлено различными органами. Так, Российскую Федерацию представляют Министерство финансов, Центральный Банк России Федерации и Федеральная служба по финансовым рынкам4. Таким образом, имеет место расхождение в количестве государств-участников (их 20) и государственных органов-участников (их в настоящее время 52). При этом в отдельных странах национальные банки формально юридически не являются государственными (например, Федеральная резервная система США), а выполняют свои функции на основе согла-

1 Следует отметить, что отдельные стандарты, выработанные Фондом, продолжают входить в массив официальных документов FSB на правах рекомендательных актов. URL://http://-www.financialstabilityboard.org/cos/key_standards.htm

2 URL://http://www.financialstabilityboard.org/publications/r-120809.pdf

3 URL://http://www.financialstabilityboard.org/publications/r-130128aoa.pdf

4 С передачей в 2013 г. полномочий ФСФР Центральному Банку РФ членство в организации будет изменено.

Актуальные проблемы международного права

шений с государством, что вносит в структуру членов организации дополнительную специфику.

В-третьих, в соответствии с Уставом 2009 г., участниками организации являются международные финансовые организации (в частности, Банк международных расчетов, Европейский центральный банк, Европейский Союз в лице Еврокомиссии, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития), а также международные институты по выработке финансовых стандартов и финансовому надзору (в частности, Базельский комитет по банковскому надзору). Таким образом, членами FSB являются субъекты международного права — государства в лице своих регулирующих органов и международные межправительственные организации. Данное обстоятельство свидетельствует о сложносо-ставном характере FSB с точки зрения согласования суверенной воли участников. В частности, воля международных организаций-членов Совета, выражаемая в рамках его деятельности, является во многих вопросах, по сути, согласованной волей государств-участников таких организаций. Учитывая, что участниками организаций являются как члены FSB, так и другие государства, можно констатировать опосредованную вовлеченность в процесс принятия решений гораздо большего количества государств и их национальных регулирующих органов, чем количество членов G-20. Так, один из членов FSB — Международный Валютный Фонд — выражает волю 188 государств, каждое из которых в данной организации обладает прямыми или опосредованными правами, и возможностями влияния на принимаемые решения5. Следовательно, деятельность Совета по финансовой стабильности является одним из тех организационно-юридических инструментов, которые в настоящее время регулируют процессы экономической глобализации в масштабах всего мирового сообщества.

Специфика персонального состава участников организации от государств, в числе которых присутствуют национальные финансовые органы, накладывает отпечаток и на порядок принятия решений. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Устава 2009 г., все решения в рамках организации принимаются на Пленарном заседании всех участников консенсусом. В теории права международных организаций под консен-суальной формой принятия решений понимается такая ситуация, когда решение считается принятым, если его поддержали или против него не возражают

все участники6. Таким образом, каждый участник FSB фактически имеет право «вето» на любое решение организации, поскольку уставными документами не предусматривается исключение мнений одного или нескольких несогласных участников. В условиях Совета по финансовой стабильности это означает, что консенсус достигается не путем отсутствия возражений у всех 20 государств-участников, а при отсутствии возражений у всех представляющих их органов. В практике принятия решений организации имели место случаи, когда различные финансовые органы одного государства занимали противоположные позиции, и решение не принималось. Следовательно, финансовые структуры, представляющие государства в FSB, во многом автономны в принятии решений, будучи наделенными своими правительствами соответствующими полномочиями.

Устав 2009 г. закрепляет наиболее общие обязательства участников организации. Часть данных обязательств носят общий, рамочный характер и подлежат конкретизации в текущих решениях FSB, а также двусторонних и многосторонних международных договорах, заключаемых на основе Устава. В частности, закрепляется, что члены организации обязаны поддерживать финансовую стабильность, а также открытость и прозрачность финансового сектора в пределах своей юрисдикции. Другие обязательства более конкретны и напрямую порождают правовые и организационные последствия. Так, пп. «с» и «d» п. 1 ст. 6 устанавливает, что участники должны осуществлять имплементацию международных финансовых стандартов, а также подвергаться периодическим экспертным оценкам со стороны как непосредственно FSB, так и Международного Валютного Фонда, структур Группы Всемирного Банка. Данные положения свидетельствуют о том, что:

1) международным финансовым стандартам должна придаваться обязательная юридическая сила в пределах юрисдикции государств-участников;

2) государства-участники не имеют права препятствовать осуществлению мониторинга своего финансово-экономического состояния (состояния национальной экономики), а равно предоставлению иным участникам информации о результатах такого мониторинга;

5 В частности, Совет управляющих МВФ включает представителей всех государств-членов, а Исполнительный совет представляет интересы государств через избираемых директоров.

6 Международное право. Особенная часть / Отв. ред. Р.М. Ва-леев, Г.И. Курдюков. М., 2010. С. 294—296.

Актуальные проблемы международного права

вместе с тем, речь не идет об осуществлении полноценного международного контроля, так как Уставом 2009 г. предусматривается лишь оценка, а не проверка финансово-экономического состояния; к тому же международный контроль предусматривает проверку соблюдения международно-правовых обязательств.

Таким образом, наиболее существенными обязательствами участников FSB выступают те, которые связаны с реализацией в национальном законодательстве финансовых стандартов.

Уставные документы свидетельствуют, что Совет является международной межправительственной организацией, целями деятельности которой выступают координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и международных финансовых учреждений, содействие осуществлению эффективного регулирования, надзора и других видов финансовой политики государств в интересах глобальной финансовой стабильности.

Достижение указанных целей осуществляется в рамках нескольких направлений деятельности, которые по своему тематическому характеру могут быть объединены в четыре основные группы: аналитическое, нор-мотворческое, информационное и консультативное.

Аналитическое направление деятельности FSB закрепляется п. «а», «е» п. 1 ст. 2 Устава. Организация осуществляет через свои органы, а также в порядке сотрудничества с другими международными организация и частными компаниями на договорной основе, исследования в области угроз мировой финансовой системе, а также средств нейтрализации таких угроз. Результаты данных исследований служат основой принятия политических решений и международно-правовых актов по соответствующей проблематике в рамках деятельности форума G-20. Кроме того, в рамках исследований осуществляется оценка эффективности решений и конкретных действий национальных регулирующих органов в контексте обеспечения финансово-экономической стабильности. Важным элементом аналитической деятельности FSB является мониторинг выполнения участниками нормативных документов, принимаемых в рамках деятельности организации. Последнее завершается подготовкой докладов, обсуждаемых на саммитах и в рамках заседаний управляющих органов. Аналитическое направление, таким образом, имеет две цели — экономическую и юридическую. Первая заключается в обеспечении согласованных действий национальных экономических регуляторов, а также обеспечении принятия

политических решений. Вторая обеспечивает разработку нормативных актов организации, направленных на унификацию предпринимаемых на внутригосударственном уровне мер.

Нормотворческое направление деятельности FSB представлено правом разрабатывать международные нормы в целях обеспечения финансово-экономической стабильности. В упомянутой ст. 1 Устава закрепляется, что FSB должен, по мере необходимости, восполнять пробелы в нормативном регулировании. В документе не определяются конкретные юридические формы восполнения таких пробелов, вид и характер возможных актов во исполнение данного положения. Следует отметить, что с момента принятия Устава организация ни разу не воспользовалась правом создавать международные нормы. В связи с этим можно предположить, что в будущем такие нормы могут быть приняты в виде решений международной организации, т.е. международно-правового акта.

В настоящее время роль регулирующих норм, на которые опирается Совет в своей деятельности, выполняют так называемые стандарты, которые были утверждены еще в рамках деятельности Форума финансовой стабильности — предшественника FSB. Среди таких стандартов есть те, которые были выработаны как международными организациями (например, Базельским комитетом), так и международными ассоциациями негосударственных операторов финансового рынка (например, Международной ассоциацией страхового рынка). Всего действует около 150 документов, которые имеют статус рекомендательных актов, т.е. актов так называемого «мягкого» международного права. Из них 12 актов имеют наиболее весомое значение вследствие того, что реализованы в национальном законодательстве всех государств — участников FSB. Это — минимальные требования, которые могут расширяться государствами по своему усмотрению. Кроме того, роль регулирующих актов выполняют Принципы финансовой стабильности, которые представляют собой наиболее общие положения, от которых должны отталкиваться национальные регулирующие органы в проведении внутренней финансовой политики (например, Основные принципы страхования 2011 г., Принципы финансовой рыночной инфраструктуры 2012 г. и др.)7.

7 URL://http://www.bis.org/publ/cpss101a.pdf http://www.ios-co.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD377.pdf; URL://http://www.iais-

web.org/_temp/Insurance_Core_Principles_Standards_Gui-

dance_and_Assessment_Methodology_0ctober_2011 .pdf

Актуальные проблемы международного права

Стандарты и принципы, на которые опирается FSB, в настоящее время инкорпорированы в единый документ — Сборник стандартов (Compendium of Standards) —который объединяет разрозненные документы в три группы: по вопросам макроэкономической политики и прозрачности данных (прозрачность денежно-кредитной и финансовой политики, прозрачность бюджетно-налоговой политики, распространение данных); по вопросам институциональной и рыночной инфраструктуры (процедуры банкротства, корпоративное управление, финансовая отчетность); по вопросам финансового регулирования и надзора (банковский надзор, регулирование рынка ценных бумаг, надзор за страховым рынком).

Стандарты и принципы финансовой стабильности являются «гибкими» документами, которые постоянно обновляются в соответствии с потребностями государств — членов FSB. Вносимые изменения отражают, в том числе, новые политические решения, которые принимаются в рамках работы форума G-20.

Таким образом, на сегодняшний день действующие стандарты и принципы FSB играют заметную роль в регулировании вопросов глобальной финансовой стабильности. Как регулирующие акты они имеют следующие свойства:

♦ носят рекомендательный характер;

♦ исполняются государствами на основе обязательств, связанных с членством в Совете по финансовой стабильности;

♦ являются рамочными документами, включающими минимальные требования.

Информационное направление деятельности FSB осуществляется в двух формах: обмен информацией между участниками; подготовка докладов на основе мониторинга выполнения обязательств.

Изначально обмен информацией как функция организации был закреплен в Уставе без создания специального механизма. Однако, в марте 2010г. в рамках Планарного заседания FSB (высшего органа организации) было принято решение о регулярном предоставлении информации государствами-участниками в части выполнения рекомендаций, закрепляемых в Сборнике стандартов. Члены организации должные не менее двух раз в год предоставлять такую информацию, на основе которой осуществляются оценки и составляются прогнозы8. В частности, в 2012 г. Центральный Банк России информировал FSB о реализации реформ рынка внебиржевых деривативов на основе решений

форума G-20 и действующих международных стандартов, а также о документах под названием «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов»9.

Вторая форма информационного сотрудничества является одновременно элементом контрольных полномочий FSB. В соответствии с Уставом 2009 г., организация имеет право проводить мониторинг реализации участниками рекомендаций, стандартов, а также иных обязательств, которые разрабатываются в рамках деятельности FSB или непосредственно G-20. Результатом такого мониторинга является подготовка информационных докладов заинтересованным участникам. Целью таких мероприятий является выявление способности участников осуществлять совместные действия по реализации антикризисных программ сотрудничества, а также разработка корректирующих мероприятий. Уставом закрепляется, что государства, в отношении которых проводится мониторинг по инициативе организации, не должны препятствовать его проведению и предоставлять максимально объективную информацию соответствующим структурам. Данное положение также было зафиксировано в решении Пленарного заседания FSB от 18 октября 2011 г., где закреплялись механизмы мониторинга, статус и компетенция соответствующего структурного подразделения организации10, а также приоритетные направления мониторинга. В решении определены информационные последствия в виде докладов, имеющих открытый характер и предоставляемых участникам по требованию.

На основании созданного механизма мониторинга и информационного обеспечения регулярно проводятся оценки эффективности реализации рекомендаций, стандартов и принципов финансовой стабильности в различных государствах. Так, в 2012 г. была проведена оценка на предмет соответствия национального законодательства 61 юрисдикции ключевым атрибутам эффективных режимов урегулирования несостоятельности (FSB Key Attributes of Effective Resolution Regimes). По результатам мониторинга все заинтересованные участники имели возможность получить информационные доклады, в которых нашли отражение степень со-

8 Обзор деятельности Совета по финансовой стабильности (FSB) за 2012 г. М., 2013. С. 6.

9 Там же. С. 20.

10 FSB publishes framework for monitoring and reporting on the implementation of G20 financial reforms. 18 okt. 2011. URL://-http://www.financialstabilityboard.org/press/pr_111017.pdf

Актуальные проблемы международного права

ответствия стандартам законодательства тех или иных государств11.

Консультативное направление деятельности FSB основано на пп. «с», «d» п. 1 ст. 2 Устава 2009 г., где в качестве полномочий организации указано право давать консультации по вопросам развития рынков и по вопросам реализации стандартов. Работа по данному направлению осуществляется на основе запросов государств-членов. При этом консультирование проводится в рамках деятельности так называемых консультативных групп по отдельным регионам, в которые входят эксперты из разных стран, представители научных структур, государственных органов, а также эксперты других международных организации (например, МВФ). В настоящее время функционируют шесть региональных групп: по Европе, Северной и Южной Америке, Азии, СНГ, Ближнему Востоку, Северной Африке, Центральной и Южной Африке. Результатом деятельности консультативных комиссий являются доклады, которые предоставляются заинтересованному государству, а также, с его разрешения, другим участникам FSB.

Кроме того, часть консультативных документов готовятся вне привязки к запросам конкретных государств. В них Совет по финансовой стабильности формулирует программы совместных действий и политические установки. К примеру, 18 ноября 2012 г. был принят консультативный документ под названием «Рамочная политическая программа по укреплению надзора и регулирования субъектов теневой банковской деятельности», целью которого явилось предоставление заинтересованным участникам организации информации о том, в какой мере небанковские кредитные организации вовлечены в теневой бизнес12.

Роль консультативного направления в деятельности FSB заключается в том, что подготавливаемые в рамках такой деятельности документы нередко становятся основой для разработки принципов и стандартов организации, а также основой для совершенствования национального финансового законодательства в целях обеспечения финансово-экономической стабильности.

Непосредственная реализация функций FSB осуществляется постоянными и временными органами, которые наделяются соответствующими полномочиями.

В настоящее время в структуре организации функционирует четыре постоянных комитета, один из которых имеет общие функции без привязки к конкретному направлению деятельности, а остальные четыре являются тематическими.

В частности, Координационный комитет FSB наделен правом руководить исполнением решений Пленарного заседания в непрерывном режиме. Комитет также готовит очередные заседания высшего органа организации, а также координирует деятельность других комитетов. В целом его функции можно охарактеризовать как административные.

Одним из наиболее важных постоянно действующих органов является Постоянный комитет по оценке уязвимых мест в финансовой системе. В его полномочия, в соответствии со ст. 14 Устава 2009 г., входит выявление, оценка, мониторинг уязвимых мест как глобальной финансовой системы, так и национальных финансовых систем. Также комитет занимается разработкой рекомендаций по их устранению. Закрепляемая нормами Устава обязанность комитета сотрудничать с Международным Валютным Фондом была реализована в виде создания совместного межорганизационного Механизма раннего предупреждения.

Механизм раннего предупреждения, разработанный Комитетом по оценке уязвимых мест в финансовой системе FSB и МВФ (joint IMF-FSB early warning exercise, EWE), представляет собой комплекс особых процедур, обеспечивающих информационное оповещение международных организаций и государств о возможных неблагоприятных изменениях в финансово-экономической сфере и сценариях их развития. Также механизм обеспечивает информирование о превентивных мерах по недопущению наступления последствий. EWE призван обеспечить регулярное обсуждение в рамках Международного валютно-финансового комитета МВФ, а также Пленарного заседания FSB, ситуации на финансовых рынках, возникающих рисков и угроз мировой финансовой системе.

Постоянный комитет по оценке уязвимых мест в финансовой системе FSB координирует свою деятельность с Группой раннего предупреждения (EWG) МВФ. Она состоит из нескольких отделов, которые совместно ведут аналитическую работу и готовят документы EWE. Главной задачей этой группы является составление перечня основных рисков, уязвимых мест в фи-

11 FSB update on global adherence to regulatory and supervisory standards on international cooperation and information exchange. URL://http://www.fmancialstabilityboard.org/press/pr_121102a.pdf

12 A Policy Framework for Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking Entities: Consultative Document. 18 nov. 2012. URL://http://www.financialstabilityboard.org/publications/-r_121118a.htm

Актуальные проблемы международного права

нансовых системах, а также основных тенденций, выявленных в ходе аналитических исследований. Аналитики FSB и МВФ должны разграничивать выявляемые угрозы в зависимости от системной значимости (по степени вероятности и потенциальным последствиям), и составлять соответствующие доклады для двух международных организаций, на основе которых последние готовят рекомендации саммитам G-2013.

Постоянный комитет по соблюдению международных стандартов осуществляет проведение регулярного мониторинга внедрения рекомендаций, принятых членами G-20 и FSB, готовит тематические обзоры на эту тему, а также проводит информационно-пропагандистскую работу с государствами по внедрению стандартов в национальные правовые системы.

Постоянным комитетом по сотрудничеству в области регулирования и надзора разрабатываются рекомендации по вопросам национального финансового регулирования и надзора в различных областях, а также меры, способствующие эффективной реализации этих рекомендаций.

В целом система постоянно действующих органов Совета по финансовой стабильности ориентирована на осуществление конкретного направления деятельности организации, и во многом полномочия комитетов не пересекаются. Формами деятельности постоянных комитетов выступают: заседания, которые проводятся с различной периодичностью; подготовка докладов и консультативных заключений. Наиболее узкие и временные задачи возлагаются на комиссии FSB, создаваемые решением Пленарного заседания и включающие экспертов национальных регуляторов, а также представителей бизнес-кругов различных стран.

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время Совет по финансовой стабильности является наиболее авторитетным международным институтом в части деятельности по предупреждению и преодолению финансово-экономических кризисов. В ряду других международных финансовых организаций FSB занимает особое место. Во-первых, он выступает координатором сотрудничества государств и большинства международных финансовых организаций, т.е. представляет высший уровень международного экономического взаимодействия. Во-вторых, Совет по финансовой стабильности является выразителем согласованной воли наиболее экономически развитых или устойчиво развивающихся государств,

что позволяет ему создавать механизмы обеспечения антикризисных мер, имеющие значения для всех государств. Сложносоставной характер участия в организации обуславливает специфику ее механизмов воздействия на международные финансовые процессы. Эта специфика состоит в сочетании правового и внеправового (политического) регулирования, что в условиях весьма неоднородных экономических интересов участников является единственно возможным способом согласования их воли.

Также следует отметить, что, не смотря на закрепляемую Уставом 2009 г. нормотворческую функцию, ее реализация на практике не осуществляется. Те международные принципы и стандарты финансовой устойчивости, которые разрабатываются или санкционируются организацией, не являются юридически обязывающими без их дополнительного закрепления (или отсылки к ним) во внутригосударственном праве или в международных договорах. Отсутствие полноценной международно-правовой базы антикризисных мер свидетельствует о рамочном, консультативном характере деятельности Совета по финансовой стабильности, который в настоящее время выступает в качестве международного института, обслуживающего экономическую повестку дня саммитов G-20. Это подтверждается и тем, что закрепляемые Уставом 2009 г. обязательства участников неконкретизированы, в достаточной мере не-юридизированы и оставляют большое поле для усмотрения национальных властей.

Круг полномочий, цели и задачи FSB показывают, что в числе современных международных финансово-экономических институтов он выступает в качестве института по предупреждению кризисов, созданию организационных и правовых предпосылок обеспечения глобальной финансовой стабильности.

Вместе с тем, Совету по финансовой стабильности в настоящее время придан статус полноценной международной организации с собственной правосубъектностью. Полномочия в сфере нормотворчества, закрепленные Уставом 2009 г., позволяют FSB в дальнейшем в полной мере использовать данный потенциал в целях предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов.

13 IMF-FSB early warning exercise. Design and Methodological Toolkit. New York, 2010. P. 11, 12. URL://http://www.imf.org/ex-ternal/np/pp/eng/2010/090110.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.