Научная статья на тему 'Международно-правовые и финансовые условия осуществления государствами конверсии внешних долгов'

Международно-правовые и финансовые условия осуществления государствами конверсии внешних долгов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ / КОНВЕРСИОННО-ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ДОЛГ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / CONVERSION OF EXTERNAL DEBTS / INTERNATIONAL LEGAL BASES OF MANAGEMENT OF AN EXTERNAL DEBT / CONVERSION AND EXCHANGE OPERATIONS / A DEBT IN EXCHANGE FOR INVESTMENTS / USE OF FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье рассмотрены особенности современного международно-правового регулирования конверсии долгов, в т. ч. с использованием финансовых инструментов. Проанализированы международно-правовые и финансовые механизмы осуществления государствами конверсии внешних долгов. Сделан вывод, что такие механизмы целесообразно использовать в долговой стратегии России, поскольку они направлены на улучшение положения государства-заемщика и обеспечение более благоприятных условий для государства-кредитора по погашению внешних долгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Legal and Financial Conditions of Implementation by the States of Conversion of External Debts

In article features of modern international legal regulation of conversion of debts, including with use of financial instruments. International legal and financial mechanisms of implementation are analysed by the states of conversion of external debts. The conclusion is drawn, that it is expedient to use such mechanisms in debt strategy of Russia as it is directed on improvement of position of the state borrower and providing more favorable conditions for the state creditor on repayment of external debts.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые и финансовые условия осуществления государствами конверсии внешних долгов»

АНАЛИТИКА

Ключевые слова:

конверсия внешних долгов,

международно-правовые основы управления внешним долгом, конверсионно-обменные операции, долг в обмен на инвестиции, использование финансовых инструментов

законодательного регулирования финансовых рынков НИФИ (e-mail: galina.v.petrova@mail.ru)

Г. В. Петрова, д. ю. н.,

проф., руководитель Центра международно-правового и

Международно-правовые и финансовые условия осуществления государствами конверсии внешних долгов

Долговые кризисы погашения внешней задолженности становятся системными и служат причиной не только валютных кризисов, фондовых и кредитных транснациональных конфликтов, но и разнообразных форм политико-финансового противостояния стран. В этих обстоятельствах механизм конверсии долгов (замены одних договорных условий погашения внешних долгов на другие с использованием финансовых инструментов) снижает риски транснациональных финансовых конфликтов, улучшая положение государств-должников и обеспечивая финансовые интересы государств-кредиторов.

Долговые кризисы поставили проблему не только финансирования бюджетного дефицита беднейших государств и снижение ликвидности их ценных бумаг, но и более широкого использования мировых фондовых и иных финансовых инструментов в конверсионно-обменных операциях взаимозачетов долгов при системном подходе к предоставлению новых кредитов бедным странам.

Учитывая реалии современной международной системы долгов и необходимость интенсификации действий Российской Федерации по возврату в ее федеральный бюджет долгов иностранных государств, долговая политика России в 2013-2015 гг. направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях. Эти условия включают: обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска. Одновременно Россия будет решать задачу по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий1.

1 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы (www1minfin. ru/public_debt/policy).

Роль государства по управлению внешней задолженностью понимается не только как его обязанность активно влиять на институциональную среду обеспечения государственной внешней долговой деятельности, но и как комплекс внешнеэкономических функций по созданию правовых условий для проведения в рамках государственной долговой политики конверсионно-обменных операций с финансовыми инструментами по погашению внешних долгов иностранных государств перед Российской Федерацией.

Мировое сообщество безоговорочно относит валютную систему, сложившуюся под эгидой США, к «добросовестной валютной системе», но не уделяет достаточно серьезного внимания вопросам современной оценки эффективности международно-правовых основ валютного регулирования, обеспечения безопасности национальных бюджетов.

При этом имеют место как позитивные, так и нежелательные последствия участия России в программах по списанию задолженности беднейшим странам, которые осуществляются в рамках МВФ, Всемирного банка и стран «Большой двадцатки». В случае развития кризисных тенденций в мировой банковской сфере условия заимствований на долговых рынках для нашей страны, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт», что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях. В такой ситуации эффективность конверсионно-обменных операций с финансовыми инструментами станет напрямую зависеть от конкретных межгосударственных отношений, финансового сотрудничества между разными странами, направленного на предотвращение негативных последствий финансовых и долговых кризисов.

Конверсия долга должна стимулировать инвестирование, давая возможность правительству предлагать выгодный обменный курс новым инвесторам, заинтересованным в участии в общем экономическом развитии страны или в разработке конкретных правительственных инициатив. В этом случае главный интерес для страны-должника представляет характер и качество инвестиций, а в количественном отношении конверсия долга имеет второстепенное значение. Страны, заинтересованные в использовании конверсии долга для стимулирования инвестиций, должны разработать программы, в которых оговаривается прибыль для инвесторов, желающих вложить капиталы в конкретные секторы экономики на продолжительный период времени.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМИ ДОЛГАМИ

Особое регулирующее влияние на международно-правовые и финансовые механизмы взаимодействия государств при конверсии внешнего долга с использованием финансовых инструментов имеют международно-правовые нормы и принципы соглашений о Международном Валютном Фонде (МВФ), Международном Банке Реконструкции и Развития (МВРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР), Европейского банка реконструкции и развития2 о пределах и условиях валютно-расчетных и валютно-кредитных конверсионно-обменных операций по международным долговым обязательствам.

Несмотря на авторитет вышеназванных международных организаций, международно-правовые и финансовые механизмы взаимодействия государств при конверсии внешнего долга с использованием финансовых инструментов не регулируются нормами кодифицированного «жесткого права». К «жесткому праву» в юридической науке относятся нормы международного права, основанного на многосторонних международных конвенциях, включающих унифицированные и гармонизированные нормы и принципы обеспечения взаимовыгодного погашения и исполнения внешних международных обязательств государств на финансовых рынках.

Неурегулированность долговых отношений на уровне универсальных конвенций ООН привела к тому, что международные нормы, регулирующие оборот долговых

2 См подробнее: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. П. Н. Красавиной. — М: Финансы и статистика, 2008; Obstfeld M., Rogoff K., Global implications of Self-riented National Monetary Rules // Quarterly Journal of Economics. — 2002. — Vol.117(2).

обязательств государств на мировых финансовых рынках, воплощаются преимущественно к нормах «гибкого права»3. Такие нормы выступают как унифицированные и гармонизированные правила и своды рекомендаций, принципов, обычаев и стандартов международных финансовых организаций ассоциативного (клубного) типа4. Однако их международно-правовая природа не бесспорна, поскольку они принимаются преимущественно неправительственными международными структурами и представляют собой акты неофициальной кодификации5.

Несомненно, авторитетными источниками международно-правового регулирования конверсии внешних долгов выступают двусторонние соглашения государств и их национальные законы о взаимном зачете долгов путем конверсионно-обменных операций, впитавшие в себя положительный международный опыт осуществления внешней долговой политики государствами — членами ООН и МВФ.

Конверсионно-обменные операции «долг в обмен на помощь» и «долг в обмен на инвестиции» с использованием финансовых инструментов, как показывает мировая практика, представляют собой экономическую модель реализации идеи защиты бюджетных и инвестиционных интересов государств в рамках двусторонней или многосторонней конверсионно-обменной политики. При этом государства-кредиторы в процессе заключения международных двусторонних и многосторонних договоров обеспечивают своим заинтересованным участием результативность взаимодействия национальных финансовых институтов, государственных органов и частных субъектов финансовых рынков по купле-продаже ценных бумаг и иных финансовых инструментов компаний государств-должников.

В настоящее время на долговую и конверсионно-обменную политику государств влияют новые подходы к согласованию денежно-кредитной и валютной политики, открытость национальных экономик современному регулированию международных потоков капитала, реформирование в рамках МВФ международной валютно-финансовой системы. Соответственно при разработке механизма взаимовыгодного согласования международных и национальных публичных интересов государств по погашению долгов учитываются и частные интересы транснациональных корпораций и других финансовых конгломератов, как непосредственных участников конверсионно-обменных операций на рынке финансовых услуг.

Вследствие этих процессов система погашения обязательств по международным (внешним) долгам государств находится в стадии реформирования, а ее организационные структуры переживают этап трансформации, вызванный дестабилизацией мировой валютной системы, противостоянием транснациональных и национальных субъектов мирового финансового оборота, отсутствием современных нормативно-правовых принципов деятельности международных финансовых организаций. Еще в конце ХХ века Парижский клуб кредиторов, МВФ, Группа Всемирного Банка в своих докладах отметили, что существующие международно-правовые и финансовые механизмы расчетов между государствами по внешним долгам недостаточно эффективны6.

В условиях мировой валютной нестабильности государства — эмитенты мировых резервных валют (США, Европейский Союз, Великобритания и др.) пытаются усовершенствовать созданные ими в середине прошлого столетия под эгидой ООН единые

3 Berger К. Р. Transnational Commercial Law in the Age of Globalisation // Saggi, conferenze e seminare 42. — Roma, 2001. — P.32; Петрова Г. В. Международное финансовое право. — М.: Юрайт, 2011. — С. 34.; Канашевский В. А. Внешнеэкономические сделки. — М.: Волтерс Клувер, 2009.

4 Группа государств, входящих в Парижский клуб кредиторов, устанавливает примерный порядок регулирования международных долговых расчетов путем конверсионно-обменных операций «долг в обмен на помощь••, «долг в обмен на инвестиции» и др.

5 Международные нормы и принципы регулирования погашения денежных обязательств в международных расчетах содержат: Рекомендации международной организации комиссий по ценным бумагам; Рекомендации международного форума финансовой стабильности при участии МВФ, МБРР, МАР; Унифицированные правила Международной торговой палаты о гарантиях по требованию 2010 г.; Общие принципы банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору 1998-2006 гг. и др.

6 См. подробнее: Энг М. В., Лис Ф. А., Мауер Л. Дж. Мировые финансы/ Пер. с англ.. — M.: ДеКа, 1998.

международно-правовые основы функционирования мировой валютно-финансовой системы и системы управления внешними долгами развивающихся государств.

Этот процесс характеризуется структурной перестройкой институциональных основ деятельности международных финансовых организаций системы ООН (МВФ, МБРР, МАГИ, МАР, МФК и др.) и активизацией использования в качестве международно-правовых основ их деятельности в современном мировом валютно-финансовом и долговом секторе элементов некодифицированного международно-правового финансового, валютного, банковского регулирования и управления мировым оборотом ценных бумаг7. В частности, на фоне «застойных процессов» в принятии ООН универсальных конвенций в сфере международного финансового права, из-за отсутствия системного обновления учредительных документов МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций повышается международно-правовое значение «вторичных» источников международного валютного, долгового и иных отраслей права, регулирующих оборот мировых финансов.

К ним относятся рекомендации и решения арбитражных, судебных, исполнительных органов МВФ, МБРР, ВТО, МЦУИС, Парижского клуба кредиторов, Базельского комитета по банковскому надзору и др., которые применяются как нормы международного некодифицированного прецедентного валютного, инвестиционного, долгового права, обеспечивающие условия применения и толкования содержания учредительных документов организаций системы ООН. Поскольку такие решения и рекомендации, несмотря на их международную компетентность, принимаются ограниченным числом частных и публичных субъектов мирового управленческого процесса, они не могут полностью заменить международные договоры и универсальные конвенции в валютной и долговой сфере.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕРСИИ ВНЕШНИХ ДОЛГОВ

Под конверсией внешнего долга в широком смысле в научной экономической литературе принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Сюда включается конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет, обмен долга на собственность, обмен долга на облигации, долг в обмен на развитие, обмен долга на инфраструктурные свопы и т. д.

В более узком смысле, применительно к международной торговле финансовыми услугами, конверсия государством своего внешнего долга представляет собой механизм превращения внешних долговых обязательств, слишком обременительными для государства, в новые обязательства. Новые условия погашения долгов, как правило, улучшают положение как государства-заемщика, так и государства-кредитора в ближайшем финансовом периоде или в перспективе путем осуществления конверсии «долг-долг», «долг-инвестиция» и др. с использованием финансовых инструментов. Это стимулирует процесс кредитно-расчетных отношений между суверенными государствами, повышая эффективность мировой торговли финансовыми услугами.

С точки зрения юридической науки и практики конверсия государством своего внешнего долга представляет собой основанный на национальном законодательстве и международном праве порядок заключения, с согласия государства, публичными и частными корпорациями и иными финансовыми организациями компенсационных, инвестиционных, клиринговых, межбанковских внешнеэкономических сделок с финансовыми инструментами для конверсии внешнего долга.

Целесообразность применения конверсии долгов состоит в том, что риски неисполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам часто не покрываются

7 См. Сорос Дж. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса / Пер. с англ. — М.: ООО «Юнайдед Пресс», 2010. — С.16.

национальными финансово-экономическими и гражданско-правовыми мерами обеспечения обязательств путем простого резервирования валютных средств или средств страховых, стабилизационных фондов. Это требует развития между государствами новых форм взаимного зачета встречных денежных требований. От конверсии внешнего долга следует отличать механизм реструктуризации государственного долга, который означает пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.).

Следует остановиться на наиболее распространенных в практике государств видах конверсионно-обменных операций с использованием финансовых инструментов. Конверсия долга в инвестиции («долг-инвестиции») включает свопы: долг-активы, долг-акции, долг-облигации и др.

Свопы «долг в обмен на активы» представляют собой обмен долговых обязательств на новые недолговые активы, часто это обмен долга на ценные бумаги. В таких сделках участвуют: орган государства-должника, коммерческая организация-эмитент, оперирующая активами государства-должника, кредитор, инвестор, который заинтересован во владении новыми ценными бумагами, инвестиционный фонд, банк, депозитарий, иная финансовая организация, которая будет получать проценты по ценным бумагам. Сделка «долг-активы» находится под контролем органов, управляющих иностранными инвестициями, налоговой системой, внешним долгом государства и др.

Свопы «долг в обмен на акции» — это обмен долговых обязательств на акции, когда кредиторы соглашаются изменить договорные условия в отношении должника, не исполняющего своих обязательств, в обмен на определенную долю его акций. В сделках такого рода участвует кредитор государственного сектора и должник частного корпоративного сектора. Решение о проведении таких сделок часто связано с риском появления иностранной собственности в национальном государственном секторе. Преимущество данной обменной операции состоит в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в какую-либо национальную компанию. Своп «долг-акции» может способствовать репатриации вывезенной иностранной валюты.

Свопы «долг в обмен на облигации» представляют собой обмен долговых обязательств государства-кредитора на эмиссионные ценные бумаги эмитента страны-должника или иного эмитента из третьих стран, выпускаемые в виде облигаций под денежные гарантии кредитных и иных финансовых организаций, включая гарантии бюджетных, иных публичных, стабилизационных, резервных фондов.

Свопы «долг в обмен на облигации» и другие финансовые инструменты третьих стран могут выступать как погашение внешнего долга перед кредитором путем обмена долга на облигации, иные ценные бумаги и финансовые инструменты третьих стран с согласия государства-должника и государства-эмитента, если они являются высоколиквидными, застрахованными от рисков, включены в обеспечение интересов погашения внешнего долга. Данные свопы могут быть осложнены политическими аспектами, поскольку государство-эмитент, выпустившее долговые казначейские обязательства в виде государственных облигаций, может ограничить их оборот.

Свопы «долг в обмен на взаимозачеты» (клиринг) оформляются как срочные договоры приобретения инвестором-кредитором у финансовой организации государства-должника имущественных прав с использованием международных взаимозачетов (клиринга) встречными контрактами в виде опционов, фьючерсов и иных срочных контрактов с участием активов государственных и муниципальных образований, инвестиционных фондов, капитализированных государственными активами, включая пенсионные фонды и др. Обмен долгов на срочные договоры по клирингу подразделяется на поставочные и расчетные фьючерсные контракты, поставочные и расчетные опционные контракты.

Одной из распространенных разновидностей свопа зачетом долгов по клирингу, или иначе обмена долга на долг, считается операция по конвертации старого долга в долговые инструменты нового заемщика (специально выбранной компании)

с погашением и выплатой иностранному кредитору процентов наличными и/или за счет экспортной выручки. При этом прежний заемщик осуществляет предоплату долга новому заемщику в национальной валюте, которая используется последним для финансирования местных расходов.

Свопы «долг в обмен на развитие» означают, что государство-должник и государство-кредитор по договоренности могут конвертировать долг в финансирование проектов в области окружающей среды, инфраструктурное социально-ориентированное развитие, промышленное производство и пр. Государство-кредитор может предложить государству-должнику аннулировать внешний долг в обмен на «проведение определенной политики» или принятие определенных законодательных решений, отвечающих стратегическим интересам государства-кредитора или его партнерам по коалиции. В свопах для целей охраны и улучшения состояния окружающей среды участвуют должник, кредитор, государственные органы по охране окружающей среды, экологические организации, группа развития, оказывающие содействие в осуществлении свопа.

Следует отметить особую роль секьюритизации активов в обеспечении процессов конверсии внешних долгов. Секьюритизация — новый финансово-экономический и договорно-правовой механизм конверсии «иностранные инвестиции в обмен на долги», и с гражданско-правовых позиций рассматривается как финансирование под уступку денежного требования с использованием инструментов денежного рынка, рынка ссудных капиталов, банковских кредитно-расчетных инструментов, облигаций инвестиционных фондов и еврооблигаций.

Под секьюритизацией задолженности понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги) с элементами международного факторинга. Любой кредитор (или должник) вправе се-кьюритизировать свои активы (или долги), а успех такой конверсионно-обменной операции будет зависеть от готовности рынка принять дополнительный риск и состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств.

Секьюритизация оживляет кредитный рынок и рынок ценных бумаг, стимулируя выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника, поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги (asset-backed securities). Для государств с большим внешним долгом это возможность обменять внешний долг на национальные активы.

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНВЕРСИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Законодательство государств в сфере управления внешними долгами включает, с одной стороны, национальные и международные унифицированные нормы о финансовых рынках, учете активов финансовых организаций, обороте мировых финансов в публичном и частном секторе. С другой стороны, оно предусматривает публичные договоренности государственных органов и международных организаций о конверсии внешних долгов в целях защиты финансовой системы и финансовой стабильности.

Российскую национальную нормативно-правовую базу осуществления конверсии внешних долгов с использованием финансовых инструментов составляют: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации (далее — ФЗ РФ)8, Постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты

8 ФЗ РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)•; ФЗ РФ от 02 декабря 1990 г. № 395-1«О банках и банковской деятельности», ФЗ РФ от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» ФЗ РФ от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», ФЗ РФ от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» и др.

Минфина России, международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами по внешним долгам, международные нормативно-правовые акты, акты законодательства иностранных государств.

Опыт Европейского Союза (ЕС) и других интеграционных сообществ по активизации международных конверсионно-обменных операций с внешними долгами включает отработанные международно-правовые и гражданско-правовые договорные процедуры конверсии обязательственных отношений с минимизацией рисков неисполнения договорных обязательств в международной деятельности на рынке финансовых услуг посредством усиленных гарантий, резервирования финансовых активов и создания резервных фондов.

Для сравнительно-правового анализа зарубежного опыта конверсионно-обменных операций с финансовыми инструментами необходимо сопоставить нормы российского гражданского, корпоративного, банковского, валютного законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг с адекватными нормами законодательства ЕС. Особенно это актуально применительно к регулированию структуры долевой (акционерной) собственности фондовых бирж, клиринговых организаций, инвестиционных фондов и других организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это важно, поскольку количество российских эмитентов, выходящих на внутренний рынок ЕС, и иностранных эмитентов на российском рынке выросло за последние годы в несколько раз, и отсутствие понимания тенденций развития права ЕС усложняет конверсионно-обменные операции.

Для того чтобы глубже понять процессы развития законодательства ЕС о конверсии долгов на рынке ценных бумаг и финансовых услуг, необходимо обратиться к соответствующим наднациональным нормативным актам в сфере движения долей капитала, выраженного ценными бумагами, т. н. называемого корпоративного права. Регламенты в этой сфере обладают прямым действием, и для их применения не требуется дополнительная имплементация в национальное законодательство. Именно путем принятия регламентов создаются единые и обязательные для всех стран — членов ЕС нормы, которые обладают верховенством над национальным правом. С начала 70-х годов прошлого века в ЕС предпринимались попытки ввести ограничения на конверсионные операции с ценными бумагами по зачету внешних долгов в рамках корпоративного права, которые заменили бы национальные законодательства о секьюритиза-ции долговых обязательств, выраженных ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, и их обороте на рынке финансовых услуг.

Директива ЕС 2002/47^9 о механизме залога, Директива ЕС 2004/39/EC10 о финансовых инструментах и др. регламентируют эмиссию и обращение облигаций с финансовым обеспечением, выпускаемых специализированными финансовыми организациями. Международная практика и практика ЕС по финансированию внешнего долга финансовыми инструментами осуществляется с помощью активного управления и владения акциями, секьюритизации, продажи долгов на организованном фондовом рынке в виде ценных бумаг и деривативов.

В российской финансовой системе межгосударственные отношения (отношения, регулируемые договорами и соглашениями о валютных расчетах, кредитовании, предотвращении двойного налогообложения, взаимной защите инвестиций, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами) тесно связаны с отношениями обеспечения финансовой стабильности российской банковской и валютной системы.

Мировая практика применения государствами вышеназванных модификаций конверсионно-обменных операций с применением финансовых инструментов показывает, что на выбор видов конверсии внешнего долга влияют разные внешнеполитические, национальные и международные экономические факторы, включая формы бюджетно-

9 Directive 2002/47/EC of the European Parliament and of the Council of 6 June 2002 on financial collateral arrangements (http://europa.eu/legislation_summaries/internal_market/single_market_services/ financial_services_banking/l24401_en. htm).

10 Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council on markets in financial instruments repealing (http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:2002L0047:20090630:EN:PDF).

долговой стратегии государств с различным уровнем внешнего долга, стратегические подходы к погашению внешнего долга, юридическое содержание и особенности заключения международных договоров о конверсионно-обменных операциях.

Российская практика конверсии внешних долгов с использованием финансовых инструментов должна учитывать, помимо вышеназванных факторов, общепризнанные нормы и принципы международного долгового права, национального законодательства отдельных государств в рассматриваемой области, совершенствуя собственные нормы гражданского и корпоративного законодательства по рынку ценных бумаг, обороту финансовых инструментов, капитализации инвестиций и оказании финансовых услуг.

Необходимо использование зарубежных и международных экономико-правовых категорий конверсии при развитии международных и национальных аспектов института погашения внешнего долга посредством оборота финансовых инструментов. Также актуально устранить пробелы в государственном регулировании внешнего долга, в бюджетном законодательстве и договорной практике финансовых операций на рынке ценных бумаг, опираясь на унифицированные организационно-правовые нормы о международной клиринговой деятельности, деятельности фондовых бирж и других финансовых организаций.

Библиография

1. Статьи Соглашения о Международном Валютном Фонде / В кн.: В. Эбке. Международное валютное право. — М.: Международные отношения, 1997.

2. Соглашение Базель-2 Базельского комитета по банковскому надзору 2001 г. / В кн.: Зубков, В. А., Осипов, С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — М.: Городец, 2006.

3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 20132015 г.г. (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base=EXP;n = 547321.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/currency/.

5. Федеральный закон от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ onПne.cgi?req=doc;base = LAW;n=148340.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140474.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req = doc;base=LAW;n = 133293.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Консультант-плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW;n = 140256.

9. Афанасьев, Мст., Кривогов, И. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией // Вопросы экономики. — 2005. — № 4.

10. Ерпылева, Н. Ю. Международное банковское право: Учебник / М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.

11. Петрова, Г. В. Международное финансовое право. — М.: Юрайт, 2012.

12. Семилютина, Н. Г. Российский рынок финансовых услуг: формирование правовой модели. — М.: Волтерс Клувер, 2009.

13. Сорос, Дж. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса / Пер. с англ. 2-е издание. — М.: ООО «Юнайдед Пресс», 2010.

14. Супрунович, Е. В. Секьюритизация активов: опыт и перспективы // Банковский бизнес. — 2007. — № 1.

15. Шумилов, В. М. Международное финансовое право. — М.: Международные отношения, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.