Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование ответственности юридических лиц за коррупционные преступления'

Международно-правовое регулирование ответственности юридических лиц за коррупционные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / LIABILITY OF LEGAL PERSONS FOR CORRUPTION OFFENCES / CORRUPTION / COMBATTING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салов Андрей Владимирович

Выполнен анализ современной мировой нормативно-правовой базы ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Рассматриваются пути повышения эффективности действующего международного законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regulation of liability of legal persons for corruption offences

An analysis of the world’s contemporary legislation regulating the liability of legal persons for corruption offences is conducted. Ways of improving the efficiency of the current international legislation in this field are considered.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование ответственности юридических лиц за коррупционные преступления»

Салов Андрей Владимирович

E-mail: red4880@yandex.ru

Международно-правовое регулирование ответственности юридических лиц за коррупционные преступления

Выполнен анализ современной мировой нормативно-правовой базы ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Рассматриваются пути повышения эффективности действующего международного законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: глобализация, коррупция, транснациональные корпорации.

Глобализация как объективный исторический процесс приводит к различного рода изменениям в политической, экономической, правовой и иных сферах общественной жизни. Среди негативных последствий глобальных модификаций юристы, в первую очередь, отмечают глобализацию преступности, создание транснациональных преступных конгломератов, а также распространение практики подкупа должностных лиц иностранного государства, международной или иностранной организации различными компаниями. Неограниченная финансовая мощь некоторых компаний и секторов торгово-промышленной деятельности используется для чрезмерного и неправомочного воздействия на принятие политических решений. Неспособность регулировать это воздействие приводит к возникновению клептократических систем и задержке роста экономики. Как правило, попытки лоббирования непрозрачны, и направлены на то, чтобы избежать системы сдержек и противовесов, на которую полагаются фирмы при принятии стратегических решений. К примеру, в 2008 году почти трети из ста компаний с наибольшей капитализацией по расчетам Standard & Poor’s требовался внутренний контроль затрат на политический лоббизм [10]. Из-за недостатка прозрачности затруднительно установить, где компании получают прибыль, платят налоги и участвуют в политических кампаниях. Так, исследование показывает: около половины рассмотренных компаний не раскрывают информацию об участии в политической деятельности [13], что позволяет сделать вывод о возможных коррупционном воздействии со стороны этих компаний

на чиновников. «Многонациональные компании остаются важной частью проблемы коррупции во всем мире. Необходимо, чтобы они приняли соведущую роль в ее решении. Для этого им потребуются существенные улучшения», - сказал Кобус де Свардт (Cobusde Swardt), управляющий директор Transparency International [13]. При этом в России лишь 45% опрошенных бизнесменов полагают, что противостоять коррупции их компании обязаны [11], к тому же российские компании часто прибегают к подобным методам достижения результата [15, 16, 17]. Интересен и тот факт, что бизнесмены тех государств, которые обычно в рейтингах коррупции оказываются в верхней — «чистой» — части таблицы, активно грешат взяткодательством за рубежами своих стран. Наиболее яркие примеры — США и Япония. И американские, и японские транснациональные корпорации охотно платят взятки правительственным служащим других стран. В исследовании Transparency International США и Япония набрали по 5,3 балла по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов соответствуют высшей степени «коррупционной чистоты» [12].

Во многих международных правовых актах в сфере противодействия коррупции отмечается необходимость разрешения вопроса об ответственности компаний за коррупционные преступления. Согласно ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции каждое государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с настоящей статьей, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воз-

действие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции [4]. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предусматривает принятие таких законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности [3]. Целью Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию является наличие во внутреннем праве эффективных средств правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб [2]. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, признавая необходимость содействия укреплению социальной ответственности частных и государственных корпораций, в том числе транснациональных корпораций, обязывает государств-членов принимать эффективные и конкретные меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях, в частности обеспечивать эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в международных коммерческих операциях [1]. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 22 ноября 1997 г. указывает на принятие необходимых мер, предусматривающие ответственность юридических лиц за подкуп иностранного должностного лица [5]. Рамочное решение Совета Европейского Союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» относительно санкций в отношении юридических лиц говорит следующих возможным негативных последствиях для корпораций:

a) меры, влекущие за собой лишение возможности пользоваться льготами или помощью со стороны публичной власти;

b) меры, накладывающие временный или постоянный запрет на осуществление коммерческой деятельности;

c) помещение под судебный надзор или ё) роспуск в судебном порядке [7].

В Межамериканской Конвенции в качестве сдерживающих факторов подкупа рассматривает механизмы для обеспечения того, чтобы открытые акционерные компании и другие виды объединений поддерживали книги и записи, ко-

торые, в разумных подробностях, точно бы отражали факт приобретения и отчуждения активов, и достаточный внутренний бухгалтерский контроль, чтобы включить должностных лиц организации для выявления случаев коррупции [6].

В специальном руководстве Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) говорится о том, что эффективное внедрение указанных Рекомендаций помогает защитить специализированные учреждения (такие, как банки, фондовые компании, страховые компании, валютные дилеры и системы денежных переводов) и другие специализированные бизнесы и профессии (такие, как казино, юристы, бухгалтеры, агенты по операциям с недвижимостью, дилеры по работе с драгоценными металлами и камнями, и поставщики трастовых услуг и услуг компании) посредством требования, чтобы их владельцы, инспекторы и служащие были должным образом отобраны и имели соответствующие системы соблюдения [8].

По результатам анализа представляется необходимым отметить следующие положительные моменты:

1. Во многих из рассмотренных международных актах отмечается необходимость противодействия коррупционной деятельности юридических лиц, содержатся статьи об ответственности корпораций за коррупционные действия.

2. С каждым годом увеличивается количество государств, присоединяющихся к тем или иным конвенциям или декларациям о противодействии глобальной коррупции. Тем самым все больше стран понимают необходимость борьбы с глобальной коррупцией [9].

3. Присутствует акцент на предупреждение порочной практики подкупа компаниями посредством таких мер, как обеспечение достоверной бухгалтерской отчетности, аудиторская проверка бухгалтерии [2], разработка стандартов для правильного, добросовестного и надлежащего осуществления деятельности предпринимателями, меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими [4].

Вместе с тем приведенные в начале статьи данные говорят о том, что привлеченные к ответственности корпорации - это лишь несколько процентов от общего числа коррупци-

Мониторинг правоприменения

онных преступлений, совершенных глобальными компаниями. Во-вторых, привлечение к ответственности не достигает цели как общей, так и частной превенций, потому что применение санкций не заставляет отказать от коррупционной деятельности не только тех корпораций, успешно избегающих правосудия, но и фирм, в отношении которых уже были введены правовые меры воздействия.

Среди причин довольно низкой эффективности международного законодательства можно выделить следующие:

4. Коррупция обладает чрезвычайной степенью латентности, что существенно снижает возможность ее выявления, в том числе и в рассматриваемой сфере. В ситуации, когда публичное должностное лицо иностранного государства и транснациональная корпорация имеют выгоду от проводимой коррупционной сделки, выявить ее становится проблематичным.

5. Многие государства можно обвинить в сознательном нежелании афишировать подобные нарушения законодательства компаниями, потому что ТНК - это крупные налогоплательщики, новые рабочие места, фактор экономического роста государства. Таким образом, у государств отсутствует мотивация исполнения требований международного антикоррупционного законодательства.

6. В международных правовых документах отсутствует (в отличие от санкций в отношении иностранного должностного лица) конкретные негативные последствия для юридических лиц. В крайнем случае, приводятся лишь примерный перечень санкций в отношении юридических лиц. С одной стороны, это соответствует международном актам, в которых обычно отмечается, чтобы государства-члены в своем внутреннем праве эффективно решили тот или иной вопрос с учетом специфики своей правовой системы. С другой стороны, альтернативность мер, приведенных в тех или иных конвенциях (или отсутствие каких-либо примеров санкций вообще) может привести к тому, что ТНК за одно и то же преступление будут нести практически диаметрально противоположное наказание в разных странах. Например, одна -фиксированный штраф, который никак не скажется на ее финансовом положении, а другое - запрет, либо приостановление или прекращение деятельности и многомилли-

ардный штраф, исчисляемый в процентах от полученной компанией прибыли.

7. Один из первых и основных актов, регулирующий деятельность ТНК - «Принципы транснациональных корпораций» Организации экономического сотрудничества и развития - вообще носит рекомендательный характер, и страны, присоединившиеся к соглашению, не обязаны применять какие-либо санкции к своим ТНК в случае их нарушения [19]. В результате утверждение, «что Принципы помогли сократить число конфликтов между местными сообществами, гражданскими группами и транснациональными компаниями, не подтверждается никакими фактами» [18].

Поэтому представляется необходимым разработать унифицированный международный нормативный правовой акт (в форме конвенции), в котором будут устанавливаться;

1. принципы деятельности ТНК;

2. запрет на осуществление определенных действий;

3. четкие правовые последствия нарушения этих запретов. Каждому деянию должно соответствовать определенная санкция, отвечающая тяжести последствий коррупционных преступлений.

Таким образом, будет нивелирован экономический интерес государств, заинтересованных в функционировании компаний, ведущих бизнес посредством коррупционных практик, а также увеличена эффективность норм, так как принудительная ликвидация уличенных в коррупционных практиках ТНК, а также запреты для руководителей компаний, членов органов управления заниматься предпринимательской деятельностью в любых формах создадут необходимые условия для ухода фирм с использования таких методов решения проблем.

Литература

1. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях: принята 16.12.1996 Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Рос. Гос. б-ки.

2. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04 ноября 1990 г.

(ETS N 174) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Рос. Гос. б-ки.

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ETS № 173) // Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. № 20. - Ст. 2394.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 26 июня 2006 г. № 26. - Ст. 2780.

5. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 22 ноября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 23 апреля 2012 г. № 17. - Ст. 1899.

6. Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией от 29 марта 1996 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Рос. Гос. б-ки.

7. Рамочное решение N 2003/568/ПВД Совета Европейского Союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» от 22 июля 2003 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Рос. Гос. б-ки.

8. Руководство по использованию рекомендаций FATF по борьбе с коррупцией (A Reference Guide and Information Note on the use of the FATF Recommendations to support the fight against Corruption). URL: http:// www.fatf-gafi.org/dataoecd/59/44/46252454. pdf (дата обращения: 15.10.2012).

9. Статус Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: по состоянию на

11.10.2012 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2012. Доступ из локальной сети Рос. Гос. б-ки.

10. Доклад Transparency International о коррупции в мире за 2009 год: коррупция и частный сектор / URL: www.transparency.org (дата обращения: 15.10.2012).

11. Меньше половины российских бизнесменов считают, что их компании обязаны противостоять коррупции // URL: http:// www.transparency.org.ru/v-rossii/menshe-

poloviny-rossiiskikh-biznesmenov-schitaiut-chto-ikh-kompanii-obiazany protivostoiat-korruptcii (дата обращения: 15.10.2012).

12. Не подмажешь - не поедешь / Ведомости. 15 мая 2002 г.

13. Половина мировых публичных компаний скрывает свое участие в политической деятельности // URL: http://transparency.org. ru/drugie-issledovaniia/polovina-mirovykh-publichnykh-kompanii-skryvaet-svoe-uchastie-v-politicheskoi-deiatelnosti (дата обращения: 14.10.2012).

14. Российские компании чаще других подкупают иностранных чиновников // Ведомости. 03 ноября 2011 г.

15. Россия занимает последнее место в индек-

се взяткодателей в 2011 году // Позор на экспорт. URL: http://transparency.org.ru/

indeks-vziatkodatelei/pozor-na-eksport. (дата обращения: 14.10.2012).

16. Сухаренко А. Транснациональная коррупционная деятельность российских бизнесменов // Внешнеторговое право. 2009. № 2. С. -15 -16.

17. Эти выводы подтверждены в отчете организации «Надзор ОЭСР» от 22 сентября 2005 года «Пять лет работы: обзор принципов ОЭСР и национальных контактных центров». Хайат С. Тайный мир международных махинаций и сеть глобальной коррупции / Стивен Хайат - М., Претекст. - 2008 -С. 156;

18. Принимая во внимание неэффективные попытки Национальных контактных центров (НКЦ) ответить на обвинения в корпоративных преступлениях в Конго, Raid предложила пересмотреть Принципы ОЭСР. Требовалось нечто большее, чтобы заставить правительства стран Первого мира расследовать нарушения своих корпораций. В докладе также отмечалось, что правительства должны добиться обеспечения соблюдения Принципов корпорациями. Их исключительно рекомендательных характер означал, что корпорации не столкнутся ни с какими последствиями за деятельность, способствующую усилению человеческих страданий. См.: RAID, Unanswered Questions, report, April 2004.

Рецензент: Радченко В.И., к.ю.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.