Научная статья на тему 'Международно-правовая защита детей с древности до начала второй мировой войны'

Международно-правовая защита детей с древности до начала второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1939
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ (НАЦИОНАЛЬНОЕ) ПРАВО / ДЕТСТВО / КОМИТЕТ ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ЛИГА НАЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ (ЖЕНЕВСКАЯ) ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1924 Г. / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СПАСЕНИЯ ДЕТЕЙ / ПРАВА / СВОБОДЫ / ПРАВОМЕРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПРОБАЦИЯ / РЕБЕНОК / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / INTERNATIONAL /GENEVA/ DECLARATION OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN 1924 / DOMESTIC LAW / CHILDHOOD / CHILD WELL-BEING COMMITTEE / LEAGUE OF NATIONS / THE INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL SAVE THE CHILDREN ALLIANCE / THE RIGHTS / FREEDOMS / LEGITIMATE INTERESTS OF THE CHILDREN / THE LEGAL STATUS OF A MINOR / PROBATION / CHILD / JUVENILE JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмелевский Сергей Владимирович

В статье автор, используя методы историко-правового, компаративного и нормативно-правового исследования, устанавливает, что международно-правовая защита детей на протяжении многих веков, вплоть до начала Второй мировой войны де-факто отсутствовала. Главной особенностью правового регулирования прав, свобод и правомерных интересов ребенка было то, что такое регулирование осуществлялось нормами национального права. Признание, уважение, обеспечение, защита этих прав, свобод и интересов практиковались каждым государством с учетом специфики его социально-экономической политики. Бедственное положение детей в разоренных Первой мировой войной странах, интерес к правам и свободам человека, проявленный в большинстве государств Европы и Америки после окончания этой войны, объективно побудили Лигу Наций создать Комитет детского благополучия. Принятый с его участием ряд международных договоров послужил отправной точкой последующей международной борьбы с торговлей и эксплуатацией детей, охраны материнства и детства. В 1924 г. Лига Наций приняла Международную (Женевскую) декларацию прав ребенка, впервые в истории человечества закрепляющую принципы отношения цивилизованных государства и общества к несовершеннолетним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international-law protection of children from antiquity to the beginning of World War II

The author, using the methods of historical, legal, comparative and regulatory investigations, states that the international legal protection of children over many centuries, up until the Second World War, de facto absent. The main feature of the legal regulation of the rights, freedoms and lawful interests of the child was that this regulation is carried out national law. Recognition, respect, security, protection of these rights, freedoms and interests of each state were practicing with his specific social and economic policy. The plight of children in impoverished countries of the First World War, interest in human rights and freedoms, expressed in most of Europe and America after the war, objectively led the League of Nations to establish a Committee of child well-being. Adopted with the participation of its number of international treaties served as a starting point for further international efforts to combat trafficking and exploitation of children, maternal and child health. In 1924 the League of Nations adopted the International /Geneva/ Declaration of Human Rights of the Child, for the first time in human history, enshrining the principles of civilized relations of state and society to minors

Текст научной работы на тему «Международно-правовая защита детей с древности до начала второй мировой войны»

12.3. МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент

Аннотация: В статье автор, используя методы историко-правового, компаративного и нормативноправового исследования, устанавливает, что международно-правовая защита детей на протяжении многих веков, вплоть до начала Второй мировой войны де-факто отсутствовала. Главной особенностью правового регулирования прав, свобод и правомерных интересов ребенка было то, что такое регулирование осуществлялось нормами национального права. Признание, уважение, обеспечение, защита этих прав, свобод и интересов практиковались каждым государством с учетом специфики его социально-экономической политики. Бедственное положение детей в разоренных Первой мировой войной странах, интерес к правам и свободам человека, проявленный в большинстве государств Европы и Америки после окончания этой войны, объективно побудили Лигу Наций создать Комитет детского благополучия. Принятый с его участием ряд международных договоров послужил отправной точкой последующей международной борьбы с торговлей и эксплуатацией детей, охраны материнства и детства. В 1924 г. Лига Наций приняла Международную (Женевскую) декларацию прав ребенка, впервые в истории человечества закрепляющую принципы отношения цивилизованных государства и общества к несовершеннолетним.

Ключевые слова: внутригосударственное (национальное) право; детство; Комитет детского благополучия; Лига Наций; Международная (Женевская) декларация прав ребенка 1924 г.; Международная организация труда; международное право; Международный союз спасения детей; права, свободы, правомерные интересы детей; правовой статус несовершеннолетнего; пробация; ребенок; ювенальная юстиция.

THE INTERNATIONAL-LAWPROTECTION OF CHILDREN FROM ANTIQUITY TO THE BEGINNING OF WORLD WAR II

Khmelevsky Sergey Vladimirovich, PhD in Philosophy, associate professor Annotation: The author, using the methods of historical, legal, comparative and regulatory investigations, states that the international legal protection of children over many centuries, up until the Second World War, de facto absent. The main feature of the legal regulation of the rights, freedoms and lawful interests of the child was that this regulation is carried out national law. Recognition, respect, security, protection of these rights, freedoms and interests of each state were practicing with his specific social and economic policy. The plight of children in impoverished countries of the First World War, interest in human rights and freedoms, expressed in most of Europe and America after the war, objectively led the League of Nations to establish a Committee of child well-being. Adopted with the participation of its number of international treaties served as a starting point for further international efforts to combat trafficking and exploitation of children, maternal and child health. In 1924 the League of Nations adopted

the International /Geneva/ Declaration of Human Rights of the Child, for the first time in human history, enshrining the principles of civilized relations of state and society to minors.

Keywords: domestic law; childhood; Child well-being Committee; League of Nations; International /Geneva/ Declaration of the Rights of the Child in 1924; the International Labour Organization; International Law; International Save the Children Alliance; the rights, freedoms, legitimate interests of the children; the legal status of a minor; probation; child; juvenile justice.

Принято считать, что детство - первоначальный и, несомненно, важнейший этап в социализации человеческого индивида, когда ребенок постепенно становиться полноценным членом общества. Продолжительность и качество детства находятся в прямой и опосредованной зависимости от уровня материальной и духовной культуры исторически конкретного общества.

При этом государственно-организованное общество постепенно меняло свое отношение к детям, которых взрослые люди первоначально и на протяжении достаточно длительного периода времени не воспринимали как полноценных членов социума с определенными правами, свободами, правомерными интересами, и такое пренебрежительно-утилитарное

отношение к детям было свойственно большинству государств с древности до новейшего времени.

Одновременно там, где условия жизнедеятельности людей были суровы, из-за чего население государства балансировала на грани голодной смерти или истребления со стороны недружелюбных соседей, по общему правилу, практиковалась «зачистка» общества от, прежде всего, несовершеннолетних с врожденными увечьями и отклонениями в развитии.

Об этом свидетельствует, к примеру, Плутарх, согласно которому в Древней Спарте их кидали в «апо-теты» - ущелье Тайгета: по мнению взрослых спартанцев, «жизнь новорожденного была так же бесполезна ему самому, как и государству, если он был слаб, хил телом при самом рождении»1.

Аналогичный реликтовый обычай, трансформированный в дальнейшем в положение Законов XII таблиц, существовал в Древнем Риме, о чем свидетельствовал М.Т. Цицерон2 В республиканский период ребенок находился под неограниченной властью отца-домовладыки (лат. «patria potestate»), который вправе был отказаться от признания его своим, продать в рабство, отдать в кабалу, лишить жизни. В императорский период, однако, отцу-домовладыке запрещалось убивать ребенка, не достигшего 3-летнего возраста (за исключением ситуации, когда тот был рожден с очевидными физическими дефектами; в последнем случае законодатель предписывал отцу-домовладыке показать ребенка 5 соседям, которые должны были единодушно одобрить его решение об умерщвлении своего ребенка3).

1 Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т.!. Пер с древ-негреч. /Сост., вступ. ст., прим. М.Томашевской. - М., 1990. -С.101.

2 «(Цицерон. О законах. Ш.8.19). С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличавшийся исключительным уродством» //Законы XII таблиц //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М.Черниловского. - М., 1984. - С.45.

3Постепенно отцовская власть была официально ограничена и

свелась к праву на суровое воспитание детей, в том числе к пра-

ву на применение к ним в воспитательных целях легких телесных

По интересному замечанию Ф.Арьеса, дети в XII-XVII вв. в западноевропейских странах воспринимались в качестве «маленьких» взрослых, чье отличие от последних осмысливалось и трактовалось «не в психологических, а в ритуально-мифологических и этикетных категориях»4.

Несовершеннолетие не относилось к основаниям, устраняющим или смягчающим уголовную ответственность и наказание. Так, известное своей карательной направленностью Уголовное и уголовнопроцессуальное уложение «Священной Римской империи германской нации», принятое рейхстагом при короле Карле V в 1532 г. («Каролина»), на основании которого позднее сформировалось «общее немецкое уголовное право», предусматривала смертную казнь к лицам, совершивших третью по счету или иную квалифицированную кражу. И хотя законодатель защищал от этого вида наказания несовершеннолетних и других правонарушителей, «не имеющих разума по малолетству или иным причинам», суды, привлекая их к ответственности и наказанию, нередко применяли смертную казнь «по совету сведущих людей»5, аргументировавших свою позицию тем, что «злой умысел восполняет недостаток возраста»6.

Еще полтора века назад законодательство такого ныне «продвинутого» в плане решения детских проблем государства как Швеция предоставляло мужчине (мужу, отцу и работодателю) право применять физическое воспитательное воздействие к своим детям, жене и наемным работникам. За совершенные преступления несовершеннолетних правонарушителей официально подвергали всем известным легальным видам уголовного преследования и наказания, включая смертную казнь и каторжные работы7.

А в таком, как принято сегодня считать, «показательно-образцовом» демократическом государстве как США во многих штатах вплоть до середины минувшего столетия действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых правонарушителей меру уголовной ответственности и наказания. Лишь в 1972 г. Верховный суд США сформулировал свою принципиальную позицию в отношении наказания несовершеннолетних преступников, заключающуюся в том, что «применение смертной казни не допускается к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 16 лет», в отношении таких лиц

наказаний, а ребенок получил право обращаться к магистрату с просьбой защитить его от злоупотреблений отцовской властью //Римское частное право /Под ред. И.Б.Новицкого и

И.С.Перетерского. - М., 1996. - С.111.

4Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке («L'Enfant et la vie familiale sous I'Ancient Regime») /Пер. с франц. Я.Ю.Старцева при участии В.А.Бабинцева. - Екатеринбург, 1999. -С.19.

5«CLXII. Если будет задержан кто-либо, совершивший кражу в третий раз, и эта трехкратная кража будет вполне установлена... то он будут признан многократно. уличенным вором и будет рассматриваться наравне с тем, кто действовал насильственно, и должен быть подвергнут смертной казни: мужчина - путем повешения, женщина - путем утопления или иным путем, по обычаю каждой земли. CLXXIX. Если преступление будет совершено тем, кто по малолетству или иной немощи заведомо лишен рассудка, то надлежит. запросить совета у сведущих людей о том, как поступить соответственно всем обстоятельствам дела и нужно ли применять наказание» //Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V /Сост. С.Я.Булатов. - Алма-Ата, 1967.

6История государства и права: Словарь-справочник /Под ред. М.И.Сизикова. - М., 1997. - С.136.

7Защита прав ребенка. Информационно-методическое издание /Общ. ред., сост.: О.В.Пишкова, А.Ф.Радевич. - Ижевск, 2006. -С.7.

желательно использовать «пробацию», то есть своеобразную альтернативу лишению свободы, которая «не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения»8. Тем не менее, следует отметить, что именно Соединенные Штаты Америки считаются исторической родиной ювенальной юстиции, где в Чикаго в 1899 г. был учрежден специальный суд для несовершеннолетних.

В императорской России жизнь детей также ценилась недорого9. Признание за детьми определенных прав и свобод де-факто не принималось в расчет до тех пор, пока Петр I однажды публично не заявил: «хотя чада воли родительской подлежат, но не как скоты бессловесные»10. Но и тогда и в дальнейшем субъектом права ребенок не стал, отношение государства и общества к детям, по сути, определялось положением из Устава благочиния: «Родители суть властелины над своими детьми»11, осуществление родительской власти не предусматривало каких-либо ограничений, за исключением ряда религиозных и нравственных поже-

ланий12.

В научной литературе XIX в., вышедшей в свет в разных странах, наличествуют многочисленные свидетельства тяжелого материального положения детей, прежде всего, из семей рабочих, занятых в промышленности. Например, в исследовании, посвященном положению рабочего класса в Англии, Ф.Энгельс ссылается на публичный отчет комиссии британского парламента, сформированной в 1833 г. для обследования условий труда на фабриках, где утверждается, что дети иногда начинали работать с 5-летнего возраста13, при этом их трудовой день растягивался на 14-16 часов14. В связи с таким вопиющим положением дел в Великобритании в последующем было официально введено ограничение продолжительности рабочего

15

дня несовершеннолетних, а также женщин15, однако это мало способствовало достижению надлежащего

8История государства и права зарубежных стран. Ч.2. 2-е изд., стер. Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 2001. -С.611-612.

9Например, Соборное уложение, принятое Земским собором при царе Алексее Михайловиче в 1649 г. и фактически действовавшее до 70-х годов XIX в., предусматривало наказание за убийство матерью законнорожденного ребенка в виде 1 года тюремного заключения. Зато убийство матерью незаконнорожденного ребенка каралось «смертью без всякой пощады», «дабы»

предотвратить «блуд» виновной (статьи 15, 26 главы XXII). Как видим, законодатель заботился о нравственности женщины гораздо больше, чем о защите жизни ее детей.

10Цит. по: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула, 2001. - С.570-571.

11Цит. по: Загоровский А.И. Курс семейного права /Под ред. и с предисл. В.А.Томсинова. Серия «Русское юридическое наследие». - М., 2003. - С.216.

12Темникова Н.А. Защита личных прав ребенка по семейному праву России. - Омск, 2009. - С.35-36.

13Кстати, еще «Салическая правда» (VI в.) предусматривало наказание за убийство мальчиков до 10 лет, что неслучайно постольку, поскольку именно с 10 лет мужская часть населения могла быть использована в качестве рабочей силы //История государства и права зарубежных стран. Ч.1. 2-е изд., стер. Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 2001. - С.193.

14Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М., 1955. - Т.2. - С.56.

15См.: «Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства» 1833 г.; «Акт, ограничивающий часы работы подростков и женщин на фабриках Соединенного королевства» 1847 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Сост. В.Н.Садиков. 2-е изд., перераб. и дополн. - М., 2008.

благополучия детей, рожденных в семьях пролетариев.

Таким образом, как отмечает целый ряд авторов, до сравнительно недавнего времени ничего радикального или экстраординарного не было сделано в обществах разных стран и континентов, чтобы, комплексно учитывая возраст, физиологию, психологию несовершеннолетних, отсутствие у них необходимого жизненного опыта, оформить их правовой статус и требовательно защитить детей от карательных законов и произвола взрослых16.

Характерной особенностью правового регулирования соответствующих отношений вплоть до конца тридцатых годов XX в. было то, что определяющим здесь являлось внутригосударственное (национальное) право17, а не международное право, которое в области прав и свобод человека «направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное зако-нодательство»18. Признание, уважение, обеспечение и защита, как прав, свобод человека, так и прав, свобод и правомерных интересов ребенка были поставлены «в зависимость от мер, принимаемых каждым государством с учетом нюансов его социально-экономической политики»19.

Тем не менее, растущий интерес к правам и свободам человека в большинстве стран Европы и Америки после окончания Первой мировой войны побудил Лигу Наций создать в 1919 г. так называемый Комитет детского благополучия. При всей многогранности проделанной Комитетом детского благополучия работы, она оказалась мало эффективной, так как практически во всех странах - членах Лиги Наций до вступления в силу соответствующего международного акта или документа, определявшего его положение и защиту, ребенок все еще «рассматривался сквозь призму взаимоотношений родителей и детей»20. В то же время принятый с прямым и опосредованным участием Комитета детского благополучия на уровне Лиги Наций и Международной организации труда ряд международных договоров (конвенций21) послужил отправной точ-

16Защита прав ребенка. Информационно-методическое издание /Общ. ред., сост.: О.В.Пишкова, А.Ф.Радевич. - С.12; Титова Т.А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С.7; Шийко-Окрух М. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С.5.

17Общая теория прав человека /Карташкин И.А., Колесова Н.С., Ларин А.М., Ледях И.А. и др. Отв. ред. Лукашева Е.А. - М., 1996. -С.459.

18Henkin L. Introduction. The International Bill of Human Rights //International Law: Cases and Materials. - St. Paul, Minn., 1987. -P.1022.

19National Program of action for the development and protection of children 2002-2010. - Ulanbator, 2002. - P.3.

20Kolosov Y. The CRC: Juridical significance and the Committee on the Rights of the Child: Stock taking and new challenges //Understanding Children's Rights, Children's Rights Centre, and University of Chent. - Belgium, 1998. - P.407.

21См.: международные конвенции: «О борьбе с торговлей жен-

щинами и детьми» (30 сентября 1921 г.); «О рабстве» (25 февраля 1926 г.) //http://www.ilo.ru/iloru/standards/conventions_ru.htm. См. также: конвенции МОТ: №7 «Об определении минимального воз-

раста для допуска детей на море» (15 июня 1920 г.); №10 «О ми-

нимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (25 октября 1921 г.); №15 «О минимальном возрасте допус-

ка подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (25 октября 1921 г.). В 1930-е годы Международная организация труда продолжила работу в этом направлении, приняв, в частности, конвенцию №59 «О минимальном возрасте

кой международной борьбы с торговлей и эксплуатацией детей, охраны материнства и детства.

Активной разработкой общепризнанных (международных) стандартов в сфере прав, свобод и правомерных интересов детей22 в этот период занимались также многие международные неправительственные организации, в том числе Международный союз спасения детей, основанный в 1922 г. британской общественницей Э.Джебб (впоследствии Международный союз спасения детей был реорганизован путем присоединения к Международному союзу по защите детей /англ. «International Union for Child Welfare»/)23.

Выработка указанных стандартов не охватывала надлежащим образом правовой статус ребенка (да его и не было, как такового), в связи с чем возникает потребность в разработке комплексного международноправового акта или документа, закрепляющего по возможности наиболее полный перечень прав, свобод и правомерных интересов ребенка, а также необходимых средств их обеспечения. В 1923 г. Международным союзом спасения детей принимается Декларации, содержащая соответствующий перечень, а также требование по недопущению, в частности, купли-продажи и эксплуатации несовершеннолетних. На его основе в 1924 г. Лига Наций на своей 5-й сессии приняла Международную (Женевскую) декларацию прав ребенка, которая содержала пять принципов:

- принцип I: «Ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного»;

- принцип II: «Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь»;

- принцип III: «Порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования»;

- принцип IV: «Ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех видов эксплуатации»;

- принцип V: «Во время бедствий ребенку первому следует оказать помощь»24.

Некоторые авторы обращают внимание на «абстрактный и демагогический характер» Женевской декларации прав ребенка 1924 г. притом, что она - действительно, первый в истории нашей цивилизации документ международно-правового характера, сформулировавший более-менее внятно и конкретно принципы, лежащие в основе правового статуса ре-бенка25. Декларация, на самом деле, не предусматривала четко прописанных обязательств государств в сфере защиты прав, свобод и правомерных интересов ребенка, а лишь призывала их к достижению благопо-

найма детей в промышленности» (22 июня 1937 г.) //Конвенции и рекомендации МОТ, МБТ. - Женева, 1999.

22Подробнее см.: Смирнова М.В., Халимуллин P.M., Исмагилов К.Р. Международные стандарты в области прав детей и защита прав ребенка в России. - Казань, 2009.

23Lundy C. An Introduction to the Convention on the Rights of the Child. - N.-Y., 1991. - P.4.

24Международная декларация прав ребенка 1924 г. //Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов. 3-е изд., доп. /Сост.: Л.В.Корбут, С.В.Поленина. - М., 2004.

25Городецкая И.К. Международная защита прав и интересов детей. - М., 1973. - С.13.

лучия детей. Судя по всему, избрание формы декларации, а не конвенции для отражения позиции Лиги Наций в отношении детей было продиктовано тем, что эта универсальная международная межправительственная организация, удовлетворяя потребности развития европейских колониальных держав и их союзников, оставляла де-факто без внимания права, свободы и правомерные интересы детей, проживающих в слабо развитых странах Африки, Азии, Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом26.

Выход Германии из Лиги Наций (1933 г.), последовавший за этим отказ от обязательств по договорам о национальных меньшинствах Польши, Румынии и Венгрии (де-факто все страны Восточной и Центральной Европы, за исключением Чехословакии, Эстонии и Финляндии, стали на этот путь), неэффективность принятых Лигой Наций санкций против Италии и Советского Союза, совершивших агрессию, соответственно, в Абиссинии и против Финляндии, и, наконец, развязанная фашистской Германией Вторая мировая война показали не только неэффективность международно-правового регулирования прав и свобод человека и ребенка, но и означали крах системы международных отношений, созданной Версальским мирным договором 1919 г., несостоятельность ее гаранта - Лиги Наций, ее неспособность обеспечить в мире безопасность и справедливый правопорядок.

Список литературы:

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке («L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancient Regime») /Перевод с французского Я.Ю.Старцева при участии В.А.Бабинцева. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. - 416 c.

2. Городецкая И.К. Международная защита прав и интересов детей. - М.: Издательство «Международные отношения», 1973. - 112 с.

3. Жавзандолгор Б. Международно-правовая защита прав детей (международно-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2005. - 21 с.

4. Загоровский А.И. Курс семейного права /Под редакцией и с предисловием В.А.Томсинова. Серия «Русское юридическое наследие» - М.: Издательство «Зерцало», 2003. - 464 с.

5. Защита прав ребенка. Информационнометодическое издание /Общая редакция, составление:

О.В.Пишкова, А.Ф.Радевич - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2006.- 300 с.

6. История государства и права: Словарь-справочник /Под редакцией М.И.Сизикова. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1997. - 304 с.

Literature list:

1. Aries F. Child and Family Life under the Old Order («L'Enfant et la vie familiale sous I'Ancient Regime») /Translated from the French Ya.Y.Startsev with the participation of V.A.Babintsev. - Yekaterinburg: Urals State University Publishing House, 1999. - 416 p.

2. Carolina. Criminal Code of the Court of Charles V /Compiled by S.Ya.Bulatov. - Alma-Ata, 1967. - 152 p.

3. Engels F. Condition of the Working Class in England //Marx K., Engels F. Collected Works. 2nd edition. - M.: State Publishing House of Political Literature, 1955. - V.2.

- P.55-58.

4. Gorodetskaya I.K. International Protection of the Rights and Interests of Children. - M.: Publishing House «International Relations», 1973. - 112 p.

5. Henkin L. Introduction. The International Bill of Human Rights //International Law: Cases and Materials. - St. Paul, Minn., 1987. - 1100 p.

6. History of State and Law: Dictionary /Edited by M.I.Sizikov. - M.: Publishing House «Juridical Literature», 1997. - 304 p.

26Жавзандолгор Б. Международно-правовая защита прав детей (международно-правовые аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2005. - С.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.