Научная статья на тему 'Международная торговля - фактор изменения концентрации производства в российской промышленности (1998-2004 гг. )'

Международная торговля - фактор изменения концентрации производства в российской промышленности (1998-2004 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованова С.В.

Размеры и число предприятий в любой отрасли не являются заданными раз и навсегда. С течением времени концентрация производства меняется. Теоретические и эмпирические исследования в области теории организации отраслевых рынков выделяют множество внутренних и внешних (для компаний) факторов, определяющих оптимальный размер и число предприятий отрасли. Цель данной работы исследовать воздействие лишь одного из них международной торговли на концентрацию производства экспортных отраслей и отраслей, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке. В первой части статьи рассматриваются результаты работ, посвященных теоретическому моделированию исследуемой зависимости, затем проводится анализ данных по отраслям российской промышленности, нацеленный на выявление предсказываемых теорией зависимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Trade as a Factor of Production Concentration Changes in Russian Industries, 1998-2004

The aim of the research is to study the impact of international trade on the production concentration. The paper includes both theoretical study of the matter and empirical analysis based on the experience of the Russian several branch of industries within the period of 1998-2004. The results of the analysis reflect that international trade has influence on industries' production structure.

Текст научной работы на тему «Международная торговля - фактор изменения концентрации производства в российской промышленности (1998-2004 гг. )»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (1998-2004 гг.)1

С.В. Голованова

Размеры и число предприятий в любой отрасли не являются заданными раз и навсегда. С течением времени концентрация производства меняется. Теоретические и эмпирические исследования в области теории организации отраслевых рынков выделяют множество внутренних и внешних (для компаний) факторов, определяющих оптимальный размер и число предприятий отрасли. Цель данной работы - исследовать воздействие лишь одного из них - международной торговли - на концентрацию производства экспортных отраслей и отраслей, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке. В первой части статьи рассматриваются результаты работ, посвященных теоретическому моделированию исследуемой зависимости, затем проводится анализ данных по отраслям российской промышленности, нацеленный на выявление предсказываемых теорией зависимостей. Ключевые слова: концентрация производства, международная торговля, промышленность России.

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Научного фонда ГУ ВШЭ, проект № 06-06-0001 «Развитие отраслевых рынков России за период экономических реформ (1992-2005): факторы и механизмы». Автор выражает благодарность организаторам 30-й Международной школы-семинара «Системное моделирование социально-экономических процессов» им. С.С. Шаталина, в рамках которой было организовано обсуждение результатов данного исследования. Автор благодарен также анонимному эксперту, чьи замечания и комментарии позволили улучшить содержание и изложение результатов исследования.

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Международная торговля оказывает двоякое воздействие на поведение компаний в стране, переходящей от закрытой к открытой экономике. У компаний появляется возможность поставлять товары на экспорт, что предполагает: дополнительную потребность в финансовых ресурсах и ресурсах управления; зависимость политики компании от мировых цен, валютного курса и государственной внешнеторговой политики; необходимость ведения учета согласно международным нормам отчетности и пр. Возможность экспорта, с одной стороны, открывает перспективы выхода на более широкий рынок; с другой стороны, на экспортных рынках отечественные производители конкурируют с широким кругом фактических и потенциальных поставщиков. Сокращение и ослабление ограничений на пути международной торговли также приводит к росту объема поставок на внутренний рынок импортной продукции, которая выступает в качестве заменителя товаров отечественного производства аналогичного качества. Для отечественных производителей это означает усиление конкуренции и сокращение их доли в общем объеме продаж товаров на внутреннем рынке.

Новые условия конкуренции, возникающие в результате либерализации международной торговли, становятся важным фактором изменения концентрации производства. В подобных условиях одни производители сокращают свое производство и уходят с рынка, другие, напротив, объединяются, диверсифицируют свою деятельность, совершенствуют технологии производства. Таким образом, есть основания полагать, что в целом закономерности изменения концентрации производства будут различными для экспортных отраслей и отраслей, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке, а также для отраслей, относительно изолированных от внешней торговли.

С точки зрения цели данного исследования большой интерес представляет работа Дж. Саттона (Sutton, 1991), посвященная анализу факторов изменения концентрации производства. В частности, автор исследует влияние увеличения размера рынка на число и размер компаний отрасли. Дж. Саттон показывает, что в случае, когда издержки входа на рынок стабильны и связаны с мощностью производства, увеличение спроса должно приводить к снижению концентрации производства. Это объясняется тем, что в условиях несовершенной конкуренции происходит рост прибыли производителей, что создает стимулы для входа в отрасль новых компаний. Описанная зависимость не выполняется, однако, для отраслей, где расходы на рекламу и НИОКР значительны и существенно влияют на сравнительную конкурентоспособность и объемы продаж компаний. В этом случае фирмы, стремящиеся войти на рынок, начинают конкурировать по объемам соответствующих расходов, пытаясь обеспечить себе возможно больший объем прибыли после входа. Однако это приводит к росту равновесного размера этих расходов для всех функционирующих фирм, что снижает потенциальную прибыль и противодействует входу новых компаний на рынок, т.е. снижению концентрации. Важно отметить, что этот результат сохраняется для большого класса моделей олигополии: вне зависимости от того, производит ли компания один или несколько продуктов, от характера взаимодействия фирм в отрасли (конкуренция по ценам или по объемам), последовательности входа (одновременно, последовательно) на рынок.

Дж. Саттон не рассматривает непосредственного влияния международной торговли на уровень концентрации производства. Однако его выводы можно распространить и на случай появления дополнительного рынка -мирового. По мере либерализации международной торговли расширяются возможности экспортных поставок производимого компаниями товара, что можно считать увеличением объема рынка. В отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом, усиление

международной конкуренции и появление импортных товаров сопоставимого качества, напротив, сокращают размеры (внутреннего) рынка для отечественных производителей. На основе результатов теоретического анализа Дж. Саттона можно выдвинуть гипотезу о том, что на фоне снижения внешнеторговых барьеров может наблюдаться уменьшение числа отечественных производителей в отраслях, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке, и увеличение их числа в экспортных отраслях промышленности, если эти отрасли принадлежат к отраслям с экзогенными издержками входа. При этом не следует забывать, что иностранные компании могут не только поставлять свою продукцию на отечественный рынок, но и открывать филиалы и представительства на территории страны. Таким образом, общее изменение числа компаний в отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом, в общем случае не определено.

Международная торговля создает стимулы для изменения не только числа производителей в отрасли, но и их размеров. В исследовании, охватывающем данные по отраслям шести стран, Ф. Шерер и соавторы ^сИегег at а1., 1975) показали, что степень, в которой размер предприятий (производственных площадок) превышает некоторый минимальный эффективный уровень, значимо возрастает с ростом доли экспорта в продажах компаний. Аналогичный результат получен в работе С. Прайс (Рга18, 1976): автор выявил значимую положительную корреляцию между размером предприятий и долей экспорта в выпуске предприятий для 33 отраслей Великобритании, Германии и США. В ряде работ (см., например, ^арр, 1978; G1eyser at а1., 1980; А^шег, 1980)) проведен анализ положения отдельных компаний экспортных отраслей. Он нацелен на выявление взаимосвязи между размерами производителей и долей экспорта в общем объеме их производства. Основной вывод этих исследований: экспортные поставки осуществляются преимущественно крупнейшими компаниями отрасли. Здесь, однако, не

совсем ясна истинная причинно-следственная связь: либо крупные компании активнее вовлечены в экспортную деятельность, либо у компаний-экспортеров появляется больше возможностей для роста. Несмотря на это, сам факт положительной взаимосвязи может считаться достоверно установленным.

Анализ результатов исследований влияния иностранной конкуренции на структуру отраслей с высокой долей импорта в общем объеме внутренних продаж позволяет сделать вывод о том, что снижение ограничений на пути международной торговли должно приводить к выравниванию относительных размеров отечественных компаний в этих отраслях. Неэффективные (в том числе и с точки зрения размеров) отечественные производители либо покидают рынок, не выдерживая иностранной конкуренции (Jacquemin at al., 1980); либо предпринимают меры для повышения своей эффективности (Chou, 1986). Предполагая существование некоторого «эффективного» размера предприятия, ожидается, что иностранная конкуренция будет способствовать росту числа производителей, объем выпуска которых приближается к оптимальному.

На основе проведенного сравнительного анализа публикаций можно сформулировать следующие гипотезы относительно направления изменения концентрации производства в отраслях российской промышленности, активно вовлеченных в международную торговлю.

• В экспортных отраслях, прежде всего характеризующихся относительно низкими и постоянными расходами на рекламу и НИОКР, либерализация торговли должна приводить к снижению концентрации производства за счет увеличения числа производителей при увеличении размеров крупнейших из них.

• В отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом, в общем случае взаимосвязь между концентрацией производства и высотой внешнеторговых ограничений неоднозначна. С одной стороны, после снижения ограничений на пути импорта происходит выравнивание относительных размеров произ-

водителей. В то же время в условиях интенсивной иностранной конкуренции, приводящей к прекращению производственной деятельности наименее эффективных производителей, эффект, вызванный сокращением числа отечественных производителей, может превысить эффект снижения дисперсии их долей. В этом случае итоговое изменении концентрации производства будет положительным.

ИЗМЕНЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПУТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В 1997-2004 гг.

Цель дальнейшего анализа - выявить влияние международной торговли на уровень концентрации производства в российской промышленности в период с 1997 по 2004 г. Прежде чем анализировать статистические данные, определим, как в рассматриваемый период изменялись внешнеторговые ограничения.

Барьерами на пути международной торговли являются не только прямые издержки, связанные с перевозом товара через границу (расходы на транспортировку, экспортные/импортные пошлины, плата за лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности и пр.). Существуют и другие факторы, количественная оценка влияния которых затруднена, - это различного рода риски, связанные с отсутствием устойчивых долгосрочных связей с зарубежными партнерами; асимметричная информация в отношении цен, особенностей государственного регулирования, национальных особенностей ведения бизнеса и пр.; макроэкономическая неустойчивость (инфляция, высокий уровень безработицы, финансовый кризис и пр.) и многое другое. Следует принимать во внимание колебания мировых цен на товары, составляющие основные статьи экспорта и импорта страны, а также изменения валютного курса, факторы, которые определяют относительную прибыльность поставок

товара на внутренний и зарубежный рынок. Таким образом, оценивая изменения условий торговли и уровня внешнеторговых барьеров в рассматриваемый период времени, необходимо учитывать всю совокупность факторов.

Государственная монополия на ведение внешнеторговой деятельности была отменена в 1991 г. указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Последующие годы (включая анализируемый период) характеризует развитие и укрепление международных связей российских предприятий. По данным опроса руководителей 822 крупных и средних российских предприятий промышленности и связи в 64 регионах России, проведенного в 2005 г., около половины респондентов является экспортерами, свыше 40% - импортерами. При этом 31% респондентов является активными участниками внешнеэкономической деятельности (Яковлев, 2006). В контексте этого анализа развитие международных торговых отношений можно рассматривать как расширение рынков для отечественной продукции, с одной стороны, и усиление конкуренции со стороны зарубежных компаний, с другой. В данном случае речь идет о снижении институциональных барьеров на пути международной торговли.

Девальвация рубля, последовавшая за финансовым кризисом августа 1998 г., способ-

ствовала ослаблению конкуренции со стороны импортируемых товаров. Эффект девальвации сохранялся на протяжении всего рассматриваемого периода и обеспечивал относительную защиту внутреннего рынка и в то же время дополнительную конкурентоспособность экспорта. Международные торговые потоки (импорт и экспорт) снижали высокие риски ведения внешнеэкономической деятельности, ограничивающие возможности долгосрочного планирования и долгосрочных контрактов с зарубежными партнерами. Влияние кризиса на российских экспортеров выразилось также в сужении финансовых возможностей развития производственной и экспортной деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что в 1998 г. появились дополнительные барьеры на пути международной торговли, высота которых со временем снижалась.

Развитию экспорта и ослаблению конкуренции со стороны импортных товаров способствовало также изменение конъюнктуры на мировых товарных рынках: период с 1998 по 2004 г. характеризуется улучшением условий торговли для России. В целом прослеживается тенденция снижения средних контрактных цен на импортные товары и роста средних контрактных цен на товары российского экспорта (табл. 1). Соотношение индексов экспортных и импортных цен выросло с 1,08 в 1999 г. до 1,16 в 2004 г. (Оболенский, 2006).

Таблица 1

Темпы роста средних экспортных и импортных цены на основные товары (в торговле со странами вне СНГ), долл.

Экспортные товары Темп роста цен 2004/1998 Импортные товары Темп роста цен 2004/1998

Нефть сырая, нефтепродукты 3,1 Руды и концентраты алюминиевые 0,6

Газ природный 1,2* Автомобили легковые 1,7

Уголь каменный 1,4 Автобусы 0,6

Руды и концентраты железные 1,4 Мясо свежее и мороженое 1,0

Лесоматериалы необработанные 1,2 Масло сливочное и молочные жиры 0,9

Медь 1,6 Пшеница 0,9

Никель необработанный 2,5 Сахар-сырец 0,7

* Темп роста цены рассчитан относительно уровня 1997 г.

Источник: расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.

Динамика экспорта и импорта России в этот период свидетельствует о развитии торговых отношений, что может рассматриваться как косвенное доказательство снижения ограничений на пути международной торговли. За рассматриваемые семь лет товарооборот России (в млрд долл. США) увеличился в 2,2 раза, причем объем экспорта вырос в 2,5 раза, а импорта - в 1,7 раза (рис. 1).

В табл. 2 представлены результаты расчета ряда индексов, характеризующих изменение объема международной торговли России в 1998-2004 гг. За рассматриваемые семь лет происходит рост показателя вовлеченности России в международную торговлю, который

300 250 200 150 100 50 0

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Торговый оборот — "Экспорт — ~ Импорт " ~ "Сальдо

Источник: расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.

Рис. 1. Объемы экспорта и импорта России в 1998-2004 гг., млрд долл.

Таблица 2

Показатели участия России в международной торговле

Показатели Годы

1998 2004

Показатель вовлеченности России в

международную торговлю 0,54 0,57

Доля экспорта в производстве товаров и услуг, % 18,2 19,8

Доля импорта в общих внутренних

продажах товаров и услуг, % 14,6 13,7

Источник: расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.

рассчитывается как отношение торгового оборота страны к валовому внутреннему продукту. Одновременно наблюдается рост доли экспорта в общем производстве товаров и услуг. Оба эти показателя свидетельствуют о том, что торговые отношения России в анализируемый период активно развиваются. При этом, однако, не происходит увеличения доли импорта в общем объеме внутренних продаж товаров и услуг. Сокращение этого показателя обусловлено более высокими темпами развития российского производства в период экономического подъема по сравнению с темпом роста объема импорта. Это дает основания предполагать, что увеличение объема импортных товаров на внутреннем рынке России не привело к значительному усилению иностранной конкуренции и влияние этого фактора на структуру российского производства было сравнительно невысоким.

Анализ описанных процессов позволяет утверждать, что в период с 1998 по 2004 г. наблюдалось снижение ограничений на пути международной торговли. Как показывает проведенный ранее сравнительный анализ теоретических и эмпирических исследований, в этих условиях можно ожидать снижения концентрации отечественного производства в экспортных отраслях. С учетом вывода об умеренном усилении конкуренции со стороны зарубежных производителей на внутреннем рынке наиболее вероятным направлением изменения концентрации производства в отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом, является ее снижение.

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ГРУППАХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В исследовании используются данные Федеральной службы государственной статистики России о числе предприятий и концентрации производителей по всем отраслям промышленности России (в соответствии с

ОКОНХ) в период с 1998 по 2004 г. К сожалению, более поздние данные недоступны, поскольку после 2004 г. в России был введен новый классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), что привело к обрыву анализируемых рядов. В качестве показателей концентрации используются доли одного и четырех крупнейших предприятий (производственных площадок) в общем объеме производства отрасли в текущих ценах, а также индекс Херфиндаля - Хиршмана (Герфинда-ля - Гиршмана), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий в общем объеме выпуска отрасли. Достоинство последнего показателя заключается в том, что его значение реагирует на изменение и числа компаний, и их относительных размеров.

Для выделения экспортных отраслей и отраслей, продукция которых конкурирует с импортом, используются данные Федеральной службы государственной статистики России об объемах экспорта и импорта в натуральном и денежном выражении по основным товарам, представленным в международной торговле России. При расчете чистого экспорта, где возможно, используются данные в натуральном выражении для исключения влияния разницы в ценах экспорта и импорта на итоговый результат. По результатам проведенных расчетов в зависимости от направления международной торговли выделены три товарные группы: а) преимущественно экспортируемые товары; б) преимущественно импортируемые товары; в) неторгуемые товары и товары с незначительными сопоставимыми объемами экспорта и импорта.

Следующий этап подготовки данных -сопоставление выделенных товарных групп с отраслями ОКОНХ (5-значный уровень). Из-за различий в классификации некоторые статьи учета в международной торговле соответствуют сразу нескольким отраслям (например, статья «Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них» в дальнейшем анализе представлена отраслями «Промышленность синтетических смол и пластических масс», «Производство изделий из пластмасс»); и, напротив,

некоторым отраслям ОКОНХ соответствует несколько статей в учете международной торговли (например, сахарная отрасль включает производство сахара белого и сахара-сырца). По итогам сопоставления выделены три группы отраслей: экспортные (31 отрасль); конкурирующие с импортом на внутреннем рынке (50 отраслей) и прочие (231 отрасль)2.

Некоторые характеристики пяти крупнейших отраслей в каждой из трех выделенных групп представлены в табл. 3. Ведущие экспортные отрасли и отрасли, продукция которых конкурирует на внутреннем рынке с импортом, выделены по принципу наибольшего вклада в торговый оборот страны. Среди «прочих» отраслей представлены пять крупнейших по объемам выпуска продукции в стоимостном выражении. В качестве показателя участия отрасли в международной торговле рассчитывается отношение объема торговли к объему производства.

Представленные данные свидетельствуют о том, что тенденция снижения концентрации производства является более выраженной для ведущих отраслей, активно вовлеченных в международную торговлю. Причем в представленных экспортных отраслях снижение

2 Из рассмотрения исключены несколько отраслей, данные по которым отсутствуют за три и более периода. В группу экспортных отраслей вошли отрасли со следующими кодами ОКОНХ: 11110, 11120, 11130, 11160, 11210, 11220, 11231, 11320, 12160, 12111, 12112, 12120, 12212, 12222, 12130, 12140, 12242, 12150, 13310, 13111, 13112, 13320, 15100, 15210, 15250, 15310, 16120, 17116, 17310, 18115, 19212. В группу отраслей, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом, вошли отрасли со следующими кодами ОКОНХ: 12211, 12221, 13120, 13130, 13141, 13150, 14111, 14120, 14130, 14155, 14160, 14175, 14186, 14194, 14210, 14220, 14230, 14326, 14329, 14331, 14341, 14343, 14410, 14420, 14511, 14640, 14651, 14652, 14811, 15271, 17122, 17210, 17361, 17371, 18111, 18121, 18131, 18143, 18144, 18151, 18172, 18181, 18182, 18191, 18211, 18221, 18222, 19211, 19310, 19320. Доли этих групп отраслей в промышленном производстве России в 1998 г. составили 51,3 и 19,8% соответственно.

Таблица 3

Некоторые характеристики ведущих отраслей по группам, выделенным с учетом направления международной торговли

Наименование отрасли Показатель участия в международной торговле Объем выпуска в фактических ценах, млрд р. Число производителей Показатель концентрации производства Херфиндаля -Хиршмана

1998 г. 2004 г. 1998 г. 2004 г. 1998 г. 2004 г. 1998 г. 2004 г.

Экспортные отрасли

Нефтедобывающая промышленность 0,47 0,40 120,1 1405,4 156 242 622,8 752,1

Производство черных металлов 0,83 0,68 76,6 802,6 71 91 1074,1 959,2

Нефтеперерабатывающая промышленность 0,37 0,43 34,8 276,3 58 95 531,8 393,0

Добыча природного газа 0,36 0,33 25,0 172,8 10 23 2691,0 2361,5

Производство никеля 0,48 0,53 22,9 175,0 5 5 7465,6 7275,8

Отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортом

Производство автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов 0,32 0,53 60,8 391,7 217 270 1897,2 1192,5

Мясная промышленность 0,56 0,58 22,6 139,8 650 607 158,5 133,6

Химико-фармацевтическая промышленность 1,42 1,97 9,3 39,7 120 155 340,2 175,7

Парфюмерно-косметическая промышленность 2,37 2,16 2,1 18,8 25 42 1571,7 1237,8

Производство средств вычислительной техники и запасных частей к ним 4,21 7,43 0,7 4,0 32 22 1259,1 1327,9

Отрасли, слабо вовлеченные в международную то рговлю

Хлебопекарная промышленность 0,00 0,00 22,4 95,5 1473 1449 17,5 31,7

Кондитерская прмышленность 0,00 0,00 16,6 86,7 272 258 370,0 503,3

Промышленность сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий 0,00 0,00 12,8 70,4 836 640 23,5 50,5

Тепловые сети 0,00 0,00 8,3 38,4 192 314 182,6 240,7

Полиграфическая промышленность 0,00 0,00 5,2 43,6 1565 1408 264,2 147,7

Источник: расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.

концентрации происходит во многом за счет увеличения числа производителей, в то время как в отраслях, чья продукция конкурирует на внутреннем рынке с импортной, явной тенденции роста или сокращения числа производителей не наблюдается. Среди пяти представленных отраслей из группы слабо вовлеченных в международную торговлю, напротив, наблюдался рост концентрации производства, прежде всего, за счет сокращения числа предприятий отраслей.

Проанализируем закономерности изменения концентрации производства по выделенным группам отраслей. В качестве индикаторов концентрации производства ниже используются: показатель концентрации Херфиндаля -Хиршмана, число производителей отрасли, доля крупнейшего производителя, доля четырех крупнейших производителей. Для оценки общих тенденций изменения концентрации производства для каждой группы отраслей рассчитывается доля отраслей (в их общем

количестве и объеме производства группы), демонстрирующих рост конкретного индекса. Результаты анализа обобщены в табл. 4.

Результаты расчетов показывают, что в целом отрасли, вовлеченные в международную торговлю, демонстрируют склонность к снижению концентрации производства. Более подробный анализ показывает, что до 2001 г. наиболее выраженной является тенденция к снижению концентрации в экспортных отраслях, а в последние годы рассматриваемого периода - в отраслях, продукция которых конкурирует с импортной. Причем рост концентрации производства наблюдается среди крупнейших на начало рассматриваемого периода экспортных отраслей: доля этих отраслей в общем числе отраслей данной группы (38,7%) меньше их доли в выпуске группы в 1998 г. (55,8%). Напротив, среди отраслей, конкурирующих на внутреннем рынке с импортной, рост концентрации производства наблюдается среди более мелких отраслей: 42% отраслей группы производят лишь 27,5% ее общего выпуска.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что основной причиной снижения концентрации производства в экспортных отраслях в рассматриваемый период времени было

увеличение числа предприятий. Рост числа производителей демонстрируют 67,7% крупнейших отраслей этой группы. На фоне роста числа производителей наблюдается тенденция к снижению доли одного и четырех крупнейших предприятий в выпуске отрасли, что характерно скорее для сравнительно небольших отраслей. Таким образом, еще одним механизмом снижения концентрации производства в экспортных отраслях является выравнивание относительных размеров производителей.

В рассматриваемый период в отраслях, продукция которых конкурирует на внутреннем рынке с импортной, также происходит рост числа производителей, причем преимущественно в крупнейших отраслях данной группы. Рост доли одного и четырех крупнейших производителей в выпуске отраслей демонстрирует приблизительно та же доля отраслей, что и в группе экспортных отраслей. Однако в данном случае это сравнительно небольшие отрасли, доля которых в общем объеме производства группы относительно невелика.

Что касается «прочих» отраслей, то для этой группы не выявлено никакой устойчивой тенденции изменения концентрации производства. Приблизительно одинаковое число

Таблица 4

Тенденции изменения концентрации производства в группах отраслей промышленности России,

выделенных с учетом направления международной торговли, %

Экспортные отрасли Отрасли, конкурирующие с импортом на внутреннем рынке Прочие отрасли

Доля отраслей группы Доля в выпуске группы, 1998 г. Доля отраслей группы Доля в выпуске группы, 1998 г. Доля отраслей группы Доля в выпуске группы, 1998 г.

Рост значения показателя концентрации Херфиндаля - Хиршмана 38,7 55,8 42,0 27,5 50,4 56,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение числа предприятий в отрасли 67,7 87,3 58,0 70,9 50,0 61,3

Увеличение доли крупнейшего предприятия в общем выпуске отрасли 45,2 65,9 46,0 29,4 50,0 52,7

Увеличение доли четырех крупнейших предприятий в общем выпуске отрасли 38,7 58,4 38,0 28,1 47,0 53,8

Источник: расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.

отраслей этой группы демонстрирует рост и снижение концентрации производства, причем результаты анализа не позволяют сделать вывода о влиянии размера отрасли на направление изменения ее структуры.

* * *

Полученные в работе результаты в целом подтверждают справедливость выдвинутых гипотез. Сравнение закономерностей изменения показателей концентрации по трем выделенным группам отраслей позволяет сделать вывод о том, что в отраслях, интенсивно вовлеченных в международную торговлю, процесс снижения концентрации производства происходит более высокими темпами, чем в «прочих» отраслях. Это происходит прежде всего за счет более динамичного увеличения числа средних и крупных предприятий (в том числе с участием иностранного капитала) в экспортных отраслях и отраслях, продукция которых конкурирует с импортом на внутреннем рынке. Выравнивание относительных размеров производителей является дополнительным механизмом снижения концентрации производства в отраслях, продукция которых конкурирует на внутреннем рынке с импортной. В экспортных отраслях тенденция к снижению доли крупнейших предприятий в выпуске отрасли менее выражена.

Полученные результаты вполне согласуется со сформулированной ранее гипотезой о том, что усиление иностранной конкуренции на российском внутреннем рынке в рассматриваемый период времени было умеренным и не способствовало выходу российских компаний из отрасли. Наиболее чувствительными к конкуренции оказались отрасли, вклад которых в промышленное производство России невелик. Именно эти отрасли из группы, продукция которых конкурирует с импортной на внутреннем рынке, демонстрируют рост концентрации производства, вызванный сокращением числа производителей.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что в среднесрочном периоде фактор международной торговли оказывает влияние на кон-

центрацию производства (т.е. число и относительные размеры производителей) в отраслях, вовлеченных в международную торговлю. Последствия подобных изменений могут сохраняться и в долгосрочной перспективе.

Литература

Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы высокие, товарное наполнение прежнее // МЭиМО. 2006. № 1.

Яковлев А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России // Вопросы статистики. 2006. № 5.

Auquier A.A. Sizes of firms, export behavior and the structure of French industry // Journal of industrial economics. 1980. Vol. 29.

Chou T.Ch. Concentration, profitability and trade in simultaneous equation analyses: the case of Taiwan // The Journal of Industrial Economics. 1986. Vol. 34.

Gleyser H., Jacquemin A., Petit J. Exports in an imperfect competition framework: an analysis of 1446 small country exporters // Quarterly Journal of Economics. 1980. Vol. 94.

Jacquemin A. at al. Concentration and profitability in a small open economy // Journal of Industrial Economics. 1980. Vol. 29. № 2.

Prais S.J. The Evolution of Giant Firms in Britain. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

Rapp W.V Firm size and Japan's export structure: a microview of Japan's changing export competitiveness since Meiji // Journal of International Economics. 1978. Vol. 8.

Scherer F.M. at al. The Economics of Multi-plant Operation in an International Study. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

Sutton J. Sunk Costs and Market Structure: Price Competition, Advertising, and the Evolution of Concentration. Boston: Massachusetts Institute of Technology Press, 1991.

Рукопись поступила в редакцию 13.11.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.