Научная статья на тему 'Международная Лермонтовская конференция в Ереване'

Международная Лермонтовская конференция в Ереване Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная Лермонтовская конференция в Ереване»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 1

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕРМОНТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЕРЕВАНЕ

С распадом Советского Союза многовековые и традиционно дружественные отношения некогда близких народов заметно ослабли из-за довольно неблагоприятных политико-экономических и духовно-культурных условий развития общества и в России, и в Армении, и в других постсоветских республиках. Современная молодежь, увы, весьма смутно знает историю, в частности историю литературно-культурных взаимоотношений своих народов; ослабли роль и значение русского языка как мощного средства межнационального общения на просторах бывшего СССР. Теперь следует делать все, чтобы вековые традиции духовного единения русского, армянского и других народов постепенно вновь восстановились и вышли на более продуктивный виток развития.

Одной из форм подобного «ренессанса» — налаживания новых отношений и более тесного сближения духовно близких народов, — безусловно, являются различные мероприятия литературного или общекультурного характера, которые позволяют взять новое и свежее дыхание и высокую ноту хотя бы немногим подвижникам. И отрадно, что поборники дружбы России и Армении, русского и армянского народов, да и других народов бывшей великой страны существуют и действуют в Ереване. Один из них — профессор Михаил Давидович Амирханян. Будучи председателем общества дружбы «Армения — Россия» в рамках Армянской общественной организации культурных связей с зарубежными странами, он является пропагандистом всестороннего развития многообразных и прежде всего литературно-культурных взаимоотношений армян с Россией. Им с удивительной энергией и последовательностью начиная с 2009 г. организуются международные научно-практические конференции, посвященные «круглым датам» жизни и творчества колоссов русской литературы — Гоголя, Чехова, Льва Толстого, Некрасова. Хотя традиции подобных международных конференций были заложены в теперь уже далекие 60-е гг. ХХ в., когда в Ереване в 1962 г. впервые прошли Всесоюзные Брюсовские чтения, организованные Ереванским госпединститутом русского и иностранных языков им. В.Я. Брюсова; последние чтения, уже 15-е, прошли в 2010 г.

Другая серия литературных конференций с изданием сборников проводились Ереванским государственным университетом совместно с Институтом мировой литературы им. М. Горького с 70-х гг. прошлого столетия. Началась эта серия темой «М. Горький и литература народов СССР», затем литература народов СССР соотносилась с творчеством Некрасова, Лермонтова, Пушкина, Маяковского. Следующая значимая серия литературных конференций и издание сборников «Литературные связи» были организованы Ереванским государственным университетом и Институтом литературы им. М. Абегяна НАН Армении.

213

2011 год ознаменовался организацией и успешным проведением 18-19 июня в Ереване международной научно-практической конференции в связи с 170-летием со дня смерти Лермонтова, в которой приняли участие видные ученые Российской Федерации, Армении и Грузии. Вряд ли где-нибудь еще эта дата отмечалась на таком уровне. Материалы конференции вошли в сборник «М.Ю. Лермонтов: русская и национальные литературы» под редакцией М.Д. Амирханяна. В предисловии к книге М.Д. Амирханян, в частности, подчеркивает: «Творческое наследие рано ушедшего из жизни М.Ю. Лермонтова настолько велико, широко по охвату художественного отображения, глубинно психологически и богато идейно, что каждое поколение читателей находило и будет находить новые грани понимания человеческой природы, современное звучание взаимоотношений, их сути — именно в этом актуальность творчества великого поэта. Поэтому интерес к поэзии, да и к прозе М.Ю. Лермонтова не угасает и с уверенностью можно утверждать — не будет угасать»1. В основном об этом М.Д. Амирханян говорил и на открытии конференции.

Профессор МГУ С.И. Кормилов в докладе «География и мироздание, история и вечность в балладе "Воздушный корабль" и в лирике Лермонтова» рассмотрел балладу о мертвом императоре французов, потерпевшем свое первое тяжелейшее поражение в России, как одно из «узловых» стихотворений поэта, концентрированно выражающих его художественную философию. Так, он считал, что в загробном мире, без тела, душа, хотя бы и блаженствовала, теряет свою индивидуальность и не может вступить в контакт с другими людьми — ни с живыми, ни с мертвыми. Лермонтовский Наполеон столь велик, что и в смерти свою индивидуальность не утратил, но не может преодолеть закон мироустройства (который вызывает протест поэта) и остается одиноким.

Профессора из Тбилиси затронули проблематику творчества Лермонтова от его мировоззренческих основ (А.Т. Закариадзе «Этический морализм: философские проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова») до некоторых особенностей стиля (Н.А. Басилая «Перифразы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»»). При этом фактически в докладе А.Т. Закариадзе речь шла в основном о трактовках образа Печорина у Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева, а Н.А. Басилая систематизировала большой материал из области фразеологии, доказывающий, что Лермонтов был «способен построить множественный синонимический ряд перифраз к одному конкретному денотату, выявляя в каждом случае особую грань в многогранных образах своих героев, будь то мифологические существа, люди, флора или фауна»2. В докладе Н.С. Николаишвили «Грузия в творчестве М.Ю. Лермонтова (музыка, живопись и слово)» сопоставлялись разные виды искусств, к которым был причастен поэт. Например, рисунок «Конный горец со значком» созвучен с описанием жениха Тамары из «Демона».

Старший научный сотрудник музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Е.В. Белоусова в докладе «Образ Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова и братьев Толстых» обратилась к кавказским произведениям не

1 М.Ю. Лермонтов: русская и национальные литературы. Ереван, 2011. С. 3.

2 Там же. С. 28.

214

только именитых классиков, но и старшего брата великого Льва — Николая, тоже обладавшего немалыми способностями и на младшего существенно повлиявшего.

Из выступлений армянских ученых наибольшее оживление вызвал доклад доц. Т.В. Тадевосяна (г. Ванадзор) «М.Ю. Лермонтов как герой криптоисторического романа Е. Хаецкой "Мишель"» о современном беллетристическом сочинении, основанном на допущении, будто у Лермонтова был брат-близнец Юрий, что якобы объясняет противоречия в мемуарах о нем. Приехавшая в Ереван вместе с Т.В. Тадевосяном преп. С.Г. Захарян показала, что Пастернак в своих переводах из Амо Сагияна намеренно сближал армянского поэта с Лермонтовым, «создавая единое художественное пространство горного края»3.

Работающие в Армянском государственном педагогическом университете (Ереван) доц. Г.Е. Мирзоян и проф. А.Г. Долуханян коснулись соответственно темы «Эстетическое отношение Лермонтова к природе» (краткое эссе в ортодоксально христианском духе) и «Герменевтический анализ образа Печорина в армянских исследованиях» (фактически только у Тиграна Ахумяна). Преподаватель Ереванского государственного университета М.И. Мелкумян пристально проанализировала образы звуков в лермонтовской поэзии.

В сборнике материалов конференции напечатаны также не прозвучавшие как доклады статьи М.Д. Амирханяна «Армянские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова», А.М. Амирханян «Духовные истоки экфразиса и диегезиса в художественном слове Л.Н. Толстого и М.Ю. Лермонтова», С.А. Джунумова (Москва) «П.А. Висковатов как автор первой научной биографии М.Ю. Лермонтова», С.Н. Зотова (Таганрог) «Об экзистенциальном смысле поэзии М.Ю. Лермонтова», Т.А. Меликян (Гюмри) «Влияние Лермонтова на поэзию Пастернака», Г.В. Москвина (Москва, МГУ) «Сказка «Ашик-Кериб» и ее роль в любовном конфликте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»», А.В. Очмана (Пятигорск) «Лермонтов и Армения: точки соприкосновения», Р.В. Татевосян (Ереван) «"Парус" в открытом море литературы», К.С. Ханяна4 (Ереван) «К вопросу критического осмысления творчества М.Ю. Лермонтова армянскими писателями».

На конференции присутствовали и выступали представители научной общественности Еревана и общества дружбы «Армения — Россия».

Р.А. Багдасарян, С.И. Кормилов

Сведения об авторах: Багдасарян Роберт Андреевич, докт. филол.наук, главный специалист управления по связям с общественностью Национального собрания Республики Армения. E-mail: e-mailrobard@mail.ru, 20947@rambler.ru; Кормилов Сергей Иванович, докт. филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы XX-XXI веков филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: profkormilov@mail.ru

3 Там же. С. 87.

4 К.С. Ханян внес большой вклад в организацию конференции. Он автор интересного «Краткого русско-армянского литературоведческого словаря» (2-е изд., доп. и перераб., Ереван, 2008).

215

Filologia_1-12.indd 215 24.02.2012 12:05:26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.