Научная статья на тему 'Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах'

Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1462
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН МИРА / ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ВЕДЕНИЮ БИЗНЕСА / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ / ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛОГИСТИКИ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / LOGISTICS COSTS / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / INTERNATIONAL RATING / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / DOING BUSINESS INDEX / LOGISTICS PERFORMANCE INDEX / LOGISTICS INFLUENCE ON INTERNATIONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кархова Ирина Юрьевна

В статье анализируется уровень логистических затрат в ВВП разных стран. Делается анализ рейтингов, проводимых Всемирным Банком и Всемирным Экономическим Форумом, по уровню конкурентоспособности стран (GCI), по показателю благоприятствования ведению бизнеса (DB) и по показателю эффективности логистики (LPI). Определяется место России в международных рейтингах и динамика перемещения положения России в рейтингах, выявляются проблемы. Определяется влияние состояния и эффективности логистики на уровень конкурентоспособности стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global competitiveness and logistics position in international rankings

The article examines the level of logistics costs in the GDP of different countries. The analysis of World Bank's and the World Economic Forum ratings global competitiveness index (GCI), doing business index (DB) and logistics performance index (LPI) is made. The position of Russia in international rankings and its changes in them are considered; the problems are identified. The influence of the government and logistics efficiency on the level of country's competitiveness is defined.

Текст научной работы на тему «Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах»

Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах

УДК 658.7/.8 : 339.9 (100) Ирина Юрьевна КАРХОВА,

ББК 65.37 кандидат экономических наук, профессор, Всероссийская акаде-

К-275 мия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А),

факультет внешнеторгового менеджмента - декан,

тел.: 8499 143-33-81

Аннотация

В статье анализируется уровень логистических затрат в ВВП разных стран. Делается анализ рейтингов, проводимых Всемирным Банком и Всемирным Экономическим Форумом, по уровню конкурентоспособности стран (GCI), по показателю благоприятствования ведению бизнеса (DB) и по показателю эффективности логистики (LPI) . Определяется место России в международных рейтингах и динамика перемещения положения России в рейтингах, выявляются проблемы. Определяется влияние состояния и эффективности логистики на уровень конкурентоспособности стран мира.

Ключевые слова: уровень логистических затрат, международная конкурентоспособность, международный рейтинг, уровень конкурентоспособности стран мира, показатель благоприятствования ведению бизнеса, показатель эффективности логистики, влияние состояния логистики на международную конкурентоспособность.

Global competitiveness and logistics position in international rankings

Irina Yur'evna KARKHOVA,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Faculty of Foreign Management - Dean, phone: 8499 143-33-81

Abstract

The article examines the level of logistics costs in the GDP of different countries. The analysis of World Bank's and the World Economic Forum ratings - global competitiveness index (GCI), doing business index (DB) and logistics performance index (LPI) - is made. The position of Russia in international rankings and its changes in them are considered; the problems are identified. The influence of the government and logistics efficiency on the level of country's competitiveness is defined.

Keywords: logistics costs, international competitiveness, international rating, global competitiveness index, doing business index, logistics performance index, logistics influence on international competitiveness.

2 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

Логистика в деятельности любой компании оказывает значительное влияние на ее конкурентоспособность. Особое значение логистика приобретает при выходе предприятия на международный рынок.

Логистика включает в себя такие сферы, как транспортировка, грузоперера-ботка, складирование, упаковка, снабжение, управление запасами, распределение готовой продукции, прохождение таможенных формальностей. Целью логистики является выполнение семи правил - 7 R (Rights) - обеспечение конкретного потребителя (1R) необходимым товаром (2R) требуемого качества (3R) в необходимом количестве (4R) в назначенное время (5R) и установленное место (6R) с минимальными затратами (7R). Следовательно, посредством логистики обеспечивается конкурентное преимущество компании и ее товаров на основе удовлетворения потребителя путем предоставления ему требуемого товара в установленной форме в определенные время и место по конкурентоспособной цене.

Важнейшей задачей логистики в рамках ценовой конкуренции является сокращение затрат на логистические операции.

Согласно данным международной консалтинговой компании Armstrong & Associates, Inc.1, логистические издержки в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) в среднем в 2017 году составили 11%, мировой ВВП составил 79,8 трлн долл., следовательно, на логистические затраты пришлось около 8,75 трлн долл.

Странами с самой низкой долей логистических затрат являются Швеция (8,1%) и США (8,2%), а с самой высокой долей - Индонезия (23%) и Судан (17,5%). В среднем в странах Европы уровень логистических затрат составил в 2017 г. 9,5%, в странах СНГ - 16%, в Китае - 14,5%, в Бразилии - 11,6%, в Индии -13%, в Японии - 8,5% и в Германии - 8,8%.

Россия относится к странам, у которых уровень логистических издержек в ВВП превышает среднемировой и в настоящее время достигает примерно 16,1%2.

В 2017 году объем ВВП России увеличился по сравнению с 2016 годом и составил 92 трлн 82 млрд руб., или 1,58 трлн долл., что позволило России подняться в мировом рейтинге ВВП на одну позицию и занять 11 место. Логистические затраты в ВВП России составили около 0,246 трлн долл. Если бы удалось снизить долю логистических затрат хотя бы до среднемирового уровня, до 11%, экономия составила бы 78 млрд долл., что примерно соответствует четверти бюджета страны.

Следует отметить, что логистическая составляющая в ВВП России за последние годы имеет тенденцию к сокращению: в 2014 году она составляла около 20%, в 2016 - около 19%, в 2018 году эксперты прогнозируют «больше 16%». Это еще далеко от уровня европейских стран (9,5%), но динамика явно положительная3.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно делает рейтинг стран мира по степени конкурентоспособности, рассчитывая Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) (см. таблицу 1).

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2019

Таблица 1

Рейтинг стран мира 2018 г. по индексу глобальной конкурентоспособности GCI 4

Страна Место в Рейтинг Изменение по сравнению

рейтинге с 2017

США 1 85,6 +0,8

Сингапур 2 83,5 +0,5

Германия 3 82,8 +0.2

Швейцария 4 82,6 +0,2

Япония 5 82,5 +0,9

Нидерланды 6 82,4 +0,2

Гонконг 7 82,3 +0,3

Великобритания 8 82,0 -0,1

Швеция 9 81,7 +0,1

Дания 10 80,6 +0,7

Китай 28 72,6 +0,9

Латвия 42 66,2 +1,4

Российская Федерация 43 65,6 +1,7

Кипр 44 65,6 +0,9

Индонезия 45 64,9 +1,4

Казахстан 59 61,8 +0,7

Рейтинг GCI включает в себя 12 слагаемых конкурентоспособности, по которым характеризуется конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. В качестве показателей конкурентоспособности ВЭФ выбрал:

1. «Качество институтов», 2. «Инфраструктура», 3. «Внедрение ИКТ (информационно-компьютерных технологий)» 4. «Макроэкономическая стабильность», 5. «Здоровье», 6. «Профессиональная подготовка», 7. «Эффективность рынка товаров и услуг», 8. «Эффективность рынка труда», 9. «Финансовая система», 10. «Размер внутреннего рынка», 11. «Развитие бизнеса», 12. «Инновационный потенциал».

Пятерка лидеров рейтинга остается практически неизменной в последние годы: США, Сингапур, Германия, Швейцария, Япония. Уровень логистических затрат в ВВП этих стран существенно ниже среднемирового и составляет в среднем 8,5%5.

Россия занимает 43 место из 137 стран, причем за 5 лет с 2013 по 2018 годы индекс GCI России существенно вырос, Россия поднялась на 24 позиции с 67 места.

Соседями России по рейтингу GCI в 2018 году являются Латвия, Кипр, Индонезия.

2 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

Несмотря на то что российская экономика сейчас находится в рецессии, некоторые из её основных макроэкономических показателей пока выгодно отличаются от показателей ряда других стран, за исключением относительно высокой инфляции (102 место). По показателю макроэкономической стабильности Россия поднялась, по сравнению с 2017 г., с 91 на 55 место, заметно улучшился показатель инновационного потенциала (с 49 до 36 места) и степень внедрения информационно-компьютерных технологий (25 место). В 2018 году произошло также улучшение показателей бизнес-регулирования и развития бизнеса.

Однако традиционно сильные стороны российской экономики по рейтингу GCI за последний год несколько снизили свои позиции: профессиональная подготовка (с 32 до 50 места), состояние рынка труда (с 49 до 67 места) и развитие инфраструктуры (с 35 до 51 места). Вызывает обеспокоенность показатель «Здоровье» со снизившейся средней продолжительностью жизни 68,5 лет, по которому Россия находится на 100 месте.

Как отмечают составители рейтинга GCI, повышению конкурентоспособности России мешают: низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В последние четыре года к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы.

Следует отметить, что Россия сильно отстает от развитых государств мира по показателям доли импорта (122 место) и экспорта (94 место) в ВВП страны. Одной из важнейших причин такого отставания несомненно является недостаточный уровень развития логистики страны.

Ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса-респонденты МЭФ, называют коррупцию, высокие налоговые ставки, высокие ставки по кредитам, недостаток квалифицированных кадров, неэффективность государственного аппарата6. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны, в том числе, в сфере логистики и внешнеэкономической деятельности, и препятствуют росту конкурентоспособности российских компаний и страны в целом.

Конкурентоспособность компаний страны на международном рынке в большой степени зависит от создания государством благоприятных условий ведения бизнеса средним и малым предприятиям. Соответствующий показатель - «Ведение бизнеса» ("Doing Business", DB) был разработан Всемирным банком в 2002 году, и с тех пор ежегодно определяется рейтинг стран по условиям ведения бизнеса. В рамках исследования осуществляется сбор и анализ данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами. В про-

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2019

екте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира - консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, представители правительств, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Показатель благоприятствования ведению бизнеса (DB) рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов7:

1. «Регистрация предприятий», 2. «Получение разрешений на строительство», 3. «Подключение к системе электроснабжения», 4. «Регистрация собственности», 5. «Кредитование», 6. «Защита инвесторов», 7. «Налогообложение», 8. «Международная торговля», 9. «Обеспечение исполнения контрактов», 10. «Ликвидация предприятий».

Компании-лидеры рейтинга DB: Новая Зеландия, Сингапур, Дания, Корея, Гонконг, США.

Россия в рейтинге DB 2017 года находилась на 40 месте, а в 2018 году поднялась до 35 места из 190 стран8.

Следует отметить, что в мае 2012 года Президент России В.В. Путин подписал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»9, в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

С 2014 года был реализован ряд мероприятий, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации, что позволило России подняться в рейтинге DB с 62 места в 2014 году до 35 места в 2018 г.

Критическим показателем в рейтинге DB остается индикатор «Международная торговля», по которому Россия в 2018 году занимает 100 место. Это означает, что российские предприятия испытывают большие трудности при осуществлении международной торговли, то есть временные затраты и финансовые расходы компаний при экспорте и импорте продукции существенно выше, чем в большинстве стран. Главным образом, эти трудности связаны с проблемами прохождения таможенных формальностей в России и недостатками логистического обеспечения международных поставок.

Индикатор «Международная торговля» рейтинга «Ведение бизнеса» (DB) очень тесно связан с рейтингом показателя эффективности логистики ("Logistics Performance Index", LPI), который проводится Всемирным Банком с 2007 года один раз в два года на основе экспертных оценок и анализа 6 индикаторов, характеризующих состояние торговой логистики разных стран мира.

В качестве показателей эффективности логистики экспертами используются:

1. Эффективность таможенного оформления.

2. Качество торговой и транспортной инфраструктуры.

2 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

3. Простота организации поставок по конкурентоспособной цене.

4. Качество логистических услуг и компетентность.

5. Возможность отслеживания и сопровождения грузов.

6. Соблюдение сроков доставки.

Оценка эффективности логистики осуществляется по каждому из шести индикаторов по шкале от 1 (минимум) до 5 (максимум) баллов на основании экспертных оценок.

24 июля 2018 года Всемирный Банк опубликовал очередной отчет по исследованию состояния торговой логистики в 168 странах мира (см. таблицу 2).

Таблица 2

Рейтинг стран мира 2018 г. по показателю эффективности логистики LPI 10

Страна Ранг Оценка Таможня Инфра- Между- Логистич. Отсле- Своевре-

LPI LPI структура народные отправления компетентность живание менность

1 ермания 1 4.20 4.09 4.37 3.86 4.31 4.24 4.39

Швеция 2 4.05 4.05 4.24 3.92 3.98 3.88 4.28

Бельгия 3 4.04 3.66 3.98 3.99 4.13 4.05 4.41

Австрия 4 4.03 3.71 4.18 3.88 4.08 4.09 4.25

Япония 5 4.03 3.99 4.25 3.59 4.09 4.05 4.25

Нидерланды 6 4.02 3.92 4.21 3.68 4.09 4.02 4.25

Сингапур 7 4.00 3.89 4.06 3.58 4.10 4.08 4.32

Дания 8 3.99 3.92 3.96 3.53 4.01 4.18 4.41

Великобри- 9 3.99 3.77 4.03 3.67 4.05 4.11 4.33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тания

Финляндия 10 3.97 3.82 4.00 3.56 3.89 4.32 4.28

США 14 3.89 3.78 4.05 3.51 3.87 4.09 4.08

Китай 26 3.61 3.29 3.75 3.54 3.59 3.65 3.84

Казахстан 71 2.81 2.66 2.55 2.73 2.58 2.78 3.53

Российская '/5 2.76 2.42 2.78 2.64 2.75 2.65 3.31

Федерация

Беларусь 103 2.57 2.35 2.44 2.31 2.64 2.54 3.18

Как видно из таблиц 1 и 2, десятка стран-лидеров рейтинга LPI практически полностью совпадает с лидерами рейтинга конкурентоспособности GCI.

Первое место в рейтинге LPI в течение последних четырех лет занимает Германия, причем с существенным отрывом от других стран-лидеров. В рейтинге конкурентоспособности Германия занимает 3 место.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2019

Немного хуже обстоит дело с логистикой у самой конкурентоспособной страны мира - США, в рейтинге LPI у нее 14 место.

Связь рейтинга конкурентоспособности стран GCI с рейтингом LPI хорошо прослеживается на рисунке 1 на графике, который показывает существующую между этими показателями зависимость. Каждая точка графика представляет собой одну из стран, взятых из обоих рейтингов, координатами которых являются: Х>место >той страны в рейтинге конкурентоспособности GCI, Yi-место ьтой страны в рейтинге LPI.

Из построенного графика следует, что страны с более высокой конкурентоспособностью обладают более развитой логистикой. Обратное утверждение, что страны с более эффективной логистикой показывают лучшую конкурентоспособность, также верно.

Рисунок 1

График зависимости конкурентоспособности стран мира и эффективности их

логистики11

Конкурентоспособность ЭС1 н состояние логистики ЬР1

1+0

Р 120

- 100

0 30

ь 60

40

20

* • * *

• *

» А""' * * * *

* * *

* * * . ** * * **

10 20 30 40 ^0 60

Место в рейтинге конкренто способностей

70

30

За период с 2007 по 2016 годы Россия перемещалась по рейтингу LPI с 99 до 90 места, находясь в числе стран с очень низким уровнем эффективности логистики, при этом самым низким из показателей оказывался индикатор «Эффективность таможенного оформления», который оставался на уровне примерно 135 места (из 167) в мире. Такой плохой показатель связан с большими сроками и трудностями прохождения таможенных формальностей в России.

2 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

За два последних года, с 2016 по 2018 годы, Россия в рейтинге LPI поднялась с 99-го места на 75-е, сразу на 24 позиции, что отразило качественный скачок, произошедший, главным образом, в таможенной сфере России. Этот прорыв обусловлен существенным улучшением сразу трех показателей LPI - эффективности таможенного оформления (с 2,01 до 2,42), качества торговой и транспортной инфраструктуры (с 2,43 до 2,78) и соблюдения сроков доставки (с 3,15 до 3,31)12. Обеспечили улучшение логистического рейтинга результаты проводимых в России реформ в таможенной сфере и транспортной инфраструктуре.

Сравнение динамики положения России за период с 2007 по 2018 годы в рейтингах конкурентоспособности и эффективности логистики приводится на рисунке 2.

Рисунок2

Графики динамики рейтингов йС! и 1Р! России 13

120

® ь

о Л

Р?

О -

о ■х?

2 20 0

2007 2010 2012 2014 2016 2013

Годы

-оа---ш

Как видно из рисунка 2, в рассматриваемом периоде положение (ранг) России в логистическом рейтинге хуже, чем в рейтинге глобальной конкурентоспособности страны, примерно на 30-40 позиций. На основании этого факта можно сделать вывод, что современное состояние логистики России является существенным тормозом развития страны, не позволяющим в полной мере воспользоваться имеющимися конкурентными преимуществами на международном рынке.

58 66 67 53 ч

43 43

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2019

В целом графики показывают схожую динамику перемещения России в обоих рейтингах, что подтверждает факт взаимозависимости степени конкурентоспособности и состояния логистики страны. Исключение составляет период 2014-2016 год, когда улучшение рейтинга конкурентоспособности страны сопровождалось ухудшением рейтинга эффективности логистики. Объясняется это, главным образом, тем, что именно в этот период проводилась реформа системы администрирования и цифровизации процессов в таможенной сфере России, что привело к дополнительным задержкам экспортеров и импортеров при прохождении таможенных формальностей.

Несмотря на проводимые реформы и позитивные изменения в сфере логистики в последние годы, отставание России по показателю эффективности логистики от развитых государств остается еще очень сильным, что оказывает негативное влияние на конкурентоспособность страны в целом и конкурентоспособность отдельных российских компаний на международном рынке.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Консалтинговая компания Armstrong & Associates, 1пс.Глобальные оценки размера рынка 3PL: https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/ global-3pl-market-size-estimates/

2 Там же.

3 Новик О. и др. Рынок транспортной логистики в 2018 г., тенденции и прогнозы на 2019-20 гг. (экспертиза TELS): https://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/4685. html

4 Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018: http://www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenes sReport2018.pdf

5 Консалтинговая компания Armstrong & Associates, ^.Глобальные оценки размера рынка 3PL : https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/ global-3pl-market-size-estimates/

Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018: http://www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenes sReport2018.pdf

7 Всемирный Банк. Доклад «Ведение бизнеса 2018»: http://www.worldbank.org/con-tent/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf

8 Там же.

9 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596»О долгосрочной государственной экономической политике»: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15232

10 Всемирный Банк.Международный LPI 2018 : https://lpi.worldbank.org/international/ global

11 График построен автором с использованием следующих источников: Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018:: https:// www.weforum.org/reports/the-global-competitveness-report-2018 , Всемирный Банк. Международный LPI 2018: https://lpi.worldbank.org/international/global

2 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

12 Всемирный Банк.Международный LPI2018: https://lpi.worldbank.org/international/ global

13 График построен с использованием источников: Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018: https://www.weforum.org/ reports/the-global-competitveness-report-2018 , Всемирный Банк. Международный LPI 2018: https://lpi.worldbank.org/international/global)

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» http://www.kremlinru/events/president/news/15232

2. Консалтинговая компания Armstrong & Associates, Шс.Глобальные оценки размера рынка 3PL : https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/ global-3pl-market-size-estimates/

3. Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018 https://www.weforum.org/reports/the-global-competitveness-report-2018

4. Всемирный Банк. Доклад «Ведение бизнеса 2018»: http://www.worldbank.org/content/ dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf

5. Всемирный Банк. Международный LPI 2018: https://lpi.worldbank.org/international/ global

BIBLIOGRAFIYA:

1. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. N 596 «O dolgosrochnoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj politike» http://www.kremlin.ru/events/president/news/15232

2. Konsaltingovaya kompaniya Armstrong & Associates, Inc.Global'nye ocenki razmera rynka 3PL : https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/ global-3pl-market-size-estimates/

3. Vsemirnyj EHkonomicheskij Forum. Doklad o mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti 2018 https://www.weforum.org/reports/the-global-competitveness-report-2018

4. Vsemirnyj Bank. Doklad «Vedenie biznesa 2018»: http://www.worldbank.org/content/ dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf

5. Vsemirnyj Bank. Mezhdunarodnyj LPI 2018: https://lpi.worldbank.org/international/global

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2019

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.