НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РИМСКИЙ СТАТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА: ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»
4-5 февраля 2004 г. в Москве под эгидой Российской ассоциации международного права (РАМП) и Международного Комитета Красного Креста (МККК) прошла международная конференция «Римский Статут Международного уголовного суда: имплементация на национальном уровне».
В работе конференции участвовало около 150 представителей различных международных организаций, научных центров и государственных структур Российской Федерации. Среди них видные учёные-международники, представители Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Арбитражного суда Московской области, Генеральной прокуратуры РФ, представители академических кругов Российской Федерации, зарубежные эксперта, представители Российского общества Красного Креста и Международного Комитета Красного Креста.
Открыл конференцию президент РАМП профессор АЛ. Колодкин. Он рассказал участникам конференции о том, что 17 июля 1998 года 139 государств, в том числе и Российская Федерация, подписали в Риме Статут Международного уголовного суда и в настоящее время рассматривается вопрос о его ратификации Россией. Международный уголовный суд (МУС) учрежден на договорной основе в соответствии с нормами международного права. Международный уголовный суд — это баланс ожиданий государств, создающих международную систему борьбы с международной преступностью. Договорный характер МУС — очень важен, так как государства имеют гуманитарную юрисдикцию, а МУС не имеет приоритетной юрисдикции, которая опирается на добровольную передачу государством дела на рассмотрение МУС. Надо полагать, что государства не приняли бы суд, которым можно было бы политически манипулировать. Но и сам по себе МУС не действует, он должен сотрудничать с государствами, с ООН, что является важным для его деятельности.
Профессор А.Л. Колодкин отметил, что открытие и проведение международной конференции в Российской Федерации по проблемам МУС является весьма важным мероприятием. Ее главная задача — рассмотрение положений Статута МУС и положений российского законодательства в свете этого Статута. Это особенно важно в связи с поручением президента Российской Федерации об устранении несоответствий российского законодательства положениям Статута. Именно это обстоятельство содержится в поручении Президента, которое было дано Министру юстиции и Министру иностранных дел и созданной для этой цели Рабочей группе.
В выступлении по случаю открытия конференции вице-президент МККК Жак Форстер кратко остановился на истории создания МККК, осветив его деятельность и задачи. Он, в частности, отметил, что сегодня МККК оказывает поддержку МУС, призывая государства присоединиться к соответствующим договорам и обеспечить их соблюдение на национальном уровне. Это является частью деятельности Комитета, способствующей более строгому соблюдению международного гуманитарного права. В рамках этой деятельности Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву, созданная в 1996 г. с целью предоставления государствам более эффективной помощи, предлагает рекомендации технического характера по вопросам ратификации и имплементациии документов международного
права и способствует обмену информацией по уже принятым мерам как в области законодательства, так и в других областях.
По мнению Жака Форстера, цель конференции заключается в том, чтобы обсудить вопросы в связи с конкретными условиями в Российской Федерации, с учетом ее правовой системы, и, тем самым, способствовать принятию продуманных внутригосударственных законодательных актов, соответствующих обязательствам страны по международному праву и обеспечивающих пресечение преступлений, определяемых Статутом.
Участники конференции рассмотрели на своих заседаниях наиболее важные вопросы, связанные с учреждением Международного уголовного суда, актуальные для укрепления международного правосудия и международного правопорядка: соотношение МУС и национальных судебных органов; юрисдикцию МУС; общие принципы уголовного права, предусмотренные в Римском Статуте МУС; проблемы имплементации Римского Статута МУС на национальном уровне; распространение информации о МУС; вопросы конституционно-правового характера, связанные с имплементацией Римского Статута МУС; соотношение имплементации Статута МУС с уголовным законодательством и национальной юрисдикцией; обеспечение эффективного сотрудничества с Судом. На конференции обсуждалась, в частности, деятельность Рабочей группы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Римским Статутом МУС, а также вопрос об изменении российского уголовно-процессуального законодательства.
Выступивший на конференции президент Международного уголовного суда Филипп Кирш обратил внимание участников конференции на то, что, создавая Международный уголовный суд, мировое сообщество заявило о том, что не собирается больше мириться с безнаказанностью лиц, ответственных за совершение серьезных преступлений. Потребность в постоянно действующем трибунале, осуществляющем юрисдикцию в отношении этих преступлений, вполне обоснована — у него прочная юридическая основа. Но для того чтобы Суд успешно функционировал, сегодня ему необходимо оправдать доверие, которое ему оказали. И этого можно достичь за счет эффективного и объективного отправления правосудия. Несмотря на то, что МУС является независимым судебным органом, он функционирует в рамках взаимозависимости и занимает уникальное положение там, где международные отношения пересекаются с международным правом. В этом своем качестве он должен уверенно занять достойное место среди других международных организаций.
Далее Филипп Кирш рассказал об учреждении МУС как о важном этапе в укреплении международного правосудия и международного правопорядка. Он отметил, что в процессе учреждения МУС государства решили проблему терроризма рассматривать через своё внутреннее законодательство и не передавать в МУС. В своем выступлении Ф. Кирш подчеркнул, что для того чтобы успешно решать задачи, заложенные в 1998 г. в Риме в Статуте МУС, важно опираться на международное право.
Выступая на конференции, Пьер Апраксин (заместитель главы Региональной делегации МККК в РФ) подчеркнул, что прежде всего государство играет ключевую роль в отправлении правосудия. Юрисдикция МУС является дополнительной по отношению к юрисдикции государств. МУС лишь поддерживает внутригосударственные уголовные суды. Он ни в коей мере не заменяет их собой, равно как и не посягает на национальные интересы или на неприкосновенность внутригосударственных судебных органов.
Профессор Н.И. Костенко (Центр международно-правовых исследований Института государства и права РАН) рассказал о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию МУС в соответствии с положениями Римского Статута.
Госпожа Кристина Пелландини (советник по правовым вопросам, Консультативная служба, штаб-квартира МККК, Женева) посвятила своё выступление общим принципам уголовного права, предусмотренным положениями Римского Статута МУС, отметив, что более широкое толкование юрисдикции МУС не должно иметь места.
В своём выступлении В.П. Зимин (заместитель руководителя Департамента внешних связей Министерства юстиции РФ) обратил внимание на необходимость формулирования ряда заявлений Российской Федерации при ратификации Римского статута, включая заявления интерпретационного характера, в которых, в частности, надлежит отразить позицию в отношении заявлений некоторых государств по отдельным аспектам международного гуманитарного права, сделанных при его подписании и/или ратификации. По его глубокому убеждению, Россия не может игнорировать заявления отдельных государств, рассматривающие применение ядерного оружия как запрещенное международным гуманитарным правом.
Профессор А.Я. Капустин (декан юридического факультета, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов) отметил, что современное международное право не содержит ясного нормативного запрещения ядерного оружия, о чем среди прочего свидетельствует позиция Международного Суда ООН, выраженная в его консультативном заключении о правомерности применения ядерного оружия. С точки зрения духа и буквы Римского Статута Международного уголовного суда 1998 г., применение ядерного оружия может вызвать последствия, сравнимые с теми, которые вызывает совершение международного преступления геноцида. Что же касается применения ядерного оружия Россией, то она придерживается концепции ответного ядерного удара.
Госпожа Аманда Гэрэй (представитель Посольства Канады в РФ) подчеркнула, что все страны должны содействовать работе МУС и что Канада очень много работала по ратификации государствами Римского Статута.
Профессор О.И. Тиунов (Конституционный Суд РФ) отметил, что Устав МУС отличается от уставов судов по Югославии и Руанде. МУС рассчитан на применение в любом регионе. Концепция МУС состоит в том, что он правомочен для тех государств, которые ратифицировали Статут этого суда. У МУС не должно быть совпадающей юрисдикции с юрисдикцией национальных судов, что вытекает из толкования текста Статута МУС. В России, очевидно, потребуется работа в двух направлениях: совершенствование Конституции РФ и национального законодательства и толкование Римского Статута МУС.
Выступление A.C. Пушкина (зам. руководителя Департамента законодательства о госбезопасности и правоохранительной деятельности Минюста РФ) было посвящено обсуждению министерствами и ведомствами России Римского Статута МУС и внесению возможных изменений в российское национальное законодательство, включая УК и УПК РФ в случае ратификации Римского Статута МУС.
Затем выступил Жерар Див (советник, руководитель Отдела международного уголовного права Минюста Бельгии). Он, в частности, отметил, что международный договор имеет преимущество над бельгийским законодательством и в некоторых случаях Госсовет Бельгии может изменить Конституцию Бельгии.
Выступление Оливье Торманн (судья, кантон Фрибург, Швейцария) было посвящено соотношению судебной системы Швейцарии и Римского Статута МУС.
В заключительной части работы конференции выступил профессор A.J1. Ко-лодкин, подчеркнув, что состоявшаяся конференция для России — большое событие. Очень важно, что состоялся обмен мнениями по важным вопросам развития международного права и участию России в Международном уголовном суде.
Анатолий Сорокин,
член Секретариата Российской Ассоциации международного права и Ассоциации международного морского права, г. Москва