Научная статья на тему 'Международная конференция «Хоревские чтения: фактор преемственности в развитии форм художественного мышления. Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы»'

Международная конференция «Хоревские чтения: фактор преемственности в развитии форм художественного мышления. Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «Хоревские чтения: фактор преемственности в развитии форм художественного мышления. Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы»»

ХРОНИКА

О. В. Цыбенко (Москва)

Международная конференция «Хоревские чтения: Фактор преемственности в развитии форм художественного мышления.

Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной

Европы»

20-21 октября 2015 г. состоялась Международная научная конференция «Хоревские чтения: Фактор преемственности в развитии форм художественного мышления. Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы», организованная Отделом современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН. Во вступительном слове руководитель Отдела Н. Н. Старикова приветствовала ученых из Москвы, Калининграда, Гродно и Варшавы, принявших участие в научной встрече, проблематика которой воплощает замыслы профессора В. А. Хорева, выдающегося полониста, слависта, организатора науки и русско-польского сотрудничества, долгие годы возглавлявшего Отдел, разработавшего ряд новых направлений в современной гуманитарной науке, воспитавшего учеников и последователей не только в России, но и за рубежом.

Конференцию открыл доклад М. Трошиньского (Институт литературных исследований ПАН) «Польская проза после 1989 г. и романтическая парадигма (на примере творчества Ю. П. Гозьлиньского и других представителей современной литературы)». Тезис о конце романтической парадигмы в новой - после 1989 г. - общественно-политической реальности стал, по мнению докладчика, своего рода «пророчеством», провозглашенным на пороге перемен в Восточной Европе. Идея о том, что романтическая парадигма, являвшаяся для польской культуры структурообразующей, теперь подвергнется радикальным изменениям, оказалась несостоятельной. Своеобразие преломления творчества С. Жеромского в современной польской литературе исследовала Г. Борковская (Институт литературных исследований ПАН) в сообщении «Пепел 1984. О рассказе "Станкевич" Евстахия Рыльского». Она проанализировала парадоксальный анахронизм и (пост)современность этого текста, отметив укорененность прозы Рыльского в милитарном и политическом дискурсе, почерпнутом из творчества С. Жеромского. Восприятию мировой классики современным художественным сознанием был посвящен доклад «Возвращения к XIX веку в современной польской прозе. Бальзаки-ана Яцека Денеля» М. Рудковской (Институт литературных исследо-

ваний ПАН). Она полагает, что для современной польской культуры традиция XIX в. оказывается наследием все более спорным. Литература последних лет запечатлевает следы этой переоценки, распада больших исторических нарративов, эволюцию ее героев и парадигм. Книга Я. Денеля «Бальзакиана» (2008) интерпретируется в контексте других игр с миметическими традициями в современной литературе. И. Е. Адельгейм (ИСл РАН) в сообщении «Диалог пространств. Топос Возвращенных территорий в польской прозе 1990-2000-х гг. и миф Восточных Кресов» показала, что применительно к художественному обживанию на рубеже XX-XXI вв. пространства Возвращенных территорий можно говорить о преемственности - пространственной, исторической, психологической, художественной - по отношению к прозе этой тематики. Название доклада В. В. Мочаловой (ИСл РАН) - «Логос "Polonia"» - заимствовано из названия диалога двух известных польских литературоведов, друзей и коллег В. А. Хорева - Марии Янион и Малгожаты Барановской, опубликованного в сборнике работ Янион «В Европу - да, но - вместе с нашими мертвыми». Выбор этих двух концепций, по мнению докладчицы, обусловлен тем, что обе исследовательницы в своих трудах анализируют феномен традиции, исторической памяти и романтической парадигмы в культуре.

После полонистического «блока» в первый день конференции была затронута проблематика традиции и преемственности в других современных славянских литературах. Г. Я. Ильина (ИСл РАН) в своем докладе «Возвращение к крупным прозаическим формам: традиция и обновление (на примере хорватских романов о Второй мировой войне)» пришла к заключению, что фактор преемственности играет важную роль в современной хорватской военной прозе. Опираясь на национальные и общеевропейские традиции, хорватские авторы в своих произведениях предлагают новые модели симбиоза реалистического и постмодернистского письма. Доклад Н. Н. Стариковой (ИСл РАН) «"Новые" ориентиры словенской поэзии XXI в.» расширил круг рассмотренных на конференции проблем, так как был посвящен поэзии. Трансформации, которые словенское стихосложение переживает сегодня, отражают умонастроения части словенских поэтов, проявляющих интерес к классической поэтической парадигме. Об этом свидетельствует опыт Бориса А. Новака, опубликовавшего первый в истории словенской литературы поэтический эпос - «Атласы ностальгии» (2014). Л. Ф. Широкова (ИСл РАН) в своем выступлении «Стереотип или индивидуальность: образ русского в словацкой

прозе XXI в.» коснулась тех изменений, которые наблюдаются в использовании русских персонажей словацкими писателями: от русского (советского) солдата или партизана, встречающегося в военной прозе 1950-1960-х гг., до русских надсмотрщиков и зеков ГУЛАГа из романов 2010-х гг. Теоретические аспекты проблемы традиции и преемственности привлекли внимание С. А. Шерлаимовой (ИСл РАН) в докладе «Проблемы литературной преемственности в трактовке Яна Мукаржовского и теоретических размышлениях Милана Кундеры». Основоположник пражского литературного структурализма Мукар-жовский рассматривал преемственность в литературе как один из основных факторов ее развития, связанный с развитием социума в целом (работа «Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факторы», 1936). Кундера в своих теоретических эссе делает упор на преемственности в контексте мировой литературы, обращая внимание на эволюцию и рецепцию жанра романа.

Во второй день работы конференции были затронуты славянский, румынский и русско-польский аспекты заявленной проблематики. З. И. Карцева (МГУ имени М. В. Ломоносова) в докладе «Поэтика синтеза (роман-фуга Эмилии Дворяновой)» на примере произведения современной болгарской писательницы показала, как музыка становится структуроопределяющим элементом литературного текста. М. Б. Проскурнина (ИСл РАН) в сообщении «Мир детства и мир взрослости. Особенности проявления национально-ментального начала в творческом хронотопе Тани Урошевич» продемонстрировала, как через художественное осмысление различных ментальных миров - прежде всего находящихся в непростых отношениях взаимного притяжения / отталкивания мира детства и мира взрослости - македонская писательница стремится воспроизвести сложную картину национальной жизни в Македонии в ХХ веке. В сообщении «Абсурдистские элементы в романах Петру Чимпоешу» А. В. Усачева (ИСл РАН) затронула проблему использования абсурдистских приемов авторами современной румынской постмодернистской прозы. Е. В. Шатько (ИСл РАН) в докладе «"Следы" национальной традиции в прозе М. Павича (на примере романов "Внутренняя сторона ветра" и "Другое тело")» отметила, что исследования средневековой сербской литературы и литературы барокко, которыми занимался Павич, нашли отражение и в его произведениях. Л. А. Мальцев (Балтийский федеральный университет имени И. Канта) в сообщении «Поляки Достоевского в рецепции Е. Стемповского: от стереотипов к метаморфозам» проанализировал его подход к польской теме у До-

стоевского, выделив при этом сильные и слабые стороны толкования идей русского классика. Объектом рассмотрения Н. М. Филатовой (ИСл РАН) — доклад «Русский правитель Польши в "эпоху неволи": эволюция художественного образа» — стали представители российской власти (Александр I, великий князь Константин Павлович), в качестве персонажей произведений польской литературы XIX-XX вв. (произведения Ю. Словацкого, Я. Чиньского, С. Выспяньско-го, В. Гонсёровского, М. Брандыса и В. Терлецкого). С. Ф. Мусиен-ко (Гродненский государственный университет имени Я. Купалы) в докладе «"Движение" сюжета свадьбы в европейских литературах в свете эволюции традиций (Бомарше ^ Выспяньский ^ Маяковский)», сопоставив пьесы «Женитьба Фигаро», «Свадьба» и «Клоп», пришла к выводу о том, что свадьбы в них представлены в двух функциях: событийно-реальной и философско-символиче-ской. О. В. Цыбенко (ИСл РАН) в выступлении «Пушкинский образ русской няни в творчестве Ярослава Ивашкевича» поставила целью проследить, как образ няни Татьяны из «Евгения Онегина» Пушкина вошел в сознание Ивашкевича, что отразилось в его гимназическом сочинении, и получил творческую переработку в зрелом творчестве (рассказ «Voci di Roma», «Путешествия в Италию», «Дневники»). Сопоставительная проблематика нашла продолжение в докладе Н. Н. Пономаревой (ИСл РАН) «Болгарская комедиография ХХ века в типологических параллелях с русской». Докладчица отметила типологические параллели произведений болгарских драматургов с пьесами В. Маяковского, Н. Эрдмана, Е. Шварца. В докладе А. Г. Шешкен (МГУ, ИСл РАН) «Проблема преемственности и новаторства в македонской литературе второй половины ХХ века» была подчеркнута роль мировой литературной традиции в формировании полноценной художественной парадигмы македонской литературы. Н. А. Лунькова (ИСл РАН) в сообщении «Эволюция повести и рассказа в творчестве молодых болгарских прозаиков 1970-х гг.» рассмотрела развитие жанров повести и рассказа в творчестве молодых болгарских прозаиков указанного десятилетия, в центре внимания которых оказался внутренний мир современника. В центре внимания Е. А. Яблокова (ИСл РАН) в докладе «Ангел с красной звездой (Рассказ Андрея Платонова "Алтеркэ")» - система исторических и биографических, мифологических и литературных аллюзий в произведении А. Платонова 1939 г., которые расширяют его семантическое звучание. Л. Н. Будагова (ИСл РАН) в своем выступлении обратила внимание на научную актуальность проблематики первых «Хорев-

ских чтений», ее связь с уже реализованным проектом «Антитрадиционализм и преемственность в программах и практике славянского литературного авангарда». По ее мнению, сам этот факт подтверждает актуальность сохранения принципа преемственности, который способствует не только созданию новых научных и художественных ценностей, но и сохранению национальной идентичности в эпоху, провоцирующую ее размывание.

Подводя итоги конференции, Н. Н. Старикова подчеркнула ее положительные результаты, отметила полезность широкого обмена мнениями, богатство привлеченного к анализу материала и разнообразие исследовательских методик. Завершилась научная встреча презентацией нового научного издания: «Studia Polonoslavica: К 90-летию со дня рождения профессора Е. З. Цыбенко». М.: Издательство Московского университета, 2014 (книга вышла в 2015 г.). Книгу представила ответственный редактор А. Г. Шешкен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.