Научная статья на тему 'Международная кластерная модель обучения геометрическому наследию аль-Фараби'

Международная кластерная модель обучения геометрическому наследию аль-Фараби Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕГАУРОК (ИНФОРМАТИКА / МАТЕМАТИКА) / СИСТЕМА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович, Камалова Гульдина Большевиковна, Пак Николай Инсебович, Аккасынова Жамиля Кажыгалиевна

В статье рассматриваются особенности международной кластерной модели обучения геометрическому наследию аль-Фараби. Описан опыт организации и проведения международных интегрированных мегауроков по информатике и математике с участием образовательных учреждений Казахстана и России с помощью системы видеоконференцсвязи и облачных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович, Камалова Гульдина Большевиковна, Пак Николай Инсебович, Аккасынова Жамиля Кажыгалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CLUSTER MODEL OF TEACHING GEOMETRIC HERITAGE OF AL-FARABI

The paper considers the features of the international cluster model of teaching geometric heritage of al-Farabi. Also, it describes an experience of organization and giving international integrated megalessons in computer science and mathematics with the participation of education institutions of Kazakhstan and Russia through videoconferencing system and cloud services.

Текст научной работы на тему «Международная кластерная модель обучения геометрическому наследию аль-Фараби»

Школьное образование по информатике и информационным технологиям

УДК 378.02:37.016

Бидайбеков Е.Ы.1, Камалова Г.Б.1, Пак Н.И.2, Аккасынова Ж.К.1

казахский национальный! педагогический! университет имени Абая, г. Алматы, Казахстан 2Красноярскии государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск,

Россия

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ

НАСЛЕДИЮ АЛЬ-ФАРАБИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности международной кластерной модели обучения геометрическому наследию аль-Фараби. Описан опыт организации и проведения международных интегрированных мегауроков по информатике и математике с участием образовательных учреждений Казахстана и России с помощью системы видеоконференцсвязи и облачных сервисов.

Ключевые слова

Образовательный кластер; кластерная модель обучения; геометрическое наследие аль-Фараби; международный интегрированный мегаурок (информатика, математика); система видеоконференцсвязи; облачные сервисы.

Bidaibekov Ye.Y.1, Kamalova G.B.1, Pak N.I.2, Akkassynova Zh.K.1

Kazakh national pedagogical university named after Abai, Almaty, Kazakhstan Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

INTERNATIONAL CLUSTER MODEL OF TEACHING GEOMETRIC HERITAGE OF AL-FARABI

Abstract

The paper considers the features of the international cluster model of teaching geometric heritage of al-Farabi. Also, it describes an experience of organization and giving international integrated megalessons in computer science and mathematics with the participation of education institutions of Kazakhstan and Russia through videoconferencing system and cloud services.

Keywords

Educational cluster; cluster model of teaching; geometric heritage of al-Farabi; international integrated megalesson (computer science, mathematics); videoconferencing system; cloud services.

Президент Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшего государства», говоря о новои политике развития инновационных исследовании, отмечает, что «... для успеха требуется отдельная научная база, базирующаяся на опыте многих поколении ученых, многих террабаитах специальной информации и знании, исторически сложившихся научных школ» [1]. И тем самым, представляется

особенно важным обращение к научному наследию одного из выдающихся мыслителей прошлого, уроженца Казахстана, личности мирового масштаба - аль-Фараби, чьи труды внесли существенный вклад в развитие мировой науки как на Востоке, так и на Западе, и поэтому вызывают огромньш интерес практически во всем мире, не утрачивая свою актуальность [2, 3].

Аль-Фараби оставил после себя богатое научное наследие, которое охватывает самые различные

отрасли знании; написал, кроме чисто философских и логических сочинении, множество естественно-математических и натурфилософских работ. Математические труды ученого занимают особое место среди богатевшего его наследия. Они достаточно хорошо изучены Ауданбеком Кубесовым (1932-2008 гг.), которой является крупным ученым в области истории математической науки и педагогики исламского Востока. А.Кубесовым был обнаружен до него неизвестный геометрический трактат аль-Фараби, которьш называется «Книга духовных искусных приемов и природных таин о тонкостях геометрических фигур».

Данныи труд аль-Фараби, целиком посвященныи геометрическим построениям, важным в землемерии, архитектуре, технике и геодезии, состоит из введения и 10 книг (макалат). Он был создан, как видно из названия «духовные искусные приемы», для приложении геометрии к различным вопросам практики и других наук, что соответствует общеи характеристике математики средневекового Востока, которая, в основном, была прикладно-вычислительнои. В них предлагаются уникальные алгоритмы огромного количества геометрических задач на построение с помощью циркуля и линеики. Также приводятся алгоритмы задач, в которых невозможно осуществить точное построение. Они позволяют строить геометрические фигуры с некоторой сравнительно малои погрешностью. К таким задачам можно отнести построение трисекции угла, правильного семиугольника и девятиугольника.

Как известно, алгоритмы геометрических построении как алгоритмы для решения геометрических задач изучаются в вычислительной геометрии, которая является разделом современной информатики. Так что есть основание считать, что в трактате рассматривается начало современной

вычислительной геометрии.

Геометрические задачи на построение представляют значительный интерес не только в математическом образовании, но и в обучении информатике. С помощью современных информационных технологии появляются большие возможности визуального

представления, одним словом «оживления» геометрических построении, что в свою очередь, безусловно, повышает уровень их понимания, усвоения, интерес, мотивацию учащихся к изучению как математики, так и информатики. Такого рода интегрированные уроки актуализируют межпредметную связь, расширяют кругозор учащихся, способствуют формированию и развитию их исследовательских навыков, критического и творческого мышления, любознательности, ИКТ-грамотности и т.д.

Глобализация образования представляется неизбежным требованием современности, позволяющей стирать границы и устанавливать взаимосвязь с зарубежными образовательными учреждениями для достижения общезначимых результатов. Сотрудничество разных стран в области образования дает возможность использовать передовой опыт и делиться своими достижениями с мировои аудиторией и, тем самым, обеспечивать создание мирового образовательного пространства [4].

Проблема формирования культуры

международного общения студентов и преподавателей в процессе их учебнои и научнои деятельности становится сегодня актуальной в связи с расширением международных контактов, процессами глобализации и культурной интеграции. При этом благодаря развитию и общедоступности ИКТ и Интернет, интеграционные процессы в образовании разных стран становятся доступными и динамичными.

Как показывает практика, на сегодняшний день существующая классно-урочная модель обучения не вполне соответствует требованиям современности, предполагающим ведение учебного процесса в условиях глобализации и массовои коммуникации. При таких условиях требуется переходить на открытую сетевую, реально-виртуальную систему обучения с использованием дистанционных образовательных технологии, которая обеспечивает малозатратный, массовыи, непрерывный и интегрированный образовательный процесс [5]. В таких условиях предоставляется возможность учащимся расширить поле взаимодействия в социально значимых видах деятельности, в поле научных интересов, получить опыт сравнения себя, своих результатов с большим числом сообщества, презентовать себя более широкой аудитории и получить независимую оценку своих достижении.

Для глобализации учебного процесса в условиях информатизации и массовои коммуникации с использованием дистанционных образовательных технологии наиболее приемлемым представляется кластерный подход. Кластерный подход считается относительно молодым направлением в образовании, но присущие ему особенности позволяют судить о возможности достижения высоких результатов в обучении [6].

Современное общество предъявляет жесткие требования и условия к образованию, согласно которым обучение должно:

- быть опережающим, интегрированным с наукои и жизнью;

- быть непрерывным, объединять в единыи процесс подготовку школьников, подготовку студентов - будущих учителей, повышение квалификации действующих учителей;

- максимально эффективно использовать потенциал ИКТ и дистанционных образовательных технологии для представления образовательных услуг обучаемым вне зависимости от места проживания;

- быть личностно-ориентированным;

- привлекать к процессу все сообщество: производство, науку, вузы и население;

- быть малозатратным, не предусматривать кореннои ломки существующей образовательной системы [7].

В наибольшей степени перспективной для удовлетворения этих требовании представляется кластерная модель обучения [8]. Под кластерной моделью обучения подразумевается

образовательный кластер, который представляет собои объединение различных образовательных учреждении (школы, колледжи, университеты и др.), направленных на достижение общих целеи, обеспечивая при этом тесное сотрудничество между субъектами образовательного процесса (учителями, школьниками, преподавателями, студентами, магистрантами, докторантами, профессорами, учеными и др.).

Наиболее перспективной в кластерных моделях современного образования представляется технология Мегакласс, описанная в [9], как средство повышения качества подготовки будущего учителя в педвузе, непрерывного повышения квалификации действующих учителей в процессе их профессиональной деятельности в школах, повышения мотивации к познавательной деятельности и формирования основ успешности школьников в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологии. Сущность технологии заключается в организации и проведении мегаурока одновременно для нескольких школ кластера при участии преподавателей студентов, магистрантов и докторантов педагогического вуза и с привлечением ученых, педагогов, специалистов предприятии в режиме видеоконференцсвязи и облачных сервисов. Мегаурок можно трактовать как процесс проведения занятии в мегаклассе с использованием дистанционных образовательных технологии. В осуществлении этого процесса непосредственное участие принимают:

- мега-учитель - группа учителей, обеспечивающих проведение мегаурока по кластерной технологии;

- модератор урока - учитель школы или преподаватель вуза из сообщества мега-учитель, исполняющий роль дирижера-координатора целостного процесса обучения в условиях мегаурока;

- мега-ученик - межшкольная группа учащихся, состав которои определяется накануне мегаурока самими учащимися;

- мега-тьютор - группа студентов вуза,

оказывающая сетевую и консультативно-содержательную поддержку деятельности учащихся в условиях мегаурока.

- эксперты - участники урока, осуществляющие сетевое рейтинговое оценивание результатов деятельности мега-учеников [9, с.38-39].

Каждому участнику образовательного кластера отводится своя роль и каждыи исполняет свои функции, а в совокупности все они объединяются однои общеи целью - организовать и провести такои мегаурок, который носит познавательный, практико-ориентированныи, творческий,

деятельностныи, исследовательский характер и сопровождается изучением и использованием современных информационных технологии, которые и в дальнейшем могут быть использованы ими для решения жизненных задач [10].

Если рассматривать кластерную модель обучения как площадку коллективного сотрудничества субъектов образовательного процесса, где участники образовательного кластера имеют возможность интерактивного общения, обмена опытом, предложения своих идеи, презентовать себя более широкой аудитории и получить независимую оценку своих достижении, сравнения себя, своих результатов с большим числом сообщества, выполнения совместной проектнои работы, то представляется целесообразным расширить масштаб такого взаимодействия и осуществлять обучение на основе международной кластерной модели.

Международная кластерная модель обучения представляет собои открытое сетевое обучение с использованием дистанционных образовательных технологии, объединяющее образовательные учреждения разных стран по модели «школы -вузы». Международный образовательный кластер по модели «школы - вузы» открывает большие перспективы для образовательных учреждении, входящих в его состав, в плане вхождения в мировое образовательное пространство. Международный характер образовательного кластера позволяет учитывать глобальные тенденции в сфере образования и строить поликультурное образовательное пространство, и тем самым приобщать участников образовательного процесса к мировым ценностям, достижениям науки и техники.

Благодаря развитию дистанционных образовательных технологии и сети Интернет появляется возможность расширить масштаб образовательного кластера и в режиме видеоконференцсвязи и облачных сервисов осуществлять сетевое обучение [11] в рамках международных мегауроков, которые

предполагают:

- охват большеи аудитории учащихся;

- вовлечение их к коллективной деятельности,

осуществляемой посредством выполнения совместных учебных проектов в рамках как внутришкольных, так и межшкольных групп;

- повышение мотивации к учебному процессу при помощи развития коллективного настроя, духа соперничества и чувства конкуренции;

- развитие навыков работы с современными информационными технологиями и онлайн сервисами, предназначенными для выполнения совместных задании и осуществления коммуникации;

- развитие навыков XXI века, в том числе, компетенции: критического мышления, творческого мышления, умении общаться, умении работать в коллективе; черты характера: любознательности, инициативности, настойчивости, способности адаптироваться, лидерских качеств и т.д.

Кроме того, международная кластерная модель обучения дает возможность школам и вузам продемонстрировать свои достижения в области образования своим коллегам из зарубежа, поделиться педагогическим мастерством и авторскими приемами с ними, получить независимую оценку и в то же время познакомится с их ними результатами, инновационными технологиями обучения, нововведениями; поучиться полезным вещам друг у друга, обменяться опытом, планировать и реализовывать совместную деятельность с целью повышения качества образования с учетом существующих глобальных тенденции в сфере современного образования [12].

В международных образовательных кластерах представляет интерес рассматривать учебные тематики с позиции региональных и национальных аспектов. Например, можно утверждать, что интегрированные

международные мегауроки (информатика, математика) по изучению геометрического наследия аль-Фараби с применением среды СеоСеЬга в рамках рассмотрения в школе прикладного программного обеспечения обладают высоким дидактическим потенциалом. Это было выявлено в ходе проведения мегауроков с целью пропагандирования геометрического наследия аль-Фараби с участием преподавателей, студентов, магистрантов и докторантов кафедры информатики и информатизации образования Казахского национального педагогического университета имени Абая, преподавателей кафедры информатики и информационных технологии в образовании Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева (Россия, г.Красноярск), а также с участием учителей и учащихся ряда учебных заведении двух стран.

Для проведения международных мегауроков по изучению геометрического наследия аль-Фараби

были предусмотрены вводный! и завершающий! интегрированные мегауроки по информатике и математике. Мегауроки проводились в онлаин режиме под серверным управлением КГПУ имени В.П. Астафьева с помощью системы видеоконференцсвязи Tandberg ConferenceMe.

Участниками образовательного кластера были использованы облачные сервисы (Google Диск) для ведения коллективной деятельности. Было создано образовательное «облако», доступное всем участникам кластера. В это общее «облако» участники кластера выкладывали все необходимые материалы к мегаурокам (методические и дидактические материалы, планы, сценарии мегауроков, сопроводительные презентации, сборник задач для учащихся, дополнительные материалы для изучения, фаилы со ссылками, работы учащихся и т.д.). И каждьш, имеющии доступ к нему мог в любое время просматривать, изучать, скачивать, вносить изменения, дополнять его содержимое, что в свою очередь, является очень удобным при ведении подобнои совместной деятельности.

Перед проведением мегауроков школьными учителями были сформированы по три мини групп в каждои школе. Контроль над каждои группой осуществляли мега-тьюторы, роль которых исполняли магистранты. Они принимали активное участие в организации и проведении мегауроков, оказывали сетевую и консультативно-содержательную поддержку деятельности учащихся как во время мегаурока, так и во внеучебное время, используя Интернет сервисы для коммуникации с ними.

Перед и после вводного мегаурока, а также после завершающего мегаурока учащиеся проходили анонимное анкетирование,

подготовленное в Google Форме.

Анкетирование перед вводным мегауроком преследовало цель получения ответов от учащихся на вопросы относительно учебного процесса, интереса к предмету, степени удовлетворенности творческими способностями учителей,

предпочтительной формы проведения урока информатики, способствующей лучшему пониманию, усвоению и запоминанию информации и т. д.

Результаты анкетирования перед вводным мегауроком показали, что в целом учащиеся проявляют большои интерес к изучению информатики, оценивают мастерство своих учителеи относительно положительно. По мнению большинства опрашиваемых, они предпочитают работать в малых группах и предпочитают проведения урока информатики в форме игры и урока-практикума (рис.1).

Вводныи мегаурок на тему «Геометрическое наследие аль-Фараби в среде GeoGebra» начался с приветственного слова одного из

основоположников школьнои информатики в РК, д.п.н., профессора КазНПУ им. Абая Бидаибекова Е.Ы. Есен Ыкласович посвятил свою речь изложению актуальности и необходимости внедрения математического наследия аль-Фараби в современную систему образования и важности его пропагандирования на международном уровне.

ф Урок-лекция (3"/..}

Ф Урок-практик и (51,5%)

ф В форме игры (ЗМ%)

ф Комбинированный (<!,]%)

Ф Урок-состчэание (3%)

Рис. 1. Результаты анкетирования перед вводным мегауроком

Учащиеся на вводныи мегаурок должны были подготовить визитку (видео ролик) на 2 минуты про свою школу и свои класс. На вводном мегауроке с помощью этих визиток школы имели возможность познакомиться друг с другом. При подготовке визиток предполагалась активизация учащимися своих знании и навыков работы с аудио и видео фаилами, программами по созданию и обработке видео, создания звукозаписи, анимации, звуковых и визуальных эффектов и т.д.

На мегауроке были представлены фильм о жизни и деятельности аль-Фараби, мастер класс «Геометрические построения в среде СеоСеЬга». Целью мастер-класса было знакомство учащихся с программной средои СеоСеЬга, уникальными алгоритмами, предложенными аль-Фараби, предназначенными для осуществления геометрических построении с помощью циркуля и линеики. В рамках мастер класса было продемонстрировано построение правильного семиугольника в среде СеоСеЬга. Необходимо отметить, что построение равностороннего семиугольника по алгоритму аль-Фараби с помощью циркуля и линеики является приближенным и допускает некоторую достаточно маленькую погрешность.

Также, учащиеся в группах занимались решением интересных задач на составление квадратов из геометрических трактатов аль-

Фараби. Эти задачи были предназначены для развития логического, абстрактного, творческого мышления, оперативности мышления. Учащимся были предложены картоны, ножницы, карандаши и линеики для составления одного квадрата из восьми равных квадратов, одного квадрата из двух квадратов, состоящих из девяти и четырех равных квадратов соответственно, одного квадрата из десяти равных квадратов. Необходимо отметить, что данная часть мегаурока была очень успешной, учащиеся активно занимались решением задач, предлагали разные способы их решении, проявили большои интерес и творчество.

В конце мегаурока школьные группы голосовали за визитки других школ на онлайн доске Linoit, вставляя стикеры в поле школы, визитка которои им больше всего понравилась. Каждая группа имела возможность отдать свои голос только за одну визитку. Результаты голосования были озвучены на завершающем мегауроке.

Учащимся было выдано домашнее задание на создание инфографики по математическому наследию аль-Фараби и построение геометрических фигур в среде СеоСеЬга: 1) построение треугольника, описанного около пятиугольника; 2) построение квадрата, вписанного в пятиугольник; 3) построение квадрата, описанного около восьмиугольника.

После завершения вводного мегаурока учащиеся проходили очередное анкетирование для выявления следующих моментов:

- насколько было интересно проведение занятия в форме мегаурока?

- насколько полезнои была представленная информация на мегауроке?

- что больше всего понравилось на мегауроке?

- какие проблемы были во время занятия?

- что еще хотели бы узнать по теме мегаурока? и т.д.

9 о дополнительны* возможностях среды СеоСеЬга (-12,-1%)

• о математических трудах аль-Фараби (9,1%)

• об алгоритмах построения геометрических фигур по эль-Фараби (21,2%)

• о геометрически* построениях только с помощью циркуля и лине (24,2%)

• Другое (3,1%)

Рис. 2. Результаты анкетирования после вводного мегаурока

Согласно результатам анкетирования, учащиеся остались довольны вводным мегауроком, отметили, что он был интересным, информация была полезнои. Также они отметили наличие проблемы с сетевым подключением, плохое качество звука и видеоизображения. По мнению учащихся больше всего на мегауроке им понравилось решать задачи на составление квадратов в группах. На вопрос «Что вы еще хотели

бы узнать по теме мегаурока?» учащиеся ответили, что хотели бы узнать о дополнительных возможностях среды СеоСеЬга, о геометрических построениях только с помощью циркуля и линеики, а также об алгоритмах построения геометрических фигур по алгоритмам аль-Фараби (рис.2).

Рис. 3. Кадры из завершающего мегаурока Завершающий интегрированный мегаурок проходил в форме интеллектуального онлайн конкурса «Геометрическое наследие аль-Фараби в современном образовании», состоящего из 3 этапов с участием всех участников образовательного кластера (рис.3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе группы учащихся должны были выполнить интерактивное упражнение в LearningApps.org на установление соответствия между изображениями инструментов СеоСеЬга и их названиями (рис.4). Как известно, в ходе выполнения домашнего задания на построение геометрических фигур в среде СеоСеЬга учащиеся работали с разными инструментами этои среды. Здесь от учащихся требовалось вспомнить графическое отображение инструментов и их назначения, и с помощью перетаскивания и объединения установить все соответствия за отведенное время.

4 с

• •

Рис. 4. Интерактивное упражнение в LearningApps.org На втором этапе группам необходимо было проити онлаин тестирование в Google Форме, ответить на 10 вопросов, касающиеся жизни и деятельности, геометрического наследия аль-Фараби и программной среды GeoGebra.

На третьем завершающем этапе было предложено решить логическую задачу на деление одного квадрата на восемь равных квадратов. Учащиеся также были вооружены картонами,

ножницами, карандашами и линеиками как на вводном мегауроке, когда они собирали один квадрат из нескольких данных квадратов.

Конкурсные задания выполнялись в группах. Учителя и тьюторы фиксировали результаты выполнения задании первого и третьего этапа конкурса в Google таблице. Баллы ставились от 1 до 3 баллов:

- первои правильно справившееся с заданием группе - 3 балла;

- второи правильно справившееся с заданием группе - 2 балла;

- третьеи правильно справившееся с заданием группе - 1 балл.

Результаты второго этапа - тестирования автоматически выводились в Google Форме.

В конце мегаурока были подведены итоги и объявлены победители интеллектуального онлаин конкурса «Геометрическое наследие аль-Фараби в среде GeoGebra». Также в результате оценивания домашних работ экспертами были отобраны самые лучшие работы в номинации «Лучшая визитка», «Лучшая работа на построение геометрических фигур по алгоритмам аль-Фараби в среде GeoGebra», «Лучшая инфографика по математическому наследию аль-Фараби».

После завершающего мегаурока учащиеся также проходили анкетирование, организованное для того, чтобы узнать общие впечатления учащихся от такои формы проведения занятии; что нового узнали и чему научились?; насколько интересно было создавать инфографику и работать с программной средои GeoGebra?; какие проблемы были при выполнении домашнего задания?; насколько было полезно работать с тьюторами? и т.д.

Согласно результатам анкетирования, учащиеся остались довольными от такои необычнои формы проведения занятии, приобрели бесценные навыки работы в среде GeoGebra и создания инфографики в Piktochart по их мнениям это было очень интересно и увлекательно. На вопрос «Как вы думаете, будут ли полезными навыки, приобретенные на мегауроках в будущем?» учащиеся единогласно ответили «Да».

Стоит отметить, что организация и проведение подобных мегауроков с большим числом участников на международной арене в сравнении с традиционным уроком требует немало времени и сил. За качество урока отвечает не только учитель, как это принято в традиционной системе обучения, но и все остальные участники кластера (учителя всех школ, преподаватели и обучающиеся вузов). Успешность подготовки и проведения уроков в такои форме и в таком масштабе зависит от вовлеченности всех участников кластера, их согласованной работы и степени личнои заинтересованности [13]. В силу загруженности, нехватки времени и других обстоятельств не все

учителя изъявляют желание участвовать в такой программы на ученических компьютерах,

форме проведения занятии. Поэтому очень важно, проверить их работоспособность и т.д. чтобы были вовлечены учителя творческие, Практика проведенных мегауроков показывает,

готовые к нововведениям, постоянному поиску что несмотря на все необходимые условия и

новых идеи, саморазвитию и повышению своеи дополнительные трудозатраты, международная

квалификации. кластерная модель обучения в силах решить

Непосредственно в проведении мегаурока существующие проблемы в сфере современного

очень важна его техническая сторона, так как образования, усиливая связь между

обучение проходит в сетевом режиме, качество педагогическими вузами и школами на

связи, работоспособность аппаратных и международном уровне в условиях глобализации и

программных средств обучения напрямую влияют всеобщей информатизации образования;

на успешность прохождения урока. Сбои со связью, способствуя повышению мотивации учащихся к

технические неполадки, ошибки, выдаваемые учебному процессу посредством вовлечения их в

Интернет сервисами, могут помешать достижению учебно-познавательную, творческую,

дидактической цели, изменить ход урока вплоть до исследовательскую деятельность; обеспечивая

его полного срыва. В таких случаях школьные обучающихся вузов реальной площадкой для

учителя всегда должны быть готовы продолжать непрерывной педагогической практики; создавая

урок в офлаин режиме, заранее скачать с условия для непрерывного повышения

образовательного «облака» все учебные квалификации практикующих школьных учителей

материалы мегаурока, установить необходимые и т.д.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050» новыи политическии курс состоявшегося государства. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses (дата обращения: 25.01.2017).

2. Pak. N., Bidaibekov. Y., Kamalova. G., Akkassynova. Z. Realization of the Principle of Historicism in Educational Clusters // Conference Proceedings Book (professional papers) Global and Local Perspectives of Pedagogy. - Osijek (Croatia) : Faculty of Humanities and Social Sciences, 2016. - P.169 - 175.

3. Bidaibekov E., Kamalova G., Bostanov B., Umbetbaev K. Information technology in teaching mathematical heritage of Al-Farabi / / CEUR Workshop Proceedings (CEUR-WS.org): Selected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT Education (SITITO 2016), Moscow, Russia, November 25-26, 2016. - Vol. 1761. - 2016. - P.426-439.

4. Бидаибеков Е.Ы., Камалова Г.Б., Аккасынова Ж.К. О мегауроках по информатике в рамках международного образовательного кластера / / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и тенденции инновации в современной науке и образовании», посвященной 60-летию профессора Т.А. Турмамбекова. -Туркистан, 2017. - С.36-39.

5. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Метакласс» // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования - 2016». - Сочи, М: Изд-во СГУ 2016. - С.467-475.

6. Аккасынова Ж.К. Технология «Мега-класс» в условиях кластерной модели обучения информатике / / Молодежь и наука XXI века: XVI Всероссийский (с международным участием) научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы Всероссийской молодежной конференции (с международным участием) «Инновационные средства и методы обучения в условиях ИКТ». Красноярск, 19-20 мая 2015 г. / ред. кол., отв. ред. Н.И. Пак; Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - С.4-8.

7. Создание кластерной системы социально-образовательной поддержки школьников сельскои местности и Крайнего Севера на дистанционной платформе «школа - вуз» : коллективная монография / кол. авт.; под общ. ред. Н.И. Пака / Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 248 с.

8. Бидаибеков Е.Ы., Камалова Г.Б., Пак Н.И., Аккасынова Ж.К. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя информатики на основе кластерной модели обучения // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Физико-математические науки». - Алматы, 2015. - №2 (50). - С.205-211.

9. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегаи Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 196 с.

10. Бидаибеков Е.Ы., Пак Н.И., Аккасынова Ж.К. Технология Мега-класс как инновационная модель обучения математическому наследию аль-Фараби в образовательном кластере // Материалы VII Международнои научно-методической конференции, посвященной 70-летию д.п.н., профессора Е.Ы. Бидаибекова и 30-летию школьнои информатики «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке (ММ ИТОН)». -Алматы, 2015. - С.62-65.

11. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Закономерности использования образовательных веб-сервисов при изучении математики в школе // От информатики в школе к техносфере образования: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Российская академия образования, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. 2016. С. 125-130.

12. Даутова Т.К., Аккасынова Ж.К. Международная кластерная модель обучения информатике с использованием интернет технологии // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Физико-математические науки». - Алматы, 2017. - №1 (57). - С.218-223.

13. Камалова Г.Б., Аккасынова Ж.К., Макашев К. Мега-урок как инновационная форма организации обучения информатике // Педагогика и психология . - №3(28). - 2016. - С.106-111.

References

1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - lidera nacii N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana. Strategija «Kazahstan-2050» novyj politicheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses (data obrashhenija: 25.01.2017).

2. Pak. N., Bidaibekov. Y., Kamalova. G., Akkassynova. Z. Realization of the Principle of Historicism in Educational Clusters // Conference Proceedings Book (professional papers) Global and Local Perspectives of Pedagogy. - Osijek (Croatia) : Faculty of Humanities and Social Sciences, 2016. - P.169 - 175.

3. Bidaibekov E., Kamalova G., Bostanov B., Umbetbaev K. Information technology in teaching mathematical heritage of Al-Farabi / / CEUR Workshop Proceedings (CEUR-WS.org): Selected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT Education (SITITO 2016), Moscow, Russia, November 25-26, 2016. - Vol. 1761. - 2016. - P.426-439.

4. Bidaibekov Ye.Y., Kamalova G.B., Akkasynova Zh.K. O megaurokah po informatike v ramkah mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo klastera // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy i tendencii innovacij v sovremennoj nauke i obrazovanii», posvjashhennoj 60-letiju professora T.A. Turmambekova. - Turkistan, 2017. - S.36-39.

5. Pak N.I. Ot klassno-urochnoj sistemy k klasternomu obrazovaniju: obrazovatel'naja tehnologicheskaja platforma «Mega-klass» // Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Informatizacija obrazovanija - 2016». - Sochi, M: Izd-vo SGU, 2016. -S.467-475.

6. Akkasynova Zh.K. Tehnologija «Mega-klass» v uslovijah klasternoj modeli obuchenija informatike / / Molodezh' i nauka XXI veka: XVI Vserossijskij (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskij forum studentov, aspirantov i molodyh uchenyh: materialy Vserossijskoj molodezhnoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) «Innovacionnye sredstva i metody obuchenija v uslovijah IKT». Krasnojarsk, 19-20 maja 2015 g. / red. kol., otv. red. N.I. Pak; Krasnojar.gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. -Krasnojarsk, 2015. - S.4-8.

7. Sozdanie klasternoj sistemy social'no-obrazovatel'noj podderzhki shkol'nikov sel'skoj mestnosti i Krajnego Severa na distancionnoj platforme «shkola - vuz» : kollektivnaja monografija / kol. avt.; pod obshh. red. N.I. Paka / Krasnojar. gos. ped. un-t im V.P. Astaf'eva. - Krasnojarsk, 2013. - 248 s.

8. Bidaibekov Ye.Y., Kamalova G.B., Pak N.I., Akkasynova Zh.K. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki budushhego uchitelja informatiki na osnove klasternoj modeli obuchenija / / Vestnik KazNPU imeni Abaja. Serija «Fiziko-matematicheskie nauki». -Almaty, 2015. - №2 (50). - S.205-211.

9. Ivkina I.M., Kulakova I.A., Pak N.I., Romanov D.V., Simonova A.L., Sokol'skaja M.A., Hegaj L.B., Jakovleva T.A. Megaklass kak innovacionnaja model' obuchenija informatike s ispol'zovaniem DOT i SPO: kollektivnaja monografija / Krasnojar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. - Krasnojarsk, 2014. - 196 s.

10. Bidaibekov Ye.Y., Pak N.I., Akkasynova Zh.K. Tehnologija Mega-klass kak innovacionnaja model' obuchenija matematicheskomu naslediju al'-Farabi v obrazovatel'nom klastere // Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, posvjashhennoj 70-letiju d.p.n., professora E.Y. Bidajbekova i 30-letiju shkol'noj informatiki «Matematicheskoe modelirovanie i informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke (MM ITON)». - Almaty, 2015. - S.62-65.

11. Gubina T.N., Zubareva E.V. Zakonomernosti ispol'zovanija obrazovatel'nyh veb-servisov pri izuchenii matematiki v shkole // Ot informatiki v shkole k tehnosfere obrazovanija: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskaja akademija obrazovanija, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet. 2016. S. 125-130.

12. Dautova T.K., Akkasynova Zh.K. Mezhdunarodnaja klasternaja model' obuchenija informatike s ispol'zovaniem internet tehnologij // Vestnik KazNPU imeni Abaja. Serija «Fiziko-matematicheskie nauki». - Almaty, 2017. - №1 (57). - S.218-223.

13. Kamalova G.B., Akkasynova Zh.K., Makashev K. Mega-urok kak innovacionnaja forma organizacii obuchenija informatike // Pedagogika i psihologija . - №3(28). - 2016. - S.106-111.

Поступила: 25.03.2017

Об авторах:

Бидайбеков Есен Ыкласович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информатизации образования Института математики, физики и информатики, Казахскии национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан, esen bidaibekov@mail.ru

Камалова Гульдина Большевиковна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информатизации образования Института математики, физики и информатики, Казахскии национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан, g kamalova@mail.ru

Пак Николай Инсебович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий базовой кафедрои информатики и информационных технологии в образовании Института математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, nik@kspu.ru

Аккасынова Жамиля Кажыгалиевна, докторант PhD 3 курса специальности 60011100-информатика кафедры информатики и информатизации образования Института математики, физики и информатики, Казахскии национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан, zhami.90@mail.ru

Note on the authors:

Bidaibekov Esen, doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Computer Science and Information Education, Institute of Mathematics, Physics and Informatics, Abai Kazakh National Pedagogical University, esen bidaibekov@mail.ru

Kamalova Guldina, doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Computer Science and Information Education, Institute of Mathematics, Physics and Informatics, Abai Kazakh National

Pedagogical University, g kamalova@mail.ru Pak Nikolay, doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Informatics and Information Technologies in Education, Institute of Mathematics, Physics and Informatics, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP. Astafyev, nik@kspu.ru Akkassynova Zhamilya, doctoral student PhD 3 course specialty 6D011100-informatics of Department of Computer Science and Information Education, Institute of Mathematics, Physics and Informatics, Kazakh National Pedagogical University named after Abai, zhami.90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.