Научная статья на тему 'Международная деятельность как инструмент позиционирования ргутис и его интеграции в глобальное туристское образование'

Международная деятельность как инструмент позиционирования ргутис и его интеграции в глобальное туристское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смит Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность как инструмент позиционирования ргутис и его интеграции в глобальное туристское образование»

международная деятельность как инструмент позиционирования ргутис и его интеграции в глобальное туристское образование

Смит Наталья Львовна,

директор международного департамента

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Международная деятельность РГУТИС направлена на развитие сетевого взаимодействия с европейскими и российскими вузами с целью обмена лучшими практиками в образовательном процессе университетов. С этой целью РГУТИС участвует в проектах Европейской комиссии программ Эразмус +, ТЕМПУС, Кредит мобили-ти, ориентированных на долгосрочное и устойчивое партнерство с ТОП мировыми университетами, реализующими программы по туризму и сервису.

Совместная работа ведется в прикладном и отраслевом направлениях (аналитика в сфере туризма) и в сфере профессионального образования (проектирование инновационных образовательных продуктов и услуг).

Университет входит в состав крупнейших мировых ассоциаций, таких как uNWTO, EucEN, рата, cciD, IFT, что позволяет РГУТИС иметь прямой доступ к международным информационным ресурсам и принимать участие в разработке исследовательских и образовательных проектов в области туризма.

РГУТИС сотрудничает с лучшими университетами и бизнес-школами как в рамках проектов, так и по прямым договорам:

• Манчестер Метрополитен Университет, Великобритания;

• Университет Экстремадура, Бадахос, Испания;

• Бизнес школа SKEMA, Ницца, Франция;

• Дублинский Технологический Университет, Ирландия;

• Университет Картахены, Университет Хаэна, Испания;

• Французский институт туризма. Париж, Франция;

• Университетский колледж Юго-Восточной Норвегии, (колледж Телемарк)

• Балтийская международная Академия, Рига, Латвия;

• Лондонский Метрополитен Университет;

• Колледж туризма и гостиничного менеджмента, Кипр;

• Университет Никосии;

• Международная Школа Бизнеса, Будапешт, Венгрия;

• Бизнес-школа гостеприимства Университета прикладных наук Saxion, Нидерланды;

• Католический университет Айхштет-Ингольштадт, Германия;

• Чжензянский туристический институт, г. Ханьчжоу, Китай;

• Университет Дон Мён, Южная Корея, г. Пусан и др.

совместные проекты и достижение международной конкурентоспособности

Проект NETOUR «Сетевое взаимодействие организаций и университетов по совершенствованию и развитию туризма в России — исследования в культурном, бизнес- и природном туризме

РГУТИС провел исследования и анализ культурного туризма, а именно: сбор первичной и вторичной информации по 230 объектам культурного туризма Москвы и Московской области. По результатам исследования опубликованы совместные с европейскими партнерами отчеты о культурном, природном и деловом туризме в России.

Европейские партнеры по сетевому взаимодействию в проекте NETOUR:

sftema

BUSINESS SCHOO!

u UNIVERSIDAD DE EXTREMADURA

а также с университетами РФ: Мариинской государственный технический университет, Мари-Эл, Чувашия, Национальный парк «Чаваш вармане», Кубанский университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Сочинский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

С целью выявления разрывов между подходами обучения и потребностями рынка труда совместно с коллегами из Бизнес Щколы СКЕМА, г. Ницца, проведено анкетирование более чем 100 туристских компаний и профессионалов по полученным компетенциям и навыкам студентов и выпускников туристских факультетов, удовлетворяющих или не удовлетворяющих ожидания работодателей. Данные исследования опубликованы на сайте www.netour.edu.

На основе проведенного анкетирования и выявленных недостающих компетенций выпускников туристических вузов было принято решение разработать учебный модуль «Качество

и проектирование услуг», основанный на кейс-стади методе (анализе ситуативных бизнес-задач), что должно привести к улучшению профессиональных компетенций и повышению шансов на трудоустройство выпускников.

Совместное издание «методические рекомендации по разработке учебных кейсов и проектному обучению на основе кейсов».

С целью развития критического и аналитического мышления, а также использования прикладных методов обучения и расширения диалога между высшими

учебными заведениями и работодателями (компаниями, органами власти, туристскими объектами) совместно с Манчестерским Метрополи-тан Университетом были проведены обучающие семинары по написанию кейсов студентами во время прохождения практики в туркомпани-ях. На основе проведенного конкурсного отбора лучшие кейсы опубликованы на сайте www. netour.edu и в методическом пособии.

На протяжении трех лет реализации проекта NETOUR проведен глубокий анализ туристской отрасли в РФ, на основании которого РГУТИС и ведущие ученые из 17 партнерских университетов Испании, Франции, Финляндии, Великобритании и вузов России из Санкт Петербурга, Сочи, Краснодара, Йошкар-Олы опубликовали совместный учебник на английском и русском языке «туризм в России. Руководство по управлению».

На средства гранта NETOUR была оснащена библиотека РГУТИС новейшими компьютерами, оснащенными SPSS-программами для проведения дальнейших исследований и сбора различных статистических данных для туристской сферы бизнеса и образования.

Проект «Образование в сфере устойчивого развития туризма в России». Грант Норвежского центра по международному сотрудничеству в образовании «Российская программа». CPRU/10034

»„"О

Telemark university college (Tuc)

Проектная команда РГУТИС и Университетского колледжа Юго-Восточной Норвегии (колледж Телемарк) г. Бо в процессе реализации проекта существенно модифицировали три рабочих программы; одну — на уровне бакалавриата «Устойчивый туризм и инновации», одну — на уровне магистратуры в «Устойчивое развитие недвижимости в местах, представляющих туристический интерес» и одну — для делового сектора «Предпринимательство в сфере туризма», а также ряд программ дополнительного профессионального образования, в которые были интегрированы блоки по развитию устойчивого туризма.

На завершающую конференцию по результатам проекта в октябре 2016 г. были приглашены ведущие ученые не только Норвегии и России в области туризма, но и из Австралии, Швеции, Исландии: Дэвид Вивер (David Weaver), PhD, Professor of Tourism Research at Griffith University, Australia, один из крупнейших мировых ученых в области устойчивого туризма; Альбина Пашкевич, PhD, старший лектор Даларнского университета, Швеция; Гудрун Хельгадоттир (Gudrun Helgadottir), PhD, профессор Holar University College, Ирландия, член редакционной коллегии ведущего туристского журнала Скандинавии Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism.

На средства гранта на базе РГУТИС создана учебная лаборатория, предоставляющая РГУТИС новые онлайн конференц-возможно-сти для продвижения научно-образовательной парадигмы устойчивого туризма.

Особенно ценным компонентом проекта явилась программа академической мобильности преподавателей и студентов РГУТИС и Университетского колледжа Юго-Восточной Норвегии, в которой с обеих сторон приняло участие

в общей сложности 48 человек. И что особенно важно, в рамках проекта организованы и проведены стажировки, практики и студенческий обмен в течение семестра/триместра, включая преддипломные практики студентов.

Совместные коллективы исследователей приняли участие в ряде российских и зарубежных международных конференций, включая 23-й и 24-й Туристские Симпозиумы Северных Стран в Копенгагене и Рейкьявике в 2014 и 2015 гг., что позволило расширить географию международных академических контактов РГУТИС. Статистика публикаций российских участников проекта по проблематике устойчивого туризма — более пятидесяти.

Российский государственный университет туризма и сервиса, Международная ассоциация по образованию в сфере туризма и отдыха выступили в европейском проекте программы Эразмус + «сеть региональных центров по туризму» в качестве экспертов-консультантов по вопросам качества разрабатываемых программ и курсов.

Консорциум проекта:

• Национальный исследовательский Томский политехнический университет — координатор проекта от России;

• Венский университет прикладных наук (Вена, Австрия);

• Эдинбургский университет Напир (Эдинбург, Великобритания);

• Университет Умеа (Умея, Швеция);

• Международная ассоциация по образованию в сфере туризма и отдыха (Нидерланды);

• Алтайский государственный технический университет;

• Кемеровский государственный университет;

• Ивановская государственная текстильная академия;

• Российский государственный университет туризма и сервиса разработал и открыл в четырех российских регионах (Томск, Барнаул, Кемерово, Иваново) ресурсные центры индустрии туризма, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации сотрудников индустрии туризма и гостеприимства, консультированием органов власти и представителей турбизнеса, проведением научных исследований в области развития туризма. Образовательные программы центров разработаны при непосредственном участии европейских университетов-партнеров с опорой на лучшие европейские разработки и исследования в сфере туризма

и гостеприимства, с использованием современных образовательных технологий.

В рамках проекта EurDiQ «Европейское измерение квалификаций для туристического сектора»

РГУТИС проанализировал и исследовал профессиональные стандарты и рамки квалификаций как российской, так и британской и германской моделей. Было изучено, как они коррелируются с общей европейской рамкой квалификации, как выстраиваются кроссекторальные связи профессиональных стандартов изучаемых моделей. Целевыми группами стали работодатели-выпускники вуза, студенты.

Для разработки 12 учебных модулей магистратуры в рамках технического задания проекта изучена методология разработки образовательных программ, структура и содержание программ Лондонского Метрополитен университета (LMU London Metropolitan University (London, UK) и прикладного института Мител-стэнд в Шверине, Германия (Fachhochschule des Mittelstands FHM).

Партнеры по сетевому взаимодействию проекта: Балтийская международная академия, Рига, (Baltic International Academy BIA), Лондонский Метрополитан университет (LMU London Metropolitan University, London, UK), Университет Никосии, Кипр (UNic Univer city of Nicosia (Nicosia, Cyprus);

Прикладной институт Мителстэнд в Шве-рине, Германия, (Fachhochschule des Mittelstands FHM Schwerin — Baltic College(Schwerin, Germany);

Сочинский государственный университет (Sochi State University); Академия Туризма, Бишкек, Киргизия, (BAFE Academy of Tourism (Bishkek, Kirgistan)); IKSU (Issykul, Kirgiztan);

Baltic international Academy

.v.Wv. LONDON

METROPOLITAN

UNIVERSITY

UNIVERSITY OF NICOSIA

Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, а также российские

партнеры: Санкт-Петербургский государственный университет экономики — лидер проекта, Финансовая Академия при правительстве РФ, Донской технический университет, Сочинский Государственный Университет.

Приглашение лучших практиков и профессоров ведущих зарубежных университетов — от открытых лекций, тренингов до повышения квалификации ППС и создания совместных стартапов

Интернационализация образовательного процесса в вузе предполагает создание муль-тикультурной среды и плюрализма идей, чему немало способствует привлечение зарубежной профессуры для обмена опытом и Консалтинга иностранных экспертов в сфере трансфера туристских технологий:

За последние 15 лет РГУТИС посетило более 100 зарубежных преподавателей и специалистов разных областей: экономики, туризма, сервиса.

GURU visiting

Золтан Шо-моги — исполнительный директор Всемирной туристской организации UNWTO. Семинар со студентами и преподавателями РГУТИС по вопросам развития туристических дестинаций в РФ.

Мартин Крейгс, Martin Craigs, исполнительный директор Туристической ассоциации Тихоокеанского региона (PATA). Консультант РГУТИС по развитию международных стажировок для студентов в мировых гостиничных сетях.

Марк Нейком, Генеральный менеджер отеля Ritz Carlton. Профориентацион-ные семинары в РГУТИС «Командная работа и лидерство». « Построй свою успешную карьеру в гостеприимстве».

Филипп Аттия — вице-президент «Dolce Group». Открытая лекция «Стандарты гостеприимства — от улыбки до развития гостиничных сетей».

Джон Байерли, экс-посол США в Москве. Встреча со студентами РГУТИС в рамках экономического форума в Сочи.

Кнут Рустад — советник по вопросам образования, науки и технологиям в посольстве Норвегии в Г. Москве. Круглый стол в РГУТИС по устойчивому туризму.

GURU researchers

Фредерик Деманш — доктор наук, профессор маркетинга, основатель и директор Центра менеджмента в туризме в Бизнес Школе СКЕМА (SKEMA Business School) Университета София Антиполис. В прошлом президент Европейской ассоциации исследований туризма и путешествий. В настоящее время директор Школы туризма и гостеприимства Рерсон Университета (Ryerson University) в Канаде. Семинары в РГУТИС по анализу культурного и бизнес-туризма. Соавтор учебника «туризм в России. Руководство по управлению», изданного совместно с РГУТИС.

Лидия Андрадес — доктор философии в области прикладной экономики Университета Эстремадуры, Испания. Семинары в РГУТИС по маркетингу туризма, туристскому поведению, многомерному анализу туризма. Соавтор учебника «туризм в России. Руководство по управлению», изданного совместно с РГУТИС.

Андрее Артал ТУр (Andres Artal-Tur) — доктор философии, доцент кафедры экономики Технического университета Картахены (Испания) и научный сотрудник Института международной экономики, Университет Валенсии (Испания). Его главный научный интерес — в области экономики международного туризма и целевого планирования. Тренер по развитию DATA CENTER и SPSS-программам в РГУТИС.

Джоанна Контерио Phd, Гарвардский Университет

(США). Исследователь истории санаторно-курортного туризма в г. Сочи. (Годовой академический грант программы Фулбрайт).

GURU consulting

Дэвид Вард Перкинс (David Ward — Perkins) — преподаватель маркетинга и туризма Магистерской программы в Бизнес-школе СКЕМА Университета София Антиполис. Сооснователь и партнер ряда консалтинговых компаний в туризме, таких как ACCES, JDD consulting, TEAM Tourism consulting. Треннинг-консультант в РГУТИС по анализу профессиональных компетенций среди работодателей, выпускников и студентов. Соразработчик курса «Проектирование и качество услуг» и методического пособия «Кейс-стади в туризме» совместно с РГУТИС. Тренинг-семинар «Идеальный работник и выпускник: ожидания работодателей и реальность. Современные вызовы в подготовке кадров».

Михаэль Вит-тман, Консальтин-говая компания PKF Hotelexperts, Австрия, Вена, управляющий партнер. Семинар для студентов и магистрантов РГУТиС «Как привлечь инвесторов в индустрию гостеприимства, туризма и развлечений».

Цоллес Хельмут, Zolles Helmut, Внешний преподаватель производства туристического сервиса на программе MBA Университета modul, Вена, Австрия. Управляющий директор и партнер Zolles & Edinger GmbH (консалтинг в туристической сфере). Открытая лекция «Продвижение туристских территорий, или как создать туристскую дестинацию».

Жан-Люк Мишо, президент и основатель Французского института туризма, член Глобального партнерства по устойчивому туризму и вице-президент Национального института обучения и практики. Консультант-координатор проекта по разработке образовательных стандартов в туризме и сервисе совместно с УмО РГУТИС.

Армель Гроппо, экс-атташе по культуре посольства Франции в Москве. Директор по развитию Французского института туризма. Инициатор и соразработчик проекта по развитию образовательных стандартов в туризме совместно с УмО РГУГИс.

Карл Вагнер, Karl Wagner, управляющий директор тренин-говой гостиницы modul университета, Вена, Австрия. Проект переподготовки ППС для обучения обслуживающего персонала и волонтеров на Олимпийских играх сочи 14.

GURU trainers

Пер Отремберг, Ph.D.

Per Stromberg, работает над исследовательским проектом по адаптации повторного использования ресурсов в университете Упсалы, Швеция и в университетском колледже Телемарк, Норвегия. Открытые лекции и семинары в РГУТИС по адаптации повторного использования ресурсов

как инновационную стратегию в сфере туризма. Координатор проекта в РГУТИС по устойчивому туризму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ева Стал, менеджер по устойчивому развитию компании «ИКЕА». Докладчик семинара в РГУТИС «Устойчивый туризм и устойчивый менеджмент».

Эллис Саломониду, преподаватель курса AHLA (American hotel and logging Association) для ППС РГУТИС «Сертифицированный тренер в гостеприимстве».

Арно Денев,

Arnaud Deneuve, президент французского Института консьержей International Concierge Institute, руководитель и тренер Программы повышения квалификации в РГУТИС «Инновационные образовательные технологии подготовки управленческих кадров для сферы гостеприимства».

Габор Андраши, Gabor Andrasi, руководитель магистерских программ Международной школы бизнеса Оксфорд Брукс Университета в Будапеште, координатор и тренер курса «Повышение квалификации ППс по разработке учебных планов на компетентностной основе в Болонском процессе в рамках проекта TEMPUS CUDEM».

Элизабет Геншоу, ответственная за подготовку персонала и проведение тренингов со студентами РГУТИС от компании Jet Set Sport, являющейся лидером по качеству, характеру

ш

и масштабу корпоративных услуг в сфере управления программами гостеприимства и официальным поставщиком Олимпийских зимних игр Сочи 2014».

Профессор, Джон Нет-тинг (John Netting) имеет обширный опыт как в области научно-преподавательской деятельности, так и в области практического бизнеса, в том числе в таких компаниях, как IBM и ICL и бизнес-школах Оксфорд Брукс Университета (Oxford Brookes) (Великобритания), Будапешта, Барселоны. Открытые лекции в РГУТИС по бизнес-администрированию.

Доктор Лазло Лэнг (Dr. Laszlo Lang), ректор Международной Школы Бизнеса, (International Business School (IBS) в Будапеште. Открытые лекции по бизнес-стратегии.

Тамара Ратц — декан факультета туризма в Университете прикладных наук им. Яноша Кадолани (Венгрия). Открытые лекции по сегментированию туризма в Венгрии — культурный, гастрономический, вэлнес, спа.

Харалд Пехланер, профессор в Католическом Университете Айхштет-Ингольштадт (Германия). Участие в Международной школе инструкторов туризма (Петропавловск-Камчатский), семинары: «Разработка проекта развития экотурист-ской дестинации».

Дэвид Вивер (David Weaver), PhD, Профессор- исследователь Университета (Австралия) Грифин Professor of Tourism Research at Griffith University, приглашенный почетный гость российско —норвежского проекта, один из крупнейших мировых ученых в области туризма, автор ряда авторитетнейших монографий, учебников и статей по устойчивому туризму.

Стажировки и повышение квалификации ППС в топ университетах по туризму

Почему? Кто? Что?

Франция - Эталонный сервис в гостеприимстве и туризме Институт консьержей International Concierge Institute Бизнес школа СКЕМА, Ницца Французский институт туризма совместно с УМО РГУТИС Программы повышения квалификации ППС «Инновационные образовательные технологии подготовки управленческих кадров для сферы гостеприимства». «Идеальный работник и выпускник: ожидания работодателей и реальность. Современные вызовы в подготовке кадров» «Проектирование и дизайн сервиса» «Образовательные и профессиональные стандарты в туризме и сервисе»

США - передовой опыт создания сетевых отелей AHLA (American hotel and logging Association) «Сертифицированный тренер в гостеприимстве».

Австрия -передовой опыт подготовки персонала к обслуживанию на зимних олимпийских играх. Консорциум университетов и колледжей: IMC FH Кремс, MODUL университет, Вена; "Villa Blanka" Инсбург, Университет прикладных наук FH Зальцбург. Создание системы дополнительного образования, ориентированной на практическую деятельность с учетом потребностей гостиничного хозяйства и туризма

Испания - передовой опыт в технологиях и организация культурного туризма и мероприятий Университет Эстремадуры Университет Картахены, Университет Хаэна Разработка международного центра сбора статистических данных в туристской отрасли и образовании

Великобритания - законодатель образовательных стандартов Оксфорд Брукс Университет совместно с Международной школой бизнеса, Будапешт Манчестер Метрополитен Университет Лондонский Метрополитен Университет «Разработке учебных планов по менеджменту в туризме на компетентностной основе в Бо- лонском процессе в рамках проекта TEMPUS CUDEM». «Обучение на основе кейсов в туризме и гостеприимстве». «Как писать кейсы» «Кроссекторальные связи в профессиональных стандартах и рамках квалификаций в британской модели образования».

Норвегия - передовой опыт эко и устойчивого туризма Университетский колледж Юго-Восточной Норвегии, (колледж Телемарк) «Развитие учебных планов по устойчивому туризму» «Разработка проекта развития экотуристской дестинации» «Устойчивый туризм и устойчивый менеджмент»

Кипр - передовой опыт в развитии новых дестина-ций пляжного отдыха Колледж гостиничного и отельного менеджмента Университет Никосии «Развитие учебных планов на основе Болонско-го процесса и методологии тюнинга»

Ирландия - родоначальник дублинских дескрипторов Дублинский технологический институт «Опыт построения модульной образовательной программы на основе дублинских дескрипторов»

Программы академической мобильности студентов credit mobility programs:

В соответствии с Болонской конвенцией признания периодов обучения в университете реализуются три программы двойного диплома

с в International Business school (IBS) (Будапешт, Венгрия) по программам Университета Букин-гем (Великобритания) и на степень бакалавра Оксфорд Брукс Университета по направлениям «Бизнес» и «Менеджмент туризма» и Колледжем туризма и гостиничного менеджмента (COTHM) (Кипр) по направлению «Менеджмент в туризме и гостеприимстве».

Программы Credit mobility c Бизнес-школой гостеприимства Университета прикладных наук Saxion, Нидерланды; Католическим университетом Айхштет-Ингольштадт, Германия;

Чжензянским туристическим институтом, Китай; Университетом Никосии, Кипр, Исследовательским университетом Яноша Кадолани, Венгрия, университетским колледжем «Телемарк» (Норвегия).

КХХЖйкМ

JOklOS

UkJIL/eRSITV

Учебный процесс осуществляется на основе разработанных совместных учебных планов и эквивалентных таблиц взаимозачета кредитных единиц в соответствии с европейской трансфертной кредитной системой ECTS, что позволяет студентам:

- выбрать индивидуальную учебную траекторию;

- пройти обучение в течение академического года или семестра в зарубежном вузе-партнере;

- получить степень бакалавра и диплом, признанный в Европе.

Самым важным является неоценимый опыт, получаемый студентами в процессе обучения в зарубежном вузе-партнере, где студенты погружаются не только в иную культуру, но и иную образовательную среду, в которой они должны научиться жить по другим правилам в условиях самостоятельного выбора стратегии обучения.

SAj&ION University of Applied ш UNIVERSITY OF NICOSIA

международная школа стажировок

Задача Международного департамента Российского государственного университета туризма и сервиса — помочь студентам приобрести компетенции и навыки, базирующиеся на международных стандартах качества обслуживания гостей.

Участвуя в практических стажировках в ТОП отелях Кипра, Турции, Испании, Греции, Франции, США, студенты получают международный опыт в изучении кросс-культурного взаимодействия, клиенто-ориентированного подхода в сервисе, инновационных подходах в менеджменте, изучают принципы экономики впечатлений, дизайна услуг, стратегии и правовых аспектов международного туристского бизнеса.

Что мы делаем? Формируем дополнительные компетенции и навыки.

Активизируем клиенто-ориентированность в студентах.

Обеспечиваем взаимосвязь образования и бизнеса.

договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами и компаниями

География международного партнерства РГУТИС обширна: более 50 актуальных договоров и соглашений о сотрудничестве с университетами и колледжами Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Венгрии, Испании Кипра, Китая, Нидерланд, Норвегии США, Турции, Франции, Швеции, Южной Кореи, стран СНГ (рис. 1).

Рис. 1. Распределение договоров о сотрудничестве по странам

Опыт международного сотрудничества в обучении иностранных студентов

Наиболее важным аспектом академической мобильности студентов является привлечение иностранных граждан на обучение в РГУТИС. Принимая во внимание научно-образовательный потенциал университета, опыт обучения иностранных студентов и аспирантов, наработанные технологии обучения туризму и гостеприимству, Университет развивает качество образовательных программ, инфраструктуру с тем, чтобы сделать привлекательным российское туристское образование для иностранных граждан.

Подготовка высококвалифицированных кадров для зарубежных стран в РГУТИС ведется с 1985 г. За эти годы университет окончило около 27 000 граждан зарубежных государств, таких как Греция, Германия, Индия, Словакия, Кот д'Ивуар, Йемен, Мадагаскар, Сирия, Марокко, Мали, Иран, Китай, Чад, Монголия, Вьетнам, Египет, Палестина, Куба, Конго, Нигерия, Турция, Афганистан, Судан, Эфиопия, Ливан, Ангола, Камерун, Гвинея Бисау, Непал, Бангладеш, Уганда, Марокко, Заир, Боливия, Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка, Япония; страны СНГ и Балтии: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Украина, Узбекистан Туркменистан; Латвия, Литва и Грузия.

Из них около 1000 человек были выпускниками подготовительного отделения вуза.

За двадцатилетний период по программам обмена в университете обучалось более 150 иностранных граждан из зарубежных университетов Германии, Норвегии, США, Испании.

Количество иностранных студентов на сегодняшний день составляет 539 человек, что составляет 12,43% от общего числа обучающихся в университете. Контингент слушателей программ дополнительного образования по русскому языку как иностранному на 1 апреля 2017 г. составляет 81 человек, из них 84% составляют слушатели дальнего зарубежья. Особенно популярна программа обмена с Чжензянским туристическим институтом, г. Ханьчжоу, по которой обучились уже более 30 студентов из Китая.

География стран, из которых в РГУТИС обучались в отчетном периоде иностранные граждане на программах бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ДПО и ДО представлена на рис. 1.

Несмотря на демографический спад в РФ и резкое снижение поступающих российских граждан в Университет, на протяжении

последних трёх лет наблюдается стабильная ситуация по количеству набранных иностранных студентов, которая варьируется в пределах от 540 до 660 иностранных граждан в год, включая колледжи и подготовительное отделение. При этом виден рост в сторону притока иностранных граждан дальнего зарубежья.

Заметна устойчивость удельного веса иностранных студентов по отношению к студентам РФ, что в целом положительно отразилось на эффективности вуза.

Таблица 1 Показатели удельного веса иностранных студентов за период 2013-2015 гг.

Годы Очное % иностранных граждан от граждан РФ, обучающихся в РГУТИС

2013/2014 7,29

2014/2015 7,6

2015/2016 8,2

2016/2017 12,4

Результативность международной деятельности РГУТИС отражена на рис. 3.

Проекты в области обучения русскому языку как иностранному с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии ASEAN

В рамках реализации задач по расширению совместных международных программ Россия — АСЕАН в области наращивания потенциала в туристическом секторе и продолжения взаимодействия в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации в туризме, РГУТИС реализует третий проект по обучению туроператоров стран АСЕАН русскому языку.

Государства Юго-Восточной Азии столкнулись с нехваткой русскоговорящих специалистов, занимающихся российским туристским рынком. Назрела необходимость повышения качества людских ресурсов, развития углубленных знаний и навыков, услуг и сервисов в регионе.

Для решения обозначенных проблем (потребностей) проводится углубленное обучение русскому языку и практикумов по развитию туристских навыков непосредственно на культурных и туристических объектах и на базе Российского государственного университета сервиса. Усовершенствовав свои знания по русскому языку, туроператоры, администраторы, экскурсоводы

Рис. 3. Эффективность РГУТИС по разным направлениям деятельности

АСЕАН смогут содействовать популяризации русского языка в своих странах, тем самым улучшить качество обслуживания российских туристов и, как следствие, помочь продвижению туризма как из России, так и в нее, что в свою очередь создает положительный имидж Российской Федерации в странах-членах АСЕАН.

Проект вовлекает представителей всех стран-членов АСЕАН. Ранее были реализованы два проекта по обучению русскому языку, которые проводились в 2010 г в г Джакарта (Индонезия) и в 2015 г в г Сием Реап (Камбоджа) как в дистанционном, так и в очном формате: в общей сложности, были обучены 58 человек — по 29 человек соответственно в каждом проекте.

Выпускники программы получили не только базовые языковые, но и коммуникативные навыки общения, умение проводить презентации турпродуктов на русском языке, навыки ведения

экскурсий с использованием грамотной речи и знания культурных компонентов.

Все участники программ в дальнейшем продолжили работать в своих странах (Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Филиппины, Индонезия, Сингапур, Камбоджа, Лаос, Малайзия) в качестве сотрудников туристских организаций и администраций. Они успешно взаимодействуют с российскими туристскими компаниями, оказывая услуги туристам из России.

Проект «Повышение квалификации по русскому языку для туроператоров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии» придает импульс развитию партнерства между различными учреждениями в сфере туризма, содействие росту взаимных туристических потоков, а также разработке и введению в действие инновационных российских туристических продуктов в странах-членах АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.