Научная статья на тему 'Международная детская олимпиада как пример социокультурной деятельности'

Международная детская олимпиада как пример социокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СИБИРИАДА / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / THE OLYMPIC MOVEMENT / SIBIRIADA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов Ю. Н.

Международная детская олимпиада в Сибири Сибириада это уникальная форма социокультурной деятельности, которая включает олимпийское образование, физическое воспитание и социокультурное развитие. Показаны возможности данной формы организации детского и юношеского досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL CHILDREN'S OLYMPIC GAMES AS EXAMPLE SOCIOCULTURAL ACTIVITY

The international children's Olympic Games in Siberia Sibiriada are a unique form sociocultural activity which includes the Olympic formation, physical training and sociocultural development. Possibilities of the given form of the organization of children's and youthful leisure are shown.

Текст научной работы на тему «Международная детская олимпиада как пример социокультурной деятельности»

уровень готовности соответствует квалификации «специалист весьма условна, т. к. содержательные характеристики готовнос-

со средним педагогическим образованием», «специалист с нео- ти к педагогической анимации различных уровней отличаются

конченным высшим педагогическим образованием» (вожатый лишь с точки зрения возможности продолжения подготовки, оста-

в ДОЛ); репродуктивно-творческий уровень соответствует ква- ваясь концептуально едиными.

лификации «бакалавр педагогики», «специалист» (педагог-орга- Представленная модель и технология профессиональной под-

низатор, педагог дополнительного образования, социальный пе- готовки педагога как организатора детского досуга отражает кон-

дагог); творческий (исследовательский) уровень соответствует текстную специфику такой подготовки в профессиональном педа-

квалификации «магистр педагогики» (методист, менеджер, началь- гогическом образовании и проявляется на всех уровнях реализа-

ник ДОЛ). Предлагаемая формализация результатов подготовки ции концептуальной модели педагогической анимации в регионе.

Библиографический список

1. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - М., 2002.

2. Шульга, И.И. Профессиональная подготовка социальных педагогов - организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации: монография. - Новосибирск, 2009.

Bibliography

1. Andrienko, E.V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj zrelosti uchitelya. - M., 2002.

2. Shuljga, I.I. Professionaljnaya podgotovka socialjnihkh pedagogov - organizatorov detskogo dosuga v teorii i praktike pedagogicheskoyj

animacii: monografiya. - Novosibirsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 16.12.11

УДК 378

Kabanov Ju. N. THE INTERNATIONAL CHILDREN'S OLYMPIC GAMES AS EXAMPLE SOCIOCULTURAL ACTIVITY.

The international children's Olympic Games in Siberia - Sibiriada are a unique form sociocultural activity which includes the Olympic formation, physical training and sociocultural development. Possibilities of the given form of the organization of children's and youthful leisure are shown.

Key words: sociocultural activity, the Olympic movement, Sibiriada.

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культур, САУМК, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ПРИМЕР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международная детская олимпиада в Сибири - Сибириада - это уникальная форма социокультурной деятельности, которая включает олимпийское образование, физическое воспитание и социокультурное развитие. Показаны возможности данной формы организации детского и юношеского досуга.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, олимпийское движение, сибириада.

В наше сложное и нестабильное время проблема воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность, и важная роль здесь принадлежит социокультурной деятельности, поскольку только в условиях досуга потенциал молодого поколения проявляется особенно ярко.

Отечественный и международный опыт показывает, что одним из эффективных методов осуществления идеи интегрального воспитания является олимпийское образование и его составная органическая часть - комплексные игры-праздники, особенно детские, способные соединить в себе радость движения с художественным творчеством и универсальностью знаний [1-3].

Олимпийское образование - органичная часть народного образования, сочетающая в себе как основу физическую подготовку, так и дополняющая эстетическое, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения - учащейся молодежи по формуле «Спорт - Искусство - Интеллект», впервые предложенной Ю.П. Симаковым в 1995 г. [4; 5]. По аналогии с названием «Олимпиада» возник термин «Сибириада», который несёт в себе чувство гордости за родной край - Сибирь. Игры Сибири-ады представляют собой уникальное троеборье, включающее спортивные, интеллектуальные и художественные состязания детей и подростков.

Международная детская сибириада (МДС) - это детский олимпийский праздник и одновременно школа олимпийского образования детей. Лучшие выпускники школы МДС стали участниками Олимпийских и параолимпийских игр. Ирина Чащина и Елена Кронфельд прошли олимпийский путь от детской Сибириады (Новосибирск - 93 и Абакан-95) до 27-й Олимпиады в Сиднее - 2000. Международная детская сибириада (МДС) стала пробным камнем в закладке сибирского олимпийского здания, в формировании системы детского сибирского олимпийского движения, в распространении идеалов и принципов олимпийского образования. МДС способствует реализации основополагающих принципов олимпизма, сформулированных в Олимпийской Хартии, соединяет спорт с культурой, искусством и образованием, ставит его

на службу гармонического воспитания детей и молодежи, осуществляя таким образом социокультурные функции.

Старт первой Сибириаде был дан в 1993, хозяином выступил Новосибирск. Эстафета проведения Сибириад 1995, 1997 и 1999 годов продолжилась в Абакане (Республика Хакасия), Тюмени и Омске. В 2002 году Сибириаду снова принимает город на Иртыше, затем снова Новосибирск в 2004, 2006, 2008 и 2010 гг.

В основу концепции Международной детской сибириады [5], разработанной Ю.П. Симаковым, положены гуманистические идеи Пьера де Кубертена, философия олимпизма и принципы олимпийского движения, сформулированные в Олимпийской хартии 1991 года и, в частности, направленные на соединение спорта с культурой и образованием, устремленные «к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и уважения к всеобщим основным этическим принципам» [6, с. З]. Концепция МДС отражает стремление способствовать более прочному соединению в единый процесс двух фундаментальных элементов гармонического воспитания - духовного и физического - и делать это на той стадии развития ребёнка, когда начинается активный и в известной мере осознанный процесс формирования его личности, то есть в возрасте 12-13 лет. Сибириада предлагает мальчикам и девочкам готовиться и проверять свои способности в спортивном, художественном и интеллектуальном состязаниях со своими сверстниками различных народов и стран, завоевывать в честной и благородной игре почётный титул абсолютного победителя -сибирионика (по аналогии с античными Олимпийскими играми - олимпионика), а также стать победителем в отдельном виде спорта, художественном или интеллектуальном конкурсе. Особое место в Сибириаде занимают соревнования детей-инвалидов, что значительно повышает гуманную значимость этого праздника.

Целями Международной детской сибириады являются: ориентация общественного сознания на формирование здорового образа жизни детей и родителей, организационное совершенство-

вание процесса физического, эстетического и духовно-нравственного воспитания в семье и школе, содействие распространению и развитию олимпийского образования в Сибирском регионе, воспитание подрастающего поколения на основе принципов гуманизма, единства интеллектуально-го, эстетического и физического развития.

Задачи:

• популяризация идеи и принципов олимпийского образования и распространение олимпийских традиций среди учащихся общеобразовательных школ Сибирского региона;

• содействие формированию личности в системе универсальной триады «Спорт - Искусство - Интеллект»;

• приобщение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

• определение абсолютных победителей в многоборье спортивных, интеллектуальных и художественных состязаний.

Сибириада - это и праздник, и своеобразный смотр состояния олимпийского образования в Сибирском регионе. Введение олимпийского образования в образовательные учреждения, -процесс сложный, требующий длительного периода экспериментов, научных обобщений, практической апробации и решения других проблем. К числу наиболее важных вопросов, требующих незамедлительного решения на начальном этапе освоения олимпийского образования как учебной дисциплины, на наш взгляд, следует отнести: подготовку кадров для всех уровней образования; разработку учебной документации - учебных программ и методических указаний к ним, причем, дифференцирование от дошкольных учреждений до вузов на принципах последовательности и преемственности от одной ступени образования к другой, как в историко-организационном, философском, социологическом, так и в практическом разделах; а также, следует подумать и над усовершенствованием программы Международной детской сибириады. Поступают предложения из ряда регионов о том, чтобы наряду с летней проводить зимнюю Сибириаду. В некоторых регионах возникли и успешно проводятся свои, так сказать, мини-сибириады, городские, районные, школьные. Жаль, что до Исполкома СОА не доходит информация об этих исключительно нужных и, несомненно, интересных делах, особенно проводимых на уровне детских садов, школ, ПТУ. О таких мини-играх, об этом ценном опыте надо говорить во весь голос, широко используя средства массовой информации; о них необходимо сообщать в Исполком Сибирской олимпийской академии, чтобы иметь возможность изучать и обобщать накопленный опыт, делать его общим достоянием.

Раздел учебной программы по истории Сибириады подготовлен в соответствии с совместным приказом Министерства образования РФ Олимпийского комитета России от 5 марта 1994 года. В процессе составления и систематизации программного материала использовались рекомендации Ю.П. Симакова, его матрица для разработки учебных программ по олимпийскому образованию и методические советы, раскрытые им в учебном пособии «Олимпиада и олимпийцы» [13; 14], а также результаты экспериментальной апробации программного материала в средних школах № 2, 30 и 59 г. Омска. Учебная дисциплина «Олимпийское образование», введённая Олимпийским комитетом России и Министерством образования Российской Федерации, начинает занимать ведущие позиции в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками. Разработанная Олимпийским комитетом России программа «Основы олимпийских знаний» дополнена вопросами о Сибирском олимпийском движении. Программный материал «Олимпийское движение в Сибири» содержит познавательную информацию о спорте и спортсменах Сибирского региона, Омской области и города Омска, знакомит учащихся с содержанием и деятельностью Сибирской олимпийской академии (СОА), с особенностями региональных детских Игр, раскрывает практических опыт олимпийского образования молодого поколения сибиряков.

«История Сибириады» - один из разделов программы олимпийского образования школьников Сибири, направлен на изучение вопросов возникновения и развития детского сибириадного движения.

Основные положения Хартии МДС, программа троеборья «Спорт - Искусство - Интеллект», организация и проведение детских Олимпийских игр, символика и атрибутика Игр Сибириады разработаны Ю.П. Симаковым [4-6].

Цель программы олимпийского образования - совершенствование процесса физического, интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания школьников на идеалах и принципах олимпизма.

Задачи программы:

1. Сформировать систему знаний о возникновении и развитии Игр детской Сибириады.

2. Создать представление о системе троеборья «Спорт -Искусство - Интеллект» и развивать соответствующие умения.

3. Активизировать школьников к самостоятельной работе по развитию физических, интеллектуальных и эстетических способностей.

4. Содействовать формированию основ здорового образа на идеалах и ценностях олимпизма.

В ходе систематизации учебного материала по истории Си-бириады выделены и обозначены основные направления формируемых знаний и умений, которые распределены в следующей последовательности: 1) История детской Сибириады и общие теоретические сведения о детских спортивных праздниках; 2) Цели, задачи и основные положения МДС; 3) Хартия МДС -правила и официальные разъяснения условий празднования Игр Сибириады; 4) программа троеборья «Спорт - Искусство - Интеллект», 5) сценарии торжественного открытия и закрытия детского олимпийского праздника; 6) система определения победителя и призеров в личном и командном первенстве, церемония награждения; 7) символика и атрибутика Сибириады; 8) характеристика Игр Сибириады, проходивших в Новосибирске, Абакане, Тюмени, Омске и обобщение опыта олимпийского образования детей школьного возраста.

Содержание курса истории Сибириады учащиеся 1-4 классов осваивают в форме сюжетных и подвижных игр, познавательных заданий и бесед, интеллектуальных конкурсов и викторин, экскурсий и других форм внеклассных занятий. В основном, младшие школьники приобщаются к сибириадному движению, знакомясь с символикой и атрибутикой Сибириады, и закрепляют свои знания, принимая участие в школьных мини-сибириадах. Дети 57 классов вовлекаются в систему сибириадного движения, как правило, в процессе внеклассных занятий, но возможно и в учебное время на уроках физкультуры и других учебных предметах. Учащиеся 10-13 лет принимают участие в городской и региональной Сибириаде, в этой связи, увеличивается количество часов на изучение теоретических вопросов, посвященных теме олимпизма в Сибирском регионе. Учитель проводит занятия по основам олимпийских знаний и создаёт представление о детской Сибири-аде, используя игровые средства, познавательные задания, кроссворды и головоломки. Школьники 8-9 и 10-11 классов свои познания в области Международной детской сибириады углубляют и совершенствуют на учебных занятиях или во время внеклассных мероприятий в форме лекций, бесед, экскурсий, семинаров и т.д. С целью закрепления пройденного материала используются интеллектуальные и сюжетные игры. Старшеклассники принимают участие в организации и проведении школьных и городских Сибириад в качестве помощников учителя, закрепляя элементарные навыки инструктора по спорту, спортивного журналиста, спортивного режиссёра и т.д.

Программа МДС включает три вида состязаний: спортивные, интеллектуальные, и художественные. Каждый участник МДС проходит все три тура.

ПЕРВЫЙ ТУР - СПОРТИВНАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ВЫЗОВ!».

В спортивной программе дети выполняют тесты по физической подготовке и беговые эстафеты с элементами гимнастики, баскетбола и легкой атлетики. Данные тестирования фиксируются в личном зачёте участника итоги беговых эстафет - в командном зачёте. Первая часть спортивной программы - выполнение тестов по физической подготовке. Оцениваются двигательные и физические способности школьников: скоростная сила (бег 60 м, с; прыжок в длину с места, см); силовые способности (девушки - из седа согнув ноги, руки скрестно на плечах опускание и поднимание туловища, количество раз за 30 сек.; юноши - подтягивание, количество раз); гибкость (наклон вперёд сидя, см); общая выносливость (бег 1000м, мин.)

Вторая часть спортивной программы состоит из беговых эстафет с преодолением препятствий, направленных на совершенствование двигательных умений и развитие координационных и физических способностей школьников. Комплексы физических упражнений «Челночный бег», «Баскетбол», и «Туннель» составлены на основе программного материала школьной физической культуры и включают двигательные действия из разделов учебной программы: легкая атлетика, баскетбол и гимнастика. Время выполнения двигательных заданий фиксируется секундомером.

ВТОРОЙ ТУР - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ПЛОДОТВОРНОСТЬ!». Интеллектуальные состязания состоят из трёх частей: 1) сочинение по теме: «О, спорт! Ты благородство!»; 2) викторина эрудитов по занимательной математике, по истории, географии и биологии; 3) конкурс знатоков олимпизма. Время, отведённое на сочинение и интеллектуальные конкурсы, соответственно 40 и 20 минут. Оцениваются раскрытие темы сочинения, количество правильных ответов конкурсов эрудитов и знатоков олимпизма. Общая сумма баллов заносится в протоколы личного и командного первенства. Интеллектуальный конкурс «Эрудит» включает в себя вопросы по общеобразовательным дисциплинам и основам олимпийских знаний и представлял собой письменную викторину. Этот конкурс органически связан с программами по олимпийскому образованию, которые осваивают образовательные учреждения России.

ТРЕТИЙ ТУР - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ЗОДЧИЙ!» Участники представляют «Визитную карточку школы», где раскрываются хореографические, вокальные, ораторские и другие способности детей. Содержание и построение художественного выступления «Визитная карточка школы» должны соответствовать тематике спорта, олимпизма или здорового образа жизни. Выступление команды до 3-х минут. Результаты командного выступления в художественной программе включаются в личный зачёт участника. Художественный конкурс включает два вида соревнований: танец и песню, как в сольном, так и в групповом исполнении. В случае группового исполнения каждому участнику присуждались медали и начислялись очки в зависимости от места, занятого дуэтом или ансамблем по аналогии зачёту в командных спортивных соревнованиях. Такой критерий оценки позволяет привлечь к участию в художественном конкурсе максимальное число девочек и мальчиков, в том числе детей-инвалидов.

Школьники, принявшие участие в спортивной, интеллектуальной и художественной программе МДС и набравшие наименьшее количество очков по сумме мест, становятся победителями в комплексном зачёте и удостаиваются титула «Сибирионика» с вручением медали «Сибирионик», диплома, памятного листа Сибириады и ценного подарка. Имена заносятся в «Книгу почёта Сибирской олимпийской академии». Участники, занявшие вторые и третьи места, награждаются медалями и дипломами «Лауреат МДС», и школьники, занявшие четвёртые, пятые и шестые места награждаются медалями и дипломами «Кавалер МДС». Участникам, занявшим 1-3 места в отдельных видах программы МДС, вручаются дипломы соответствующих степеней и памятные значки. Всем участникам Международной детской сибириады вручаются сертификаты МДС. Подводя общие итоги многолетних проведений Игр Сибириады, отмечено, что спорткомитеты Сибири совместно с органами образования, культуры, здравоохранения региональных администраций сохранили накопленные советской

Библиографический список

системой физического воспитания и Международным олимпийским движением формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной деятельности. Продолжена традиция по привлечению детей к гуманистическим идеалам олимпизма, привитию им живительной силы духа, физической и нравственной гармонии человека. Особую благодарность Сибириаде выразили дети-инвалиды и их родители за радость общения со всеми детьми и с детьми-инвалидами из других регионов.

Президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу, за признание гуманистической идеи детского форума "Сибириада", которое было высказано в его Послании из Лозанны 10 июня 1993 года участникам Новосибирской Сибириады. «Воспитание детей, - говорилось в послании Х.А.Сама-ранча, - является одной из главнейших задач общества. Эти дети, которые участвуют в Сибириаде и воспитываются на олимпийских идеалах, вырастут в спортсменов-олимпийцев завтрашнего дня». Шамиль Тарпищев выразил надежду, что детский праздник станет традиционным: «Сибирь из покон веков славилась выдающимися людьми и талантливыми спортсменами, и сегодня, когда всех беспокоят судьбы нового поколения, физкультурно-спортивные работники и тренеры Сибири постоянно совершенствуют формы и методы работы, одной из них является Детская Сибириада» [7-8].

Обобщая результаты детского олимпийского движения, необходимо отметить благотворное воздействие олимпизма на воспитание и образование детей. Олимпийское образование в какой-то мере должно возродить лучшие традиции, формы и методы отечественной системы физического воспитания и народного образования. Сибириада сплотила работников спорта с деятелями культуры, образования, здравоохранения, хозяйственными и коммерческими структурами, содействовала творческой интеграции во имя поставленной цели. Проведение Сибириады укрепило деловые и товарищеские связи с коллегами по профессии из многих городов не только Сибири, но и России.

Сибириада - это уникальная форма социокультурной деятельности, включающей олимпийское образование, которая органично вписывается в процесс физического воспитания и приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения. Эта социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у детей и подростков определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей. Игры детской сибириады вселяют уверенность в правоту нашего общего дела по сохранению и спасению детей и подростков от тлетворного влияния суррогатов западной, особенно американской массовой информации. Мы противопоставляем этой идеологической экспансии, несущей нашей молодежи нравственную и духовную деградацию и физическое вырождение, нашу подлинно народную, человеческую культуру.

1. Международная детская Сибириада // Сибирская Олимпийская Академия: Бюл. - 1993. - № 3.

2. Михалёв, В.И. Сибирская олимпийская академия и проблемы олимпийского воспитания // Дети и олимпийское движение: материалы симпоз. дет. Сибириады - 93. 5-7 июля 1993 г. - Новосибирск, 1993.

3. Сальников, В.А. Роль олимпийского движения в воспитании подрастающего поколения / В.А.Сальников // Дети и олимпийское движение: тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. симпоз. 11-14 июня 1997 г.: III Междунар. дет. сибириада. - Тюмень, 1997.

4. Симаков, Ю.П. Международная детская сибириада как практическая реализация олимпийского образования // Дети и олимпийское движение: Материалы симпоз., посвящ. II Междунар. дет. Сибириаде / СОА; Хакас, ун-т им. Н.Ф. Катанова. - Абакан, 1995.

5. Симаков, Ю.П. Международная детская сибириада: от мечты до традиции / Ю.П.Симаков // Дети и олимпийское движение: тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. симпоз. 11-14 июня 1997 г.: III Междунар. дет. сибириада. - Тюмень, 1997.

6. Хартия Международной детской сибириады (МДС) / сост. Ю.П. Симаков; Олимпийский комитет России. - Омск; Новосибирск, 1995.

7. Самаранч приветствует Сибириаду // Олимпийский вестник. - 1993. - № 13.

8. С заботой о детях // Олимпийский вестник. - 1995. - № 31.

Bidliography

1. Mezhdunarodnaya detskaya Sibiriada // Sibirskaya Olimpiyjskaya Akademiya: Byul. - 1993. - № 3.

2. Mikhalyov, V.I. Sibirskaya olimpiyjskaya akademiya i problemih olimpiyjskogo vospitaniya // Deti i olimpiyjskoe dvizhenie: materialih simpoz. det. Sibiriadih - 93. 5-7 iyulya 1993 g. - Novosibirsk, 1993.

3. Saljnikov, V.A. Rolj olimpiyjskogo dvizheniya v vospitanii podrastayuthego pokoleniya / V.A.Saljnikov // Deti i olimpiyjskoe dvizhenie: tez. dokl. i soobth. Mezhdunar. nauch. simpoz. 11-14 iyunya 1997 g.: III Mezhdunar. det. sibiriada. - Tyumenj, 1997.

4. Simakov, Yu.P. Mezhdunarodnaya detskaya sibiriada kak prakticheskaya realizaciya olimpiyjskogo obrazovaniya // Deti i olimpiyjskoe dvizhenie: Materialih simpoz., posvyath. II Mezhdunar. det. Sibiriade / SOA; Khakas, un-t im. N.F. Katanova. - Abakan, 1995.

5. Simakov, Yu.P. Mezhdunarodnaya detskaya sibiriada: ot mechtih do tradicii / Yu.P.Simakov // Deti i olimpiyjskoe dvizhenie: tez. dokl. i soobth. Mezhdunar. nauch. simpoz. 11-14 iyunya 1997 g.: III Mezhdunar. det. sibiriada. - Tyumenj, 1997.

6. Khartiya Mezhdunarodnoyj detskoyj sibiriadih (MDS) / sost. Yu.P. Simakov; Olimpiyjskiyj komitet Rossii. - Omsk; Novosibirsk, 1995.

7. Samaranch privetstvuet Sibiriadu // Olimpiyjskiyj vestnik. - 1993. - № 13.

8. S zabotoyj o detyakh // Olimpiyjskiyj vestnik. - 1995. - № 31.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.