Научная статья на тему 'Международная безопасность - условие правопорядка во взаимоотношениях государств XXI века'

Международная безопасность - условие правопорядка во взаимоотношениях государств XXI века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
199
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиунов О.И.

Norms which the international security law consists of have the complex character. They cover common law norms and imperative complexes, e.G. basic principles of international law. At the same time, the law of international security deals with the questions of special nature, such as the measures on prevention of nuclear war, disarmament, self-defense and struggle against terrorism. Leaning on the international law in the branch of security, the states also use internal means which widens the possibilities of national security maintenance. The states' cooperation in the sphere of the international security is one of the main elements of the international law order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International security - conditions of law and order in the relationship between states in 21st century

Norms which the international security law consists of have the complex character. They cover common law norms and imperative complexes, e.G. basic principles of international law. At the same time, the law of international security deals with the questions of special nature, such as the measures on prevention of nuclear war, disarmament, self-defense and struggle against terrorism. Leaning on the international law in the branch of security, the states also use internal means which widens the possibilities of national security maintenance. The states' cooperation in the sphere of the international security is one of the main elements of the international law order.

Текст научной работы на тему «Международная безопасность - условие правопорядка во взаимоотношениях государств XXI века»

Международно-правовые аспекты

О.И. Тиунов

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -УСЛОВИЕ ПРАВОПОРЯДКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВ XXI ВЕКА

Вопросы обеспечения безопасности вставали перед государствами и в предшествующие исторические периоды. Однако сейчас они приобрели глобальный характер. В условиях ускорившихся интеграционных процессов в различных сферах общественной жизни утрачивается единство мирового сообщества, взаимозависимость государств и народов. Но благополучие отдельных народов неразрывно связано с благополучием мирового сообщества в целом1. Все острее глобальные проблемы, встающие перед человечеством. Например, борьба с международным терроризмом и транснациональной преступностью, решение вопросов экологии, энергетики, природных ресурсов, обеспечение продовольствием, исследование Мирового океана и космоса, контроль над вооружениями, недопущение применения силы в обход международного права. Наряду с объективной тенденцией сближения государств и народов глобализация может привести к губительным последствиям для мировых цивилизаций. Отсюда возникает задача существенного повышения степени безопасности государств и народов, что позволит поднять и уровень управляемости мировой системы, то есть речь идет об управлении глобализацией и разработке средств управления глобальными процессами. Это долгосрочная задача, стержневым элементом которой является развитие сотрудничества государств по вопросам безопасности.

В документе Организации Объединенных наций «Декларация тысячелетия» от 8 сентября 2000 г. главными задачами международного сообщества государств в XXI веке, в частности, признаны: решимость государств освободить народы от бедствий войн, которые за десятилетие, предшествующее 2000 году, унесли более пяти миллионов жизней, добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения, укреплять

уважение к принципу верховенства права как в международной, так и во внутригосударственной законности2.

Категория «законность» в общей теории права понимается неоднозначно, так как связана с оценкой различных составляющих элементов этой категории. Следует взять за основу характеристику законности как системы реально действующего права, что предполагает наличие в обществе и государстве правового законодательства - таких действующих законов, включая Конституцию государства, которые «адекватно выражают идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства»3. Законность также предполагает полное воплощение Конституции и других нормативных правовых актов, их эффективную защиту, учет требований норм международного права. Правовой порядок занимает центральное место в жизни общества и функционировании государства. Юридические качества правопорядка базируются на законах, правовых идеях, тех принципах и институтах, которые применяются государственной властью. Правопорядок отражает состояние правовой жизни общества, он проявляется через упорядоченную систему правовых отношений и их свойств. Право, правоотношения, правопорядок связаны с осуществлением законности в ее качественных характеристиках4. Если право представляет собой установленную законом государственную волю и интересы, имеющие нормативную определенность, то законность выступает как качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения, действительную реализацию законов5.

Положения общей теории права сохраняют свое значение и применительно к характеристике международной законности и международного правопорядка. Правда, в литературе по международному праву существуют различные их определения. Так, под мировым правопорядком понимают порядок, который «определяет, регламентирует отношения между участниками международного общения»6, решающую роль среди которых принадлежит государством в силу того, что они определяют статус и права остальных участников, а также устанавливают правила их поведения. Подобный подход основан на отождествлении мирового правопорядка и международного права, так как, по мысли сторонников этого подхода, мировой правопорядок выполняет те же функции, что и международное право. Однако, если мировой правопорядок - это то же самое, что и международное право, то категория правопорядка теряет всякий смысл.

В действительности международное право и международный правопорядок - хотя и связанные друг с другом, но различные категории. Международный правопорядок опирается на международное право, но это не означает их содержательной и функциональной идентичности. Международное право представляет собой сложный правовой комплекс, предметом регулирования которого являются межгосударственные и иные международные отношения и, более того, - определенные внутригосударственные отношения. Важным вопросом, касающейся указанного правового комплекса, является вопрос об организации его функционирования. На это, например, обращает внимание один из известных западных исследователей Х. Харт, который считает вопрос о характере функционирования норм в отношениях между государствами весьма актуальным, исходит из того, что необходимо изучать принципы и концепции, которые связаны как с международным, так и внутригосударственным правом7.

Российский юрист - международник И.И. Лукашук, характеризуя метод функционирования международного права, с помощью которого реализуются его нормы, выделяет, в частности, такие его стороны как принятие организационных мер по реализации норм международного права, применение специальных правовых мер воздействия на международные отношения, осуществление норм международного права политическими средствами. При помощи указанных мер осуществляется координационно-властные действия суверенных государств, направленные на обеспечение функционирования международного права. При этом по мере развития международного права возрастает значение национального аспекта реализации международно-правовых норм. Функционирование международного права путем воздействия на международные отношения происходит в рамках поддержания международного правопорядка.8 Помимо понимания правопорядка как юридического, идеального явления - системы чисто правовых отношений, под международным правопорядком понимают результат претворения в жизнь правовой модели, то есть фактический правопорядок. Под фактическим правопорядком можно понимать то, что называют мировым порядком. Как полагает И.И. Лукашук, в целом международный правопорядок - это система международно-правовых отношений, призванная придать сообществу государств структурную устойчивость. Международный правопорядок как согласованная система ценностей должен быть основан на принципе господства права, что позволяет

международному праву функционировать в благоприятных социально-политических условиях9. Именно такая среда является условием законности. Поэтому международный правопорядок и международная законность являются взаимосвязанными категориями. Международная законность проявляется в соответствии международных отношений их правовой модели. Она необходима как в правотворчестве, так и в правоприменении с целью обеспечения эффективности международного права. Утверждение международной законности - это добросовестное выполнение каждым государством своих международных обязательств. Она обеспечивается коллективными и индивидуальными действиями государств, которые могут опираться на механизм санкций, например, со стороны ООН в отношении государств - членов ООН, нарушивших нормы международного права. Категории «международный правопорядок», «международная законность» приобретают в условиях глобализации особое значение в связи с необходимостью повышения уровня управления социальными процессами как в международных, так и во внутригосударственных отношениях10.

В итоге центральным звеном законности и правопорядка в современный период является обеспечение международной и национальной безопасности государств. Это обусловлено формированием глобальной правовой системы, в которой определяющую роль начинают играть нормы международного права. Возрастание роли и авторитета международного права, не только регулирующего международные отношения, но затрагивающего определенные институты во внутригосударственных отношениях (например, принципы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государств, защиту прав человека, борьбу с международной преступностью и т.д., отражают взаимопроникновение систем международного и внутригосударственного права, их своеобразную конвергенцию, что особенно проявляется в сближении норм международного и конституционного права11.

Обеспечение безопасности как условие достижения международной законности и устойчивого правопорядка - требование XXI века. В связи с этим необходимо определить основные элементы международной безопасности.

В качестве таких элементов, в первую очередь, следует выделить базисные правовые основы безопасности - основные принципы международного права. Основные принципы являются составной частью общепризнанных принципов и норм

международного права. Они выражают коренные интересы государств и народов, являются особо важными и значимыми для создания благоприятных внешних условий обеспечения жизнедеятельности народов. Эти принципы признаны обязательными практически всеми государствами. В силу своей фундаментальности они составляют основу международного права и обладают особыми качеством - императивностью. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. императивной нормой общего международного права является норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер»12. В данной статье Конвенции также устанавливается положение, согласно которому договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Ничтожный договор - это договор, не имеющий юридических оснований считаться действительным. Он ничтожен уже в момент заключения. Таким образом, государства-участники этой конвенции исходят из все возрастающего значения договора как источника международного права и как средства мирного сотрудничества между нациями. Устав ООН выражает чаяния народов «объединенных наций». Именно они преисполнены решимости «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе», «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности», «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе»13. Среди главных органов ООН Уставом ООН предусмотрены и действуют органы, к полномочиям которых непосредственно относятся вопросы безопасности. Так, Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение, а на Совет Безопасности ООН возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Устав ООН способствовал кодификации и прогрессивному развитию международного права, в том

числе такой группы норм современного международного права, как его общепризнанные принципы и нормы.

Органы ООН не могут функционировать без опоры на общепризнанные принципы, особенно в той их части, которая охватывает основные принципы международного права. В уставе ООН названы некоторые из них, такие как принцип суверенного равенства, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение взятых обязательств, уважение прав и основных свобод человека, территориальная неприкосновенность, разрешение споров мирными средствами, обязанность воздерживаться в международных отношениях от угрозы применения силы, обязанность сотрудничества, недопустимость вмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. С учетом этих принципов государства-члены ООН взяли обязательство объединить силы для поддержания мира и безопасности. Впоследствии эти принципы были развиты, детализированы в ряде документов ООН, в частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. В Декларации было раскрыто содержание вышеназванных принципов Устава ООН. Существенный вклад в развитие содержания принципов Устава ООН был внесен документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), преобразованного затем в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Среди них выделяется Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., составной частью которого является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

В этом документе основные принципы были детализированы, что позволяет назвать такие их характерные черты, которые имеют непосредственное отношение к вопросам безопасности.

Так, принцип суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, связан с целями обеспечения безопасности на основе права каждого государства на юридическое равенство, на свободу и политическую независимость, право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, устанавливать свои законы и административные правила.

Другой принцип - неприменение силы и угрозы силой -также отражает идею безопасности: государства юридически обязаны воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или ее прямое или косвенное применение против других государств. Недопустимы любые акты репрессалий с помощью силы. Применение силы или угрозы силой не может использоваться как способ урегулирования споров. Недопустимо применение силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости государства.

Статья 52 Венской конференции о праве международных договоров определяет последствия нарушения указанного принципа в случае принуждения государства посредством угрозы силой или её применения заключить международный договор. «Договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций»14. Когда договор становится ничтожным в силу ст. 52 Венской конвенции, то его участники устраняют, насколько это возможно, последствия любого действия, совершенного на основании положения, противоречащего императивной норме общего международного права, и приводят свои взаимоотношения в соответствии с этой нормой.

Для обеспечения международной безопасности и поддержания правопорядка большое значение имеет действие применения мирного урегулирования споров. Этот принцип требует, чтобы споры разрешались в духе справедливости и сотрудничества, чтобы не подвергались угрозе международный мир и безопасность. Должно быть достигнуто справедливое решение, основанное на международном праве. В этих целях государства могут использовать такие средства как переговоры, арбитраж, судебное разбирательство, обследование, посредничество и иные мирные средства. Право выбора средств разрешения спора остается за спорящими сторонами, включая любую процедуру урегулирования. Государства, являющиеся сторонами спора, обязаны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение, что затрудняет урегулирование спора.

Таким образом, принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, представляют собой основные принципы общего международного права, имеющие императивный характер. Они объективируются в международных договорах и

в международно-правовых обычаях, а также в решениях межгосударственных организаций, если, согласно Уставу организации, такое решение обязательно для выполнения, то есть не является рекомендательным. Впрочем, государство имеет право выполнять в одностороннем порядке и рекомендательные решения, что может проявиться в соответствующей практике его органов публичной власти.

Другой правовой основой безопасности являются международные договоры, регулирующие отдельные вопросы ее обеспечения. Среди них можно выделить разновидность международных договоров, задача которых - предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Например, такую цель преследуют Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок (1988 г.).

Другая разновидность международных договоров, касающаяся вопросов безопасности, - это договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и санкционирующие их уничтожение. Например, это Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.).

Существенную роль в обеспечении международной безопасности, что гарантирует и национальную безопасность, играют договоры ограничивающие гонку вооружений. Россия, в частности, как правопреемник СССР, несет обязательства, вытекающие из Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), она подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г., ратифицирован 17 мая 2000 г.).

К названной разновидности договоров также относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.); Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.).

Следует также выделить и многие другие разновидности договоров, касающихся предотвращения и пресечения международного терроризма. В качестве примера можно привести Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 г.); Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г.) и Дополнительный протокол к ней (2003 г.), Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.), Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.); Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (2006 г.).

Наконец государства заключают договоры, непосредственно посвященные регулированию коллективной безопасности. Так, на основе Договора о коллективной безопасности стран СНГ от 15 мая 1992 г. и Устава Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. определено, что целью Организации является содействие формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права. В связи с этим государства СНГ должны воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из этих государств. Актуальна задача сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности с государствами, не являющимися ее членами. Она также имеет целью поддержание отношений с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Россия также считает, что вопросы миротворчества должны стать плодом коллективных усилий государств СНГ путем их активного участия в налаживании механизмов миротворчества во взаимодействии с ООН и ОБСЕ15.

Международно-правовые нормы, касающиеся вопросов безопасности, можно, с учетом сказанного, разделить на пра-вообеспечительные и регулятивные. Реализация одних (право-обеспечительных норм) оказывается необходимой для реализации других норм - регулятивных. Сочетание регулятивных и правообеспечительных норм в процессе их взаимодействия направлено на конечный результат - эффективное претворение в жизнь взятого обязательства. Это свидетельствует и о достижении цели договора. Претворение в жизнь норм международного права также свидетельствует об уровне состояния международной законности и правопорядка. Поддержанию этого уровня способствует использование специальных механизмов, которые берутся «на вооружение» государствами. Например, это системы

международно-правовых гарантий, международно-правового контроля; применения специальных процедур, позволяющих воздействовать на государство, уклоняющееся от выполнения взятых обязательств; рассмотрение спорных вопросов в Международном Суде ООН, а жалоб индивидов - в Европейском Суде по правам человека; привлечение физических лиц к международной уголовной ответственности за грубые и массовые нарушения норм международного права; применение санкций ООН против государств, нарушителей международного мира и безопасности; применение к государствам, нарушающим международные обязательства, контрмер со стороны пострадавших государств и многие другие механизмы. Следует иметь в виду, что реализация международно-правовой нормы связана не только с международно-правовыми механизмами, но и с внутригосударственными. Противодействие государств международному терроризму «осуществляется путем реализации международных норм в антитеррористической сфере, их возможной имплемен-тации в национальное законодательство и создание механизма реализации действия международных договоров, включая их ратификацию и вступление в силу»16.

В современный период государства имеют достаточные возможности для обеспечения международной безопасности. Эффективное использование этих возможностей, а следовательно, формирование нового мирового порядка, соответствующего правопорядку и новому уровню законности, зависит от осознания всеми государствами и, прежде всего, крупными державами своей ответственности за его поддержание. Должна сформироваться всеобщая культура мира, основанная на коллективной ответственности государств перед народами земного шара за их безопасность и благополучие.17

Примечания

1 См.: Московский юридический форум. Глобализация, государство, право, XXI век: По материалам выступлений. / Научный ред. В.И. Блищенко. - М.: 2004. С. 7 - 9.

2 И.И. Лукашук. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации. - Журнал российского права, 2002, №3. С. 17.

3 Н.В. Витрук. Раздел «Законность: понятие, защита и обеспечение». Общая теория права, курс лекций. / Под общ. ред. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород: 1993. С. 527.

4 В.В. Борисов. Правовой порядок. В кн.: Общая теория государства и права: Академический курс. В 2-х т. / Под ред. М.М. Марченко. - М., 1998. Т. 2.Теория права. С. 554.

5 Там же. С. 554, 555

6 Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. - М.: 2006. С. 30

7 H.L.A. Hart. The Concept of Law. Second Edition. - Oxford: 1994. P. 235 - 237.

8 И.И. Лукашук. Международное право. Общая часть. - М.: 1996. С. 165 - 167;

9 Там же. С. 173 - 174.

10 Организация Объединенных Наций. Декларация тысячелетия от 8 сентября 2000г. В кн.: Международное публичное право: Сборник документов. / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. Ч. 1. - М.: 2006. С. 87 - 88.

11 И.А. Конюхова. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. - М.: 2006. С.12 - 24.

12 Международное публичное право: Сборник документов. / Сост. К.А. Бекяшев. Ч.1. - М.: 2006. С. 331.

13 Действующее международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 1. - М.: 1996. С. 7 - 8.

14 Международное публичное право: Сборник документов. / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. Ч.1. - М.: 2006. С. 330.

15 Стратегический курс России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. В кн.: Международное публичное право: Сборник документов. / Сост. К.А. Бекяшев и Д.К.Бекяшев. Часть I. - М.: 2006. С. 1035.

16 Т.Я. Хабриева, О.И. Тиунов, В.П. Кашепов, В.Г. Вишняков, В.А. Юртаева. Об эффективности правового обеспечения борьбы с международным терроризмом. В кн.: Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом / Сост. В.Л. Шульц. Центр исследований проблем безопасности РАН; Научный Совет при Совете безопасности РФ. - М.: 2006. С.196.

17 Обращение Московского форума «Глобализация, государство, право XXI век». В кн.: Московский юридический форум. Глобализация, государство, право XXI век: По материалам выступлений. / Научный ред. В.И. Блищенко. - М.: 2004. С. 7 - 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.