Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к изучению экологии в контексте реализации устойчивого развития общества'

Междисциплинарный подход к изучению экологии в контексте реализации устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва В. В.

Автор представляет обобщающую информацию о результатах выездных занятий в крепость «Владивосток» с курсантами военного института. Подобные междисциплинарные занятия эффективно претворяют в жизнь задачи образования в области экологии и истории Отечества, способствуют эколого-патриотическому воспитанию курсантов в военном вузе, формируют «многомерный интеллект», необходимый для устойчивого развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary Approach to Ecology Studies to Achieve a Steady Development of the Society

The author gives resumptive information on the results of field trip to the fort «Vladivostok» with the cadets of a military institute. Such interdisciplinary studies efficiently execute the objectives of education in the sphere of Ecology and Russian History, contribute to ecological and patriotic education of cadets at a military institute, and build up «a multivariate intellect» required for a steady development of the community.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к изучению экологии в контексте реализации устойчивого развития общества»

— в процессе обучения доминирует диалогическое общение между учителем и учеником.

Очень важно, чтобы в школу пришли специалисты того профиля, который выбрал для себя ученик, люди, знающие мир профессий. Цель профильного обучения — не только подготовить учащегося к будущей профессиональной деятельности, а создать для него в максимальной мере условия осознанного выбора вуза, профессии. Необходимо, чтобы еще в школе ученик осознал свои возможности и ответил для себя на вопросы: «Какие личные и профессиональные качества нужны для того, чтобы овладеть выбранной профессией? Хочу ли я заниматься этим делом?» Оказать помощь старшекласснику в ответственном выборе профессии, в формировании клю-

чевых компетенций могут преподаватели вуза, специалисты самого разного профиля. Поэтому оправданно введение в содержание профильного обучения различных элективных курсов, адаптированных вузовских курсов, углубленного изучения отдельных учебных дисциплин. Важно, чтобы высшая школа смотрела на среднюю не «сверху вниз», а воспринимала бы ее в качестве условия своего существования, принимала активное участие в подготовке будущих студентов. Возможности для этого предусматривает профильное обучение.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004. С. 58.

2 Бцблер В. С. Культура; диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопр. философии. 1989. № 6. С, 30—31.

Поступила 04.07.06.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В. В. Воробьёва, докторант кафедры общей экологии Дальневосточного государственного университета, член-кор. Международной академии

аграрного образования

Автор представляет обобщающую информацию о результатах выездных занятий в крепость «Владивосток» с курсантами военного института. Подобные междисциплинарные занятия эффективно претворяют в жизнь задачи образования в области экологии и истории Отечества, способствуют экологопатриотическому воспитанию курсантов в военном вузе, формируют «многомерный интеллект», необходимый для устойчивого развития общества.

С 1 января 2005 г. начался отсчет времени всемирной акции ООН «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития». Принцип обучения для устойчивого развития общества востребован самой жизнью.

Одним из главных приоритетов в обеспечении устойчивого развития общества является экологизация мировоззрения через коренное совершенствование системы и содержания воспитания и образования в целом и экологического образования в частности, через

© В. В. Воробьёва, 2006

создание условий для духовного развития. Как писал Л. Н. Толстой, «...и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»1. В результате экологического воспитания в сознании должно быть закреплено убеждение органического единства человека с природой: каждый человек — не только уникальная личность, но и часть человечества, носитель не только индивидуального, но и коллективного Разума.

Очень актуальны методы, основанные на междисциплинарном мышлении. В высшей школе есть четкое понимание того, что потребности будущего надо искать как в основах наук, так и в междисциплинарных связях. В то же время все больший интерес вызывают развитие не прагматических, а гуманитарных аспектов личности и воспитание чувств, которые в значительной мере определяют качество нашей жизни. По мнению профессора Университета Глазго Б. Дж. Макгеттрика, внимание к этим индикаторам очень важно для того, чтобы показать то значительное, что есть в процессе устойчивого развития и его результатах2.

Слово — тончайший инструмент человеческого воспитания. «Чтобы слово педагога воспитывало, оно должно жить в душе воспитанника»3, и такие слова нужно уметь выбирать из сокровищницы языка. Однако вербальным способом формирование общественного и индивидуального поведения невозможно. Необходим синтез мысли, слова и действия. Для того чтобы воспитуемые осуществляли поведение, соответствующее общественным идеалам, они должны быть включены в приемлемые для этого межличностные отношения, возникающие в результате целенаправленных усилий воспитателя посредством организации определенной деятельности, т. е. самодеятельности, с уяснением ее идейной и нравственной сути. Эту формулу педагоги называют важнейшим алгоритмом всего воспитательного процесса.

Как известно, достоянием человека становится то, что он сам совершил и в процессе деятельности пережил чувственно-эмоционально и рационально. На достижение этой цели ориентированы разнообразные подходы, в том числе выездные занятия (экскурсии). Они являются одной из организационных форм учебного процесса, образователыю-вос-питательной работы, дающей возможность изучать предметы и явления в естественной обстановке. Например, в

Дальневосточном высшем военном автомобильном командно-инженерном училище (военном институте) мы проводим выездные занятия «Экология и история Отечества: Владивостокская крепость». Объектами изучения в нашем случае выступают природа и исторические места.

По содержанию выездные занятия бывают тематическими и комплексными, по целям — учебными. Их подготовка требует от преподавателя организаторских способностей в достижении намеченных целей, напряженной многосторонней деятельности и большого энтузиазма, возможно, поэтому такие занятия — редкость.

Предметом нашего конкретного исследования стали взаимоотношения человека с окружающей средой. Сам человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Главная задача исследования — создание экологически развивающей, эколого-патриотически воспитывающей среды.

Звезде военной науки генералу М. И. Драгомирову принадлежит прекрасная мысль: «Изучают великие образы военного дела не для того, чтобы им буквально подражать, но для того, чтобы проникаться их духом»4. Прослушав увлекательный рассказ о крепости «Владивосток» историкам. В. Маркиной, совершив 6-часовую прогулку по фортификационным сооружениям и налюбовавшись чудом военно-инженерного искусства на фоне прекрасных природных ландшафтов, нельзя не проникнуться их особым «духом».

В первые десятилетия прошедшего столетия Владивосток считался одной из сильнейших морских крепостей мира. «Я уверен, что нет такого врага, который мог бы сломить нашу твердыню Владивосток — оплот России на Дальнем Востоке, особенно когда ее будут защищать такие доблестные боевые войска, какие составляют ее гарнизон», — заявил в 1912 г. «храбрейший из храбрейших», герой обороны Порт-Артура, комендант

крепости генерал-лейтенант В. А. Ир-ман. «Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу», — писал крупный военно-морской теоретик Н. Л. Кладо*.

С Владивостокской крепостью связаны биографии многих известных военных деятелей России. По окончании Русско-японской войны здесь служила целая плеяда героев обороны Порт-Артура — генералы В. А. Ирман, Н. А. Третьяков, В. Ф. Белый, И. А. Тахателов, полковник П. Е. Жеребцов, подполковник Р. Ф. Зейц и другие офицеры. На Русском острове нес службу генерал Л. Г. Корнилов, в крепости — штабс-капитан Д. М. Карбышев, поручики П. Н. Нестеров и В. К. Арсеньев, подпоручик К. А. Калинин и многие другие. Эти имена нельзя не знать потомкам, тем более будущим офицерам. Нам есть кем гордиться. Идеалы легендарных героев Отечества вызывают потребность идти по их следам, подражать их бесстрашию.

Восхищение боевыми традициями русской армии является действенным фактором формирования у будущих военных устойчивого мировоззрения, стимулом к подвигу.

Известный педагог И. Я. Лернер утверждал: «Об исторических событиях, если они выразительно отражают какое-либо явление, нельзя сказать... что они сыграли свою роль. Они продолжают играть свою роль и дальше. Достаточно вспомнить сожжение Джордано Бруно, подвиг жен декабристов... т. е, факты, неизменно оказывающие нравственное влияние при одном воспоминании о них, естественно, если они падают на соответствующим образом воспитанную почву»6. Это относится и к истории фортификационных сооружений Владивостока.

Положительное коллективное настроение личного состава является стимулом для воспитания бесстрашия, организованности, дисциплинированности. Такой

урок очень пригодится курсантам и в учебе, и в службе, и в воспитании подчиненных .

Эмоциональная сфера человека не совпадает с его интеллектуальной сферой. Формирование у курсантов эмоционального опыта, способности переживать и сопереживать требует особых усилий. Оно не обусловливается прямо и непосредственно изучаемым материалом. Через опыт эмоционально-чувственного отношения к познаваемой действительности реализуется воспитательный аспект образования. Занятие помогает убедить курсантов в том, что от знаний, убеждений, установок каждого в социальной деятельности зависит дальнейшее развитие не только его самого как индивида, но и общества в целом.

Проектировали Владивостокскую крепость и руководили строительством культурные и высокообразованные люди, в большинстве своем выпускники Николаевской военно-инженерной академии. Среди них —К. И. Величко, С. П. Чернокнижников, А. П. Вернандер, В. И. Жи-галковский, П. Ф. Унтербергер и его сын П. П. Унтербергер, А. П. Шошин, Н. А. Третьяков и другие офицеры. У каждого форта свой неповторимый облик, хранящий отпечаток духа своего создателя. В результате вдохновенной и творческой работы авторов многие из этих, на первый взгляд, сугубо утилитарных, почти технических объектов стали произведениями искусства. Специалисты по праву считают, что Владивостокская крепость с ее суровой красотой и экспрессией — выдающееся произведение оборонительного зодчества конца XIX — начала XX в., напоминающее о могуществе Российской империи. Это часть мировой культуры и военной истории, и ее художественная ценность с течением времени не уменьшается, а, наоборот, возрастает.

Территория, на которой располагаются сооружения Владивостокской крепости вне городской застройки, представляет собой комплексный памятник природы. Курсанты наблюдали, а потом от-

мечали в докладах такие компоненты природного ландшафта, как разнообразные пейзажи, выразительный рельеф и открытые морские пространства. С обзорных площадок раскрывалась величественная панорама города, покрытых лесом сопок, морских просторов, береговой линии и островов. Все это служило прекрасным примером к занятию по экологии «Геосистемы. Ландшафтные зоны».

К. Д. Ушинский писал в дневнике: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный... среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье»7. Педагог горячо призывал расширить общение с природой и удивлялся тому, что «воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике». Между тем обозревание красивых мест благотворно сказывается не только на эмоциональном состоянии, но и на умственной деятельности.

Земли Владивостока размещаются на крайнем юго-востоке России, где не только встречаются Тихий океан — самый крупный океан планеты — и материк Евразия — самый большой материк Земли, но и сближаются ландшафтные зоны вечнозеленых темнохвойно-таеж-ных лесов Севера и листопадных лесов Южной Маньчжурии, Японии и Кореи. Здесь ярко проявляются признаки биотопов, экотонов и ландшафтных зон, изучаемых в экологии. Эта территория не уходила под уровень океана и не покрывалась льдом более 140 млн лет, поэтому здесь сформировалось многообразие видов растений и животных. Начиная с работ Н, М. Пржевальского (1870 г.) природа зоны Владивостока оценивается как ящик чудес, где «северную ель обвивает южный виноград».

На момент закладки поста на южных склонах у бухты Золотой Рог росли сме-

шанные широколиственные леса из дуба, ореха, ясеня с участием пихты и тиса — индикатора благополучия экосистем, изучаемых курсантами на занятиях по экологии. Северные склоны занимали грандиозные «ельники» — насаждения пихты цельнолистной, напоминающей ель европейскую. Во Вторую речку заходила корюшка в таком количестве, что жители черпали ее ведрами. В докладах курсанты выражали сожаление, что сейчас эта речка обмелела из-за вырубки лесов, в нее сбрасывают отходы, и никакая рыба сюда больше не заходит.

Отношение к родной земле, которое проявили строители Владивостокской крепости, достойно восхищения. После завершения объекта деревья были высажены на прежние места. У зрителей создается впечатление слияния военных укреплений с ландшафтом. Талантливо спрятанные в складках местности, они не видны. Военная дорога, построенная в сопках почти 100 лет назад, прекрасно сохранилась. На ней нет ни малейших следов эрозии почвы, несмотря на летние тайфуны, когда выпадает 85 % годовой нормы осадков. Дорогу окаймляют нагорные канавы, и она всегда сухая. Для защиты от ливневых потоков предусмотрены вертикальные окопы, искусно выложенные диким камнем и переходящие под дорогу. Внизу они забетонированы, а сверху красиво облицованы. Самые малые формы — придорожные гранитные столбики — не лишены изящества. Везде красота! Это отмечали курсанты-автомобилисты.

Выездные занятия во Владивостокскую крепость способствуют воспитанию патриотов России, граждан, способных активно защищать государственные интересы страны. Это лежит в основе эффективной военной организации общества. Помимо любви к родной земле занятия формируют чувство коллективизма, стремление к служению нации, понимание приоритета ее судьбы над личными заботами. Эти черты всегда были свойственны русскому народу, присущи российскому типу бытия. Такая соци-

альная ориентация людей на совместимость, коллективизм, общность распространяется как на настоящее их бытие, так и на будущее в XXI столетии, как на их собственное бытие, так и на всех в совокупности.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, разработавший систему перспектив, писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути. ...Надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всего Союза» (России)8.

Как одна из организационных форм учебного процесса выездные занятия во Владивостокскую крепость характеризуются четырьмя переменными параметрами: способом, методом, режимом и элементами. Учебный процесс — это процесс обретения человеком знаний, умений и навыков, причем не важна направленность процесса: меня обучают — «обучение» или я сам учусь — «учение». Нами применяется поточный способ обучения/учения, так как знания, умения и навыки обретают курсанты, число которых составляет более двух академических групп (до 30 чел. в группе). На занятиях используется классический объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод обучения/учения с элементами эвристического и модельного методов, которые определяются уровнем открытости элементов процесса обучения для курсанта. Режим обучения/учения, определяемый направлением информационных потоков, экст-раактивный (внешний), при котором ин-

формационные потоки направлены к курсанту, а курсант выступает в роли обучаемого, а также интерактивный (чередующийся), диалоговый, поскольку информационные потоки направлены как к курсанту, так и от него. Элементы учебного процесса, определяемые этапом усвоения знаний, умений, навыков, — организационный и изучение нового материала.

Через опыт эмоционалыю-ценностно-го отношения к природным и социальным явлениям реализуется экологическое и патриотическое воспитание в экологическом образовании, поскольку, по выражению JI. Н. Толстого, «воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем»9. Обучение экологии, не вызывающее эмоциональных переживаний, не достигает цели.

Можно сделать вывод, что выездные занятия во Владивостокскую крепость (как пример междисциплинарных занятий) способствуют интеграции образования в области экологии и истории Отечества, эколого-патриотическому воспитанию курсантов в военном вузе, формируют так называемый «многомерный интеллект», что чрезвычайно важно для устойчивого развития общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цйт. по: История педагогики в России : хрест. / сост. С, Ф. Егоров. 2-е изд. М., 2000. С. 250.

2 См.: Макгеттрик Б. Дж. Образование для устойчивого развития / Б. Дж. Макгеттрик // Экология и жизнь. 2001. № 5. С. 29—31.

3 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина /

B. А. Сухомлинский. 3-е изд. Владивосток, 1974.

C. 260.

4 Цит. по: Лобов В. Н. Военная хитрость / В. Н. Лобов. М., 2001. С, 5.

* Цит. по: Крепость Владивосток /

Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, С. А. Воробьев, Н. В. Гаврилкин. СПб., 2001. С. 74, 77, 247.

® Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории : пособие для учителей / И. Я. Лернер. М., 1982, С. 24.

1 Ушипский К. Д. Материалы биографические и библиографические / К. Д. Ушинский И Собр. соч. : в 11 т. 1952. Т. 11. С. 52—53.

8 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Перспектива / А. С. Макаренко // Соч. : в 7 т. М., 1958. Т. 5. С, 74,

9 Цит. по: История педагогики в России. С. 249.

Поступила 16.03.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.