Научная статья на тему 'Междисциплинарные связи при обучении английскому языку и информационным технологиям в подготовке будущих учителей информатики'

Междисциплинарные связи при обучении английскому языку и информационным технологиям в подготовке будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЛЕКСНЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPLEX INTEGRATED TASKS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / METHODS OF TEACHING INFORMATICS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / METHODS OF TEACHING ENGLISH / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Петр Владимирович, Коляго Анна Леонидовна

В статье приводятся общедидактические и психолого-педагогические условия организации междисциплинарных связей и примеры использования комплексных интегрированных заданий при обучении будущих учителей информатики английскому языку и дисциплин в области информационных технологий. Применение данных заданий позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Петр Владимирович, Коляго Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intersubject Communications in Teaching English and Information Technologies in the Training of Future Informatics Teachers

The article presents general didactic and psychological-pedagogical conditions for the organization of intersubject communications and examples of using complex integrated tasks in teaching future teachers of Informatics the English language and information technologies subjects. The use of the tasks allows improving professional training of future Informatics teachers.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные связи при обучении английскому языку и информационным технологиям в подготовке будущих учителей информатики»

УДК 378

П. В. Никитин, А. Л. Коляго Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Междисциплинарные связи

при обучении английскому языку и информационным технологиям в подготовке будущих учителей информатики

В статье приводятся общедидактические и психолого-педагогические условия организации междисци -плинарных связей и примеры использования комплексных интегрированных заданий при обучении будущих учителей информатики английскому языку и дисциплин в области информационных технологий. Применение данных заданий позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, комплексные интегрированные задания, методика обучения информатике, методика обучения английскому языку.

С переходом высшего педагогического образования на двухуровневую систему обучения (бакалавр, магистр), профессиональная подготовка будущих учителей информатики осуществляется на основе ФГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование», который предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный, и разделов: физическая культура, учебная и производственная практики, итоговая государственная аттестация. Но, к сожалению, изучаемые дисциплины, даже в профессиональной области, в значительной мере рассматриваются изолированно, без взаимосвязи и выявления их интегративной значимости для будущей профессиональной деятельности. Тем не менее профессиональная подготовка будущих учителей, в том числе и информатики, должна вестись с учетом междисциплинарных связей. Изучаемые дисциплины должны быть взаимосвязаны, их единство и целостность являются необходимыми условиями профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов.

Вопросы междисциплинарного обучения изучались многими учеными (Г. Бергер, Н. В. Борисов, В. Г. Буданов, В. И. Вершинин, В. Каган, В. Н. Максимова, Э. М. Мирской, Н. Чебышев, Б. Чендов и др.). Анализируя труды данных авторов, можно заключить, что роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом, который подразумевает согласованное изучение научного аппарата (понятий, законов, методов и т. д.), общего для родственных дисциплин [4]. Для организации междисциплинар-

ных связей в высшей школе выделяют следующие общедидактические и психолого-педагогические условия:

- согласованное изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из дисциплин использует научный аппарат другой дисциплины и готовит обучающихся к успешному усвоению понятий следующей (по времени) дисциплины;

- непрерывность и преемственность в развитии научного аппарата;

- обязательное единство в интерпретации научного аппарата для «общих» дисциплин;

- исключение дублирования понятий, законов, теорий и т. д. при изучении различных дисциплин;

- единый подход к содержанию одинаковых классов понятий, законов, теорий и т. д.

На наш взгляд, данные общедидактические и психолого-педагогические условия междисциплинарных связей следует расширить, добавив положение о целенаправленном усилении связей конкретной дисциплины с другими, в том числе «удаленными» от нее, и об установлении новых связей [3].

То есть данный процесс можно сравнить с процессом применения знаний и умений по какой-нибудь дисциплине, например по дисциплине В, при изучении другой дисциплины, например дисциплине А. Тогда приведенный процесс должен происходить в три этапа:

1) студенту необходимо построить некую дисциплинарную модель данной задачи и записать условия в терминах изучаемой дисциплины. При этом использует знания, умения (компетенции), связанные только с изучаемой дисциплиной;

2) полученную модель студент должен исследовать с привлечением других знаний, умений (компетенций) из этой дисциплины, в результате чего получаются новые знания, относящиеся к этой же дисциплине;

3)студенту необходимо интерпретировать эти знания, получая в качестве решения задачи новые знания из профессиональной области.

Тогда, в ходе формирования междисциплинарной модели, студент будет осознавать связи между данными дисциплинами А и В. Отметим, что описанный процесс повторяется каждый раз, как только происходит применение знаний по какой-либо дисциплине за ее рамками. Если же знания будут использоваться по двум и более дисциплинам, то это должно происходить последовательно, причем знания по каждой из дисциплин также должны применяться в три этапа. Эти процессы еще больше сближаются, если в обучении моделируется контекст будущей работы и студенты учатся формировать дисциплинарные модели профессиональных задач. Руководствуясь данным подходом, преподаватель может усиливать связи между дисциплинами, целенаправленно используя комплексные интегрированные задания (КИЗ).

Под комплексными интегрированными заданиями будем понимать задания, которые синтезируют методы и виды деятельности в научном познании по нескольким взаимосвязанным вопросам. Их суть лежит в приближении общеобразовательных, психолого-педагогических и профилирующих дисциплин, привитии навыков логики и аргументации; выработке способности выделять главное, существенное; инициации и развитии умений находить и анализировать ошибки. В понятие сложности КИЗ включается неопределен -ность факторов (возможна противоречивость данных), студенту дается возможность додумать ситуацию, найти проблему, предоставляется относительная свобода действий. Одним из требований, предъявляемых к КИЗ, является возможность применения его решения в будущей профессиональной деятельности [5].

Рассмотрим примеры использования комплексных интегрированных заданий в обучении будущих учителей информатики.

На сегодняшний день на учителя информатики возлагаются функции не только по обучению школьников основам информатики, но и по адаптации содержания обучения информатике к не-

прерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам, компьютерной технике. Современный учитель информатики должен обладать такими компетенциями, которые позволят ему работать с локальными и глобальными сетями, современными средствами связи всех видов, средствами и устройствами манипулирования текстовой, графической, видео-, аудиоинформацией, системами компьютерной графики, программными системами и комплексами (языки программирования, операционные системы, инструментальные пакеты разработки сетевого и прикладного программного обеспечения и др.), электронными средствами образовательного назначения, реализованными на базе технологий мультимедиа, гипертекста, гипермедиа, телекоммуникации и т. д. [1]. Кроме того, в связи с пестрой картиной технического оснащения школ компьютерной техникой в реальной практике постановки курса информатики существует большое разнообразие программного обеспечения, в котором учитель информатики должен легко ориентироваться. Большинство программ, языков программирования, новых операционных систем, инструментальных пакетов разработки сетевого и прикладного программного обеспечения, как правило, созданы на английском языке. Следовательно, будущему учителю информатики необходимо хорошее знание английского языка.

В стандартах третьего поколения отмечено, что будущий учитель должен владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5). Но информатика как наука имеет широчайший диапазон применения: от теории информации до методов вычислительной и прикладной математики и их применения к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний. Изучая иностранный язык изолированно, без практической реализации в профессиональной деятельности, тяжело будет получить хорошие результаты в изучении языка. Следовательно, изучение иностранного языка должно проходить в тесной связи с дисциплинами профессионального цикла.

Параллельно с дисциплиной «Иностранный язык» будущие учителя информатики изучают следующие дисциплины профессионального цикла: «Программное обеспечение ЭВМ», «Языки и системы программирования», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии». Поэтому наиболее удобно будет организовать

интеграцию дисциплины «Иностранный язык» именно с этими дисциплинами.

Организация учебного процесса по каждой из перечисленных дисциплин происходит по следующему алгоритму: изучение теоретического материала, выполнение лабораторных (практических) работ, выполнение компетентностно-ори-ентированных заданий (заданий ориентированных на определенную предметную компетенцию). После проверки теоретического материала, лабораторных работ и компетентностно-ориен-тированных заданий по всем дисциплинам, студентам предлагается выполнить итоговое комплексное интегрированное задание [4].

В качестве комплексного интегрированного за -дания по дисциплинам «Программное обеспечение ЭВМ», «Языки и системы программирования», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии» и «Иностранный язык» предлагаем следующее: создать презентацию на выбранную тему на иностранном языке. Презентация обязательно должна быть выполнена на языках программирования, содержать динамичное и эффектное вступление, главную страницу, основные информационные страницы, приложения (авторы, статистика и т. п.). Также должна быть четко продумана навигация (переход с любой страницы на любую другую), встроено видео с кнопками управления, звуковое сопровождение страниц. Презентации выполняются студентами в виде проекта и в группе (3-4 человека), что дает возможность распределять их деятельность в пределах проекта, кроме этого происходит процесс взаимообучения. Также студентам предлагается право выбора программного обеспечения и языка программирования для организации системы навигации презентации [2].

Как правило, при создании презентации студенты придерживаются следующего алгоритма: разработка сценария ролика; программирование системы навигации, интерфейса и внутренней структуры; фото- и видеосъемка, цифровая обработка фотоматериалов, видеомонтаж, создание спецэффектов, сканирование и редактирование фотографий; разработка различных видов графики, Б^Ь-анимация, 3Б-моделирование, ручная «отрисовка»; написание и оптимизация текстов информационных разделов презентации; создание основной музыкальной темы презентации и уникальных саунд-треков, редактирование звука, подбор шумов, запись дикторов и т. д.; пере-

вод, чтение, запись на иностранном языке. Следовательно, при выполнении комплексных интегрированных заданий у студентов формируются как предметные, так и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, что в целом повышает уровень развития профессиональной компетентности учителя в целом.

Защита проекта происходит на иностранном языке, где студенты рассказывают о презентации (почему выбрали данную тему и т. п.), об инструментах создания презентации, выборе языка программирования, о своем вкладе в создании проекта и т. п.

При анализе комплексных интегрированных заданий используются экспертные оценки, анализ защиты проектов, поэлементный анализ проекта и т. д. В частности, по дисциплинам профессионального цикла проверке подлежит: функциональность; единство стиля страниц; графика, аудио, видео, анимация; использование языков программирования; чистота кода; продуманность системы навигации и т. д. По иностранному языку: содержание высказывания, организация текста, словарная наполняемость, грамматическая наполненность, презентация текста, аудирование, чтение и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод: междисциплинарные связи с применением комплексных интегрированных заданий позволяют расширить образовательное пространство, создают своего рода виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивает умение применять знания и в профессиональной деятельности.

—т—-

1. Информатизация и компьютеризация образовательного процесса: монография / В. А. Касторнова, О. В. Ларина, П. В. Никитин [и др.]; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2014. 212 с.

2. Использование инновационных технологий в образовательном процессе: монография / Е. Н. Рогановская, Л. Н. Порядина, П. В. Никитин [и др.]; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2014. 236 с.

3. Никитин П. В. Роль междисциплинарных связей в аспекте компетентностного подхода при подготовке будущих учителей информатики // Образовательные технологии и общество (Educational technology & Society): международный электронный журнал. 2011. Т. 14. № 1. С. 317-337. ISSN 14364522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

4. Никитин П. В., Мельникова А. И., Горохова Р. И. Методические особенности обучения будущих учителей информатики на дисциплине «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4; URL: www.science-education.ru/118-14054

5. Никитин П. В., Мельникова А. И., Горохова Р. И. К вопросу о формировании предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. 2013. № 4. URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Articles/View/487.

1. Informatizatsiya i kompyuterizatsiya obrazovatelnogo prot-sessa: monografiya / V. A. Kastornova, O. V. Larina, P. V. Nikitin [i dr.]; Sib. feder. un-t; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Asta-feva [i dr.]. Krasnoyarsk: OOO «Tsentr informatsii», TSNI «Monografiya», 2014. 212 s.

2. Ispolzovanie innovatsionnykh tekhnologiy v obrazovatelnom protsesse: monografiya / E. N. Roganovskaya, L. N. Poryadina,

P. V. Nikitin [i dr.]; Sib. feder. un-t; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva [i dr.]. Krasnoyarsk: OOO «Tsentr informatsii», TSNI «Monografiya», 2014. 236 s.

3. Nikitin P. V. Rol mezhdistsiplinarnykh svyazey v aspekte kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke budushchikh uchiteley informatiki // Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo (Educational technology & Society): mezhdunarodnyy elektron-nyy zhurnal. 2011. T. 14. № 1. S. 317-337. ISSN 1436-4522. URL: http://ifec .ieee.org/russian/periodical/journal.html.

4. Nikitin P. V, Melnikova A. I., Gorokhova R. I. Metodi-cheskie osobennosti obucheniya budushchikh uchiteley infor-matiki na distsipline «Kompyuternye seti, internet i multimedia tekhnologii» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4; URL: www.science-education.ru/118-14054.

5. Nikitin P. V., Melnikova A. I., Gorokhova R. I. K voprosu o formirovanii predmetnykh kompetentsiy v oblasti informat-sionnykh tekhnologiy budushchikh uchiteley informatiki // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta: elektronnyy zhurnal [Sayt]. 2013. № 4. URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Articles/View/487.

Pyotr V. Nikitin, Anna L. Kolyago Mari State University, Yoshkar-Ola Intersubject Communications in Teaching English

and Information Technologies in the Training of Future Informatics Teachers

The article presents general didactic and psychological-pedagogical conditions for the organization of inter-subject communications and examples of using complex integrated tasks in teaching future teachers of Informatics the English language and information technologies subjects. The use of the tasks allows improving professional training of future Informatics teachers.

Key words: intersubject communications, complex integrated tasks, methods of teaching Informatics, methods of teaching English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.