Научная статья на тему 'Междисциплинарные основания гламура'

Междисциплинарные основания гламура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАМУР / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ХРОНОТОП / ЧЕЛОВЕК / ДРУГОЙ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / ЭТИКА / GLAMOUR / TEMPORALITY / CHRONOTOP / PEOPLE / THE OTHER / VIRTUALITY / PHYSICALITY / AESTHETICS / ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова Татьяна Вадимовна, Петинова Марина Александровна

Проведено междисциплинарное исследование категориальных оснований гламура. В рамках онтологии описаны его темпоральные свойства. Составлены и перечислены стратегии отношения человека ко времени. В социально философском аспекте прослежена семантика гламура как перехода эстетического и этического в пространстве современной культуры. Осмыслена роль и влияние компьютерных технологий и виртуальной реальности в формировании идеологии гламура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY BASE FOR GLAMOUR

A multidisciplinary study of categorical base for glamour has been undertaken. In terms of ontology its temporal properties are described. Strategies outlining human attitude to time are listed. In socio-philosophical aspect the semantics of glamour as transition from the aesthetic and the ethical to the field of modern culture are traced. The role and influence of computer technology and virtual reality on the formation of ideology of glamour is explained.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные основания гламура»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.3

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГЛАМУРА

© 2015 Т.В.Борисова, М.А.Петинова

Самарский государственный технический университет Статья поступила в редакцию 08.12.2014

Проведено междисциплинарное исследование категориальных оснований гламура. В рамках онтологии описаны его темпоральные свойства. Составлены и перечислены стратегии отношения человека ко времени. В социально - философском аспекте прослежена семантика гламура как перехода эстетического и этического в пространстве современной культуры. Осмыслена роль и влияние компьютерных технологий и виртуальной реальности в формировании идеологии гламура.

Ключевые слова: гламур, темпоральность, хронотоп, человек, Другой, виртуальность, телесность, эстетика, этика.

Известно, что современный дискурс гламура обширен. Анализ его составляющих привел к определенным заключениям. Суммируем полученные результаты исследований гламура в кратких выводах: 1) гламур - явление массовой культуры; 2) словарная фиксация гламура не разделена четко на визуальные и вербальные ряды; 3) поливариантное толкование повседневности и стиля жизни расширяет предметную область гламура; 4) с позиции эстетики гламур - это образная форма бытия, основанная на принципах гедонизма; 5) гламур - это универсальная логика деятельности, формирующая новую модель капитализма - Глэм-капитализма; 6) феномен гламура нуждается в глубоком междисциплинарном исследовании, при активной роли философской методологии и инструментария Ч

Как можно заметить из вышеперечисленного, гламур, занимая прочное положение в системе современной массовой культуры, раскрывается в теоретической науке в аспекте аналитики медийного существования, экономической теории, развития фэшн - индустрии и многих других социо-

° Борисова Татьяна Вадимовна, доктор философских наук, профессор кафедры философии. E-mail: boriso\atva@yandex. ru

Петинова Марина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. E-mail: shloss@yandex.ru

1 Борисова, Т.В. Инвариантная сюжетность гламура как эпистемологическая данность / Т.В.Борисова // Сб. материалов XVIII-ой Межд. конф., посвящ. проблемам общественных и гуманитарных наук: В 2-х частях. - Ч. 1. - М.: Центр гуманит. исследов. «Социум». - 2014. - С. 9 - 12.

культурных оснований. Недостаточным, на наш взгляд, является малая разработанность характеристик гламура со стороны его сущностных, онтологических свойств. Для реализации востребованной задачи мы осуществим, в рамках данной статьи, попытку описания междисциплинарных связей, в частности выявлении темпоральных характеристик гламура.

Междисциплинарная методология гламура позволяет вывить не только его повседневные и культурные проявления, но и его онтологические основания. С вхождением в культуру ориентиров на публичность, а в практику с активной потребительской деятельностью, формируется новый ценностный концепт, сопряженный с самодеятельностью (self-made) индивида, имиджем человека богатого и успешного, при этом беззаботного, привыкшего к роскоши и выключенного из повседневности. Такое двойственное бытие как мнимое, кажимое, потенциальное и истинное порождает мощную социальную мифологию современного общества. Технология воссоздания подобных образов стало возможным благодаря современной виртуалистике компьютерных средств, которая в свою очередь породила искусственную среду, иллюзорную чувственную квазиреальность. Новая онтология, устанавливаемая гламуром в рамках виртуальной реальности, отличается отсутствием хаоса, идеальной упорядоченностью, новой телесностью, ориентированной на вечную молодость здесь и сейчас. Данный темпоральный алгоритм связан с вхождением в культуру компьютерных технологий, в рамках которых произошел разлом культурного и природного основания. Так с помощью медицинских

и генетических усовершенствований, гламур реализует программу автономного конструирования телесности вне связи с природно обусловленным течением времени2.

Следствием вышеобозначенного культурфило-софского переворота, реконструктивным изменениям подвергаются этические, онтологические основания, связанные, прежде всего, с отсутствием причинно - следственных связей и многомерности материи, обратимости жизни и смерти. Время в данной связи осуществляет фаустовскую мечту «Остановись, мгновенье!». А манипуляции с остановленным «вечным» временем, дискретностью пространства предстают в различных вариантах эскапизма, отстранения. Эксперименты современных артпрактик, в которых обычные вещи предстают в необычном свете, знаменуют новую эпоху в культуре XX - XXI вв.3.

Магия гламура, как впрочем, и содержание визуальной культуры (кино, масс - медиа) создает иллюзию счастья по волшебству, придав земному образ идеального внемирового, вечного, вневременного. Нетрудно, в представленном здесь, увидеть переход от постмодернистской интертекстуальности к стиранию границ между вымыслом, иллюзией и реальностью. В конечном итоге идеи гламура являют собой пример «транзитной» культуры, в которой сильны интенции к неопределенности путей ее развития, построении новой виртуальности, покоящейся на технологических основаниях. Неслучайно в обществе отчетливо прослеживаются тенденции к эстетизации мировоззренческих позиций, возрождающих мифологему сказки, волшебства и чудес. Чувственные восприятия и идеальные представления о мире инициируют не только полезные или видимо полезные действия, но и бесполезные, эстетические, по видимости излишние действия, происходящие по ту сторону борьбы за существование, избыточные по своим потребностям. Стремление современного человека изменить положение дел, чтоб не быть вовлеченным в негативное действие, мотивируют человека изменить наличное бытие, представив его лучшим и наиболее приятным для восприятия. Аффективно представленный мир ведет к тому, что поведение и деятельность людей во

многих областях имеют иррациональный характер, все больше отдаляясь от когнитивно - каузальных связей мира. Подобные тенденции можно выследить и в отношении обращения со временем.

Время как одна из универсальных категорий культуры, вбирает в себя не только процессы количественно измеряемого процесса - дления. Но и фиксирует атмосферу происходящего посредством артефактов культуры, проявляясь то в «интонационном словаре эпохи», то в «духе времени» как квинтэссенции трансцендентальных оснований мыслей и чувствований человека4. Гламур как метафора времени, печать, сохраняющая в себе существо - сущность времени XX- XXI вв. реализует извечную попытку сохранить, закрепить время в модусе единого настоящего, неразрывно связанного с актуальным «здесь - бытием». Чем отличается попытка эскапизма гламура от иных культурсберегающих технологий по остановке, преодолению времени? Безусловно, одной из очевидных причин является вступление в мир человека инновационных технологий, изощренных техник компьютерного моделирования, благодаря которым конструируется особое время -пространство, хронотоп Зазеркалья, в котором поддерживается намеренно устойчивый образ «жизнь прекрасна». В сфере виртуальной компьютерной реальности, наиболее ярче, чем в какой - либо области, человеку представляется альтернативная онтологическая возможность представленности в специфически - техническом игровом пространстве культуры5. В современном обществе гламур транслируясь в массовой культуре, перестраивает отношение ко времени. Темпораль-ность наличного бытия человека из ресурса причинно - обусловленного, переходит в игру, самопрезентацию, забаву, не подчиненную необходимому, неизбежному «так» существующему или «так» становящемуся времени. В итоге, время лишается направления, калейдоскопичность «прошлогонастоящего» предстает как новая целостность. Чем не новый «виртуальный поворот» общественного развития и источник для новой научной рефлексии?

2 Борисова, Т.В. Цивилизационные основания гламура: опыт философской рефлексии / Т.В.Борисова // Вестник Самарского государств. ун-та. Гуманитарная секция. -2012. - №5 (96). - С. 71 - 76.

3 Петинова, М.А. Творить, преобразуя правила: темпоральные инновации в музыке постиндустриальной культуры [Электронный ресурс] / М.А.Петинова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13757

4 Петинова, М.А. Темпоральность музыки как предмет философско - культурологического исследования: автореф. дис. ... канд филос. наук / Петинова Марина Александровна. - Саратов, 2005. - 22 с.

5 Петинова, М.А. «Время играть»: философия и стратегия музыкальной культуры XX века / М.А.Петинова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. - Тамбов: Грамота, 2013. - №8 (34). - Ч.1. - С. 168 - 170.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1, 2015

С другой стороны, в СМИ осуществляется оформление особого алгоритма действий, либо организация ситуации озадаченности и вовлечения в мир гламура посредством его экспансии в рамках эстетической направленности. Это, в свою очередь является мотивацией для действий, первичной целью которой оказывается преодоление психической озадаченности путем осуществления ожидания. Амбивалентность гламура, отсутствие детерминированности при наличии рецептурной составляющей - один из парадоксов не только гламура, но и современного времени в целом.

Антропологические основания гламура - особая глубокая тема, в которой для нас важным остается вопрос об осуществлении «транспонирования» моего желаемого намерения, стремления и пр. в действие долженствования по отношении к Другому. В силу культурообразующих факторов человеческого бытия, индивид, живя в обществе, определяется не только физическими потребностями, реализующими программу его биологического выживания. Как существо, которое может мечтать, скучать и пр., человек наделен и метафизической потребностью в трансцендировании, в преодолении заданности, и, в целом, в забвении, расхождении, опережении времени. Так, гламур, имеющий отношение к имиджу человека, его публичности, формируется в общественном сознании вследствие представления о лучшей жизни. Озадаченный таким миром человек действует не ради удовлетворения физических потребностей. Он в своих действиях становится посредником между миром, данным в чувственном восприятии, и возможным, надлежащим, деятельно достижимым миром мечты. Его жизнь мотивирована преодолением противоположности между ними. Тем самым, идеализация мира как стремление к надмировому времени, экстатическому его проявлению, выходящему за рамки внутри расположенного, - это та потребность, из-за которой человек действует уже не ради себя самого, но аффицированный миром и Другим, вырывается из своего Я, понуждаемый изменять что-либо в мире. Поэтому, если говорить о темпоральной составляющей гламур мировоззрения, то его образ-время предстает здесь не как порядок последовательных моментов, но как потенциальность. Так понятое время, пересекая пороги, оперирует метафорами и в процессе своего движения формирует легенды и осуществляется в фантазировании. Фигуры, разнообразно представленные, могут воплощать либо стремление к восхождению, вперед и вверх, к власти. И такая стратегия становления описывается как сказка. Либо человек, соотнося себя с идеальным образом, преодолевая предел, внутренне становится

другим. Но можно, обнаружить и третий, самый распространенный тип стратегии или представленности человека. Он являет собой лишь «повадки тела, телесные позы»65, которые составляют предел, ибо предстают не действительностью, а только кажимостью, создают иллюзию, новую квазитопологию. Так обретенный и необходимо востребованный telos является, на наш взгляд, экзистенциальной потребностью человека устремлять свое Я к бытию-вне-себя, Другому как приобщению к всеобщему. И тогда, идентифицируясь с другим, где ожидаемое и должное совпадают, возможно следование чужой воле как свой собственной. Если мы исходно, метафизически и экзистенциально нуждаемся в этосе, демонстрируя тем самым извечную мысль о «человеке как ансамбле общественных отношений», то люди выступают для самих себя инструментальной, потребительской ценностью. Гламур как ценностная категория ожидает и создает идею пользы, того счастья, которого от него ждут люди и которое, в свою очередь, ожидает от нас определенного отношения. И в приближении к такой цели прибавляется счастье трансценденции, а с ним нечто эмоциональное и эстетическое.

Итак, гламур как мировоззрение эпохи, идеология вечной молодости и счастья, инвариант бегства от действительности, выступает определенной парадигмой современности. Кроме вышеописанных свойств, он руководит темпоральными настройками, вписываясь в хронотоп техногенной цивилизации, формируя мотивы и цели человека, а принудительность эстетики гламура получает свое обоснование в этике. Тем самым, реализуя вызов техногенной цивилизации, гла-мур начинает активно презентовать модель человека технического общества. Эта модель является единством трансцендента «бессмертия» с экзи-стенциалом самопрезентации и самоконструирования, которые оформляются в стратификационной матрице избранности. При этом гламур пытается осуществить метафизическую потребность в идентификации Я с Другим, которая прорастает либо в тенденцию унификации субъективности, либо протестном осуществлении аффирмации своей мировоззренческой опоры. И в этом тигле внутренних устремлений и внешних побуждений осуществляется индивидуальный проект становления человека культуры.

6 Делёз, Ж Кино / Ж.Делёз. - М.: Ad Мафпет, 2004. -622 с.

INTERDISCIPLINARY BASE FOR GLAMOUR

© 2015 T.V.Borisova, M.A.Petinova°

Samara State Technical University

A multidisciplinary study of categorical base for glamour has been undertaken. In terms of ontology its temporal properties are described. Strategies outlining human attitude to time are listed. In socio-philosophical aspect the semantics of glamour as transition from the aesthetic and the ethical to the field of modern culture are traced. The role and influence of computer technology and virtual reality on the formation of ideology of glamour is explained. Key words: glamour, temporality, chronotop, people, the Other, virtuality, physicality, aesthetics, ethics.

° Tatyana Vadimovna Borisova, Doctor of philosophy, Professor of Department of philosophy. E-mail: borisovatva@yandex.ru

Marina Aleksandrovna Petinova, Candidate of philosophy, Associate professor of Department of philosophy. E-mail: shloss@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.