Научная статья на тему 'Междисциплинарная технология освоения учебно-научного текста'

Междисциплинарная технология освоения учебно-научного текста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарная технология / технология освоения / освоение учебно-научного текста / психолингвистика / организация системы деятельности учащихся

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купирова Е. А.

В статье описана междисциплинарная технология «организация системы деятельности учащихся с учебно-научным текстом». В качестве основного метода организации текстовой деятельности рассматривается лингвосмысловой анализ учебно-научного текста, разработанный с учетом закономерностей восприятия и понимания, выявленных в психолингвистике. В статье обосновываются содержание приемов и последовательность их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купирова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the interdisciplinary technology of organizing students' work with an educational scientific text. The linguistic and semantic analysis of an educational scientific text is considered as a basic method of text activity organization in the context of regularities of perception and understanding discovered in psycholinguistics. The author substantiates the content of methods and succession of their application.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная технология освоения учебно-научного текста»

Е. А. Купирова

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТЕКСТА

Работа представлена кафедрой детской литературы.

Научный руководитель - ■ доктор педагогических наук, профессор Е. П. Суворова

В статье описана междисциплинарная технология «организация системы деятельности учащихся с учебно-научным текстом». В качестве основного метода организации текстовой деятельности рассматривается лингвосмысловой анализ учебно-научного текста, разработанный с учетом закономерностей восприятия и понимания, выявленных в психолингвистике. В статье обосновываются содержание приемов и последовательность нх применения.

The article describes the interdisciplinary technology of organising students' work with an educational scientific text. The linguistic and semantic analysis of an educational scientific text is considered as a basic method of text activity organisation in the context of regularities of perception and understanding discovered in psycholinguistics. The author substantiates the content of methods and succession of their application.

127

Модернизация школьного образования на современном этапе обусловлена изменением требований общества к его качеству. Это выдвигает на первый план задачу готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого культурных ценностей и умений, но и к самостоятельной познавательной активности.

Психолингвистикой установлено, что познание протекает в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текстов (Г. И. Богин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Т. М. Дридзе, Е. С. Кубрякова и др.). Следовательно, процесс познания непосредственно связан с эффективностью восприятия, понимания, воссоздания и использования в собственной деятельности информации, представленной в учебно-научных текстах (УНТ). Сказанным определяется актуальность обучения школьников способам деятельности с УНТ вне зависимости от его предметной принадлежности.

В системе образования текст выступает как форма коммуникации, источник информации и средство обучения. В настоящей статье принят гносеологический подход, который квалифицирует текст как любую осмысленную последовательность знаков , в том числе и информацию, представленную в невербальном коде в виде схемы, таблицы, графика, символа, рисунка и пр.

Основным методом организации текстовой деятельности является лингвосмыс-ловой анализ УНТ (ЛСАТ), который рассматривается как естественный этап изучения учебного материала. При проведении анализа учитываются специфика текста как лингвистической единицы и особенности его содержания и формы.

Методика ЛСАТ разработана на основе закономерностей восприятия и понимания, выявленных в психолингвистике (М. Е. Вернадский, Н. И. Жинкин, И. А. Зим-

няя, Т. П. Зинченко, Е. С. Кубрякова, А. А. Леонтьев, Н. И. Шевандрин и др.).

С целью обеспечения адекватного восприятия и понимания УНТ в его лингво-смысловой анализ необходимо включать следующие приемы:

1)определение коммуникативного намерения автора УНТ (автора учебггика) и реципиента (школьника);

2) чтение УНТ;

3) определение текстового субъекта и озаглавливание УНТ;

4) выделение в УНТ теоретической и иллюстративной информации;

5)анализ графического оформления текста;

6) выделение известных и новых понятий, выявление их взаимосвязи;

7) актуализация раггее изученного, установление его взаимосвязи с новым теоретическим материалом;

8) нахождение определения нового понятия и его анализ;

9) комментирование иллюстративного материала в УНТ (подведение под определение) и приведение собственного примера, вскрывающего сущность явления;

10) анализ логико-смысловой структуры УНТ;

11) выделение оснований для реконструкции УНТ;

12) представление УНТ в иной форме (плана, схемы, таблицы, инструкции, алгоритма и пр.);

13) постановка к УНТ вопросов (прием может быть использован до, во время или после чтения УНТ);

14) рефлексия собственной деятельности.

Постижение содержания УНТ начинается еще до чтения текста с определения коммуникативного намерения участников речевого действия - автора и реципиента. После чтения УНТ ученики определяют его тему (текстовый субъект) и озаглавливают его в соответствии с темой. В качестве текстового субъекта в УНТ обьгчно выступает

Междисциплинарная технология освоения учебно-научного текста

новое понятие. Только правильное выявление текстового субъекта может обеспечить целостное восприятие УНТ, понимание роли каждого его элемента.

Основной текстовой категорией является его информативность, которая в УНТ представлена информацией двух видов: теоретической и иллюстративной. В целях обучения школьников различать эти виды информации следует выявить особенности цветового и шрифтового выделения, установить связь графически акцентированных слов с темой текста, что выступает ориентировочной основой для самоконтроля.

Освоение теоретической части УНТ предполагает выделение каждым учеником уже известных и новых понятий. Проведение актуализации изученного наиболее оптимально именно на этом этапе, поскольку при традиционном повторении изученного, которое осуществляется до объяснения нового материала, школьнику не всегда ясно, с какой целью он должен что-либо вспомнить. А вот обращение к изученному материалу в процессе Л CAT показывает ребенку тесную логико-смысловую связь между новым и знакомым материалом, способствует пониманию, установлению внутрипредметных связей.

Понятие является не только основной приметой научного стиля, но также рассматривается как необходимое звено, без которого невозможно формирование понятийного мышления, овладение основами науки и развитие учебно-научного стиля речи. Однако проведенное нами специальное исследование показало, что школьники при чтении УНТ обращают внимание преимущественно на иллюстративный материал, который им более понятен. Научное понятие, даже акцентированное графически, в процессе самостоятельной деятельности часто остается за пределами внимания. Поэтому работа над

освоением содержания понятия и структуры сто определения представляется особенно значимой. В целях осознанного овладения структурой дефиниции дети ее перестраивают, используя модели: что - это что? что является чем? чем называется что? Эффективности обучения построению дефиниции способствуют специальные приемы: моделирование, дополнение, подведение явления под понятие, прямые и обратные терминологические диктанты, составление предложения с новым понятием и др.

Установление взаимосвязи между теоретическим и иллюстративным материалом осуществляется в процессе комментирования (подведения под определение) приведенного в УНТ примера. О понимании сущности понятия учеником можно говорить лишь в том случае, если он способен привести собственные примеры и прокомментировать их.

Общеизвестно, что усвоение учебного материала во многом зависит от его структуры (В. П. Беспалько, Д. Д. Зуев, В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер, Я. А. Микк и др.). Сложность структуры УНТ определяется количеством и удаленностью одновременно связываемых элементов. Выполняя ЛСАТ, школьники выделяют элементы текста (известные и новые понятия) и устанавливают между ними логико-смысловые отношения, выявляя таким образом иерархию текстовых субъектов. Структурирование содержания УНТ является важным этапом в процессе формирования умения выделять смысловые блоки и составлять план текста или его формально-логическую модель. Психолингвистические исследования (Г. Г. Граник, Л. П. Доблаев, Т. П. Зин-ченко, А. А. Леонтьев и др.) показали, что об адекватном понимании текста можно говорить лишь в том случае, если ученик способен создать на основании предложенного УНТ свой текст. Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала спо-

собствуют приемы составления плана, таблицы, схемы, инструкции, алгоритма, т. с. предъявления его в иной форме.

С целью формирования осознанного отношения школьника к выполняемой деятельности при составлении плана предлагаются задания: дополнить данный план; реконструировать готовый шан; выбрать лучший план и обосновать его положительные стороны; пересказать УНТ по составленному плану.

Формирование умения перекодировать УНТ начинается с выделения оснований для представления его в виде таблицы, схемы. Этому способствуют задания: определить, какие лингвистические явления сравниваются в УНТ; по каким признакам они сравниваются; в чем вы видите сходство и в чем - различие; в форме схемы или таблицы удобнее представить сходство и различие изучаемых явлений; обосновать свой выбор; составить схему (таблицу); сопоставить с вербальным текстом.

Особую роль в понимании УНТ (Л. П. Доблаев, Г. Г. Граник, Н. А. Иппо-литова, Т. А. Ладыженская и др.) играет прием самостоятельной постановки учеником вопроса к тексту и поиск ответа на этот вопрос. Вопрос может быть задан на всех этапах текстовой деятельности и ориентирован на разные аспекты текста: содержание, логико-смысловые связи между понятиями, композицию, лексико-грам ма-

'гическую организацию. Названный прием способствует не только пониманию УНТ, но и становлению учебно-научного стиля речи, развитию логических операций мышления.

Каждый прием ЛСАТ представляет собой совокупность речемыслительных действий, имеющих свою коммуникативную цель и операционный состав. В процессе обучения школьников необходимо познакомить с перечнем приемов, их назначением и составом операций. Освоение приемов происходит постепенно, степень сложности деятельности школьника зависит не только от приема, но и от качества текста: содержания, структуры, языка, поэтому роль того или иного приема обусловлена особенностями текста.

Обязательным этапом ЛСАТ является рефлексия собственной аналитической деятельности. Ученики должны назвать использованные приемы, определить их роль и обосновать их место в процессе познания. Развитие у школьников способности к рефлексивной саморегуляции учебной деятельности является психологической подготовкой к самообразованию .

Проведение ЛСАТ и актуализация приемов такого анализа в качестве общеучебных способов деятельности подготавливают школьников к осознанному воссозданию учебно-научного текста и использованию его положений в собственной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кулюткин Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: Спец-

Лит, 2002. С. 62.

2

Николаева Т. М. Теория текста: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд., доп. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.