Научная статья на тему 'Междисциплинарная магистратура Digital Humanities: итоги первого года реализации управленческого и образовательного эксперимента'

Междисциплинарная магистратура Digital Humanities: итоги первого года реализации управленческого и образовательного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА / DIGITAL HUMANITIES / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / MASTER PROGRAM / ANTICIPATORY TRAINING / DIGITAL SOCIETY / UNIVERSITY EDUCATION / EDUCATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаева Г.В., Хаминова А.А.

В статье проанализирован опыт Томского государственного университета по реализации междисциплинарных магистерских программ в области цифровых гуманитарных наук, объединенных в магистратуру Digital Humanities. Описаны особенности автономного управления такими программами, организации учебного процесса, основанного на индивидуализации и проектной деятельности, построения индивидуальных планов магистрантов. Обозначены преимущества описанных междисциплинарных программ в области Digital Humanities, связанные с решением задач цифрового общества и открывающимися возможностями для выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY MASTER PROGRAM DIGITAL HUMANITIES: RESULTS OF THE FIRST YEAR OF IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT AND EDUCATIONAL EXPERIMENT

The inevitable growth of technology evolving as the result of the fourth industrial revolution does not only require the pace of social development and the factors and78Междисциплинарная магистратура Digital Humanitiesconsequences of digitalization to be studied closely; it also requires the existing educational system to be transformed in order to meet the needs of the digital society. Searching for new ways of educational organization and management which would correspond with the latest trends in education has become everyday practice for Russian HEIs. The mission of educating an individual in a digital society is especially critical for the field of humanities which are currently surviving a downturn owing to the inability to meet the challenges of the time. A task like this may be completed only by a multidisciplinary team of professionals from different fields of study primarily humanities and informatics; it is such a team that may empower the university community with a new range of educational and research tools.The problem was attempted to be solved by the “Master program in Digital Humani-ties” project team. Being a part of the Tomsk State University Competitiveness Improvement Program since 2015, the project is aimed to prepare competitive in-demand professionals in such interdisciplinary fields as digital humanities, cognitive science, computer and data science, and other areas of work with different aspects of life of today’s society. The experience of the project implementation is summarized in this article.The core idea of the project is the implementation of a new educational model which is intended to shift the administrative focus from a HEI unit (a department, a faculty, or an institute) to the educational product in this case, a Master program de-signed to meet the latest scientific, educational and business requirements of today’s world. The program is thus provided not by a separate division within the university but an interdisciplinary team of experts from the fields of science, education and business working together in the format of a research laboratory.The model was tried out in a form of two interrelated Master programs based on two unrepealed federal educational standards (more of which may appear over time) with the option to include courses from both programs into individual study plans. This kind of approach along with the use of modern pedagogical techniques (such as project-based learning, problem-based learning, and more) and distance learning technologies allowed to ensure individualization and improve the quality of training a new breed of professionals.A range of systemic changes had to be performed in order to make the instruction individualized: in particular, a students office was created; the Academic Council was formed; a new position of a tutor was introduced and an expert system was developed in order to help students determine their individual study tracks.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная магистратура Digital Humanities: итоги первого года реализации управленческого и образовательного эксперимента»

Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 78-91

УДК 378.147

DOI: 10.17223/23046082/10/9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА DIGITAL HUMANITIES: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Г.В. Можаева, А.А. Хаминова

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

В статье проанализирован опыт Томского государственного университета по реализации междисциплинарных магистерских программ в области цифровых гуманитарных наук, объединенных в магистратуру Digital Humanities. Описаны особенности автономного управления такими программами, организации учебного процесса, основанного на индивидуализации и проектной деятельности, построения индивидуальных планов магистрантов. Обозначены преимущества описанных междисциплинарных программ в области Digital Humanities, связанные с решением задач цифрового общества и открывающимися возможностями для выпускников.

Ключевые слова: магистратура, опережающее обучение, цифровое общество, цифровые гуманитарные науки, цифровая гуманитаристика, Digital Humanities, университетское образование, управление образованием.

INTERDISCIPLINARY MASTER PROGRAM DIGITAL HUMANITIES: RESULTS OF THE FIRST YEAR OF IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT AND EDUCATIONAL EXPERIMENT

G. V. Mozhaeva, А.А. Khaminova National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

The inevitable growth of technology evolving as the result of the fourth industrial revolution does not only require the pace of social development and the factors and

consequences of digitalization to be studied closely; it also requires the existing educational system to be transformed in order to meet the needs of the digital society. Searching for new ways of educational organization and management which would correspond with the latest trends in education has become everyday practice for Russian HEIs. The mission of educating an individual in a digital society is especially critical for the field of humanities which are currently surviving a downturn owing to the inability to meet the challenges of the time. A task like this may be completed only by a multidisciplinary team of professionals from different fields of study - primarily humanities and informatics; it is such a team that may empower the university community with a new range of educational and research tools.

The problem was attempted to be solved by the "Master program in Digital Humanities" project team. Being a part of the Tomsk State University Competitiveness Improvement Program since 2015, the project is aimed to prepare competitive in-demand professionals in such interdisciplinary fields as digital humanities, cognitive science, computer and data science, and other areas of work with different aspects of life of today's society. The experience of the project implementation is summarized in this article.

The core idea of the project is the implementation of a new educational model which is intended to shift the administrative focus from a HEI unit (a department, a faculty, or an institute) to the educational product - in this case, a Master program designed to meet the latest scientific, educational and business requirements of today's world. The program is thus provided not by a separate division within the university but an interdisciplinary team of experts from the fields of science, education and business working together in the format of a research laboratory.

The model was tried out in a form of two interrelated Master programs based on two unrepealed federal educational standards (more of which may appear over time) with the option to include courses from both programs into individual study plans. This kind of approach along with the use of modern pedagogical techniques (such as project-based learning, problem-based learning, and more) and distance learning technologies allowed to ensure individualization and improve the quality of training a new breed of professionals.

A range of systemic changes had to be performed in order to make the instruction individualized: in particular, a students office was created; the Academic Council was formed; a new position of a tutor was introduced and an expert system was developed in order to help students determine their individual study tracks.

Key words: Master program, anticipatory training, digital society, Digital Humanities, university education, educational management.

Неизбежная технологизация общества, вызванная четвертой промышленной революцией, требует не только осмысления темпов развития общества, изучения многосторонних факторов и последствий цифровизации, но и трансформации сложившейся системы образования, ориентированной на знаниевую парадигму и не обеспечивающей потребности цифрового общества, изменения места университета в

современной системе разделения труда и новой экономической модели. Стремительное развитие мира, скорость рождения технологий и инноваций, постоянная мобильность и включенность, всеохватывающая цифровизация и коммуникации через различные мессен-джеры и социальные сети, изменение информационной культуры и конфликт поколений, имеющих разные жизненные установки на концептуальном уровне, - далеко не полный перечень характеристик современного общества [1], ставящих новые образовательные задачи и требующих от выпускников вузов, помимо узко профессиональных компетенций, комплексного представления о том, как технологии меняют жизнь человека и общества, как они преобразуют экономическую, социальную, культурную и гуманитарную среду обитания человека и как человек должен управлять технологиями, взаимодействовать с ними, ставя на первое место роль человека и общественные ценности.

Трансформация образовательной деятельности основывается на новых запросах работодателей, связанных с технологическими вызовами:

- увеличение объемов информации и необходимость ее системной обработки диктует запрос на специалистов, владеющих разнообразными методами обработки информации;

- дигитализация общества и всех сфер жизни человека формирует запрос на разработчиков и пользователей ПО, специалистов в области наук о данных и других междисциплинарных специалистах;

- цифровизация образовательных организаций актуализирует потребность в разработчиках программных образовательных средств, дизайнеров образовательной среды.

Поиск новых способов организации учебного процесса, отвечающих тенденциям развития современного образования, стал повседневной практикой российских университетов. Общество периодически формулирует набор требований, которым должна соответствовать высшая школа. В то же время определение степени достоверности подобных «прогнозов», их достижимости и продуктивности, а также последствий происходящих трансформаций является одним из важнейших вопросов для системы образования, ответ на который возможен только в пространстве экспериментов и инноваций.

Особенно остро задача опережающего обучения человека цифрового общества стоит в гуманитарной сфере, которая находится в состоянии кризиса в силу неспособности адекватно реагировать на вы-

зовы времени. Решить такую задачу возможно только мультидисци-плинарной командой, объединяющей представителей различных наук, в первую очередь гуманитарных и информатики, дающей новый инструментарий университетскому сообществу.

Попытка решения этой задачи предпринята командой проекта, осуществляемого в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности в Томском государственном университете с 2015 г. и направленного на подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов в междисциплинарных областях, связанных с цифровой гуманитаристикой, когнитивными и компьютерными науками, работой с данными и другими сферами гуманитарной и социальной жизни.

Речь идет об образовательном проекте «Магистратура Digital Humanities» [2], который направлен на разработку и апробацию новой модели управления междисциплинарными магистерскими программами с возможностью построения индивидуальных образовательных траекторий за счет включения в ее структуру нескольких образовательных стандартов. Особенностью предлагаемой модели является перемещение управленческого фокуса со структурного подразделения (кафедры, факультета или института), осуществляющего образовательную деятельность, на образовательный продукт - в данном случае магистерскую программу, отвечающую современным требованиям науки, образования и бизнеса. В ее построении участвует не отдельное структурное подразделение, а сформированная на базе исследовательской лаборатории междисциплинарная команда, в которую входят представители науки, образования и бизнеса. На пересечении их интересов создается автономная междисциплинарная образовательная программа, которая:

1) базируется на современной научной платформе (научная лаборатория или центр превосходства), что обеспечивает доступ к результатам новейших исследований;

2) основывается на применении инновационных педагогических методов и инструментов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс и обеспечить его максимальную интерактивность и практикоориентированность;

3) учитывает потребности современной экономики, пожелания потенциальных работодателей, обеспечивает разработку реальных проектов по запросам работодателей.

Проблематика магистратуры Digital Humanities (DH) в полной мере отвечает идеологии эксперимента по созданию новых образовательных моделей. Во-первых, DH изначально представляет собой междисциплинарную область исследования, органично настраивая информационно-технический инструментарий (методологический, программный, технический) к решению гуманитарных проблем. Такой подход не только открывает новые перспективы развития гуманитарного знания, но и расширяет проблематику технических направлений. Кроме того, многообразие задач, решаемых в рамках проблематики DH, представляет дополнительный интерес в отработке различных вариаций междисциплинарного взаимодействия в образовании. Во-вторых, DH - одно из актуальнейших научных направлений, развиваемых в мире. Базирование магистерских программ на результатах научных разработок лаборатории Digital Humanities и кафедры гуманитарных проблем информатики делает их содержание соответствующим мировому уровню и, как следствие, более привлекательными для студентов.

Выбор направления DH для пилотной магистратуры не случаен и основывается на анализе образовательного пространства. В зарубежных университетах спектр магистерских программ в сфере DH намного шире. Подобные программы существуют в университетах Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии, Ирландии и других стран, например: программа «Digital Media» в университете Утрехта, Нидерланды [3], программа «Media Culture» в университете Маастрихта, Нидерланды [4], программа «Digital media and Human Development» в университете Лейдена, Нидерланды [5], программа «E-learning and Digital cultures» в Эдинбургском университете, Великобритания [6]; магистерские и аспирантские программы «Digital humanities» открыты и успешно развиваются в университетах Лондона [7], Оксфорда [8], Барселоны [9], Лейпцига [10], Дублина [11] и др.

В России на момент открытия магистратуры в ТГУ присутствовали, в основном, программы, имеющие отраслевую принадлежность («Историческая информатика», «Компьютерная лингвистика» и т.д.). Наиболее близка по тематике к DH магистерская программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», открытая в Сибирском Федеральном университете [12]. Наконец, в ТГУ уже существовала магистерская программа «Гуманитарная информа-

тика» по направлению «философия», которая и стала основной новой объединенной магистратуры Digital Humanities.

Долгосрочная цель новой магистратуры связана с опережающей подготовкой специалистов, способных соответствовать требованиям современного технологического (цифрового) общества, основанной на получении новых фундаментальных знаний в области гуманитарных наук и информатики, и использовать полученные знания в различных социально-гуманитарных сферах человеческой жизни (образование, профессиональная деятельность т.д.).

Магистратура Digital Humanities включает в себя две магистерские программы: «Гуманитарная информатика» (по направлению 47.04.01 «Философия») и «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках» (по направлению 09.04.03 «Прикладная информатика») и объединяет два действующих федеральных образовательных стандарта (в перспективе их число может увеличиваться), допуская при этом возможность включения в индивидуальные учебные траектории магистрантов курсов из всех направлений подготовки, объединенных в один образовательный проект.

Обе магистерские программы построены на гибком сочетании фундаментальных и прикладных дисциплин и ориентированы на внедрение современных методологических подходов и исследовательских методик в гуманитарные науки, на поиск междисциплинарных методов исследования, что позволяет давать комплексный исследовательский ответ на вызовы времени, обусловленные дигитализа-цией всех сфер жизни человека. В частности, того, как технологии влияют на жизнь человека и общества, как они преобразуют экономическую, социальную, культурную и гуманитарную среду человека, как человек должен пользоваться и управлять технологиями, взаимодействовать с ними, ставя на первое место роль человека и общественные ценности. Одной из важных задач является формирование у магистрантов потребности в непрерывном образовании «через всю жизнь», обеспечивающем успешность человека в современном технологическом обществе.

Совмещение образовательных стандартов стало возможным благодаря наличию крупного блока общих модулей, что обусловлено междисциплинарной сутью программы, и широкого перечня вариативных дисциплин, конкретизирующих образовательные траектории в рамках Digital Humanities. Построение учебных планов осуществля-

лось исходя из определения конкретных задач, которые стоят перед различными гуманитарными сферами, привлекающими или осмысливающими цифровые технологии. Как показали исследования, их решение в той или иной степени связано с рядом общих тем и единым инструментарием. Поэтому объединение двух представленных магистерских программ в единый образовательный проект стало не механическим, случайным, а естественным, отвечающим междисциплинарной природе Digital Humanities, направленным на раскрытие проблем цифровых гуманитарных наук с различных сторон.

На этапе запуска проекта выдвигалась гипотеза о том, что такое тесное переплетение программ позволит создать продуктивные междисциплинарные студенческие команды, в рамках которых магистры смогут находить общий язык, поскольку у них будет сформирован общий научный «тезаурус»: не только общая теоретическая база и единые цели, но взаимодополняющие знания. Общая теоретическая база создает необходимый «фундамент» для построения образовательных траекторий учащихся, который в дальнейшем может быть достроен компетенциями, выводящими магистрантов к тому или иному образовательному стандарту. Данный тезис получил не только свое подтверждение, но и развитие, демонстрируя серьезные результаты, особенно в части студенческих и совместных с преподавателями проектов.

Усиление проектной деятельности позволило интегрировать задачи по освоению отдельных учебных курсов, педагогической и технологической практик и исследовательской работы студентов. Так, практики, предусмотренные основными образовательными программами (ООП) и проводимые обычно в сжатые сроки и с минимальными объемами реального времени, затрачиваемого студентами, теперь организованы в полном объеме в соответствии с учебным планом и частично переведены в формат проектов, рассредоточенных на семестр или учебный год и реализуемых как на базе структурных подразделений университета, так и совместно с партнерскими организациями. Выбор проектов в соответствии с направленностью научной исследовательской работы (НИР) магистрантов обязательно перекликается с задачами практик и отдельных учебных дисциплин. Предполагается далее, что проекты будут всё более определять формат учебной деятельности, и следовательно, пространство практических задач и для учебных курсов магистратуры.

Высокая технологичность в магистратуре Digital Humanities обеспечена не только за счет усиления проектной и исследовательской деятельности, но и введения проблемно-ориентированного обучения [13]. Обучение в магистратуре максимально учитывает индивидуальные потребности и возможности студентов, отражаемые в их индивидуальных учебных планах, которые формируются не только из учебных дисциплин конкретной ООП, но и смежных программ, а также дополнительного включения кампусных курсов и/или МООС.

Как показали итоги первого года реализации проекта, переход к модели индивидуализации образования является не просто «данью моде», но оптимальным вариантом обучения студентов по междисциплинарным программам. Особенно на ступени «магистратуры», в которую имеют право прийти выпускники различных специальностей, и соответственно имеющие различное базовое образование. В этом отношении магистратура должна стать не способом переквалификации специалиста (что весьма затруднительно за отведенное время -2 учебных года), а, аккумулируя полученные в рамках бакалавриата знания, стать площадкой их углубления и развития.

Такой подход, когда предшествующий опыт не отрицается, а, наоборот, активно задействуется в учебном процессе, дает свои положительные результаты, в частности, позволяет изучать междисциплинарные объекты с различных точек зрения, работать в единой исследовательской или проектной команде, создавать в учебной аудитории насыщенное информационное пространство. Это позволяет добиться эффекта подготовки специалиста, с одной стороны, одновременно несущего междисциплинарное знание, имеющего системный взгляд на происходящие процессы, а с другой - являющегося уникальным специалистом в отдельной области.

Индивидуализация обучения потребовала системных преобразований в организации образовательного процесса, в том числе создания учебного офиса, выделения позиции «тьютора», помогающего студентам в построении своей индивидуальной траектории, а также разработки экспертной системы, дающей магистранту возможность сгенерировать индивидуальный учебный план на основе анализа его предпочтений, профессиональных интересов и задач, особенностей восприятия информации и методов работы с ней, психосоматических характеристик, позволяющих самостоятельно участвовать в формировании своего профессионального «пути».

Если создание экспертной системы - это один из крупных студенческих проектов, который еще находится в процессе разработки, то учебный офис и тьюторская практика стали обязательными элементами магистратуры и продемонстрировали свою жизнеспособность. Так, опыт показал, что позиция «тьютора» должна быть представлена не отдельным сотрудником, а строиться на совместной работе научного руководителя, очерчивающего перед магистрантом комплекс компетенций, которые ему будут необходимы для реализации его НИР, менеджера ООП / тьютора, помогающего подобрать необходимые учебные курсы, спланировать график освоения ООП и т.д., и комплекса справочно-методических материалов, размещенных в системе управления учебным процессом «Электронный университет -МооШе» (банк с описанием курсов, электронный справочный учебный офис, рекомендованные МООС и др.).

Конечно, итоги подобных экспериментов определяются качеством процессов и результатов обучения, достижение которых является важнейшей задачей для команды проекта. Программа соответствует современным требованиям к системе образования и тесно связана с реальным сектором экономики, она учитывает индивидуальные возможности и способности студентов и на них реагирует, содержит качественный контент, представленный в разнообразных форматах и обязательно - в электронном виде для удобства использования и возможности дистанционного обучения. На обеспечение качества и организационную поддержку учебного процесса ориентирована работа учебного офиса, который состоит из менеджера и администратора. Учебный офис индивидуально работает с каждым студентом как на уровне поддержки индивидуальной траектории обучения, так и на уровне технического оповещения, обеспечения, помощи в решении жизненных ситуаций. Сотрудники учебного офиса поддерживают обратную связь со студентами, проводят стратегические сессии по обсуждению организационных вопросов, связанных с работой магистратуры, аккумулируют предложения и мнения студентов, переводя их в формат организационных решений, устанавливают контакты с работодателями, осуществляют мониторинг рынка с тем, чтобы своевременно отреагировать на его изменения через модернизацию учебных планов и программ. Таким образом, учебный офис - это связка между студентами и преподавателями, обеспечивающая современный уровень управления, оперативность принятия решений, планирование

и корректировку индивидуальных траекторий студентов и их поддержку преподавателями, оперативное включение результатов текущего мониторинга для принятия практических управленческих решений, организацию работу академического совета магистерских программ, ответственного за содержание программ и контролирующего результаты обучения.

Первый год реализации программ также показал продуктивность активного вовлечения студентов в реальное управление магистерской программой, так как это способствует повышению мотивации к обучению, формированию критического взгляда и аналитического подхода к оценке магистратуры, расширению возможностей по развитию программы, включая поиск и привлечение сторонних, интересных для них, специалистов, а соответственно, и потенциальных работодателей, рождения реальных, «живых», связанных с практическими задачами проектов. Развивается активность студентов, в том числе в формировании стартапов и обеспечении предпринимательского трека для студентов гуманитарных факультетов университета. С точки зрения управления магистратурой, это делегирование инициатив приводит к рождению новых креативных идей и постановке новых задач, работающих как на развитие студентов, так и на совершенствование и продвижение магистерских программ.

Усложнение магистратуры за счет междисциплинарности и индивидуализации обучения потребовало систематической работы по продвижению как магистерских программ, так и самой идеи Digital Humanities, без понимания которой будущими магистрантами невозможно рассчитывать на серьезный набор в магистратуру и высокую эффективность подготовки. Для решения этой задачи командой учебного офиса совместно с магистрантами первого курса был разработан и реализован длительный профориентационный проект, который включал, помимо стандартных решений в сети Интернет (веб-страницы для каждой магистерской программы с информацией о программе и обратной связью; создание и активную поддержку аккаунтов в социальных сетях; размещение публикаций на специальных сайтах о магистратуре, в каталогах, на учебных порталах, в форумах и т.д.), Ряд специальных мероприятий, направленных на знакомство потенциальных абитуриентов с направлением Digital Humanities, с разработками студентов и команды магистратуры, вовлечение молодежи в идеологию DH:

- день открытых дверей онлайн;

- открытые лекции и мастер-классы;

- массовый открытый онлайн-курс «Мой друг - робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники», разработанный при участии магистрантов;

- интерактивные выставки Science Time TSU;

- электронный курс «Гуманитарные науки в цифровую эпоху», представляющий собой введение в мир DH;

- летняя школа и конкурс проектов Digital Humanities Start - заключительное мероприятие масштабного проекта Digital Humanities School, стартовавшего в марте 2016 г., и др. [14].

В течение 4 месяцев преподаватели и студенты магистратуры Digital Humanities знакомили будущих абитуриентов и всех, кому интересна область цифровой гуманитаристики, с одним из ключевых инновационных направлений развития гуманитарных наук в современном мире. Программу проекта Digital Humanities School составили открытые лекции и мастер-классы по различным направлениям в сфере IT, выставка оборудования и программ лаборатории, конкурс проектов Digital Humanities Start. Большим достоинством всех мероприятий являлась возможность дистанционного участия в них, что обеспечило участие более 500 чел.

Запросы работодателей определяют модель выпускника, которая предполагает его полидисциплинарные компетенции и готовность к таким сферам деятельности, как аналитика, в том числе больших данных, экспертная деятельность, информационное сопровождение процессов, коммуникации с потребителями, цифровое кураторство, консалтинг, управление проектами, образование и др.

Выпускники магистратуры Digital Humanities получают гуманитарный диплом, за которым стоит фундаментальная подготовка в области философии и прикладная - в области информатики; выпускники программы - это специалисты, понимающие особенности и перспективы развития информационного общества, но, вместе с тем, опытные пользователи и создатели цифровой информации. Выпускники имеют возможность интегрировать эти новые цифровые компетенции с традиционной научной деятельностью в области гуманитарных наук и информатики. Основными сферами деятельности выпускников магистратуры Digital Humanities являются: аналитика, web-аналитика, консалтинг, маркетинг и реклама, управление, социальная сфера, социальная робототехника, создание компьютерных игр и мобильных приложений, современное медиа-искусство, научная дея-

тельность, музейное и архивное дело, библиотеки, коммуникации, история, преподавание, наука, управление.

Интеграция в рамках магистратуры двух, казалось бы, принципиально различных программ по направлениям «философия» и «прикладная информатика» позволила создать действительно междисциплинарную магистратуру, объединяющую студентов гуманитарной и технической направленности и подготовки. Это делает реалистичным не только процесс овладения гуманитариями современными цифровыми инструментами и методами, освоения новой инструментальной базы и информационной среды, но и формирования гуманитарного взгляда на развитие вычислительной техники и информатики у специалистов технического и естественнонаучного профиля, широкого философского подхода к осмыслению процессов, происходящих в обществе и меняющих место и роль человека в нем.

Конечно, пока рано делать выводы о результативности пилотной магистратуры, но некоторые преимущества междисциплинарных автономных магистерских программ уже очевидны. К их числу могут быть отнесены:

• структурная организация магистратуры, когда в основе магистратуры лежит образовательная модель, при которой построение образовательных программ осуществляется комплексно, с учетом их возможной интеграции. Такой подход необходим с точки зрения расширения возможностей формирования индивидуальных образовательных траекторий; усиления подготовки междисциплинарных специалистов за счет постоянной работы в междисциплинарных командах; совмещения нескольких образовательных стандартов;

• автономное управление магистерскими программами, осуществляемого Учебным офисом магистерской программы и Академическим советом;

• использование междисциплинарной основы, базирующейся на большом опыте работы с веб-технологиями, цифровыми текстами, открытым программным обеспечением и созданием контента, цифрового культурного наследия;

• формирование цифровых и аналитических компетенций, используемых всеми современными компаниями, правительствами и другими учреждениями;

• возможность построения карьеры во всех сферах цифровой культуры, таких как комьюнити-менеджмент в сфере компьютерных

игр, блогов, цифрового курирования, культурных и творческих инду-стрий и т. д.;

• обеспечение подготовки работы с цифровыми методами исследования, без наличия предварительной базы специальных знаний в области программирования;

• возможность построения, реализации и критической оценки экспериментов в области сохранения и представления культурного наследия;

• использования новых педагогических подходов: в образовательном процессе используются инновационные образовательные подходы, элементы проблемно-ориентированного обучения, проектная деятельность, онлайн-курсы, индивидуализирующие образовательные траектории магистрантов;

• интеграции научных работ магистрантов с учебными курсами и практиками для решения реальных практических задач на основе цифровых технологий;

• адаптированности обучения гуманитариев в области информационно-коммуникационных технологий и развитие наставничества внутри магистрантской среды благодаря различному уровню их компетенций, связанных с базовым образованием;

• подготовки специалистов новой формации: специалистов, органично сочетающих в себе гуманитарное образование и навыки работы с цифровыми технологиями, дающее им существенное преимущество на рынке, так как делает наиболее приспособленными к происходящим сегодня изменениям;

• широкие возможности для индивидуализации обучения, включая реальную и виртуальную мобильность, стажировки у партнеров программ, участие в конкурсах и грантах, поддерживаемое учебным офисом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эволюционируй или вымрешь: Герман Греф на Конвенте выпускников Сколково [Электронный ресурс]. URL: http://trends.skolkovo.ru/2016/05/ evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo/ (дата обращения: 18.07.2016).

2. Магистратура «Digital Humanities» [Электронный ресурс]. URL: http://huminf.tsu.ru/dh_lab/?page_id=31&lang=ru (дата обращения: 18.07.2016).

3. Digital Media [Электронный ресурс]. URL: http://www.uu.nl/masters/en/ media-art-and-performance-studies (дата обращения: 18.07.2016).

4. Media Culture [Электронный ресурс]. URL: http://www.maastrichtuni-versity.nl/web/show/id=329285/langid=42 (дата обращения: 18.07.2016).

5. Digital media and Human Development [Электронный ресурс]. URL: http://en. mastersinleiden. nl/programmes/ digital-media-in-human-development/en/ introduction (дата обращения: 18.07.2016).

6. E-learning and Digital cultures [Электронный ресурс]. URL: http://www. ed. ac.uk/studying/moocs/subj ects/humanities-social-sciences/e-learning-digital-cultures (дата обращения: 18.07.2016).

7. Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucl.ac.uk/prospec-tive-students/graduate/taught/degrees/digital-humanities-ma-msc (дата обращения: 18.07.2016).

8. Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: https://digital.huma-nities.ox.ac.uk/ (дата обращения: 18.07.2016).

9. Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.uab.cat/web/post-graduate/master-in-digital-humamties/general-information-1217916968009.html/pa-ram1-3202_en/param2-2015/ (дата обращения: 18.07.2016).

10. Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: http://www.dh.uni-leipzig.de/wo/ (дата обращения: 18.07.2016).

11. Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: https://www.tcd.ie/English/ postgraduate/digital-humanities/ (дата обращения: 18.07.2016).

12. Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук [Электронный ресурс]. URL: http://admissions.sfu-kras.ru/files/admissions/2016/presen-tations/m/09.04.03.03.pdf?v3 (дата обращения: 18.07.2016).

13. Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ. Томск, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://ido.tsu.ru/normdocs/elear-ning/perezachet.pdf (дата обращения: 18.07.2016).

14. Digital Humanities School [Электронный ресурс]. URL: http://huminf.tsu.ru/ dh_lab/?page_id=91&lang=ru (дата обращения: 18.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.