Научная статья на тему 'Метрологическое обеспечение эксплуатационных испытаний наземной ав-томатизированной системы контроля: методология и анализ результатов'

Метрологическое обеспечение эксплуатационных испытаний наземной ав-томатизированной системы контроля: методология и анализ результатов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
606
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗЕМНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / БОРТОВЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Богоявленский Анатолий Александрович, Боков Алексей Евгеньевич, Матюхин Константин Ефимович

В статье излагаются вопросы методологии метрологического обеспечения при проведении эксплуатационных испытаний наземной автоматизированной системы контроля нового поколения. На примере НАСКД-200, предназначенной для контроля параметров (диагностирования) бортовых средств контроля и иного авиационного оборудования, проведено обобщение и представлен анализ основных результатов, полученных при испытаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Богоявленский Анатолий Александрович, Боков Алексей Евгеньевич, Матюхин Константин Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROLOGICAL SUPPORT OF OPERATION TESTING OF GROUND-BASED AUTOMATED CONTROL SYSTEM: THE METHODOLOGY AND ANALYSIS OF RESULTS

The article is devoted to the methodology of metrological assurance during of operational test of the new-gen ground-based automated control of system. On the example of ATE-200, designed to measure the parameters (to diagnose) onboard means of control and other aircraft equipment. The basic test results have been summarized and presented.

Текст научной работы на тему «Метрологическое обеспечение эксплуатационных испытаний наземной ав-томатизированной системы контроля: методология и анализ результатов»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 219

УДК 006.91:681.518.5

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ НАЗЕМНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

A.A. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, А.Е БОКОВ, К.Е. МАТЮХИН

В статье излагаются вопросы методологии метрологического обеспечения при проведении эксплуатационных испытаний наземной автоматизированной системы контроля нового поколения. На примере НАСКД-200, предназначенной для контроля параметров (диагностирования) бортовых средств контроля и иного авиационного оборудования, проведено обобщение и представлен анализ основных результатов, полученных при испытаниях.

Ключевые слова: наземная автоматизированная система контроля, бортовые средства контроля, эксплуатационные испытания, метрологическое обеспечение.

Наземная автоматизированная система контроля НАСКД-200 (рис. 1) отечественного производства предназначена для оценки технического состояния демонтированного бортового авиационного оборудования вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17, Ми-8МТВ-1, Ми-172, Ми-8АМТ путем проведения измерительного контроля параметров, и относится, при применении на ВТ, к категории специальных средств измерений (ССИ). Измерения параметров производятся на контактах демонтированных объектов контроля.

Рис. 1. Внешний вид НАСКД-200-8/17: на переднем плане - демонтированный блок бортового авиационного оборудования, за ним - адаптер

Эксплуатационные испытания системы проводились на основании Решения № 21.9-307 от 2009 г., в соответствии с Программой № 01-11 НАСКД-200-8/17, в два этапа [1]. На первом этапе специалистами отдела метрологии ФГУП ГосНИИ ГА проведена оценка прослеживаемости измерений согласно положений ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2] и в соответствии с представленной на рис. 2 блок-схемой. Она состоит из двух взаимосвязанных направлений: I - традиционная схема метрологического обслуживания, содержащая элементы 1-3 и 5; II - схема метрологического обслуживания с использованием HACK, содержащая элементы 1, 4 и 5.

Рис. 2. Блок-схема прослеживаемости измерений при испытаниях HACK: I - традиционная схема метрологического обслуживания; II - схема метрологического обслуживания с применением HACK; 1 - государственные поверочные схемы (ГПС); 2 - локальные калибровочные схемы; 3 - специальные средства измерений (ССИ), контрольно-поверочная аппаратура (КПА); 4 - наземная автоматизированная система контроля (HACK); 5 - бортовые средства контроля (БСК) и авиационное оборудование

Ключевым для блок-схемы прослеживаемости измерений (как для традиционной, так и с применением HACK) является элемент 1 - государственная поверочная схема (ГПС), во главе которой находится государственный первичный эталон соответствующего вида измерений. Оба направления выходят непосредственно на элемент 5 - бортовые средства контроля и бортовое авиационное оборудование (БСК), что и является основой прослеживаемости результатов измерений, начиная от государственных первичных эталонов соответствующих видов измерений.

В состав НАСКД-200 входит 17 подсистем, состоящих из измерительных каналов и способных: а) измерять величины электрические (напряжение и сила постоянного и переменного тока, сопротивление постоянному току) и радиотехнические (частота, емкость, индуктивность, добротность и фаза; параметры импульсных сигналов, в том числе мощность; мощность высокочастотных сигналов; параметры модуляции); б) генерировать ВЧ сигналы; сигналы произвольной формы 1-го и 2-го типа; стимулирующие (питающие) напряжения 1 - 5 типов, а также программируемые сопротивления; в) воспроизводить и измерять единицы абсолютного и избыточного давления; г) задавать и измерять углы положения. При этом все подсистемы работают под управлением компьютера.

В рамках первого этапа проведен сравнительный анализ метрологических характеристик ССИ (КПА), назначенных в качестве наземных средств контроля в РТО бортового авиационного оборудования (включая БСК), и НАСКД-200. Установлено, что по диапазонам и погрешностям измерений НАСКД-200 в полном объеме перекрывает метрологические характеристики ССИ (КПА). Одновременно проведено сравнение метрологических характеристик НАСКД-200 и контролируемых параметров бортового авиационного оборудования (включая БСК), проверку которого предложено осуществлять при ее использовании. При этом оценивалось обеспечение необходимого запаса по точности, регламентированного государственными поверочными схемами соответствующих видов измерений, а также прослеживаемость измерений согласно положений ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2].

Помимо этого, на первом этапе эксплуатационных испытаний проведены метрологическая экспертиза эксплуатационной документации системы на соответствие РМГ 63 [3] и ОСТ 54-3-156.66 [4], а также оценка возможности выполнения работ по обеспечению единства измерений НАСКД-200 метрологическими службами организаций ВТ и иными метрологическими органами. Метрологическое обслуживание может осуществляться в соответствии с методикой, входящей в комплект эксплуатационной документации НАСКД-200 с применением более 25 типов средств поверки (калибровки) в основном отечественного производства, среди которых:

1) широко применяемые метрологическими службами - частотомеры электронно-счетные; генераторы сигналов низкочастотные; меры электрического сопротивления однозначные и измерительные; магазины сопротивлений; меры и магазин емкости; ваттметры поглощаемой мощности; калибраторы мощности; измерители коэффициента стоячей волны панорамные; измерители модуляции; анализаторы спектра;

2) малораспространенные в оснащении метрологических служб - стандарты частоты и времени; вольтметры-калибраторы; установка измерительная К2-76 с диапазоном от 10 мВ до 2,5 В при частотах от 50 Гц до 18 ГГц; аппаратура для поверки измерителя коэффициента амплитудной модуляции; калибраторы фазы; меры добротности; рабочий эталон абсолютного давления с диапазоном 0,3-250 кПа и средним квадратическим отклонением 1,3-2,5 Па; манометры абсолютного и избыточного давлений I разряда.

По результатам первого этапа испытаний подтверждена прослеживаемость измерений при применении НАСКД-200 с первичными национальными эталонами единиц физических величин международной системы СИ согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2]. При этом по всем видам измерений коэффициенты точности НАСКД-200 соответствуют требованиям государственных поверочных схем.

Периодическое метрологическое обслуживание НАСКД-200 может осуществляться в виде калибровки в метрологических службах предприятий ВТ, подтвердивших свою техническую компетентность согласно [2; 5; 6] в рамках системы сертификации объектов ГА (СДС ОГА) либо в виде поверки - аккредитованными метрологическими службами в рамках национальной системы аккредитации.

На втором этапе проведены экспериментальные исследования НАСКД-200 на базе ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" с участием специалистов метрологической службы ФГУП ГосНИИ ГА, представителей ОАО МВЗ им. М.Л. Миля, экспертов по авиационному оборудованию из ФГУП ГосНИИ АН, а также разработчиков НАСКД-200 из ЗАО "БЕТА ИР".

Блок-схема метрологической части экспериментальных исследований при эксплуатационных испытаниях представлена на рис. 3. В процессе исследований выполнено сравнение возможностей представленного на испытания экземпляра НАСКД-200-8/17 со специальными средствами измерений (КПА) при лабораторных проверках на них 38 типов бортового авиационного оборудования (включая БСК). При проведении экспериментальных исследований проводилась проверка технических характеристик одного и того же экземпляра БСК по номенклатуре и величинам параметров, заданных технологическими картами регламентов технического обслуживания (РТО), в первую очередь с применением ССИ (КПА). Результаты измерений парамет-

ров вручную фиксировались в протоколах испытаний. После чего этот же экземпляр конкретного типа БСК проверялся с применением НАСКД-200. Полученные результаты в автоматическом режиме записывались в компьютер системы. Далее проводилось сравнение и анализ полученных результатов по критериям, в качестве которых приняты допускаемые значения параметров и погрешности их измерений (абсолютные, относительные или приведенные), нормированные в технологических картах РТО вертолетов. При совпадении результатов измерений параметров, полученных при помощи ССИ (КПА) и автоматизированной системы, принималось положительное решение о возможности применения НАСКД-200 для лабораторных проверок конкретного типа БСК.

Рис. 3. Блок-схема проведения метрологической части экспериментальных исследований при испытаниях HACK: БСК - бортовое авиационное оборудование, включая бортовые средства контроля; HACK - наземная автоматизированная система контроля; ССИ - специальные средства измерений; КПА - контрольно-поверочная аппаратура)

При несовпадении результатов измерений производились корректирующие действия согласно блок-схеме рис. 3, заключающиеся в повторной проверке БСК с применением ССИ (КПА) и НАСК путем итерации операций РТО. При повторном несовпадении результатов проводилась итерация с использованием другого экземпляра данного типа БСК.

Помимо этого проведена оценка соответствия объема: полноты номенклатуры и величин параметров бортового авиационного оборудования (включая БСК), заложенного в технологических картах регламентов ТО и руководствах по ремонту оборудования, и контролируемого НАСКД-200. Оценка соответствия проведена для шести вариантов объема контроля: 1) входной контроль; 2) номер блока и борта; 3) подозрение на отказ; 4) средний ремонт; 5) капитальный ремонт; 6) регламентные работы.

Метрологические характеристики (диапазоны и погрешности измерений) НАСКД-200, метрологическая надежность и др. обеспечивают возможность и достоверность лабораторных проверок для 38 типов бортового авиационного оборудования (включая БСК) вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17, Ми-8МТВ-1, Ми-172, Ми-8АМТ. Проверки могут проводиться, по всей номенклатуре и диапазонам измерений параметров с существующими допусками, обеспечивающими коэффициенты точности согласно требованиям государственных поверочных схем соответствующих видов измерений. Система подтвердила [1] возможность проверок такого оборудования, как авиагоризонты АГБ-3, АГР-29Р-С-15, АГР-74-15, АГБ-96Д и АГБ-96Р; автоматический радиокомпас АПК-15М; автопилот АП-34Б; курсовая система ГМК-1А; измеритель вибрации ИВ-500Е; доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-32; вариометр ВАР-30МК, высотомеры ВД-10К, ВЭМ-72М, ВМФ-50КГ; радиовысотомеры А-037 и А-053; датчики приборной скорости ДАС; керосиномер СКЭС-2027Б; термометры электрические ТУЭ-48 и ТСТ-282С и др.

С учетом положений ГОСТ Р 8.654 [7] и алгоритма блок-схемы рис. 3 выполнено тестирование [8] используемого в НАСКД-200 программного обеспечения, состоящего из системной оболочки "РгоТеБГ и управляемых ею индивидуальных модулей для каждого адаптера. Программное обеспечение предназначено помимо прочего для метрологического обслуживания системы. В дальнейшем при рассмотрении вопроса применения НАСКД-200 для лабораторных проверок других типов БСК и бортового авиационного оборудования (помимо установленного на вертолетах Ми-8 и их модификациях) имеется возможность разработки дополнительных программных модулей.

НАСКД-200 внесена в Перечень специальных средств измерений, применяемых в гражданской авиации под № 142, а также имеет сертификат об утверждении типа средств измерений, зарегистрированный в государственном реестре под № 36889.

Для внедрения НАСКД-200 в практику авиационной деятельности разработан и введен в действие бюллетень [9], что позволило модернизировать инструментальную базу контроля за счет замены в технологических процессах ТОиР АТ морально и физически устаревших специальных средств измерений (контрольно-проверочной аппаратуры) таких типов, как Е-017; КП-5, КПА-5, КПА-034, КПА-053, КПА-72, КПА-САС-1, МПУ-1, ПАП-32, ПАП-33, ПЭ-11, УКАМП, УПГ-48, УПГ-56, УПИВ-У, УПП-1, УПТ-48, УЭГП-1, ЭРП4-001 и других, используемых при лабораторных проверках бортового авиационного оборудования в соответствии с технологическими картами РТО.

Основные результаты и выводы

1. На примере НАСКД-200 разработана методология метрологического обеспечения эксплуатационных испытаний нового поколения средств эксплуатационного контроля [1] для ВС отечественного производства.

2. Метрологические характеристики (диапазоны и погрешности измерений), метрологическая надежность и другие сервисные возможности НАСКД-200 обеспечивают возможность и достоверность лабораторных проверок по полной номенклатуре параметров с допускаемыми отклонениями для 38 типов бортового авиационного оборудования.

3. При применении НАСКД-200 подтверждена прослеживаемость измерений с первичными национальными эталонами единиц международной системы СИ. При этом по всем видам измерений НАСКД-200 обеспечивает коэффициенты точности, соответствующие требованиям государственных поверочных схем.

4. Одним из элементов метрологической части проведения эксплуатационных испытаний явилось тестирование программного обеспечения [1] "РгоТеБГ, осуществляющего управление индивидуальными программными модулями для каждого отдельного адаптера и предназначенного помимо прочего для метрологического обслуживания системы. Итоги тестирования показали отсутствие влияния ПО при работе НАСКД-200 на результаты измерений параметров бортового авиационного оборудования (включая БСК).

5. Система НАСКД-200 зарегистрирована под № 142 в Перечне специальных средств измерений, применяемых в гражданской авиации, а также имеет сертификат об утверждении типа средств измерений, зарегистрированный в государственном реестре под № 36889.

6. Периодическое метрологическое обслуживание НАСКД-200 может осуществляться в виде поверки - аккредитованными метрологическими службами в рамках национальной системы аккредитации либо в виде калибровки - в метрологических службах предприятий ВТ, подтвердивших свою техническую компетентность согласно [2; 5; 6] в рамках системы сертификации объектов ГА (СДС ОГА).

7. По результатам эксплуатационных испытаний бюллетенем № ТМ 3316-БЭ-Г [9] система НАСКД-200 введена в состав наземных средств контроля для применения на предприятиях ВТ при техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17, Ми-8МТВ-1, Ми-172, Ми-8АМТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленский A.A., Боков А.Е., Матюхин К.Е. Об обеспечении единства измерений при испытаниях и применении нового поколения средств эксплуатационного контроля воздушных судов отечественного производства. // Сб. докл. Международной научн.-техн. конф. "Интеллектуальные системы измерений, контроля, управления и диспетчеризации в промышленности". М.: Компания ITE; МАИ. 2014. С. 85-88.

2. ГОСТИСО/МЭК 17025-2009. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.

3. РМГ 63-2003. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическим процессами. Метрологическая экспертиза технической документации.

4. ОСТ 54-3-156.66-94. Отраслевая система обеспечения единства измерений (ОСОЕИ). Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации.

5. ГОСТ Р 55867-2013. Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения.

6. РД 54-3-152.51-97. ОСОЕИ. Порядок аккредитации метрологических служб предприятий гражданской авиации на право калибровки специальных средств измерений.

7. ГОСТ 8.654-2009. ГСИ. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положе-

8. Богоявленский A.A., Боков А.Е. Аттестация программного обеспечения специальных СИ на воздушном транспорте // Мир измерений. 2012. № 11. С. 14-22.

9. Бюллетень № ТМ 3316-БЭ-Г. // По вопросу: Информирование организаций и предприятий, осуществляющих эксплуатацию и ремонт вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17, Ми-8МТВ-1, Ми-172, Ми-8АМТ, о введении в состав наземных средств контроля (НСК) указанных вертолетов системы НАСКД-200 разработки ЗАО "БЕТА ИР".

METROLOGICAL SUPPORT OF OPERATION TESTING OF GROUND-BASED AUTOMATED CONTROL SYSTEM: THE METHODOLOGY AND ANALYSIS OF RESULTS

Bogoyavlenskiy A.A., Bokov A.E., Matyukhin K.E.

The article is devoted to the methodology of metrological assurance during of operational test of the new-gen ground-based automated control of system. On the example of ATE-200, designed to measure the parameters (to diagnose) onboard means of control and other aircraft equipment. The basic test results have been summarized and presented.

Keywords: ground automated control system, onboard means of control, operational test, metrological support.

REFERENCES

1. Bogoyavlenskiy A.A., Bokov A.E., Matyukhin K.E. Ob obespechenii edinstva izmereniy pri ispytaniyakh i primenenii novogo pokoleniya sredstv ekspluatatsionnogo kontrolya vozdushnykh sudov otechestvennogo proizvodstva.

Sb. dokl. Mezhdunarodnoy nauchn.-tekhn. konf. "Intellektual'nye sistemy izmereniy, kontrolya, upravleniya i dispetcheri-zatsii vpromyshlennosti". M.: Kompaniya ITE; MAI. 2014. Pp. 85-88. (In Russian).

2. GOSTISO/MEK 17025-2009. Obshhie trebovaniya k kompetentnosti ispytatel'nykh i kalibrovochnykh laboratoriy. (In Russian).

3. RMG 63-2003. Gosudarstvennaya sistema obespecheniya edinstva izmereniy (GSI). Obespechenie effektivnosti izmereniy pri upravlenii tekhnologicheskim protsessami. Metrologicheskaya ekspertiza tekhnicheskoy dokumentatsii. (In Russian).

4. OST 54-3-156.66-94. Otraslevaya sistema obespecheniya edinstva izmereniy (OSOEI). Metrologicheskaya ekspertiza normativnoy i tekhnicheskoy dokumentatsii. (In Russian).

5. GOST R 55867-2013. Vozdushnyy transport. Metrologicheskoe obespechenie na vozdushnom transporte. Os-novnye polozheniya. (In Russian).

6. RD 54-3-152.51-97. OSOEI. Poryadok akkreditatsii metrologicheskikh sluzhb predpriyatiy grazhdanskoy aviatsii napravo kalibrovki spetsial'nykh sredstv izmereniy. (In Russian).

7. GOST 8.654-2009. GSI. Trebovaniya k programmnomu obespecheniyu sredstv izmereniy. Osnovnye polozheniya. (In Russian).

8. Bogoyavlenskiy A.A., Bokov A.E. Attestatsija programmnogo obespecheniya special'nykh SI na vozdushnom transporte. Mir izmereniy. 2012. № 11. Pp. 14-22. (In Russian).

9. Byulleten' № TM 3316-BJe-G. Po voprosu: Informirovanie organizatsiy i predpriyatiy, osushhestvlyayushhikh ek-spluatatsiyu i remont vertoletov tipa Mi-8, Mi-8MT, Mi-17, Mi-8MTV-1, Mi-172, Mi-8AMT, o vvedenii v sostav nazemnykh sredstv kontrolya (NSK) ukazannykh vertoletov sistemy NASKD-200 razrabotki ZAO "BETA IR".(In Russian).

Сведения об авторах

Богоявленский Анатолий Александрович, 1958 г.р., окончил МИИГА (1981), кандидат технических наук, главный метролог ФГУП ГосНИИ ГА - начальник отдела метрологии, член-корреспондент Метрологической академии, автор более 90 научных работ, область научных интересов - исследование законодательных и прикладных проблем метрологического обеспечения производственной деятельности ГА.

Боков Алексей Евгеньевич, 1959 г.р., окончил МАМИ (1986), старший инженер отдела метрологии ФГУП ГосНИИ ГА, автор 9 научных работ, область научных интересов - метрологическое обеспечение специальных средств измерений и испытательного оборудования, аттестация программного обеспечения специальных средств измерений и информационно-измерительных систем.

Матюхин Константин Ефимович, 1937 г.р., окончил ВВИА им. Жуковского (1965), инженер отдела метрологии ФГУП ГосНИИ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - исследование специальных средств измерений, метрологическое обеспечение диагностирования авиационной техни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.