МЕТОДЫ ЖИВОЙ ЭКОНОМИКИ ЭКОФИЛЬНОГО БУДУЩЕГО
1Шилин Ким Иванович 2Лапина Зинаида Григорьевна 3Винокурова Ульяна Алексеевна 4Хайруллин Руслан Зинатуллович
1 доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Экология культуры Востока» ИСАА МГУ им.М.В.Ломоносова.
2доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ им.М.В.Ломоносова.
3доктор социологических наук, профессор Арктического государственного института искусств и культуры.
4доктор педагогических наук, профессор, вед. научный сотрудник РАО РФ, г.Москва.
ARTICLE INFO ABSTRACT
Received 25 October 2016 В статье рассматриваются основные вопросы перехода экономики
Accepted 10 November 2016 России и мира в целом в новое экофильное будущее Published 15 November 2016
KEYWORDS
Экософия, Живая Экономика, Живое знание, эко-суицид, экофильное будущее.
© 2016 The Authors.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Основные проблемы-цели и средства Экофильно-экономической политики России - это осмысление-изменение-развитие-мирное совершенствование:
1. экологических оснований ныне экофобной экономики: Эко-гармонизация ныне эко-суицидных отношений «Человек-биосфера» ;
2. Выход на уровень Нового, эко-гармоничного качества Человека-Творца Живой природы =>
экофобно = материального производства;
3. Создание Эко-гармоничных регулятивов развития экономических механизмов возрождения Живых науки-образования => производства;
4. Оздоровление-креативизация системы экономики; снятие кризиса экономики: причин, последствий и эко-креативных путей выхода экономики на новый эко-позитвный уровень;
5. Разработка Живой антикризисной стратегии социальной политики РФ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ
На основе реализации основной творческой задачи К.Маркса по созданию качественно Нового, Экофильного понятийного языка в'идения-измерения Живой реальности, начиная с Живой экономики, наполнить экофобно-агрессивно-Аристотелев понятийный язык* эко-гармонизирующе- миролюбивым, Марксовым смыслом, продолжая и «развертывая» Экофильный смысл, снимая «трудом вообще» экофобный умысел, выполняя тем самым Завещание К.Маркса как Основателя Экософии Творчества Жизни, посредством которой мы и выдвигаем концепцию Экософии Живой экономики. Предлагается Новая, Эко-гармонизирующая парадигма Живых науки-обра-зования во имя выведения современного агрессивного человека-потребителя
на уровень Творческой индивидуальности, способной Эко-гармонизировать - креативизировать
ныне экофобные науку-образование =>** экономику в их Эко-гармоничные = Живые аналоги 1.
Наша концепция Живой экономики Экофильного будущего основана на малоизвестной и малоизученной Идее Маркса.
Труд вообще «есть... абстракция,... производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, не только лишенная всякой общественной формы и определенного характера, но выступающая просто в её естественном бытии, независимо от общества, отрешённо от каких-либо обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни, общая еще для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение» (К.Маркс. «Капитал», т. 3, гл. 48 «Триединая формула», 1. - Выделено здесь и далее нами. - З.Г., К.Ш.)
Эти 7 строк могут спасти мир.
В них метапонятийно => образно выражена качественно экологически новая, внутренне подлинно всеобщая, Экофильная реальность вообще, которую Маркс выявляет в качестве подтекста той, особой, внедрённой Аристотелем реальности, которую он высмотрел в современном ему рынке и объявил «всеобщей». А Маркс «докопался» до её «глубин», и потому сумел увидеть:
1. подлинно Живую исторически-логическую реальность,
2. нормативно-прогнозную потенцию Творимой Человеком Живой реальности,
3. дать определение логически => исторических и нормативно-прогнозных границ этой, трёхуровневой реальности посредством введённого им ёмкого и как будто «нейтрального» понятия-образа.
Общий смысл работы - разработка концепции Выхода России => мира из-под угрозы эко-суицида, для чего наша, пост-Марксова теория должна стать столь сложной, чтобы Аристотелева ныне господствующая парадигма была понята как превращенно-вырожденный случай нашей.
Маркс шел к этой цели всю свою творческую жизнь и идеей «труда вообще» он положил Начало снятию Аристотелизма, а вот начало движения к этому Скачку мы видим в товаре, существующая ориентация на который тормозит наш Переход на новый уровень. Товар как «ячейка»-начало капитала такой всеобщностью не обладал (вопреки употреблению его современным, эко-суицидным миром). И философия, и формальная логика не обладали у Маркса правом наделять такой всеобщностью свои понятия в принципе, а потому рыночная экономика не могла быть «базисом» всех общественных отношений. А мы, идя далее строго «по Марксу» и возрождая подлинного Маркса, получили это право-на-ответственность из его собственных рук для создания Экософии-Живой логики Живого знания прошлого вообще + настоящего вообще => будущего вообще во всей их глубине и глубинных же взаимосвязи-взаимопроникновении-целостности качественно Нового Миро-Творчества: прошлое-настоящее Экофильно осмысливаются во имя созидания качественно Нового, Эко-гармоничного будущего вообще при:
* особой преемственности по отношению к Эко-гармонии прошлого, но
* избирательной преемственности с эко-суицидным настоящим во имя Эко-гармоничного будущего при снятии угрозы эко-суицида.
* естественной связи настоящего-с-будущим должна идти не так, как это до сих пор было-в-прошлом: непосредственно от настоящего-к-будущему, а принципиально сложнее: с двух сторон -от Экофильного, доАристотелева, в т.ч. восточного Прошлого + столь же необходимо-Экофильно-нор-мативно-прогнозируемого Будущего к столь же Экофильному основанию настоящего (при
осмысленном игнорировании преемства-с-экофобной, но ныне, увы, господствующей рыночной подсистемой настоящего.
1 *) Курсив выделяет эко-негативно = экофобные процессы-отношения => позволяет различить => снять эко-негатив = экономическое измерение Экофильным.
**) Знак « => » выражает переход-скачок
1) в новое качество Эко-гармонии,
2) переливание творческой энергии, «толчка» от прежнего ведущего - к новому ведущему Аксиомы => переход человека <=> мира в качество Эко-гармонии; знак «<=>» означает взаимо-переход.
***) Творческая Личность человека <=> родная <=> глобальная лингво-культура Творчества Жизни, и самосовершенствовании человека - основная проблема сов-ременного мира = его Перехода в Мир Эко-гармонии.
Представления-о-реальности настоящего, которые кажутся сам 'ой, якобы, «объективной исторической реальностью», суть субъективно-личностные идеи античных философов, объединенные агрессивным гением Аристотелем и внедрённые его учеником Александром Македонским в социальную жизнь современной им ойкумены. И эта экофобная суть аристотелизма, все еще сохраняющаяся по сию пору в виде устаревшего, но очень опасного предрас-судка, может быть выражена формулой: «Жизнь - борьба». Во имя Прыжка-в-Эко-будущее необходим глобальный эко-синтез региональных приближений-к-подлинной реальности, из которых и создаётся подлинная, Экофильная реальность «выражения жизни и утверждения жизни». Создание такой, Экофильной реальности не может происходить так, как складывалась современная эко-суицидная реальность; этот процесс должен происходить на Высшем уровне Творческой самоотдачи = Творческого самопогружения в этот Творческий процесс Мысленного самосотворения себя Творцом ТАКОГО Будущего. Это - сверхзадача данной работы. В корне меняется вся она как эко-система - самоаннигилирующаяся, эко-суицидная, но свою противоречивость-неустойчивость трактующая как динамизм всё ускоряющегося развития.
Осмысление этой задачи невозможно без введния следующего понятия. Труд вообще - это Эко-гармоничное обобщение одновременно трёх реальностей и столь же Эко-гармоничная альтернатива товару-рынку-капиталу современной Марксу и нам реальной потенции Эко-гармоничного Будущего. Из этого понятия вытекает и следующее уточнение. Человек вообще -«ключевое» понятие создаваемой системы понятий => образов пост-Марксовой концепции Живого знания и полагание его, как «абстракции» = человека вообще, который «осуществляет обмен веществ с природой, не только» освобожденный от «всякой общественной формы и определенного характера, но выступающий просто в своем «естественном бытии», независимо от общества, отрешенно от каких-либо обществ и, как «выражение жизни и утверждение жизни», общий «еще для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение» (См.: К.Маркс. «Капитал», т.3, гл.48 «Триединая формула»,1. - Выделено здесь и далее мною. - К.Шилин). Такое понимание «Человека вообще» позволяет создать Марксову => пост-Марксову систему образных понятий, посредством которой даются решения современных нам эко-проблем прогнозирования => осуществления перехода мира в пост-современное качество Эко-гармонии при снятии «объективизации»-фетишизации экономики социума => Человека-потребителя.
Таким обзазом, для достижения целей Живой экономики необходима Стратегия совершенствования => самосовершенствования человека как Творческой индивидуальности. Это - исходное основание и трамплин для Прыжка на высший уровень творческого развития человека как Творческой индивидуальности.
Здесь нельзя не вспомнить «старика Гегеля», как его называл иногда молодой Маркс. А именно, в своем понимании логического как «сокращенного» и исправленного «исторического» «Мавр» (как его в шутку называли друзья) пошел существенно дальше, «прыгнув» в своем фактически эко-нормативном прогнозе из состояния «выражения жизни» прямиком в «утверждение жизни» = «царство» Свободы. Это означает, что Маркс видит спасение человечества от угрозы эко-суицида в «перешагивании» через всю историю класссово-экофобного антагонистического общества (рабство-крепостничество-капитализм) прямо-в-Царство Свободы = «утверждения» = Творчества жизни - для последующих поколений, которые, совершенствуя себя как творческие индивидуальности (посредством Искусства, которое всегда Экофильно, добавим мы), «осуществляют обмен веществ с природой, не только» освобожденные от «всякой общественной формы и определенного характера, но», выступающие просто в своём «естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких-либо обществ» и от жёсткого подчинения рыночному капиталу - при сдвиге акцента на Творчески-Живой капитал.
Итак, Товар как «ячейка»-начало капитала такой всеобщностью не обладает (вопреки употреблению его в современном, эко-суицидном мире). И философия, и формальная логика не обладали у Маркса правом наделять такой всеобщностью свои понятия в принципе, а потому рыночная экономика не могла быть «базисом» всех общественных отношений, но выполняла эту функцию по Аристотелю, навязавшему обществу в интересах правящей страты. А мы, идя далее строго «по Марксу» и возрождая подлинного Маркса, это право-на-ответственность получили из его собственных рук для создания Экософии-Живой экономики прошлого вообще + настоящего вообще => будущего вообще во всей их глубине и глубинных же взаимосвязи-взаимопроникновении -целостности качественно Нового МироТворчества: прошлое-настоящее Экофильно осмысливаются во имя созидания качественно Нового, Эко-гармоничного будущего вообще, но при особой преемственности по отношению к Эко-гармонии прошлого, но очень избирательной
преемственности с эко-суицидным настоящим во имя Экогармоничного будущего при снятии
угрозы эко-суицида.
Точнее, естественная связь настоящего-с-будущим должна идти не так, как это до сих пор было-в-прошлом: непосредственно от настоящего-к-будущему, а принципиально сложнее: с двух сторон - от Экофильного, доАристотелева, в т.ч. восточного Прошлого + столь же необходимо-Экофильно-нор-мативно-прогнозируемого Будущего к столь же Экофильному основанию настоящего (при осмысленном игнорировании преемства-с-экофобной, но ныне, увы, господствующей рыночной подсистемой настоящего).
Основное внимание Маркс уделил, естественно, Экофильному смыслу-содержанию + подчинив ему форму => эко-противоречивое Целое, творимое в три этапа:
I. человек вообще => Жизнь вообще => Экофильное будущее вообще;
II. преходяще экофобная форма: общества = рацио-предметные средства, начиная с предметного знания = науки => экономика, конкретный труд «как выражение-утверждение жизни» индивида-потребителя за счёт-против людей и Жизни;
III. их осмысленно творимые Живые аналоги, представляющие собою более высокий уровень организации Творчества Жизни Человеком-Творцом, берущим на себя высшую ответственность за Жизнь-в-целом.
Исторически это означает Великое Возрождение, или Возрождение-развитие изна-чально Великих доАристотелевых, Личностных традиций Эко-гармонии. Практически это означает смещение акцента с экономики-социума => на понятие «Человек вообще» - «ключевое» понятие создаваемой системы понятий => образов пост-Марксовой концепции Живого знания и полагание его, ЧВ как «абстракцию» = человека вообще, который «осуществляет обмен веществ с природой, не только» освобожденный от «всякой общественной формы и определенного характера, но выступающий просто в» своем «естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких-либо обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни», общий «еще для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение» (Ср.: К.Маркс. «Капитал», т.3, гл.48 «Триединая формула»,1. Выделено здесь и далее мною. - К.Шилин). Такое понимание Человека вообще позволяет создать Марксову => пост-Марксову систему образных понятий, посредством которой даются решения современных нам эко-проблем прогнозирования => осуществления перехода мира в пост-современное качество Эко-гармонии при снятии «объективизации»-фетишизации экономики социума => человека-потребителя = рацио-антропоцентризма. Практически это означает «вооружение» Человека миролюбиво-Эко-гармонизирующим «арсеналом» Живой логики, которая становится также и Логикой самосозидания Человеком самого себя = Творца Жизни. Маркс шел к этим выводам всю свою напряженнейшую творческую жизнь (1844-1883) в виде экофильного подтекста «выражения жизни и утверждения жизни» - при снятии = эко-гармонизации системы понятий фетишистски социальной, «привати-зированной»рацио-частью социума.
Основываясь на предыдущих выводах, мы вплотную подходим к введению понятия Абстракция - рацио-экофобное понятие, альтернативное экофильной Абстракции; выражает два ряда явлений-процессов:
1) реально независимых от человека и
2) объективизированньх, поставленных в отношения не только как бы независимых, но и враждебных человеку-человечеству и подчиняющих их некой, якобы, «слепой си-ле природы» (за которой на самом деле скрывается другой человек-группа-класс людей, в принципе успешно выдающий кор-поративные свои интересы за общесоциальные А заинтересованный в приниженно = неразвитом состоянии массы людей, ибо так удобнее для целей управления = манипу-лирования ими. Именно этот тип экофобной Абстракции преобладает над Экофильной Абстракцией.
Задача нашей эпохи - поменять их местами, приняв Экофильное за основание и преобразуя = эко -гармонизируя экофобное в момент Экосо-фии мировоззрения-культуры => СТРАТЕГИИ СОЗИДАНИЯ ЭКО-Гармоничного будущего человеком => Богочеловеком.
Конкретнее, Прыжок = переструктуризация современной эко-суицидной цивилизации в культуру Творчества ЭКО-Гармоничного будущего выводимы из сопоставления => преобразования товара => конкретного труда в Эко-гармоничные формы труда вообще => Творчества Жизни Бого-человеком. Особо значимо здесь различие ориентации во времени ячеек = Начал (товара и «труда вообще») Восхождения от абстрактного (двух его разных типов) к конкретному. В первом случае Маркс выводил теорию капитала из товара, беря их как реально-исторически-логические феномены; а во втором случае труд вообще был выведен из интуитивно-теоретического осмысления всей предыстории-истории капитала как его необходимое
самоотрицание => логическое конструирование качественно новой, Экофильной системы
Творчества Эко-Гармоничного будущего Человеком, которого во имя этого еще нужно (предварительно = попутно) сотворить во Благо всеобщей Эко-Гармо-нии. Это снятие Истории Эко-нормативным прогнозом, выводимое из «труда во-обще», играет роль «ключа», с помощью которого и решаются проблемы Прыжка политэкономии капитала в полит-Экософию Живого капитала => Экософию Творчества Эко-гармонии Будущего Человеком.
Поэтому общий смысл работы - разработка концепции Выведения России => мира из-под угрозы эко-суицида, для чего наша, пост-Марксова теория должна стать столь сложной, чтобы Аристотелева, ныне господствующая парадигма была понята как превращенно-вырожденно частный случай разразбатываемой нами концепции. Маркс «трудом вообще» положил Начало этому решению: снятию Аристотелизма, а начало этого Скачка мы с Марксом видим в конкретном труде => товаре-рынке-капитале. Для нас эти рацио-научные понятия воплощают тот умысел, что, выдаваемый => воспринимаемый за «нейтральный»-де смысл по сию пору, в т.ч. и в науке => учебном => производственном процессе, превращает учёных => учителей => экономистов в одномерно-узких профессионалов. И самый действенный, скрытно лингво-логический «механизм» узкой профессионализации общества как «атомарной» массы трудящихся (в широком смысле) является следующая форма труда, ложно принимаемая большинством ученых за «труд вообще».
Конкретный труд - термин, введенный К.Марксом для обозначения начально-простейшей формы предметно = антагонистичного труда и являющееся превращено-отчужденной формой труда полезного; он умышленно выдается => внедряется => воспринимается за «труд вообще». Но попробуем понять ограничения «конкретного труда» на фоне и основе «труда вообще», дав общеизвестное определение этого понятия МАРКСом: «Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью обусловливает, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Действуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти... Он не только изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единичный акт.» (К.Маркс. «Капитал». Т.1, гл.5, с.119. - Выделено нами двумя разными способами: то, что показывает 1) сохраняющийся процесс общения между человеком и природой, процесс, в котором УЖЕ ЧЕЛОВЕК регулирует систему эко-общения, человек сохраняет преемственность со всеобщим своим био-эко-основанием - это полезный, экофильный труд => 2) устанавливает двойное насилие человека над природой и самим собой, где он а) подчиняет себя враждебной для него цели как силе, каковую представляет для него как рабочего другой человек - хозяин тех, предметно-мёртвых средств труда и производства, подчиняя себя которым, рабочий подчиняет себя тем самым их хозяину б) как купленный товар рабочая сила он и природу подчиняет власти иного человека, делая ее внешней силой).
В целом это - уже отнюдь не изначальный, не первичный, не сущностный труд вообще, но явно противоестественная форма труда. Принимая ее за изначальную форму труда, за труд вообще, мы совершаем грубейшую подмену, обман => самообман, основанный античностью на всеобщем товарном фетишизме всей цивилизации Запада. И самообман этот - всеобщ: он пронизывает всю философию-логику-науку => образование => капитал, всю систему эко-социальных отношений, преобразованных в системно «перекошенные» социЕТальные отношения, подчиняющие себе человека и умерщвляющие ради этого живую природу. Этот, совершенно чудовищный обман => самообман => насилие над человеком => природой, стал ныне суицидно более опасным, чем насилие человека над самим собой.
Вновь вернемся к утверждению Маркса: «Все предметы, которые труду остается лишь вырвать из непосредственной связи с землей, суть данные природой предметы труда. Напр., рыба, которую ловят, отделяют от ее жизненной стихии, воды, дерево, которое рубят... Средство (орудие) труда есть предмет или комплекс [сочетание] предметов, которые рабочий помещает между собою и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами тел для того, чтобы в соответствии со своей целью заставить их как силы действовать на другие тела.
Предмет, которым рабочий овладевает непосредственно,., есть не предмет труда, а средство труда.» (Там же. Выделено нами) .
По сути это означает следующее:
• Живое существо, тело, превращаемое в предмет и предметное средство такого труда, теряет свои биологические качества, т.е. теряет жизнь, - при сохранении за ним лишь его «механических, физических, химических свойств» и отношений, - используемых отнюдь не в интересах Жизни Природы и человека, но лишь в корыстных интересах власть имущих, которые, тем не менее, тоже заинтересованы в своем эко-гармоничном совершенствовании. А интересы эти фокусируются в структуре конкретного труда. Предметно-фетишистское извращение действительности, исторически привычное, совершается посредством сл. процедур:
• естественное = гармоничное, субъект-субъектное общение подменяется противоречивым, односторонним, субъект-объектным отношением, гибельным для Жизни Природы и человека;
• акцент в системе организации труда и производства противоестественно сдвинут на предметно-вещные условия = цели => средства => результаты, отчуждаемые от человека и Природы и противопоставляемые им;
• человек в своем социЕТальном бытии ограничен ролью товара «рабочие руки» и потребителя - путем «выпячивания», гипертрофирования материальных потребностей и принижения роли творческих СПОСОБНОСТЕЙ,
• самое опасное: Живая Природа в своем социЕТальном бытии сведена к роли предметных условий и средств труда => властвования, что и создает мощную и скрываемую тенденцию отрицания жизни => запрета-на-Жизнь. Это и есть реальная глубинная причина нашего общего движения к эко-суициду. Однако все эти изменения вполне обратимы, ибо
а) все они «наслаиваются»= надстраиваются над подлинно человечно-гармонично-сохраняемым общением;
б) передаются они не генетически, не по наследству, а социЕТально, через социальные институты общественного сознания: науку => образование => политику => практику своим противоречивым: экофильно-экофобнь/м смыслом/ умыслом.
Смена парадигмы сдерживается сложностью ситуации, «инерцией ложной интерпретации» (Л.Выгодский), а главное - интересами власть имущих. Затрудняет совершенствование экофобных труда-экономики-капитала... в их Живые аналоги еще и то, что конкретный труд реально существует в современном обществе не как таковой, но в качестве условия и момента абстрактного труда, порождающего остальные формы рыночного капитала, в первую очередь товар.
Итак, Конкретный труд:
1) переворачивает изначальное эко-общение: Живая природа => человек на иную связку: человек => Живая природа, но также
2) подчиняет его как товар «рабочая сила» => неживым средствам труда = цели, которую определяет иной человек - хозяин средств труда.
Решением этой проблемы может стать Живой конкретный труд - Эко-гармонично переосмысленное определение Марксова экофобного конкретного труда: метапонятие = образ, переворачивающий умысел введенного К.Марксом Конкретного труда для обозначения экофильного его антипода как основной формы предметно = антагонистичного труда, являющегося основой формой всей экофобной системы: философии-логики-науки-образования-экономики современного мира в устремлении-к-эко-суициду.
Попробуем теперь снять экофобные ограничения КТ на фоне и основе труда вообще, Эко-гармонизировав общеизвестное определение этого Марксова понятия: «Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и ЖИВОЙ природой, процесс, в котором человек своим собственным» творчеством «обусловливает, регулирует и совершенствует обмен веществ между собой и» остальною Живою природой. С Живой сущностью природы он соотносит себя как концентрированная Творческая сила самой природы. Для того, чтобы наладить сотворчество-с-Живою природою в определенной форме, пригодной для нашей-с-Нею сотворческой жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные творческие силы: голову, руки и ноги. Действуя посредством этого движения на Живую природу и помогая ей самосовершенствоваться, он в то же время совершенствует и собственную природу. Он развивает дремлющие в них способности и направляет игру этих сил на наши общие интересы... Он не только опирается на то,
что дано природой: в том, что дано природой, он-вместе с Живою природою осуществляет в то же время и свои сознательные цели самосовершенствования, которыми мы руководствуемся в определении способов и характера наших совместных действий и на которые мы ориентируем нашу волю. И эта самоориентация не есть единичный акт (Ср.: К.Маркс. «Капитал», там же. Переосмыслено мною. - КШ.) при 1) гармонизации Эко-общения человеком => 2) снятии тройного насилия: человека над природой, самим собой и другим человеком, 3) ревитализации природы как равноправного партнера человека при креативизации всех этих процессов.
В целом это уже значимое приближение ко всеобщему творчеству как высшей форме труда вообще, снимающее «всеобщность» товарного фетишизма и цивилизацию Запада в путем Перехода философии-логики-образования-науки-капитала (в которых и закодирована угроза эко-суицида) на уровень Экософии Живых: логики-знания-труда-капитала, снимающих угрозу эко-суи-цида, закодированную Аристотелем в рацио-интеллекте.
В этом случае, уходит в прошлое вся система насилия человека над собой-другим человеком-Природой. Конечно, мы не можем жить без потребления природы; вопрос лишь в мере этого потребления: помощь Живой природе должна перекрывать эту меру в интересах дальнейшей Жизни Природы при осознанной помощи Человека-Творца => и рядового человека, что и должно воплотиться в структуре Эко-гармонии => Живой экономике, результатами которой становятся:
1) естественное = гармоничное, субъект-субъектное общение бережно сохраняющее свою изначальную субъект-субъектную Эко-гармонию;
2) система организации труда и производства снимает систему противоестественной сдвинутости на предметновещных условия = цели = средства => результаты, отчуждаемые от человека и Живой Природы и противопоставляемые им;
2а) самое главное: Живая Природа из своего социЕТального бытия, сводимая к роли предметных условий и средств труда => властвования и создавшая мощную скрываемую тенденцию отрицания жизни => запрета-на-Жизнь, превращается в Добрую Сотворческую силу Человека-Творца в их Сотворчестве Экофильного будущего;
2б) человек из своего социетального бытия, ограниченного ролью товара «рабочие руки» и потребителя - путем «выпячивания», гипертрофирования материальных потребностей и принижения роли творческих СПОСОБНОСТЕЙ переходит к целенаправ-ленному совершенствованию.
На основании изложенного мы можем вплотную подойти к построению Экофильно-нормативного прогноза, как общего ориентира совершенствования => Творчества Жизни Человеком-Творцом, который детерминирует ориентацию человека в Живом пространстве/времени и исторически => нормативно-прогнозируемом будущем Земли и именно связывает-объединяет все живые существа Земли в Живое целое: ЭНП человечества + биосферы => творимо-Живая Ноосфера. Спасение-самосозидание человеком самого себя => Жизни-на-Земле -во всеобще осмысленной детерминации Творчества нашей общей жизни Лингво-культурой ЭНП. Он строится на менее, казалось бы, вероятных, но экофильно реальных трендах, требующих своего интуитивного осознания => воплощения Человеком, осмыслившим свою нравственно-творческую ответственность за сохранение => развитие Жизни; обобщая их, можно-д'олжно сохранять-длить Жизнь-на-Земле-в-Космосе,превосходя общепринятые: исследовательский, вероятностный,информа-ционный... прогнозы как продолжения наиболее вероятных трендов, ведущих к эко-суициду => проигнорируем их. Это Российски-глобальный ЭНП, исходящий из простого принципа: спасение человека => Жизни-на-Земле - во всеобще осмысленной детерминации их Творчества Жизни их простым естественным желанием Жить => Творить. Подобие ЭНП применяется в технике и животноводстве: мы создаем некое существо по заданным нормам. Реальный опыт решения аналогичной проблемы дан в других работах авторов концепции.2
Таким образом, Всеобщий эко-кризис человечества — фундаментальный перелом в развитии фундаментальных же оснований имеющихся систем эко-отношений, начиная, конечно же, с кризиса экономики, считающейся основной подсистемой глобальной эко-системы «человек-биосфера». Кризис состоит в том, что современный человек посредством большинства своих подсистем системно действует против биосферы => человека. Одно только сохранение
2 К.И.Шилин, У.А.Винокурова, З.Г.Лапина Живой университет Г.Н.Волкова - Прорыв в Творимо-Экофильное будущее// ЭЖЗ. Т.31.- М.,2014. 100с. К.И.Шилин, У.А.Винокурова, Г.М.Гогиберидзе, З.Г.Лапина, Д.Е.Муза, Р.З.Хайруллин,Г.Н.Петров. Экософия Г.Н. Волкова-К.Маркса. Экофильно-нормативный прогноз. - ЭЖЗ. Т.36. Москва-Чебоксары, 2016. - 128 с.
имеющихся типов эко-отношений (среди которых господствует техно = цивилизация) чревато полной эко-катастрофой. Она идет. Но ее завершение предотвратить можно. Основное, что нужно для этого - Стратегия Творчества Жизни Человеком; создание ее - смысл нашей Энциклопедии Живого знания». ВЭЧ имеет, на наш взгляд, 3 качественно разных направления. Основной из них — всеобщий эко-кризис цивилизации Запада, втягивавшей в себя всё человечество. Но и Восток, и Евразия — тоже в состоянии кризиса и даже, как минимум, двойного: общецивилизационного и своего собственного, к тому же — разного для Востока и Евразии. Кризис Востока — это кризис личностно-социальной ориентации на гармонию-с-Природой внутри нас. Кризис Евразии-России — это ощущение и мощное движение к самоидентификации, осмысление своей особенности, своего отличия по принципу «позитивной поляризации» (П.Сорокин) с Востоком и Западом (по-разному) без противопоставления им. Для выхода из него в мире имеются достаточные основания. Но они еще не осмыслены, а потому и не реализованы. Их реализация => выход из кризиса.
Путь Великой трансформации в экономики в Живую экономику - это Великий перелом -начало духовно-творческого Перехода современного, эко-ката-строфогенных человека => общества => био-техно => некросферы в качественно новое состояние Возрождения => развития Эко-гармонии; основан на нравственно-волевом решении творческой индивидуальности взятия на себя полной духовно-творческой ответственности за судьбу: состояние-сози-дание Живой экономики => Ноосферы Земли. Это исходное Начало качественно новой, творчески-личностной эпохи в истории Земли, что означает фундаментальную креативизацию Языка всей массы знания человечества под углом зрения человека как Творения Живой Природы => соТворца-с-Нею и другими людьми и в гармоничном взаимотворчестве-с-ними => собственно Творчество Творцов Жизни => самой Жизни. Экософия культуры нравственна, добра по своим изначальным установкам и по своей, Живой логике осознанного творчества Добра, в т.ч. и путем гармонизации зла. Но в условиях жесткого эко-кризиса ситуация требует фундаментального подхода => снятия изощренной функции зла, по сути играющего роль общего начала-основания всей системы глобальных эко-отношений, когда скрытое зло: «Жизнь - борьба» умышленно выдается => воспринимается за «добро», часть истины- за Истину, за нечто, более значимое, чем «Жизнь -Гармония», которые ныне должны стать Всеобщим Началом-Основанием, определяющим меру и качество невольного, ограниченного «зла»-силы-дисциплины во имя Высшего-Всеобщего Добра. Перефразируем слова Гёте, произнесенные устами Мефистофеля: «Я - часть той силы, которая, желая зла, творит добро». Ныне Гёте должен бы сказать иначе, Добрее: Восжаждем Всеобщего Добра, подчиняя Ему и невольную «узду» как бы «зла». Трезво говоря, на Добре стало легче-удобнее, даже выгоднее зарабатывать, чем на откровненно циничном зле. ОБЩИЙ ВЫВОД
Прыжок Маркса-в-Экофильное будущее был Переходом из непосредственно предшествующего через его отрицание-в-последующее; в этом смысле Переход «выражения жизни» в «утверждение жизни», через практически наблюдаемое отрицание жизни Аристотелем-западной цивилизацией и есть Прыжок-к-«утверждению» = Творчеству жизни-из-состояния отрицания жизни. Но в то же время «выражение жизни» => «утверждение жизни» есть и непосредственный Переход без какого-либо Прыжка через реальную «пропасть»; «простой» переход осуществляется духовно-творчески на уровне Языка Высокого Искусства, каковым, в данном случае, является Живой Капитал - реальная Основа того рыночного капитала, который ныне командует-подчиняет себе Живой Капитал Земли. Прыжок по-Марксу в Экофильное будущее заключается здесь в Мирном взятии-на-себя Живым Капиталом Ответственности-за-Жизнь-на-Земле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» (проект).
2. «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации» // Ежегодные аналитические доклады Минэкономразвития РФ.
3. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКО-СИНТЕЗ КУЛЬТУР: КОНФУЦИЙ <=> МАРКС <=> Аристотель как ТВОРЦЫ ЖИВОГО КАПИТАЛА ЭКО-ГАРМОНИЧНОГО БУДУЩЕГО // Энциклопедия Живого знания. Т. 30. - М., 2014. - 256 с.
4. Козлачков В.И. Типовая и риск-ориентированная модели надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. - 308 с.
5. Козлачков В.И., Ягодка Е.А. Оперативная обработка информации при оценке угрозы причинения вреда лучистым теплом. - М.: ВИНИТИ РАН, Деп. № 370-В3013 от 16.12.2013. - 220 с.
6. «Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России» // Утвержденная решением коллегии МЧС России от 18.02.2015 №4/11.
7. «Концепция профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах контрольно-надзорных органов». М.: Минобрнауки РФ, 2015.
8. Ноосферный проект социоприродной эволюции: поиск алгоритмов устойчивости (коллективная монография) / Отв. ред. проф. Д.Е. Муза. - Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2014. - 288 с.
9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.3, кн.3., гл.48. - М., 1978.
10. Карл Маркс, Ким Шилин. Экософия Творчества Жизни — инновационная Стратегия развития человека-мира (второе рождение Маркса - в России). // Энциклопедия Живого знания. Т. 19. - М., 2009. - 112 с.
11. Лапина З.Г., Шилин К.И. Экософия духовной культуры будущего // Энциклопедия Живого знания. Т. 14 - М., 2007. - 628 с.
12. Лапина З.Г., Шилин К.И., Ларина А.П. Релятивистская теория лингво-культуры. // Энциклопедия Живого знания. Т. 24. - М., 2010. - 196 с.
13. Шилин К.И. Гении будущего. // Энциклопедия Живого знания. Т.18. М.,2011.- 236с.
14. К.И. Шилин. Женски-материнская логика Творчества // Энциклопедия Живого знания. Т. 25. - М., 2011.
15. Шилин К.И. Живая логика Творчества. // Малая энциклопедия. Т. 1, 2. М., 1998. 238с.
16. Шилин К.И. Живая математика востокотворчества. Экософски-социологическая аксиоматика. // Энциклопедия Живого знания. Т. 12. - М., 2007. - 236 с.
17. Шилин К.И. Живая метаформальная логика Творчества // Энциклопедия Живого знания. Т. 3. - М., 2004. - 344 с.
18. Шилин К.И. Живой капитал - будущее России. ПостМарксова политЭкософия Творчества Жизни Востока-России-мира будущего // Энциклопедия Живого знания. Т. 26. - М., 2012. - 288 с.
19. Шилин К.И. Экософия Живой математики => Живой квалиметрии Творчества Жизни и образования. // Энциклопедия Живого знания. Т. 11. - М., 2007. - 164 с.
20. К.И. Шилин. Экософия К. Маркса. - М., 2000. - 180 с.
21. Шилин К.И. Язык как универсальное средство Творчества Жизни. // Энциклопедия Живого знания. Т. 23. Ч. III. Живое знание. - М., 2010. - 52 с.
22. Шилин К.И. Экософия этноса. // К.И. Шилин. Экософия религии и этноса. - М., 1998.
23. Икеда Дайсаку, Садовничий В.А., Шилин К.И. Живой Университет Японо-Руссии.
М.,2011
24. Искусство властвовать / Ли Гоу. - Перевод с кит. и прим. З.Г. Лапиной. - М.: ЗАО «Бизнеском», 2011. - 288с. с илл. - (Библиотека Генерального директора. Вечная классика), Т. XII (XLVIII).
25. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае.М., 1985.
26. Лапина З.Г., Чжоу Хун, Шилин К.И. Экологическое воспитание - творческая индивидуальность будущего. // ЭЖЗ. Т. 6. - М., 2002. - 256 с.
27. Шилин К.И. Живой капитал - будущее России. ПостМарксова политЭкософия Творчества Жизни Востока-России-мира будущего. // ЭЖЗ. Т.26. Саарбрюкен, ФРГ, Palmarium Academic Publishing, 2012. - 288 с.
28. К.И.Шилин. Живой капитал России-Востока-Запада. Российское востоковедение. Духовная революция в сознании человека. // ЭЖЗ. Т.27. Саарбрюкен, ФРГ, Palmarium Academic Publishing, 2012. - 160 с.
29. Шилин К.И. Живой "Капитал" как искусство, или «Капитал» К.Маркса глазами экософа-востоковеда. // ЭЖЗ. Т. 29. М., 2012
30. Шилин К.И. Германо-Русские => Глобальные Суфии // ЭЖЗ. Т. 20. - М., 2014.
31. Шилин К.И. Экософия К. Маркса. Будущее Китая и России после цивилизации. // Ж. «Макэсы чжун яньцзю» («Марксистские исследования»). — Пекин, 1996, № 1.