Научная статья на тему 'Методы воздействия журналистов на аудиторию в процессе избирательных кампаний 1930-1950-х годов (на примере деятельности Хакасского областного радиокомитета)'

Методы воздействия журналистов на аудиторию в процессе избирательных кампаний 1930-1950-х годов (на примере деятельности Хакасского областного радиокомитета) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РАДИОВЕЩАНИЕ / ИСТОРИЯ ХАКАСИИ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА / ЖУРНАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костякова Юлия Борисовна

В статье рассматриваются особенности участия радиожурналистов в выборных кампаниях советского периода, использование ими различных методов для информирования и пропаганды населения, оказания всестороннего воздействия на избирателей, создания устойчивых представлений о всеобщей народной поддержке действий и политики партии, содействия и обеспечения максимального участия граждан в избирательных кампаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы воздействия журналистов на аудиторию в процессе избирательных кампаний 1930-1950-х годов (на примере деятельности Хакасского областного радиокомитета)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199).

История. Вып. 41. С. 104-108.

методы воздействия ЖУРНАЛИСТОВ НА АУДИТОРИЮ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 1930-1950-х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАКАССКОГО ОБЛАСТНОГО

РАДИОКОМИТЕТА)

В статье рассматриваются особенности участия радиожурналистов в выборных кампаниях советского периода, использование ими различных методов для информирования и пропаганды населения, оказания всестороннего воздействия на избирателей, создания устойчивых представлений о всеобщей народной поддержке действий и политики партии, содействия и обеспечения максимального участия граждан в избирательных кампаниях.

Ключевые слова: выборы, средства массовой информации, радиовещание, история

Хакасии, идеология, пропаганда, журналисты.

В СССР участие журналистов в избирательных кампаниях было одной из форм пропагандистской и агитационно-массовой работы средств массовой информации с населением. Сами выборы в рассматриваемый период носили безальтернативный характер, их результат был заранее предсказуем - депутатский мандат получал единственный выдвинутый кандидат. Несмотря на это, агитационной кампании, проводимой в СМИ, уделялось особое внимание, т.к. она являлась, прежде всего, кампанией политической и должна была демонстрировать единство народа и Коммунистической партии, под патронажем которой проходило выдвижение кандидатов и формирование Советов всех уровней. Кроме того, агитационная работа, по нашему мнению, содействовала повышению социальной активности населения, обеспечивала не только единогласное, но и единодушное голосование за предложенные кандидатуры.

Конституция СССР, принятая в 1936 г.. декларировала всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании во все органы власти, «что означало новый этап в развитии советского избирательного права»1. Проведенная по новому «Положению о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г.» избирательная кампания заложила основу для дальнейших выборных мероприятий различного масштаба. Всеобщий характер выборов, участие в них практически всего взрослого населения заставили искать и разрабатывать новые формы и методы проведения агитационнопропагандистской работы. Значительно увеличился объем предоставляемой избирателям информации: кроме характеристик кандида-

тов в депутаты и традиционных выступлений в их поддержку, гражданам регулярно сообщались сведения о ходе формирования и работе избирательных комиссий, о предвыборных митингах и собраниях, новых трудовых починах в честь важного события. Также в прессе публиковались исторические справки, в которых на фоне «мрачного царского прошлого» достижения новой власти выглядели наиболее привлекательно: «При господстве помещиков и капиталистов страна наша была темной, нищей и бесправной. Теперь наша родина стала счастливой, могущественной и непобедимой. Кому мы этим обязаны? Партии большевиков!»2 Для донесения подобной информации до электората и внедрения нужных стереотипов поведения в сознание масс использовались различные средства.

При проведении кампаний по выборам депутатов основной упор традиционно делался на агитаторов, которые вели разъяснительнопропагандистскую работу, входя в личный контакт с людьми. СМИ и, в частности, радиовещанию, здесь отводилась вспомогательная роль массового, но «заочного» агитатора. Однако, устная агитация, как отмечает Н. М. Мелихова, постепенно вырождалась, «несмотря на все усилия партии возродить ее былое значение», и основную роль постепенно начинали играть СМИ3. На протяжении рассматриваемого периода «центр тяжести» агитационно-пропагандистской работы, проводимой ВКП (б) - КПСС во время выборов, все больше переносился в СМИ и, в частности, на радио, как самое массовое, оперативное и действенное средство информирования и пропаганды населения. При этом радио-

журналисты, на которых возлагалась личная ответственности за результат, должны были для достижения максимального эффекта использовать целый комплекс эфирных и внеэ-фирных4 методов воздействия на аудиторию. Выявить эти методы можно на примере участия в выборных кампаниях сотрудников радиокомитета Хакасской автономной области.

Работа по освещению хода и результатов избирательной кампании велась планово. За несколько месяцев до дня голосования радиокомитет представлял на утверждение бюро обкома партии специальный план-график мероприятий, в котором детально расписывались не только темы, жанры программ, ответственные за их подготовку журналисты и редакции, даты выхода в эфир, но и состав их участников. Подобная практика имела место на протяжении всего исследуемого периода. Это позволяет сделать вывод, что технология подготовки и проведения агитационной кампании на радио была четко отработана и строго соблюдалась, что позволяло исключить творческий «волюнтаризм» журналистов и жестко регламентировать содержание и направленность агитационных передач.

Специальных методических рекомендаций по организации предвыборной агитации на радио в республиканских и архиве ГТРК «Хакасия» нами не обнаружено, так же, как и упоминаний о том, что подобные рекомендации Всесоюзного или краевого радиокомитетов присылались в Хакасский облрадиокомитет (ОблРК). Основными регламентирующими документами служили постановления и прямые указания Бюро Хакасского обкома ВКП (б) -КПСС. Так, например, в 1939 г. в преддверии выборов в местные Советы, руководству радиокомитета было рекомендовано «шире освещать и пропагандировать автобиографии выдвинутых кандидатов в депутаты <.. .> Обязать т. Дербенева [председатель ОблРК. - Ю. К.] увеличить часы радиопередач в период выборов до четырех часов»5. Также информация методического характера содержалась в специальных периодических изданиях, из которых радиокомитет выписывал журналы «Спутник агитатора» и «Работник радио»6.

Сравнительный анализ названий и описаний программ, в том числе, и выборной тематики Всесоюзного и областного радиокомитетов позволил сделать вывод, что местные журналисты готовили свои материалы, в основном, используя в качестве образца передачи

Центрального радио. При этом они копировали форму, жанры, названия, технологии компоновки материала и подбора выступающих7. Такая практика имела место на протяжении всего советского периода и особенно активно, как вспоминают ветераны-радиожурналисты, применялась в первое десятилетие существования местного радиовещания в Хакасии8. Данный факт мы можем объяснить отсутствием квалифицированных журналистских кадров на радио и возможностей для получения специализированного профессионального образования, что заставляло перенимать опыт, что называется, «на слух».

К настоящему времени не сохранились тексты и аудиозаписи радиопередач, подготовленных журналистами Хакасии в советский период. Программы выборной тематики Хакасского ОблРК не рецензировались творческими сотрудниками краевого и Всесоюзного радиокомитетов. Поэтому о содержании и качестве таких материалов, специфике подачи аудитории выборной информации возможно судить лишь по сведениям, полученным из косвенных источников, каковыми являются тематические планы вещания Хакасского радиокомитета за исследуемый период, воспоминания ветеранов радио, документы партийных и советских органов Хакасской автономной области. На основе их анализа стало возможным описать агитационно-пропагандистскую деятельность радиокомитета в период выборов.

Избирательная кампания в органы представительной власти всех уровней на радио начиналась с цикла специальных пропагандистских передач на русском и хакасском языках, практически дублирующих друг друга по содержанию, которые знакомили радиослушателей с «Положением о выборах депутатов», деятельностью выборных органов власти разных уровней. Подготовка подобных программ также включалась в тематические планы по политическому вещанию, которые рассылались в радиостудии городов и районов Хакасии и были обязательными для исполнения.

Широкая и массированная разъяснительная работа по пропаганде преимуществ советской избирательной системы велась на основе примеров из истории, как страны, так и автономной области. Целью самой кампании, на наш взгляд, была не только активизация избирателей, но и пропаганда достижений социалистического строя и СССР, формирова-

ние общественного мнения о действенности советской системы представительства народа в законодательных органах власти. При этом, как отмечает известный исследователь А. В. Пыжиков, «полностью игнорировались мнения людей о серьезных недостатках действовавшей избирательной системы», и, прежде всего, безальтернативности выборов9.

Примерно за месяц до выборов в выпусках «Последних известий» начинали появляться корреспонденции и репортажи с территориальных избирательных участков о том, как здесь проводится подготовка к голосованию, разъяснительная работа с избирателями, инструктаж агитаторов и т. д. Причем, аналогичные материалы давали в эфир и областной радиокомитет, и студии низового вещания. В обязанности городских и районных радиоуполномоченных (редакторов низового вещания) входило не только освещение хода избирательной кампании на местах, но и подготовка выступлений у микрофона «знатных людей» района - стахановцев, ударников, передовиков производства, которые также призывали земляков к участию в выборах10. В агитационной кампании использовались и тщательно отредактированные мнения рядовых избирателей. Например, в 1950-е гг. их выступления звучали в эфире Хакасии под рубрикой «Единодушно отдадим голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных»11.

Такая агитация личным примером и с участием авторитетных сограждан дополнялась и другими методами воздействия на аудиторию. Например, в 1938 г. накануне выборов в Верховный Совет РСФСР журналисты местных радиостудий организовали радиопереклички между предприятиями, в ходе которых шла проверка готовности к голосованию, а также пропаганда трудовых достижений, посвященных знаменательному дню. В г. Черногорске такая радиоперекличка была проведена между всеми шахтами города, в пос. Шира - между двумя колхозами12. Об информационных и пропагандистских программах председатель Хакасского радиокомитета М. П. Дербенев докладывал в обком партии, что они готовились с учетом «производственного подъема, выполнения производственных планов и развертывания агитационномассовой работы» в преддверии выборов13.

Агитационная кампания кандидатов в депутаты по радио велась также поэтапно и систематически. При этом использовался метод

широкого информирования радиослушателей для создания у них позитивного отношения не только к самим выборам, но и к претендентам на депутатский мандат. Журналисты знакомили аудиторию с будущими народными избранниками, помогали организовывать отчетные выступления в эфире действующих депутатов, готовили репортажи о встречах избирателей с кандидатами. О масштабах такой работы в 1939 г. говорят следующие цифры: в эфир были переданы автобиографии всех кандидатов в депутаты в краевой и областной Советы, а 12 претендентов на депутатский мандат лично выступили перед микрофоном14.

К 1950-м гг. становится заметным усложнение жанровой палитры презентационных материалов о кандидатах: вместо информационных жанров журналисты все чаще начинают использоваться художественнопублицистические. Например, в марте и апреле 1954 г., во время подготовки выборов в Верховный Совет СССР, в эфире Хакасского радиокомитета практически ежедневно звучала рубрика «Наши кандидаты», для которой журналисты готовили радиоочерки о будущих народных избранниках. Заметим, что, несмотря на широкое внедрение со второй половины 1940-х гг. звукозаписывающей и монтажной техники, в эфире отсутствовали «живые» интервью. Выступления кандидатов в депутаты, как и раньше, носили формальный характер и представляли собой чтение заранее подготовленного и отредактированного текста. Нередко от имени кандидата такой монолог произносил диктор.

Среди внеэфирных методов работы в период выборных кампаний наиболее популярными у избирателей являлись концерты. В 1930-е гг. специальная бригада, состоявшая из штатных музыкантов и артистов областного радиокомитета, регулярно выезжала в города и районы и выступала перед жителями Хакасии. В программу концертов обязательно включались номера на русском и хакасском языках. Так, в 1938 г. выездная бригада Хакасского ОблРК дала четыре выступления, на которые «получила неплохие отзывы» зри-телей15. В начале Великой Отечественной войны штатный национальный радиоансамбль радиокомитета был расформирован, поэтому в дальнейшем такая практика ведения агитационной работы с помощью «живых» концертов продолжения не получила. Но хорошей заменой ей стали музыкальные передачи,

составленные по заявкам избирателей. Они являлись своеобразным тематическим дополнением к репортажам и корреспонденциям с избирательных участков и выходили в эфир почти ежедневно в составе информационномузыкальных блоков. Кроме того, ежедневная трансляция бравурных песен, маршей и подобных музыкальных произведений позволяло «заражать» слушателей особым эмоциональным состоянием - такой прием специалисты называют «эмоциональным резонансом» и характеризуют как эффективный способ пропагандистского воздействия16.

Внеэфирными методами работы можно назвать выступление журналистов на предвыборных собраниях, ведение ими агитации в ходе личных контактов с людьми: во время сбора информационного материала, подготовки интервью, а также обхода «закрепленных» за сотрудниками радиокомитета домов и квартир.

В день выборов радиокомитет вел вещание по особому графику: вместо отведенных ему двух часов, местные передачи транслировались с утра и до вечера. День голосования официально считался рабочим для всех сотрудников ОблРК. Журналисты готовили тематические спецвыпуски и радиопереклички городов и районов о ходе голосования, информационные сообщения о числе проголосовавших, итогах выборов и т. д. Технические работники несли дежурство в студии и монтажных аппаратных, обеспечивая оперативность и качественный выход в эфир выборных материалов. Также радиожурналистов, как представителей общественности, нередко включали в состав наблюдателей, которые дежурили на избирательных участках, присутствовали при вскрытии урн для голосования и подсчета голосов.

По окончанию выборов подводились итоги работы всего коллектива радиокомитета. По нашему мнению, относиться ответственно к участию в выборах людей часто заставлял страх перед теми карами, которые обрушились бы на голову виновного в срыве важнейшей политической кампании. Но одним из немаловажных стимулов также являлось материальное поощрение. Например, в 1939 г. наиболее отличившимся в избирательной кампании журналистам было выплачено по 150-250 р.17 При средней зарплате радиоработника в 450-500 р. такая награда была весьма существенной.

Необходимо отметить, что двуязычие вещания, характерное для Хакасии, как национального региона, накладывало определенный отпечаток на ведение радиокомитетом

агитационно-массовой кампании в преддверии выборов. Основные текстовые материалы (Положения о выборах, биографии кандидатов в депутаты и т. д.) обязательно предавались на двух языках. Также дублировались статьи агитационного содержания, написанные партийными и советскими работниками. Особенностью исследуемого периода можно назвать полную тождественность содержания двуязычных информационных выпусков, при этом основная нагрузка по сбору и подготовке новостей ложилась на сотрудников русской редакции, а журналистам национального вещания часто отводилась лишь роль переводчиков. Подобная практика сужала круг слушателей, снижала ценность передач на хакасском языке и делала основной их функцией донесение идеологической информации до тех представителей коренного этноса автономии, которые в недостаточной мере владели русским языком. «Колорит» программам национальной редакции придавало лишь включение в концерты песен на хакасском языке и приглашение для выступлений перед микрофоном непосредственно носителей языка коренного народа.

Заметим, что во время избирательных кампаний большое внимание партийными органами уделялось не только работе радиокомитета и его низовых студий, но и обеспечению жителей Хакасии радиослушанием. Кроме обязательной радиофикации избирательных участков проводилось техническое переоснащение старых и строительство новых мощных радиоузлов, прокладывались десятки километров радиорелейных линий, закупалась новая аппаратура, создавались радиоточки, как в общественных местах, так и в домах граждан18. Особенно активно такая работа велась в преддверии выборов в Верховный Совет СССР в 1937 и 1946 гг. Это позволяло увеличить охват избирателей пропагандистским воздействием радио и делало работу журналистов более эффективной и массовой.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в 1930-1950-е гг. журналисты Хакасского областного радиокомитета, принимавшие участие в проведении избирательных кампаний, применяли различные методы воздействия на избирателей-радиослушателей. При этом использовались не только возможности радиовещания, но и личные встречи творческих работников радио с представителями аудитории в ходе записи интервью, подготовки текстов выступлений, проведения собраний, концертов.

Наиболее распространенными методами ведения агитации в 1930-1950-е гг. были: метод воздействия с помощью авторитетов; метод широкого информирования - ежедневное предоставление аудитории разнообразных идеологически безальтернативных сведений

о ходе подготовки к выборам, кандидатах в депутаты и в целом об избирательной системе СССР; метод создания эмоционального состояния «единодушия», «согласия» и «поддержки». Изучение архивных материалов показало, что характер участия радиожурналистов и специфика использования ими тех или иных методов могли изменяться под воздействием различных факторов (изменения в выборном законодательстве, модернизация технической базы местного радиовещания, повышение профессионального уровня журналистов). Например, со второй половины 1940-х гг. мы отмечаем заметное сокращение использования внеэфирных методов агитации. Причиной можно назвать широкое использование техники звукозаписи и монтажа, которое позволило сделать агитпрограммы более качественными, информационно насыщенными. Это значительно повысило эффективность их воздействия на аудиторию, а реализация программы массовой радиофикации автономной области сделала радиоагитацию массовой и действенной.

Однако общая цель, стоявшая перед творческими работниками аудио-СМИ в период выборов, оставалась неизменной - создание у граждан устойчивых представлений о всеобщей народной поддержке действий и политики партии, активное содействие и обеспечение максимальной массовости избирательных кампаний. Поэтому формы и содержание предвыборной агитации на радио на протяжении исследуемого периода оставались практически неизменными.

В практике современных СМИ большая часть журналистских приемов и способов ведения агитации, применявшихся в советскую эпоху, не используется. Отчасти это произошло из-за изменений в политической системе и выборного законодательства России. В прошлое ушли, прежде всего, внеэфирные методы - работа с избирателями в процессе личного общения. Агитация за кандидатов в депутаты больше не является обязанностью журналистов, а стала, скорее, средством получения ими дополнительного дохода. Но неизменными остались активное участие аудио-СМИ в выборах и та роль, которую

радиовещание играет в информировании и просвещении граждан, воспитании их политической культуры, повышении гражданской и избирательской активности.

Примечания

1 Дорожкина, Я. Б. Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г. : формирование окружных и участковых избирательных комиссий // Сибирь в ХУП-ХХ веках : проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999-2000 гг. : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Шишкина. Новосибирск, 2002. С. 132.

2 Все на выборы! // Совет. Хакасия. 1937. 12 дек. С. 1.

3 Мелихова, Н. М. Исторический опыт функционирования советской избирательной системы (1936-1985 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. С. 17.

4 Внеэфирный метод - применяемый при непосредственном (личном) контакте журналистов и представителей аудитории.

5 Отдел документации новейшей истории Государственного архива Республики Хакасия. Ф. 2. Оп. 1. Д. 648. Л. 147.

6 Архив Гостелерадиокомпании «Хакасия». Книга приказов Хакасского областного радиокомитета. Приказ № 146 от 11 нояб. 1939 г.

7 См., напр.: История Советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания. 1917-1945. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 70.

8 Из личной беседы автора с Килижековой-Коковой Анной Константиновной, 1920 г. р., записанной 15 января 2006 г. в г. Абакане.

9 Пыжиков, А. В. Политические преобразования в СССР (50-60-е годы). М. : Квадрат С, 1999. С. 213.

10 ОДНИ ГАРХ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 607. Л. 33.

11 Там же. Д. 2063. Л. 3.

12 Там же. Д. 607. Л. 33-34.

13 Там же. Л. 53.

14 Там же. Л. 52-53.

15 Там же. Л. 36.

16 См.: Сороченко, В. Энциклопедия методов пропаганды. иЯЬ : http://psyfactor.org/ propaganda.htm (20.12.2002 г.).

17 Архив ГТРК «Хакасия». Книга приказов Хакасского ОблРК. Приказ № 174 от 30 дек. 1939 г.

18 См., напр.: Дудицкий. Радиообслуживание избирателей // Совет. Хакасия. 1937. 24 нояб. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.