Научная статья на тему 'Методы стимулирования автомобильного рынка в текущих экономических условиях'

Методы стимулирования автомобильного рынка в текущих экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / AUTOMOBILE MARKET / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / ДИЛЕР / DEALER / ПРОДАЖИ / SALES / ГОСПОДДЕРЖКА / АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / AUTOMAKER STATE SUPPORT / СПРОС / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Лилия Равилевна

Рассмотрены основные способы стимулирования спроса на автомобильном рынке. Перечислены виды государственных программ и льготного кредитования, условия участия в них, а также на кого они распространяются. Приведены статистические данные по результатам работы государственной поддержки за 2016-2017 г. Обозначены программы поддержки от автопроизводителей и эффективность от их применения. Отмечены новые условия господдержки и основные зоны роста на текущий период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR STIMULATION OF AUTOMOTIVE MARKET IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The main ways to stimulate demand in the automotive market are examined. The types of state programs and concessional lending, conditions for participation in them and also to whom they are distributed are listed. Statistical data on the results of government support for 2016-2017 are presented. Support programs from automakers and efficiency from their application are indicated. New conditions of state support from the Government of the Russian Federation and the main growth zones for the current period are noted.

Текст научной работы на тему «Методы стимулирования автомобильного рынка в текущих экономических условиях»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

DOI10.26425/1816-42 77-2018- 7-38-41

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В ТЕКУЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Рассмотрены основные способы стимулирования спроса на автомобильном рынке. Перечислены виды государственных программ и льготного кредитования, условия участия в них, а также на кого они распространяются. Приведены статистические данные по результатам работы государственной поддержки за 2016-2017 г. Обозначены программы поддержки от автопроизводителей и эффективность от их применения. Отмечены новые условия господдержки и основные зоны роста на текущий период.

Ключевые слова: автомобильный рынок, легковые автомобили, дилер, продажи, автопроизводитель, господдержка, спрос.

METHODS FOR STIMULATION OF AUTOMOTIVE MARKET IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Abstract. The main ways to stimulate demand in the automotive market are examined. The types of state programs and concessional lending, conditions for participation in them and also to whom they are distributed are listed. Statistical data on the results of government support for 2016 -2017 are presented. Support programs from automakers and efficiency from their application are indicated. New conditions of state support from the Government of the Russian Federation and the main growth zones for the current period are noted.

Keywords: automobile market, cars, dealer, sales, automaker state support, demand

Автомобильный бизнес в современной России — одна из важнейших отраслей. Значимая роль этой отрасли заключается в том, что, во-первых, ее развитие стимулирует развитие ряда других смежных отраслей, во-вторых, она способна к генерированию инноваций, что является мощным фактором экономического развития страны.

Спрос на автомобильном рынке поддерживается благодаря программам государства и автопроизводителей: льготное автокредитование, программа утилизации, компенсация импортеров при сдаче старого автомобиля в зачет нового («Трейд-ин») и выпуск новых бюджетных моделей. Например, рост доли автомобилей, покупаемых по льготному кредитованию, вырос на 50 %. Автолюбители с помощью такой программы оформляют автомобильный кредит на выгодных условиях по сниженным ставкам [1]. Программа льготного автомобильного кредитования началась в 2015 г., продолжилась в 2016 г. и 2017 г. Удалось реализовать более 60 тыс. автомобилей в кредит на особых условиях. Отличие программы 2017 г. от программ прошлых лет в следующем: банковская процентная ставка по льготному кредиту уменьшилась на 6,7 %; добавилась единовременная скидка 10 % от стоимости машины. Эффект от это такой программы можно увидеть на статистике продаж: реализация новых легковых автомобилей в январе-сентябре 2017 г. выросла по сравнению с тем же периодом 2016 г. на 16,4 % и достигла 1 019,8 тыс. единиц. В сентябре 2017 г. в России реализовано 127,1 тыс. новых легковых автомобилей (+19,1 % к сентябрю 2016 г.).

Результат реализации программ льготного автомобильного кредитования в 2017 г. — увеличение количества российских кредитных организаций, участвующих в этой программе, — их стало 97. При этом

© Алимова Л.Р., 2018

УДК 339.133.024 JEL L62

Алимова Лилия Равилевна

аспирант, ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: Lilimangusheva@gmail. com

Alimova Liliya

Graduate student, State University of Management, Moscow e-mail: Lilimangusheva@gmail. com

объем продаж в рамках программы составил 4 525 автомобилей. С начала реализации этой программы продано 171 203 автомобией в кредит по льготной ставке, в кредитные организации поступило 711 688 заявок, из них одобрено 378 473 [3].

Однако некоторые автосалоны и банки не снижают кредитный процент на новые автомобили, предложенные по программе, но пропорционально понижают стоимость самого автомобиля. Под условия программы по льготному автомобильному кредитованию попадают машины стоимостью до 1,45 млн руб. Ранее эта стоимость составляла 1 млн. руб. Были отменены требования первого взноса, в отличие от более ранних условий в 20 % от стоимости автомобиля (на усмотрение банка и дилера). Условием является то, что автомобиль должен быть произведен на территории РФ в 2017 г. Заем на приобретение машины с государственной поддержкой оформляют в рублях. Кредит берут на срок не более трех лет. У автомобиля не должно быть ранее регистрационного учета и владельца — физического лица. Также можно приобрести машину на материнский капитал семье с двумя и более детьми . Расчет ставки по кредитованию: разница между изначальной ставкой и государственной субсидией по ней. Возмещаются только срочные проценты по автомобильному кредиту. Машина приобретается в салонах официальных представителей брендов. Государство ничего не возвращает, не доплачивает заемщику напрямую.

На стимулирование спроса на новые автомобили также сильно влияют импортеры благодаря введению поддержек и скидок. Компания «ММС Рус» по программе «Трейд-ин» для физических лиц предлагает модели Outlander и Pajero Sport. По текущим условиям выгода для клиента составляет до 300 тыс. рублей при обмене своего автомобиля с пробегом на новый Pajero Sport (кроме автомобилей отечественного производства старше 10 лет) и до 250 тыс. руб. при приобретении нового Outlander c двигателем 2,4 при сдаче старого автомобиля в обмен (кроме автомобилей отечественного производства старше 10 лет). Компания успешно реализует программу «Трейд-ин», учитывая высокий спрос на данную услугу со стороны клиентов и пожелания дилеров. На текущий момент реализовано уже более 2 000 автомобилей в московском регионе.

Аналогичную поддержку при сдаче автомобиля в «Трейд-ин» предлагает компания «Мазда Мотор Рус». При покупке нового автомобиля Mazda и сдаче непрофильного автомобиля в «Трейд-ин» поддержка составляет до 150 тыс. руб. При сдаче профильной Маzda любой модели поддержка составляет до 250 тыс. руб.

Рассмотрим следующие программы в рамках льготного автомобильного кредитования для физических лиц, которые стали нововведением для российского автомобильного рынка: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Так программа «Семейный автомобиль» характеризуется следующими условиями. Возможность приобрести машину для семьи со скидкой у физических лиц появилась с 19.06.2017 г. Получение скидки по этой программе возможно при выполнении следующих условий:

- в семье должны воспитываться как минимум 2 несовершеннолетних ребенка;

- наличие водительского удостоверения и гражданства Российской Федерации (далее - РФ);

- стоимость транспортного средства не должна превышать 1 млн 450 тыс. руб.;

- срок заключения договора по кредиту не должен превышать 3 года. Получение кредита на менее чем 36 месяцев также возможно;

- машина должна быть собрана в период с 2016 г. по 2017 г. на производстве, расположенном на территории РФ;

- отсутствие взятых в текущем году кредитов на покупку машины;

- подписание обязательства, ограничивающего право заемщика брать другие кредиты на покупку автомобиля.

При соблюдении данных условий семья имеет право взять автомобиль в кредит, получив скидку 6,7 % к процентной ставке, устанавливаемой конкретной кредитной организацией.

Проект «Первый автомобиль» схож с программой «Семейный автомобиль», вот только главное условие -воспитание 2-х и более несовершеннолетних детей на момент покупки авто - отсутствует. Основные условия участия в этой программе: совершеннолетний гражданин РФ; отсутствие автомобиля в собственности; впервые купленное авто должно стоить не более 1 450 000 рублей; наличие водительского удостоверения [2].

Подводя итоги 2017 г., компания ООО «Хендэ Мотор СНГ» отметила, что в рамках государственных программ поддержки автокредитования - «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» удалось реализовать более 64 % от общего объема кредитных продаж самых популярных автомобилей корейской марки Hyundai

Вестник университета № 7, 2018

Solaris и Hyundai Creta. Это говорит о том, что именно введение новых программ господдержки помогают автопроизводителям реализовывать большую часть автомобилей на территории РФ.

Кроме вышеуказанных программ, государство также позаботилось об юридических лицах, в том числе индивидуальных предпринимателях и фермерах. Вторая половина выделенных средств из госбюджета достается лизинговым компаниям. Деньги предоставляются в качестве возмещения потерь в доходах при предоставлении скидки по лизинговым договорам. Основные программы, которые были разработаны Минпромторгом в отношении юридических лиц: «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». Проще говоря, предприниматели получают технику в лизинг по выгодным условиям, при этом лизинговая компания ничего не теряет, так как все финансовые потери по процентам ей возмещает государство. По программам льготного лизинга предприниматели получат льготную скидку в размере 12,5 % от стоимости нового транспортного средства при оплате первоначального взноса, максимальная сумма скидки увеличена с 500 тыс. руб. до 625 тыс. руб. на единицу техники.

Воспользоваться такими преимуществами могут предприниматели, которые хотят приобрести в лизинг магистральные седельные тягачи (программа «Российский тягач»), фермеры на покупку техники и развития своего хозяйства (программа «Российский фермер»), а также представителям малого и среднего бизнеса для продвижения на рынке (программа «Свое дело»). Кроме того, с июля 2017 г. заработала и программа субсидирования лизинга новой коммунальной и дорожно-строительной техники.

Меры господдержки влияют не только на автомобильный, но и на сам лизинговый рынок. Как отмечается в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), государственная программа льготного автомобильного лизинга оказывала ключевое позитивное влияние на объем лизинга автотранспорта в последние два года. По расчетам Минпромторга, в 2016 г. в рамках льготного лизинга было приобретено более 27,9 тыс. автомобилей, а в 2017 г. их число возросло до 41,5 тыс. единиц. Специализированные лизинговые программы должны добавить к этой цифре еще 27,3 тыс. автомобилей. Впрочем, за первые два месяца их действия по программе «Свое дело» было реализовано только 3,9 тыс. единиц техники, в рамках программы «Российский тягач» - 767, а по программе «Российский фермер» - лишь 124. Всего же с 01.01.2017 г. по 30.12.2017 г. в рамках программ льготного кредитования, льготного лизинга и обновления парка было продано 597,9 тыс. автотранспортных средств, то есть господдержка обеспечила почти 58 % от общего объема продаж. Однако основная часть пришлась на долю легкового, а не коммерческого транспорта.

Тем не менее, в вышеуказанных лизинговых программах есть некоторые упущения. Введение сегментарных программ льготного лизинга частично решает проблемы сегмента коммерческого транспорта: для 75 % представителей малого и среднего бизнеса, а также фермеров лизинг остается слишком дорогим инструментом. В результате новые госпрограммы не стимулируют рост продаж, как прежние программы утилизации и «Трейд-ин», а просто предоставляют скидку тем, кто и так готов приобретать автомобили в лизинг [2].

Таким образом, совокупный эффект новых программ стимулирования спроса - «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» - с 17.07.2017 г. по 31.12.2017 г. пришлось 50 558 проданных автомобилей, а именно 44 363 автомобиля по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». А также 6 195 автомобилей по программе «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». На заседании правительства России было также объявлено о выделении на продление программ льготного автокредитования и лизинга в 2018 г. около 7 млрд руб. Однако только на продукцию отечественного автопрома, которые оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС» [4].

По информации «АВТОСТАТ», в текущем году, в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» по состоянию на 04.03.2018 г. реализовано 29,47 тыс. автомобилей, еще 6,8 тыс. машин -по льготному автолизингу, в том числе по программам «Свое дело» и «Российский тягач», согласно данным Минпромторга РФ. Всего за январь-февраль 2018 г. было продано 235,64 тыс. автомобилей (+27,5 %). В итоге на автомобили, проданные с участием госпрограмм, пришлось около 15,4 %. Это втрое меньше, чем в 2017 г.: в прошлом году каждый второй автомобиль продавался с господдержкой - на долю программ господдержки приходилось 50 % всех проданных автомобилей [5].

Со стороны государства дальнейшие меры господдержки будут сосредоточены на поддержке непосредственно инновационной продукции, а не конкретных производителей. Именно таким образом уже работают программы стимулирования спроса, продажи по которым набирают обороты. Однако защищенность

дилерства жизненно необходима для сохранности предприятий и рабочих мест в стране. Эти программы актуальны для текущей рыночной ситуации и будут способствовать развитию автоотрасли, тем самым поддерживая более 700 тыс. человек, занятых в ней. В случае отмены или существенного сокращения программ господдержки стимулирования спроса в 2018 г. существует высокая вероятность не только прекращения текущего роста, но и снижения объема продаж. Поэтому динамика спроса на новые легковые автомобили является предметом неустанного наблюдения со стороны государства, в силах которого, оказать прямое и непосредственное влияние на все взаимозависимые области.

Библиографический список

1. Алимова, Л. Р. Основные тенденции изменения спроса на российском автомобильном рынке в 2016 году // Вестник Университета. - 2017. - № 2. - С. 5-8.

2. Алимова, Л. Р. Государственное регулирование автомобильного рынка в России в 2017 году // «Актуальные проблемы управления - 2017»: материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Вып. 4. - Москва: ГУУ, 2017. - С. 98-101.

3. Владимирский, И. Авторынок в России: сентябрь стал рекордным месяцем за 2,5 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://autoreview.ru/news/avtorynok-v-rossii-sentyabr-stal-rekordnym-mesyacem-za-2-5-goda (дата обращения: 20.04.2018).

4. Чупров, А. По новым госпрограммам продано более 50 тысяч автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://autoreview.ru/news/avtorynok-v-rossii-sentyabr-stal-rekordnym-mesyacem-za-2-5-goda (дата обращения: 30.05.2018).

5. Чупров, А. В 2018 году по льготным автокредитам и лизингу будет продано более 50 тысяч автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/33660/ (дата обращения: 20.04.2018).

References

1. Alimova, L. R. Osnovnye tendencii izmeneniya sprosa na rossijskom avtomobil'nom rynke v 2016 godu [The main trends of change in the Russian automotive market in 2016]. Vestnik Yniversiteta [Bulletin of the University], 2017, I. 2, pp. 5-8.

2. Alimova, L. R. Gosudarstvennoe regulirovanie avtomobil'nogo rynka v Rossii v 2017 godu [State regulation of the automotive market in Russia in 2017]. «Aktual'nye problemy upravleniya - 2017»: materialy 22-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [«Actual problems of management - 2017»: materials of the 22nd International Scientific and Practical Conference], 2017, pp. 98-101.

3. Vladimirskiy, I. Avtorynok v Rossii: sentyabr' stal rekordnym mesyatsem za 2,5 goda [Car Market in Russia: September was a record month for 2,5 years] Available at: https://autoreview.ru/news/avtorynok-v-rossii-sentyabr-stal-rekordnym-mesyacem-za-2-5-goda (accessed 20.04.2018).

4. Chuprov, A. Po novym gosprogrammam prodano boleye 50 tysyach avtomobiley [Over 50 thousand cars were sold under new state programs]. Available at: https://autoreview.ru/news/avtorynok-v-rossii-sentyabr-stal-rekordnym-mesyacem-za-2-5-goda (accessed 30.05.2018).

5. Chuprov, A. V 2018 godu po l'gotnym avtokreditam i lizingu budet prodano boleye 50 tysyach avtomobiley [In 2018, over 50 thousand cars will be sold on preferential car loans and leasing]. Available at: https://www.autostat.ru/news/33660/ (accessed 20.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.