Научная статья на тему 'Методы сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса'

Методы сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / ЗАТРАТЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / EXPENSES / INPUTS / ACCOUNTING / TAX ACCOUNTING / RECOGNITION OF EXPENSES / TAX CODE / GENERAL SYSTEM OF TAXATION / SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочетова Светлана Анатольевна

В данной статье рассмотрены сходства и различия в методологии учета расходов в налоговом и бухгалтерском учете, пути сближения двух видов учета в практике отечественных предприятий. Отражены особенности ведения учета при применении упрощенной системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the similarities and differences in the methodology of cost accounting in tax and accounting, the ways of convergence of the two types of accounting in the practice of domestic enterprises. The features of accounting under the simplified tax system are reflected.

Текст научной работы на тему «Методы сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса»

УДК 657 ГРНТИ 06.35.31

МЕТОДЫ СБЛИЖЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Кочетоеа Светлана Анатольевна

магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Курский филиал. 305016, Курская область, г. Курск, ул. Ломоносова, д.3, E-mail: svetlana_ioxxi@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены сходства и различия в методологии учета расходов в налоговом и бухгалтерском учете, пути сближения двух видов учета в практике отечественных предприятий. Отражены особенности ведения учета при применении упрощенной системы налогообложения.

Ключевые слова: расходы, затраты, бухгалтерский учет, налоговый учет, признание расходов, Налоговый Кодекс, общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения.

CONVERGENCE METHODS OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN SMALL BUSINESSES

Svetlana A. Kochetova

Master's student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch. 305026, Kursk, Lomonosov avenue, bld. 3

Abstract. This article discusses the similarities and differences in the methodology of cost accounting in tax and accounting, the ways of convergence of the two types of accounting in the practice of domestic enterprises. The features of accounting under the simplified tax system are reflected.

Keywords: expenses, inputs, accounting, tax accounting, recognition of expenses, Tax Code, General system of taxation, simplified system of taxation

Сближение двух видов учета на предприятиях малого бизнеса становится важной задачей в настоящее время. Смысл этого сближения состоит главным образом в упрощении условий для ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата. С увеличением роли Международных стандартов финансовой отчетности в России различия между бухгалтерским и налоговым учетом будут только нарастать.

К предприятиям малого бизнеса в России относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 100 человек и выручка от реализации товаров, работ или услуг не превышает 800 млн. (для микропредприятий 120 млн.) рублей в год. Каждая коммерческая организация

172

обязана самостоятельно рассчитывать и уплачивать налоги в федеральный или областной бюджет. Перед организацией, выручка которой не превышает в год 150 млн.рублей и она не имеет филиалов и представительств, может встать выбор о применении общей или упрощенной системы налогообложения. Рассмотрим наиболее значимые моменты, которые могут привести к различиям в бухгалтерской и налоговой отчетности. Основным условием сближения является одинаковое отражение доходов и расходов, т.е. в одной сумме и на одну дату. Различие показателей в бухгалтерском и налоговом учете возникает из-за различий в учете -основных средств,

-материально-производственных запасов, -косвенных расходов.

Выбор подходящей методики организация должна закрепить в своей учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета. В таблице 1 отражены методы учета основных средств на предприятиях малого бизнеса.

Таблица 1 - Методы учета основных средств на предприятиях малого бизнеса

Метод учета В бухгалтерском учете В налоговом учете при применении осн В налоговом учете при применении УСН

Учет затрат при приобретении основных средств Включаются в первоначальную стоимость и подлежат в дальнейшем амортизации 1.Могут включаться в первоначальную стоимость 2.Могут быть отражены как прочие расходы Могут быть отражены как прочие расходы при условии оплаты

Стоимостной критерий отнесения ценностей к группе основных средств От 40 тыс.руб. От 100 тыс.рублей От 100 тыс.руб.

Амортизационная премия На практике не применяется из-за сложностей в расчетах и временной выгоды, а не льготы Включается в состав расходов отчетного периода (до 10% стоимости основного средства в первый год эксплуатации и 30% стоимости для 3-7 амортизационных групп) Понятия «Амортизация» нет, стоимость основного средства списывается в течение отчетного года равными долями при условии оплаты

Идентичности учета основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета на предприятии, применяющем OCHO, можно добиться используя линейный метод начисления амортизации, отразив одинаковую первоначальную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете и указав одинаковый срок полезного использования. Также для целей сближения нужно отказаться от амортизационной премии, отказаться от переоценки основных средств в бухгалтерском учете, т.к. переоценка не меняет их

173

стоимость в налоговом учете. Отказ от переоценки можно отразить в учетной политике. Также в первоначальную стоимость основного средства нужно включить все расходы по приобретению за минусом НДС и акцизов.

При учете прямых затрат необходимо добиться одинаковых методов формирования цены приобретения и выбытия. Включение в перечень прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете происходит с использованием счетов 20 и 23, если материально-производственные затраты оцениваются по фактической производственной себестоимости по прямым статьям затрат. Оценка по плановой себестоимости противоречит Налоговому кодексу. Оставшаяся в складских запасах и незавершенном производстве часть расходов не будет уменьшать налогооблагаемую базу и приведет к увеличению налога на прибыль. В случае применения УСН материально-производственные затраты учитываются по цене приобретения и включаются в полной сумме по мере осуществления и произведенной оплаты. Отчетность при этом не будет раскрывать информацию о запасах и остатках сырья.

В таблице 2 указаны различия в учете коммерческих и управленческих расходов, а также в создании резервов.

Таблица 2- Учет коммерческих и управленческих расходов, создание резервов..

Метод учета В бухгалтерском учете В налоговом учете при применении осн В налоговом учете при применении УСН

Учет коммерческих расходов 1.Списание в Дт 90 счета в месяце осуществления 2.Предварительное распределение между реализованной и нереализованной продукцией Списание в Дт 90 счета в том месяце, когда были осуществлены (полностью, за исключением нормируемых) Списание в полной стоимости в месяце оплаты в Дт 90 счета

Учет управленческих расходов 1.Без распределения по видам продукции в Дт 90 счета 2.Рапределение между счетами 20 и 23 по видам продукции Без распределения по видам продукции в Дт 90 счета Списание в полной стоимости в месяце оплаты в Дт 90 счета

Создание резерва по сомнительным долгам Единой методики нет, организация разрабатывает самотоятельно Методика определена в Налоговом кодексе Резервы не создаются

Также необходимо помнить, что список расходов у организации, применяющей УСН будет отличаться от перечня расходов при OCHO, например, не будут учитываться при исчислении единого налога

представительские расходы, неустойки за нарушение условий договора, расходы на консультационные, маркетинговые услуги и т.д.

Важным вопросом в процессе сближения бухгалтерских и налоговых методов учета является актуальность экономического содержания отчетности организации для внутренних и внешних пользователей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс РФ часть 2.

2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ

10/99.

3. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Учет доходов» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.