Научная статья на тему 'Методы расчета обобщающего оценочного показателя для выбора компании, управляющей жилищным фондом'

Методы расчета обобщающего оценочного показателя для выбора компании, управляющей жилищным фондом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1626
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / ОБОБЩЕННЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ВЫБОР / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО / РЕФОРМА / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / GENERALIZED ESTIMATED FIGURES / SELECTION / MANAGEMENT COMPANY / ESTIMATION / QUALITY / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невидимов Евгений Сергеевич

Разработан обобщающий оценочный показатель для выбора компании, управляющей жилищным фондом, и предложены варианты его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION METHOD OF GENERALIZE ESTIMATED FIGURES FOR THE SELECTION OF A HOUSING FUND MANAGEMENT COMPANY

Generalized estimated figures for the housing fund management company's selection have been worked out. The options of its implementation are offered in the article.

Текст научной работы на тему «Методы расчета обобщающего оценочного показателя для выбора компании, управляющей жилищным фондом»

УДК 332.8 Е.С. НЕВИДИМОВ

ББК 65.441 ассистент Забайкальского института

железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Чите

e-mail: 10601960@rambler.ru

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ОБОБЩАЮЩЕГО ОЦЕНОЧНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ВЫБОРА КОМПАНИИ, УПРАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Разработан обобщающий оценочный показатель для выбора компании, управляющей жилищным фондом, и предложены варианты его применения.

Ключевые слова: ЖКХ, обобщенный оценочный показатель, выбор, управляющая компания, оценка, качество, реформа.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в 1990-х гг., является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Ее важность и необходимость определяются реальным состоянием данного сектора, влиянием на ход реформ в России в целом и весомым вкладом в этот процесс, возможными негативными социально-экономическими последствиями при отсутствии достаточно жесткого контроля (мониторинга) за параметрами и происходящими изменениями в жилищно-коммунальном хозяйстве в регионах и своевременного реагирования на возникающие отклонения.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства — один из тех вопросов, который волнует абсолютное большинство населения страны. На протяжении уже многих лет этот вопрос находится в центре общественного внимания, является одним из приоритетных направлений экономической политики государства, регулярно освещается в средствах массовой информации.

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, совершенствование тарифной политики, ликвидация декларируемой убыточности отрасли — вот далеко не полный перечень задач, которые необходимо решить в рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Ни у кого не вызывает сомнений, что направления и методы проводимых реформ

еще достаточно дискуссионны и мало изучены в теоретическом плане.

Есть два принципиальных момента, по которым реформа жилищно-коммунального хозяйства необходима: во-первых, ЖКХ — это очень услугоемкая отрасль экономики регионов России, которая в рыночных условиях и в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса способна увеличить занятость населения за счет развития малых и средних форм предпринимательства, а во-вторых, именно она в значительной степени улучшает качество жизни населения.

Нельзя недооценивать роль населения в развитии ЖКХ на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство в России традиционно считается мертвым грузом экономики и головной болью властей. Решить накопившиеся в ЖКХ проблемы государство в одиночку не в состоянии. Единственный выход — открыть двери частному бизнесу и инвестициям. От того, насколько решительно и эффективно будет действовать бизнес, как сложатся его отношения с муниципалитетом и основными потребителями жилищнокоммунальных услуг — населением, будет зависеть, какие дома, дворы и улицы мы передадим нашим детям и внукам1.

Переход ЖКХ к рынку предопределил необходимость развития новых подходов, основанных на рыночных параметрах. Поэтому необходима разработка новых принципов, подходов, методологий и моделей экономического управления объектами ЖКХ в целом и жилищным фондом в частности.

© Е.С. Невидимое, 2009

Е.С. НЕВИДИМОВ

Сделаем попытку помочь простому жителю многоквартирного дома выбрать компанию, которая будет качественно управлять жилищным фондом.

Принимая решение о выборе конкретной компании, потребитель заведомо не может быть уверен в своей удовлетворенности ее услугами. Важным моментом является и то, что договоры на управление многоквартирным домом обычно заключаются на длительный срок, и в случае если после оказания услуг потребитель не получил удовлетворение, то он не может быстро выбрать услуги другой компании. И отдельно от других потребителей недовольный потребитель не сможет реализовать свой выбор, так как необходимо мнение большинства. Актуальным является выбор компании, которая будет оказывать услуги качественно, т.е. удовлетворять требованиям заказчика.

В настоящее время в известных автору источниках — печатных и электронных — не представлены факторы, оказывающие влияние на выбор качественной управляющей компании.

В большинстве источников под управляющей компанией понимается некая компания, которая чаще всего управляет свободными денежными средствами или иными активами с целью принести доход собственнику актива, удержав предварительно вознаграждение за управление (менеджерское вознаграждение). Существует множество рейтингов данных компаний. Большинство таких рейтингов основывается на доходности, которую показала управляющая компания в прошлых периодах. Инвестор поочередно сравнивает альтернативные инвестиционные проекты и выбирает наиболее приемлемый с точки зрения доходности и безопасности.

Анализ опыта зарубежных стран, в частности США, показал, что там управляющие компании часто занимаются управлением активами в бухгалтерском понимании данного термина, т.е. управляют денежными средствами, материалами, зданиями, оборудованием, домами, транспортными средствами и т.п. В российской действительности скорее важна «расходность» такой компании, так как при меньших расходах себестоимость и цена реализации услуг по управлению должны быть ниже. Рассматривать управляющие

компании с позиции их инвестиционной привлекательности, приравнивая передачу дома в управление к осуществлению инвестиций, пока считаем преждевременным.

Так какими же критериями нужно руководствоваться, чтобы выбрать качественную управляющую компанию?

Государство, выбирая контрагента при заключении государственного или муниципального контракта, предусмотрело ряд требований, которым должен отвечать потенциальный поставщик (исполнитель). Эти требования закреплены в федеральном законе2 и предусматривают наличие лицензии, непроведение ликвидации юридического лица, отсутствие у поставщика (исполнителя) задолженности по начисленным налогам, сборам.

В порядке проведения открытого конкурса на право стать управляющей компанией3 претенденту предъявляется, кроме указанных выше, еще и требование об отсутствии кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период.

В информационных материалах государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жителям при выборе компании рекомендуется учитывать наличие положительных отзывов о ее работе, постоянного штата сотрудников и необходимых лицензий.

В процессе исследования эмпирическим путем установлено, что население слабо ориентируется в ходе реформы жилищнокоммунального хозяйства. Это подтверждается опросами, проводимыми Всероссийским центром изучения общественного мнения4. Населению сложно предположить, каким требованиям должна отвечать управляющая компания и какими критериями руководствоваться при ее выборе. В подавляющем большинстве печатных и электронных источников предлагается четыре критерия: опыт работы на рынке, материальная база, размер уставного капитала и рекомендации, данные компании потребителями ее услуг. Нами для выбора управляющей компании предлагается обобщенный оценочный показатель. Для его разработки использована многофакторная модель, которая помимо названных выше четырех факторов включает еще целый ряд определенных автором в ходе исследования показателей.

Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)

Важным условием выбора управляющей компании является использование наиболее объективного показателя ее оценки. Использование такого показателя имеет большое значение и должно помочь собственникам прийти на общем собрании к единому мнению по поводу выбора конкретной управляющей компании для своего дома.

Нами проведено исследование 38 оценочных показателей путем их ранжирования с применением таксонометрического метода. В основу метода положены операции с матрицами.

Результатом исследования стал оптимальный перечень оценочных показателей, состоящий из 15 показателей. Для присвоения каждому оценочному показателю коэффициента значимости введем весовые коэффициенты сравнительной значимости. Для этого рассчитаем величину линейной аппроксимации для каждого из 15 показателей по формуле

„2 , SSE

R = 1-

I-------------

SST

где R2 — квадрат смешанной корреляции; SSE — погрешность суммы квадратов, SSE = X (Xi - Xi )2; SST — полная сумма квадратов, SST = £X2)2 - (XX,)2 /n.

Показатель R2 может принимать значения от 0 до 1, которые отражают близость линии тренда к фактическим данным.

Формализованно аддитивная многофакторная модель оценочных показателей для выбора управляющей компании населением, включающая в себя 15 оценочных показателей, имеет следующий вид:

Y■, = 0,046 8X1 + 0,116 9X2 + 0,121 4X3 + + 0,086 6X4 + 0,039 6X5 + 0,056 8X6 +

+ 0,050 7X7 + 0,064 7X8 + 0,063 5X9 +

+ 0,100 3X10 + 0,035 0Xn + 0,067 5X12 + + 0,079 3X13 + 0,049 4X14 + 0,021 5X15,

где Yj — обобщенный оценочный показатель для выбора управляющей компании;

X1 — платежеспособность, прибыльность, деловая активность управляющей компании;

X2 — готовность вносить в типовой договор изменения, улучшающие положение заказчика, либо полностью принять редакцию заказчика;

Х3 — мнение жителей, которые уже пользуются услугами данной управляющей компании;

Х4 — количество лет (месяцев) работы на рынке услуг по управлению многоквартирными домами;

Х5 — размер капитала управляющей компании (уставный + добавочный + резервный и т.п.);

Х6 — объем работ, услуг в стоимостном выражении, выполняемый собственными силами;

Х7 — страхование управляющей компанией своей ответственности перед клиентом на случай невыполнения (некачественного выполнения) обязанностей по договору на управление многоквартирным домом;

Х8 — юридическая экспертиза договора на управление многоквартирным домом, предлагаемого управляющей компанией;

Х9 — мнение эксперта в отношении отчетности, предоставляемой управляющей компанией жильцам;

Х10 — наличие у управляющей компании концепции долгосрочного развития, перспектив состояния дома и придомовой территории на пять лет вперед (например, план инвестиций из прибыли компании);

Х11 — умение (предложение) управляющей компании извлекать дополнительные доходы, используя для этого общее имущество собственников многоквартирного дома (реклама на стенах дома, сдача в аренду технических помещений, придомовой территории и т.п.);

Х12 — регулярность предоставления

управляющей компанией отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

Х13 — регулярность обновления информации на информационных досках, ее актуальность;

Х14 — доля участия Российской Федерации в капитале управляющей компании;

Х15 — количество домов, выбравших данную компанию в качестве управляющей добровольно (без проведения конкурса муниципалитетом).

Преимущество полученного обобщенного оценочного показателя заключается в том, что, используя всего лишь один обобщенный показатель, можно сформировать достаточно целостное мнение о компании. Применение такого показателя позволяет пользователям не определять целый комплекс сложных разнородных показателей

Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)

и дает возможность сузить необходимую информационную базу.

Органы государственной власти на основе рейтинга управляющих компаний, рассчитанного по данной методике, смогут предусмотреть план действий для принятия управленческих решений по реализации основных мероприятий в ходе реформирования ЖКХ.

Обобщенный оценочный показатель Y¡ может иметь ценность в рамках проведения мониторинга хода реформы ЖКХ при его постоянном отслеживании в динамике. Это дает возможность государственным органам власти своевременно реагировать на ситуацию в жилищной сфере.

Рассчитанная величина обобщенного оценочного показателя может сравниваться с аналогичной величиной среднероссийского показателя и показателями управляющих компаний других регионов.

Обобщенный оценочный показатель дает населению возможность определиться с выбором управляющей компании, не привлекая дополнительную информационную базу.

Использование данного показателя при выборе управляющей компании избавляет инициативную группу собственников жилья

от лишних объяснений причин такого выбора (либо облегчает процесс обоснования выбора) на общем собрании собственников и уменьшает подозрения в коррумпированности членов инициативной группы.

Несомненно, с развитием конкурентной среды в ЖКХ приоритеты будут меняться, однако на современном этапе особо важное значение имеет решение исследованных в данной статье задач. Эта точка зрения подтверждается наблюдениями за существующей практикой реформирования ЖКХ в депрессивном (фоновом) регионе — Забайкальском крае.

Примечания

1 Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. Ростов н/Д, 2005.

2 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Российская газета. 2005. 28 июля.

3 О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: постановление Правительства РФ от 6 февр. 2006 г. № 75 // Там же. 2006. 22 февр.

4 URL: http://www.wciom.ru.

УДК 658.3 Ю.И. ГРАЧЕВА

ББК 65.240 ассистент Забайкальского института

железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Чите

e-mail: jinvis@mail.ru

МЕТОДИКА ПОДБОРА И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАБОТНИКА НА ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

Проведены расчеты по поиску, подбору и оценке кадров в случае замещения вакантной должности начальника отдела, предложена методика оценки кандидата на вакантную должность с применением показателя ценности работника.

Ключевые слова: персонал, подбор кадров, оценка работника, вакансия, методология, наем, кандидат.

Богатство любой страны во многом зависит от профессионализма работников, занятых общественно необходимым трудом, а также от их благоприятного отношения

к труду и наличия у них способностей трудиться. Каждый работник в соответствии с достигнутым уровнем своего профессионализма вносит или может внести вполне опре-

© Ю.И. Грачева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.