Научная статья на тему 'Методы прогнозирования объёмов перевозок на автомобильном транспорте'

Методы прогнозирования объёмов перевозок на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2639
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярещенко Н. В., Наумов Виталий Сергеевич, Низамутдинова Д. Т.

Проанализированы основные методы и способы прогнозирования грузовых перевозок, повышающие надежность и точность прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярещенко Н. В., Наумов Виталий Сергеевич, Низамутдинова Д. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMOBILE TRANSPORTATION PROGNOSTICATION METHODS

Basic methods of freight transportation prognostication are analyzed to promote reliability and exactness of prognoses.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования объёмов перевозок на автомобильном транспорте»

УДК 303.444

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЁМОВ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Н.В. Ярещенко, доцент, к.т.н., В.С. Наумов, ст. викладач, к.т.н., Д.Т. Низамутдинова, студент, ХНАДУ

Аннотация. Проанализированы основные методы и способы прогнозирования грузовых перевозок, повышающие надежность и точность прогнозов.

Ключевые слова: методы прогнозирования, объем перевозок, экономико-математические методы, экстраполяция.

Введение

Планирование работы автотранспортного предприятия составляет важнейшую часть планового руководства хозяйством. Все задания, содержащиеся в оперативном и стратегическом плане, реализуются в конечном счете через экономически и научно обоснованную систему планирования деятельности предприятия. Анализируя порядок планирования, сложившийся на автомобильном транспорте, целесообразно отметить два основных аспекта рассматриваемой проблемы.

Первый аспект отражает планирование по критерию сбережения труда и материальных ресурсов внутри отрасли. Второй - планирование объема перевозок грузов и пассажиров по критерию конечной продукции автомобильного транспорта, т.е. удовлетворение потребности общества в перевозках грузов и пассажиров. Отсутствие достаточно разработанной методики по разработке перспективного плана приводит к тому, что на практике в ряде случаев имеет место неправильный метод планирования по достигнутому уровню организации и эксплуатации подвижного состава.

Анализ публикаций

Анализ существующих методов планирования размеров перевозок на автомобильном транспорте показывает, что в основном применяются методы расчета, не позволяющие научно обосновать планы перевозок грузов.

Для повышения научной обоснованности планов перевозок грузов традиционные методы планирования следует дополнить более широким арсеналом экономико-математических методов, методов прогнозирования.

В настоящее время известно более 130 различных методов, приемов и типовых моделей, используемых или предложенных к использованию в прогнозировании.

С точки зрения взаимосвязи прошлого и будущего, различают два вида прогнозов: исследовательские и интуитивные. Исследовательские прогнозы разрабатываются после изучения систематизированной информации о состоянии, поведении, а также причинах, определяющих изменение прогнозируемого процесса, и базируются на строгих математических методах, учитывающих инерцию развития процесса. В интуитивных же прогнозах, обычно имеющих большой горизонт прогнозирования, на передний план выдвигается научная или практическая интуиция.

Конкретные методы прогноза подразделяются на объективные, субъективные и системные. Объективные методы, как правило, базируются на наиболее точном научном способе предвидения, т.е. на экстраполяции и экономико-математического моделирования.

В настоящее время выделяют следующие основные методы: качественного анализа, экстраполяции, экспертных оценок и моделирования.

Цель и постановка задачи

Объектом данного исследования является процесс прогнозирования объёмов перевозок на автомобильном транспорте, а предметом -существующие методы и модели.

Целью исследования является определение наиболее перспективного метода прогнозирования объёмов грузоперевозок автотранспортом.

Основной задачей исследования является анализ существующих методов прогнозирования объёмов перевозок на автомобильном транспорте.

Анализ методов прогнозирования

понимать вероятность наступления предсказываемого события при заданном комплексе условий и в пределах установленных допусков.

Оценки точность и надежность взаимосвязаны. Чем шире установленный предел точности, тем с большей вероятностью он будет соблюдаться.

Поставленная задача решается в трех направлениях: исследование новых форм связи, разработка новых критериев оценки моделей и разработка новых методов прогноза.

Процесс роста размеров перевозок на автомобильном транспорте можно описать дифференциальным уравнением вида

Разработанная классификация методов прогнозирования позволяет выбрать конкретный метод для прогнозирования размеров перевозок и других показателей работы автотранспортных предприятий на основе анализа

динамики экономической ситуации за прошедший период. Прогнозирование размеров перевозок базируется на результатах анализа прошлого и, следовательно, описывает перспективу в той мере, в которой она определяется объективно сложившимися явлениями и процессами. При этом используются главным образом методы и модели экстраполяционного характера.

Экстраполяция является научным методом прогнозирования, так как ее применение основано на учете объективно существ ую-щей инерционности больших систем.

Существует много способов, приемов прогнозирования, основанных на экстраполяции тенденций. Однако большинство из них не учитывает специфику объекта прогнозирования. Поэтому рассмотрим методы и способы, повышающие надежность и точность экстраполяционных прогнозов размеров перевозок грузов на уровне АТП, объединений и управлений.

Под точностью прогнозирования размеров перевозок грузов (ошибкой прогноза) понимают величину отклонения фактического значения прогнозируемого показателя от ее истинного значения. Под надежностью прогнозирования размеров перевозок следует

(1)

которое показывает, что изменение зависимой переменной (в нашем случае размер перевозок) зависит как от времени, так и от величины самих размеров перевозок.

Рассмотрим частный случай уравнения

Ш = У(у) ф (т).

ат

(2)

Подставляя f (у) _ {1, у, I - у, у(Х - у)} , получим следующую систему:

м Ф (т);

Шу _ Я у ф (т);

Ш ! (1 - у) Ф (т);

0 у(1 - у) Ф (т), 0 < у <1.

(3)

Эти уравнения показывают различные варианты изменения размеров перевозок. Если ввести логарифмическую производную (относительную скорость роста, пропорциональное увеличение в единицу времени)

ш 1п у _ 1 и Шу _

—~— _ _ и~, то уравнения (3) примут вид шт у шт

у _ т ф (т)Шт, у _ ехр т ф (т) Шт,

(4)

(5)

у _! |1 - ехр(- т Ф (т) Шт|; у _1|[ 1 + ехр(-1 тФ (т) Шт)]|. ()

Эти уравнения содержат постоянную интегрирования, которую можно определить по заданному значению т,у .

Если ввести вместо Ф (т) функции специального вида, то получим несколько примеров часто применяемых кривых роста. Приняв

ф (т) _р ; ф (т) _Р + у т; ф (т) _Р + у т + zT2 и подставив в формулы (4) и (5), получим

у _ Ш + р т; (7)

у _ Ш +р т + ут2; (8)

у _ Ш + Р т + у т2 + zT3; (9)

у _ Г1Р т. (10)

Каждая из перечисленных функций есть простая модель динамики размеров перевозок, описывающая траекторию экономического роста. Эти функции могут применяться для прогнозирования размеров перевозок на макроуровне. Параметры прогнозирующих функций рассчитываются методом наименьших квадратов.

Френкель А.А. разработал методику построения динамических моделей прогнозирования. Он предложил метод разложения главной тенденции исследуемого показателя на ее составляющие, связанные с изменением влияния во времени определяющих факторов. Основной смысл этой методики сводится к следующему: предполагается, что влияние основных факторов на исследуемый показатель не остается постоянным во времени, а каким-то образом меняется. Таким образом, задача сводится к определению значений изменяющихся коэффициентов регрессии многофакторной модели, т.е. вместо статистической зависимости у _ f (хг-) предлагается искать динамическую модель

ут _ f [ Л(т), А (т),...,хх(т),х2(т)...]. (11)

Основные преимущества методики состоят в расширении границ и совершенствовании глубины анализа главной тенденции. На автомобильном транспорте эта методика применима для прогноза объемов перевозок, а также для прогнозирования затрат.

Выводы

Рассмотренные динамические модели позволяют сделать следующие выводы:

- изменение коэффициентов регрессии, характеризующих влияние факторов во времени, определяется следующими причинами: кратковременными колебаниями факторов во времени, соответственной тенденцией развития факторов, случайными колебаниями;

- установленные количественные закономерности изменений влияний факторов во времени имеют как теоретическое, так и практическое значение;

- полученные результаты исследования могут быть использованы при анализе тенденций в процессе формирования размеров перевозок грузов и их прогнозирования.

Литература

1. Дружинин Н.К. Математическая статисти-

ка в экономике. - М.: Статистика. -251 с.

2. Мандрица В.М., Краев В.Н. Прогнозирова-

ние перевозок грузов на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт. -

152 с.

3. Мандрица В.М. Совершенствование уп-

равления, анализа и планирования автотранспортных предприятий. - М.:

Транспорт. - 232 с.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 25 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.