Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

Научная статья на тему 'Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей' по специальности 'Транспорт' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Журнал
Выпуск № 16 / том 2 /
Коды
  • ГРНТИ: 73 — Транспорт
  • Указанные автором: УДК: 656.052

Статистика по статье
  • 1969
    читатели
  • 141
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
  • ЭКОНОМИЯ
  • водитель-наставник
  • грузовой автомобиль
  • Экономное вождение
  • экологичность
  • fuel and energy resources
  • Economy
  • the driver-instructor
  • the lorry
  • economical driving
  • ecological compatibility
  • Correlation analysis
  • formulas for calculation population
  • prediction of population

Аннотация
научной статьи
по транспорту, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Abstract 2011 year, author — Efremov Boris Dmitrievich, Overin Yuriy Vladimirovich

The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver`s qualification.

Научная статья по специальности "Транспорт" из научного журнала "Технико-технологические проблемы сервиса", Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

 
close Похожие темы научных работ
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по транспорту , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Текст
научной работы
на тему "Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей". Научная статья по специальности "Транспорт"

УДК 656.052
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Б.Д. Ефремов1, Ю.В. Оверин2
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,7
Аннотация - Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.
Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; экономия; водитель-наставник; грузовой автомобиль; Экономное вождение; экологичность.
METHODS FOR ESTIMATION THE CAR DRIVERS PROFESSIONAL QUALITIES
B.D.Efremov, J.V.Overin The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7
The summary - The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver's qualification.
Keywords: fuel and energy resources; economy; the driver-instructor; the lorry; economical driving; ecological compatibility.
Проблема экономии топливноэнергетических ресурсов в современных условиях относится к наиболее важным задачам отрасли. Множественные технические мероприятия по снижению расходов топлива постоянно разрабатываются и внедряются в автомобилестроении.
Второе направление экономии топливных ресурсов, находится в сфере совершенствования процессов эксплуатации транспортных средств. Центральное место в его решении принадлежит водителю.
Технология сокращения затрат на топливо автомобилями через повышение мастерства водителей по критерию "Экономия Топлива" заключается в целенаправленной подготовке и воспитании водительского персонала в направлении экономного расходования топлива. В автомобильных школах, на автопредприятиях, при подготовке водителей, вопросы экономного расходования топлива рассматриваются, в основном, лишь в теоретическом, рекомендательном плане.
Человек-оператор является ключевым ресурсом любой хозяйственной системы, а на автомобильном транспорте его роль отличается особой спецификой при высоком уровне ответственности. Боль-
шую роль в экономии топлива играет техника и навыки экономного вождения автомобилей.
В период административноплановой экономики на автомобильном транспорте активно действовал институт классности водителей по профессиональному уровню (первый, второй и третий класс), включавший работу опытных во-дителей-наставников со стажерами, который в настоящее время, как инструмент оценки и повышения квалификации, опыта и мотивации, практически разрушен.
Так, еще советские специалисты установили, что расход топлива на единицу транспортной работы у водителей первого класса на 10 - 14 %, а у водителей второго класса на 3 - 6 % меньше, чем у водителей третьего класса. В абсолютных показателях водитель первого класса на грузовом автомобиле средней грузоподъемности расходует на 100 км пути топлива на 2 - 3 л меньше, чем водитель второго класса, и на 4 - 5 л меньше, чем водитель третьего класса.
Эта тенденция очевидно справедлива и в настоящее время. Поэтому все большее значение приобретает разработка мероприятий по рациональному вож-
дению автомобиля. По подсчетам западных специалистов в целом квалифицированное вождение автомобиля в городских условиях может повысить степень его экономичности в среднем до 10%.
Для различных классов автомобилей предусматриваются различные мероприятия по экономному вождению автомобиля. В целом они сводятся к следующим процедурам:
- плавное начало движения,
- соблюдение соответствия ускорения автомобиля положению акселератора,
- поддержание оптимальной скорости движения с учетом дорожных и погодных условий,
- сведение к минимуму количества резких торможений, возможно меньшему манипулированию рычагами управления, педалью акселератора, выключению ближнего и дальнего света при ночных поездках при достаточном освещении и т. д.
Очень важно, чтобы на всех передачах разгон автомобиля осуществлялся последовательно, без затяжек, поскольку любая затяжка ведет к резкому возрастанию расхода топлива. Только на практике можно научиться чувствовать момент переключения скоростей. Достигнув оптимальной с точки зрения топливной экономичности, скорости, необходимо применять способ движения «разгон-накат», сущность которого заключается в том, что двигатель попеременно работает то с полной нагрузкой (при разгоне), то на холостом ходу или вообще не работает (при накате).
Удельный расход топлива оказывает непосредственное влияние на базовый показатель экологичности транспортного средства - токсичность отработавших газов.
Между двумя этими показателями существует прямо пропорциональная зависимость. При увеличении расхода топлива увеличивается и количество выбросов токсичных компонентов отработавших газов.
Как видно из сказанного, топливная экономичность и экологичность напрямую зависит от квалификации водителя. Поэтому существует необходимость производить оценку квалификации води-
теля с точки зрения эксплуатационных свойств автомобиля.
Сегодня не существует метода, который позволил бы с высокой степенью достоверности посредством измерения, определить уровень профессионального мастерства водителя.
Водительское мастерство - понятие, значительно более широкое, чем техника и тактика управления автомобилем. В это понятие входят и психологические характеристики, и "чувство автомобиля", и умение прогнозировать ситуацию, и многие другие качества, обеспечивающие в итоге - способность водителя обеспечить безопасность пассажиров и других участников движения, при условии минимального расхода топлива.
Существует несколько критериев оценки квалификации водителя.
На практике применяется обязательный медицинский отбор на право управления автотранспортным средством, задачами которого является выявление и отстранение лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к такой деятельности. Необходимо отметить, что данный отбор в России, если сравнивать его с европейским, то он не проводится по нескольким важным показателям (например, темновая адаптация водителя). Существует и образовательный отбор в виде обязательного профессионального обучения в автошколах с последующей сдачей квалификационного экзамена на право управления автотранспортным средством.
Этих двух видов профессионального отбора недостаточно для такой сложной профессии как водитель автотранспортного средства. В большинстве развитых стран применяются еще два этапа: психофизические и социальные отборы. У нас в стране такие отборы проводят только для небольшой группы водителей, работающих в органах Министерства обороны, МВД, ФСБ. Особую актуальность при проведении психофизиологического отбора водителей представляет поиск объективных, информативных методов оценки индивидуальных особенностей водителей в соответствии с профессиограммой.
Рассматривается метод оценки техники вождения по элементам, таким,
как руление, торможение, а также по сочетаниям этих приемов, которые обеспечивают безопасность в основных ситуациях движения (разгон, маневрирование, прохождение поворотов, преодоление неровностей и многие другие).
Для оценки элементов техники не требуется больших автодромов, сложных приборов и специально оборудованных автомобилей. На любом автотранспортном предприятии эту работу вполне могут выполнить один или двое работников отдела безопасности дорожного движения. За 1 час можно оценить мастерство группы из 10-12 водителей, так как любое из контрольных упражнений по продолжительности не превышает 1 минуты.
Оценка профессионального мастерства водителей может осуществляться методами индивидуального тестирования, контрольным и соревновательным.
Но все эти методы субъективны, они не отражают полностью все стороны профессиональных качеств водителя, а именно, его влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Существует еще один метод профессионального отбора водителей, который осуществляется при помощи специального прибора «ЭКПЕРТ» установленного на автомобиль. За критерий оценки профессионального мастерства водителя (согласно методических указаний по применению) принимают два показателя: расход топлива в литрах/100 км и частота вращения коленчатого вала двигателя.
За эталонные показатели принимается величины, полученные при пробном заезде водителя-инструктора с поправочными коэффициентами по скорости 0.85 .а по расходу топлива 1.3 по отношению к эталонному расходу. Так же предлагается проводить три заезда про-
тяженностью каждый по 20 километров, что экономически не выгодно.
Данный прибор рекомендован к установке на карбюраторных автомобилях.
А на сегодняшний момент практически все автомобили, задействованные на пассажирских перевозках, оборудованы либо инжекторными, либо дизельными двигателями с соответствующими системами питания. Поэтому данный прибор потерял актуальность при проверке профессиональных качеств водителя занятого на пассажирском автотранспорте.
Принятие в качестве критериев оценки квалификации водителя расходов топлива автомобилем, и тем более частоты вращения двигателя являются необоснованными и неубедительными, тем более, что их обоснования нигде и не приводится.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что существует реальная необходимость подбора таких показателей эксплуатационных свойств автомобиля, и методов их измерений, которые бы в полной мере и с большей точностью и объективностью характеризовали квалификацию водителя автотранспортного средства.
Литература
1.В.К. Вахламов. /Автомобили; Эксплуатационные свойства. //М.: «Академия» - 2005.- 240 с.
2.Смирнова О.Ю., Тиханович А.Н. Вопросы диагностики профессиональной пригодности водителя»,// Тюменский Государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.: 2001.
3. Цыганков Э.С., Моисеев С.А., Оценка профессионального мастерства водителя. // «Банковское дело в Москве»/ М;- №7 (67), 2000.
4. Учебно маршрутный компьютер ЭКСПЕРТ измеритель параметров экономичного управления автомобилем». Паспорт М.040.000.00 Пс.
1 Ефремов Борис Дмитриевич, д.т.н., профессор, профессор кафедры «Автосервис» СПбГУСЭ, тел.: (812) 3624413, email: bef@front.ru;
2 Оверин Юрий Владимирович, аспирант СПбГУСЭ, тел.: (812) 367-39-92, е-mail:
chair.avto@spbsseu. ru; uvoverin@yandex. ru.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2 (16) 2011
97

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх