Методы оценки качества учётной информации
Е.С. Соколова, к.э.н., Московский ГУЭСИ
Качество учётной информации имеет первостепенное значение для участников бизнес-процесса, так как именно оно определяет жизнеспособность будущих стратегических решений.
Оценка качества учётных показателей — это определение достижимости системой учётных показателей заданного уровня критериев. Мето-
дология оценки качества учётной информации разрабатывается исходя из потребностей рынка в учётной информации определенного уровня; прогноза развития бизнес-процесса; требований стандартов.
Рассмотрим методы оценки качества учётной информации как совокупность способов и приёмов выражения показателей качества учётной информации. Для оценки качества учётной
информации наиболее эффективны следующие методы: нормативный; статистические; экспертный. Перечисленные методы рассмотрены в аспекте их практического применения при оценке качества учётной информации в подсистемах регулирования качества учётной информации [1].
Нормативный метод оценки качества учётной информации осуществляется посредством изучения использованных для формирования учётной информации обязательных для исполнения законодательных и нормативных документов, а также стандартов, регламентирующих бухгалтерский учёт и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Применение нормативного метода обусловливает создание документов различного статуса. К качеству содержания каждого документа, независимо от его уровня, предъявляются жёсткие требования. Только в этом случае возможно применение данного метода для оценки контроля качества учётной информации. Можно выделить комплекс требований к документам любого уровня при применении нормативного метода: конкретность, чёткость, простота и точность формулировок; логическая последовательность в изложении информации; обоснованность; информационная стабильность; убедительная аргументация [2].
Статистические методы заключаются в оценке качества учётной информации на основе статистических данных. Основное преимущество статистических методов — это количественная определённость. В теоретических исследованиях и практических методиках статистические методы достаточно широко использовались для оценки качества продукции. Эти методы можно применять и для оценки качества учётной информации. Среди них можно выделить такие, как контрольные листки, контрольные карты, теория выборочных исследований [2].
Применение экспертного метода для оценки качества учётной информации связано, прежде всего, с трудностью математического расчёта показателей качества учётной информации. Нами проведено исследование, доказывающее возможность использования экспертного метода для оценки качества учётной информации. Среди недостатков выделены субъективизм и возможные погрешности результатов экспертизы, а также существенные затраты на привлечение квалифицированных экспертов. Достоинством экспертного метода является быстрота получения результатов и возможность оценивать качество учётной информации без количественных показателей [2].
В основе экспертного метода, предлагаемого автором, лежит метод Дельфи. Применение экспертного метода предполагает научно обоснованный отбор экспертов; составление чётко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие
суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме; обеспечение сбора мнений нескольких экспертов; обоснование экспертами после каждого тура своих суждений при расхождении их с мнением большинства; период работы экспертов не должен превышать тридцати дней; проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждения экспертов [2].
В процессе изучения возможности применения экспертного метода для оценки качества учётной информации автор пришел к выводу о возможности применения для этой цели экспертного метода структурирования функций качества (СФК). Данный метод впервые был применён компанией Мицубиси в 1972 г. Сущность метода СФК состоит в том, что требования потребителя «развертываются» поэтапно, начиная с пред-инвестиционных исследований и заканчивая предпродажной подготовкой. Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов. Метод СФК применялся до настоящего времени только для управления качеством производства продукции и процессов управления производством. Нами проведён анализ возможности применения данного метода для оценки и контроля качества учётной информации. Автор рассматривает формирование учётных показателей как процесс, а метод СФК позволяет преобразовать требования пользователей учётной информации в технические требования к показателям и параметрам процесса их формирования. Рассмотрим порядок формирования качественной учётной информации в рамках метода СФК.
Первым этапом структурирования функции качества является выяснение и уточнение требований пользователей учётной информации. Задача первого этапа метода СФК заключается в формулировании требуемых параметров качества учётной информации для каждой группы пользователей. В работе структурированы информационные интересы участников бизнес-процесса — пользователей учётной информации. Сформулированные и структурированные требования записываются в матрицу СВК.
Второй этап СФК представляет собой ранжирование потребительских требований. Для ранжирования составлены рейтинги потребительских требований, которые были определены на первом этапе. В результате в матрице получается ещё один столбец с числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований. Рейтинги могут применяться по шкале, разработанной экспертом или в системе контроля качества учётной информации. Автором разработана шкала рейтингов.
Третий этап СФК — разработка методического обеспечения формирования учётных показателей в области методологии бухгалтерского учёта, налогового учёта, управленческого учёта, формирования отчётности.
На четвёртом этапе СФК производится установление зависимости требований пользователей учётной информации и методологических характеристик. Для формирования качественно ориентированной на пользователя учётной информации составляется матрица взаимосвязи пользовательских требований и учётных показателей. В результате выполнения вышеуказанных процедур определяются исходные данные для технического задания на формирование структуры учётной информации, которая является качественно ориентированной для пользователя данной учётной информации.
При изложении методологических аспектов применения методики оценки качества учётной информации автором рекомендован разработанный им стандарт по организации системы регулирования и оценки качества учётной информации [2]. Задачу оценки качества учётной информации следует решать в комплексе с задачей мониторинга эффективности системы контроля качества учётной информации. Необходимость осуществления мероприятий по созданию системы оценки контроля качества учётной информации и мониторинга её эффективности обусловлена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и составлению финансовой отчётности, предъявляющими требования формирования качественной учётной информации. Следует установить цели и принципы осуществления мероприятий по разработке системы контроля качества учётной информации и мониторингу эффективности системы контроля качества учётной информации, а также конкретные процедуры, с помощью которых возможен эффективный мониторинг политики оценки качества учётной информации. Необходимо также сформулировать цели в области формирования системы оценки качества учётной информации и в области мониторинга оценки качества учётной информации: определить систему показателей качества учётной информации конкретного экономического субъекта; сформировать внутреннюю систему контроля качества учётной информации; разработать систему мероприятий внешнего контроля качества учётной информации; разработать процедуры мониторинга эффективности системы контроля качества учётной информации.
Ниже перечислены пути достижения этих целей.
Во-первых, установление круга лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с формированием системы показателей качества
учётной информации, и вменить им в обязанности создание внутрифирменного стандарта по методике формирования внутрифирменной системы показателей оценки качества учётной информации; разработку алгоритма расчёта комплексного показателя качества учётной информации.
Во-вторых, установление круга лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с формированием внутренней системы контроля качества учётной информации, и вменить им в обязанности разработку внутрифирменных регламентов по формированию элементов системы контроля качества учётной информации (системы бухгалтерского учёта, контрольной среды и внутреннего аудита); разработку программы функционирования элементов системы внутреннего контроля качества учётной информации; разработку внутрифирменных стандартов критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля качества учётной информации; определение внутрифирменного алгоритма оценки критериев эффективности системы внутреннего контроля качества учётной информации; разработку системы документирования оценки эффективности системы внутреннего контроля качества учётной информации.
В-третьих, установление круга лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с организацией мероприятий внешней системы контроля качества учётной информации, и вменить им в обязанности разработку внутрифирменного регламента внешнего контроля качества учётной информации; определение периодичности и сроков проведения мероприятий по внешнему контролю качества учётной информации; разработку системы документального обеспечения внешнего контроля качества учётной информации.
В-четвертых, установление круга лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с мониторингом эффективности системы контроля качества учётной информации, и вменить им в обязанности создание внутрифирменного стандарта, регулирующего порядок проведения мониторинга; разработку программы проверки и определения эффективности контроля качества учётной информации; определение периодичности и сроков проведения мероприятий по мониторингу; установление критериев для отбора персонала, привлекаемого к мероприятиям по функционированию системы контроля качества учётной информации; инструктаж отобранных контролеров; организацию и проведение процедур мониторинга; документирование результатов работы и доведение их до сведения руководства; разработку рекомендаций по результатам мониторинга; осуществление контроля за действиями по выполнению выдан-
Система контроля качества учётной информации
Рис. - Схема взаимодействия элементов системы оценки и мониторинга эффективности её контроля
ных рекомендаций. Общая схема организации системы оценки качества учётной информации и мониторинга эффективности контроля системы оценки качества учётной информации представлена на рисунке.
Мониторинг является специфическим элементом исследуемой системы, его воздействие на качество учётной информации не прямое, а опосредованное. Проведённое исследование показало, что на сегодняшний день нет определённых методик контроля эффективности системы оценки качества учётной информации, разработанных с учётом требований стандартов ИСО (2). При организации мониторинга системы контроля качества учётной информации предлагается следующий алгоритм действий:
1. Подготовительная работа: определены ответственность и требования к руководству мониторингом и лицам, осуществляющим проверки, документация и отчётность проверяющих лиц; разработка внутрифирменной документации по осуществлению мониторинга; получение информации от пользователей; планирование мониторинга.
качества учётной информации
2. Проведение проверки и её документирование.
3. Заключительный этап: составление, обсуждение и утверждение отчёта по результатам мониторинга; разработка и проведение мероприятий по исправлению недостатков и улучшению мониторинга системы оценки качества учётной информации; последующий контроль по совершенствованию мониторинга системы оценки качества учётной информации; применение мер ответственности или поощрения к исполнителям.
Стандартами ИСО по качеству предусмотрено количественное выражение качественных признаков. Исходя из этого принципа в работе разработана системы частных, промежуточных показателей и агрегированного общего критерия эффективности системы мониторинга качества учётной информации.
Литература
1. Соколова Е.С. Оценка качества бухгалтерской (финансовой) информации: монография. М.: Доброе слово, 2008. 11 п.л.
2. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании: монография. М.:МЭСИ, 2010. 22,3 п.л. (в т.ч. авторских 18 п.л.).
3. Соколова Е.С. Качество информации: теория и практика оценки: монография. М.: МЭСИ, 2010. 19 п.л.