УДК 338.31
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Новиков М.А., аспирант Московского Университета имени С.Ю.Витте, e-mail: [email protected], т. 8-926-379-34-81
В статье проанализированы различные методики оценки и анализа рентабельности производства товара промышленного предприятия, выделены их достоинства и недостатки, возможности использования с учетом специфических условий функционирования предприятий в России. Разработан алгоритм проведения факторного анализа рентабельности производства товара промышленного предприятия. Обоснована необходимость проверки факторных показателей намультиколинеарность с применением таких статистических критериев, согласно которым проверяют мультиколинеарность всего массива объясняющих переменных.
Ключевые слова: рентабельность, продукция, предприятие, факторный анализ, производство.
METHODS OF ASSESSMENT AND COST-BENEFIT ANALYSIS OF A COMMODITY
INDUSTRIAL ENTERPRISE
Novikov M., the post-graduate student, Moscow Witte University
The article analyzes the various valuation techniques and cost-benefit analysis of a commodity industrial enterprise, isolatedfrom the advantages and disadvantages, with the possibility of using the specific conditions of the functioning of enterprises in Russia. The algorithm of the factor analysis of the profitability ofproduction of goods of industrial enterprises. The necessity test factor indicators multicollinearity using such statistical criteria by which multicollinearity check the entire array of explanatory variables.
Keywords: profitability, production, the company, factor analysis, production.
В условиях глобализации мировой экономики, усиления турбулентности и динамичности экономической среды, роста конкуренции, происходит изменение правил хозяйствования, которые использовались на протяжении многих лет. Современный бизнес и производство требуют ускорения процессов принятия решений и повышение гибкости, что в свою очередь базируется на точной оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, а именно на оценке его рентабельности, в составе которой отдельное и пристальное внимание уделяется рентабельности выпускаемой продукции [1].
Новые концепции, методы и инструменты исследования эффективности производства тех или иных изделий появляются регулярно. Таким образом, в аспекте анализа и оценки рентабельности продукции могут конкурировать разнообразные методики, начиная от самых простых, факторных методик и, заканчивая процессно-ориентированным анализом рентабельности. Однако не все из имеющихся методов можно применить в практике промышленного предприятия и, конечно, далеко не каждая методика может давать корректные результаты при ее использовании в современных реалиях функционирования российских предприятий.
Следовательно, с учетом вышеизложенного, представляется, что изучение методов оценки и анализа рентабельности производства товаров промышленного предприятия, их критическое рассмотрение является актуальным, теоретически и практическим значимым, что одновременно предопределяет композиционную платформу, цели и задачи данной статьи.
Значительный вклад в исследование проблем методологии оценки и анализа рентабельности предприятия и ее составных частей: рентабельности капитала, активов, продукции и т.д., внесли такие
ученые как: Н.Т. Балабанов, В.В. Витлинский, Н.М. Внукова, Дж. Нейман, Б. Райзберг и другие. Указанные и другие исследователи в своих работах изучили сущность понятия «рентабельность», разработали методы ее анализа и прогнозирования, обосновали алгоритмы оценки риска. Однако не все из предложенных методик можно использовать в условиях развивающихся экономических систем. Некоторые из них являются слишком сложными, другие дают чрезмерно обобщающие результаты.
Все существующие в практике экономики и управления методы оценки и анализа рентабельности продукции можно классифицировать по двум основным критериям:
■ по степени объективности (субъективности) результатов оценки;
■ по используемому подходу к оценке: качественный или количественный.
В результате типологию методов анализа можно представить в двухмерном измерении и каждый из приведенных приемов имеет свои достоинства и недостатки (рис. 1). В данном контексте представляется, что для получения более точных, корректных и достоверных результатов, считаем целесообразным, применять комбинацию методов, результаты использования которых, позволят принимать взвешенные управленческие решения и правильным образом планировать производственную программу предприятия. Кроме этого в расчетах следует учитывать оптимальное (не максимальное) количество параметров, оказывающих воздействие на анализируемый показатель. Данное требование обусловлено тем, что чрезмерное увеличение количества факторов, влияющих на рентабельность (в случае теоретического допущения возможности формирования абсолютно полного перечня факторов), приведет к повышению
Рис. 1 Типология методов анализа и оценки рентабельности производства продукции
трудоемкости их математической обработки. станут Практически недостижимыми станут задачи по сбору необходимых данных, что в итоге существенно снизит практическую применимость и полезность подобных методов оценки и анализа.
Независимо от используемого методологического инструментария представляется, что проводя анализ и оценку рентабельности продукции, выпускаемой предприятием, необходимо на первом этапе оценить уровень и динамику показателей рентабельности продукции; исследовать структуру выпускаемого ассортиментного ряда в отчетном периоде (провести вертикальный анализ); рассмотреть изменение отдельных составляющих рентабельности и их влияние; изучить изменение темпов роста рентабельности в разрезе отдельных составных частей (горизонтальный анализ) и т.д. В дальнейшем следует проанализировать выполнение плана по показателю рентабельности, который в рыночных условиях имеет не директивный, а прогнозный характер на ближайшую перспективу. Такой план учитывает реальные возможности предприятия достигать определенного уровня рентабельности, а, следовательно, является инструментом перспективного анализа.
Чаще всего оценка и анализ рентабельности продукции проводится на уровне моделирования трендов, при этом не учитывается ее фрактальная природа, не уделяется достаточное внимание моделированию стохастической составляющей динамики рентабельности. Следует отметить, что конкретная, единая методика анализа и оценки рентабельности продукции на сегодняшний день не разработана.
Наиболее распространенным методом оценки является факторный анализ. Факторный анализ осуществляется на базе широкого круга экономико-математических моделей, которые формируются в зависимости от объекта и цели исследования [2]. Автор предлагает использовать следующий алгоритм анализа рентабельности продукции в рамках факторного анализа рис. 2.
Экспертный метод для оценки и отбора факторов избран не случайно. Данный прием достаточно часто используется в управленческой деятельности, поскольку позволяет быстро и без дополнительных трудностей определить набор ключевых факторов и провести их оценку. Кроме того, экспертный метод незаменим в том случае, когда необходимые исходящие данные или параметры невозможно оценить количественно. Очевидно, что использование только экспертного метода для оценки и анализа обуславливает наличие слабой математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем рентабельности, поэтому с целью нивелирования данного недостатка в предложенном алгоритме предусмотрен формализованный этап оценки и анализа. В дополнение к экспертному методу формирование множества наиболее значимых факторов, на основе которых можно оценивать финансовое состояние предприятия, автор предлагает осуществлять путем проверки показателей на мультиколлинеарность с применением таких статистических критериев, согласно которых проверяют мультикол-линеарность всего массива объясняющих переменных (X2), каждой объясняющей переменной с остальными переменными ^-критерий ) и каждой пары объясняющих переменных (1:-критерий) [3].
Факторами первого уровня в процессе анализа рентабельности продукции являются факторы изменения чистого дохода от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции. Факторами второго и последующих уровней - изменение цены и себестоимости единицы продукции, качества продукции, структуры
реализованной продукции, уровня прямых материальных затрат и затрат на оплату труда, динамика рынка и т.д. Влияние факторов первого уровня определяется способом цепных подстановок или способом абсолютных разниц. Исходными данными для анализа влияния факторов первого уровня на изменение показателей рентабельности продукции являются факторные модели, отражающие зависимость соответствующего результативного показателя (показателя рентабельности продукции) от соответствующих факторов [4].
Влияние на изменение рентабельности ценового фактора БКр рассчитывается по формуле:
_ V1 - 5 Vо - 5 о
V, V о ; (1)
где, 5 - себестоимость реализованной продукции соответственно за предыдущий и отчетный период;
V0, V1 - чистая выручка от реализации продукции соответственно за предыдущий и отчетный период.
Влияние себестоимости на рентабельность продукции оценивается следующим образом:
Rs =
V1 - 5, - V1 - 5о
V, V1 ; (2)
На сегодняшний день разработано достаточное количество модифицированных вариантов факторного детерминированного моделирования результирующего показателя. Особого внимания заслуживает детерминированная факторная экономико-математическая модель, которая отражает функциональную связь между величиной рентабельности выпускаемой продукции и основными факторами, которые на нее влияют (в том числе и влияние промежуточной рентабельности на конечную) [5].
. Я, CP
■100%
Р = IL
" О.
РЛуш*
Q с с ОС
ок
100%
CP
ППР*К„г*УВос)ш%
(3)
(4)
(5)
где Рпр - рентабельность продукции, выпускаемой предприятием;
СР - среднегодовая стоимость используемых ресурсов на производство продукции;
Qр -объем реализованной продукции;
С - себестоимость продукции;
ОС - среднегодовая величина оборотных средств предприятия;
УПвр - удельный показатель прибыли по выручке от реализации (показатель рентабельности продаж);
ППР - показатель промежуточной рентабельности;
Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
УВ - удельный вес оборотных средств в общей стоимости используемых ресурсов.
Таким образом, в данной модели изменение показателя рентабельности выпускаемой продукции в формуле 5 определяется суммой частных изменений по отдельным факторам (УПвр, ППР, Коб, УВос). Структура и направления факторного анализа, согласно приведенным формулам, отображены на рис. 3.
Представленная детерминированная факторная экономико-
Расчет рентабельности и сбор необходимой информации (статистика по предприятию)
Формализация цели анализа
Анализ фактического уровня и динамики рентабельности
Выбор основных факторов, которые влияют на рентабельность
Оценка и выбор факторов экспертным методом
Расчет влияния выбранных факторов
Определение возможностей роста _рентабельности продукции_
Рис. 2 Алгоритм факторного анализа рентабельности производства товара.
Чистая прибыль Пч Объем реализа-ЦииС)р Объем реализа-ЦииС>р Себестоимость С Себестоимость С Оборотные ср-ва ОС Оборотные ср-ва ОС Используемые рес. ИР
Рентабельность продаж УПвр Промежуточ. рентабельность ППР Коэф.оборачиваемости К„б Уд.вес оборотных средств УВ0С
Рентабельность текущих затрат П„/С Соотношение текущих затрат и используемых ресурсов С/СР
Рентабельность выпускаемой продукции Рпр
Рис. 3. Модель факторной системы и направлений анализа рентабельности продукции [6]
математическая модель Филатова Е.А. позволяет провести многосторонний качественный анализ рентабельности выпускаемой продукции. Однако, по мнению автора, данную модель целесообразно дополнить расширенной оценкой влияния основных средств и фондоотдачи на уровень рентабельности выпускаемой продукции, т.к. в настоящее время, в силу происходящих трансформационных изменений экономических систем не всегда рост фондовооруженности, увеличение производственных мощностей приводит к росту эффективности предприятия и увеличению результирующих показателей. Кроме того, с учетом сформулированных ранее ограничений относительно отбора объясняющих факторов автор предлагает использовать статистические критерии.
Подводя итоги, проведенного исследования, сформулируем следующие выводы.
В настоящее время существует достаточно большой аналитический инструментарий, позволяющий проводить анализ и оценку рентабельности продукции. При этом единого, универсального и удовлетворяющего все условия метода не существует. Набор инструментов, методик и приемов анализа зависит от особенностей выпускаемой продукции, отрасли производства, имеющейся в наличии информации, профессионального уровня и подготовки экспертов.
Некоторые методики при оценке рентабельности продукции, предприятия основываются на достаточно сложных идеализированных построениях:
вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, разрабатываются новые системы координат и др. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как достаточно абстрактные. В результате этого в некоторых случаях не только невозможно осуществить сколько-нибудь либо точную количественную оценку того или иного предложенного параметра, но и очень сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки определяющих факторов, а значит - и адекватной оценки рентабельности выпускаемой продукции.
С учетом полученных результатов, автор приходит к выводу, что для отечественных реалий и особенностей функционирования предприятий в России наиболее приемлемой методикой анализа и оценки рентабельности продукции является факторный анализ, дополненный и усовершенствованный уточняющими приемами, например, качественным отбором ключевых факторов, который базируется на показателях мультиколинеарности с применением соответствующих статистических критериев.
Перспективные направления исследования заключаются в исследовании возможности дополнить методику анализа рентабельности продукции рисковой оценкой и в разработке единого, обобщающего показателя рентабельности продукции, который сможет учитывать различные факторы и включать в себя перечень частных показателей, подобно тому, как это делается в квалиметрии.
Литература:
1. Макареня Т. А. Современное предпринимательство. - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2011. - 188с.
2. Краева Т.А. Аналитические показатели принятия управленческих финансовых решений // Проблемы экономики. - 2013. - №3(55). - С. 28-38.
3. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Анализ финансового состояния компании: актуальные вопросы расчета коэффициентов // Вестник экономической интеграции. - 2013. - №5-6(62-63). - С. 71-80/
4. Теренникова К.А. Факторный анализ рентабельности продаж по отчету о прибылях и убытках // Электронное периодическое издание «Экономика и социум». - 2013. - №2-3(7). - С. 242-245.
5. Боброва Е.А. Техника применения современных систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Аудиторские ведомости. - 2013. - №1. - С. 72-86.
6. Филатов Е.А. Авторский факторный анализ финансовой рентабельности // Ешгореап8оаа18аепсе.Тоигпа1 = Европейский журнал социальных наук. - 2013. - №8-2(35). - С. 462-471.
7.Кузнецова А.И., Новиков М.А.Современные факторы формирования рентабельности производства промышленных товаров // Транспортное дело России №6, часть 2, 2013, с.245-248
26
ТКАШРОКТ БШШЕББ Ш КШБТА | №3 2014 |