С целью определения эффективности логопедических занятий проводился анализ характера ошибок при письме при помощи разработанных нами таблиц, а интерпретация результатов диагностики осуществлялась с использованием нейропсихологического подхода А.Р Лурии (1973), Т.В. Ахутиной (2004). Были выделены следующие 3 группы ошибок: первая (обозначение границ предложений, ошибки по кинетическому сходству, пропуск слов, персеверации, антиципации), обусловленная нарушением регуляции и контроля произвольной деятельности; вторая (пропуск согласных, смешение согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, смешение аффрикат и звуков, входящих в их состав, перестановки букв, пропуск слога, аграмматизмы, слитное написание и разрыв слов), связанная с приемом и переработкой информации по левополушарному типу; третья (пропуск гласной, вставка буквы, смешение гласных, оптическое сходство) - по правополушарному типу.
Мониторинг состояния письменной речи учащихся с ОВЗ показал, что подавляющее большинство ошибок первой группы поддавались коррекции. Число ошибок второй группы сократилось в ходе логопедических занятий в течение учебного в среднем в два раза. Ошибки третьей группы также сокращались.
Разработанные нами дидактические материалы коррекции дис-графии у младших школьников с успехом могут использоваться в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов, дефектологов, учителей начальной школы, а также методистами ИМЦ и преподавателями педагогических ВУЗов при обучении студентов.
Е. А. Савёнок
Методы коррекционно-логопедической работы над голосом у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В последнее время специалисты уделяют большое внимание вопросу изучения стертой дизартрии. По мнению многих ученых, стертая дизартрия имеет тенденцию к значительному росту.
В логопедической практике часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционного воздействия.
В трудах многих ученых поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помо-
235
щи остаются наиболее актуальными, особенно учитывая распространенность этого дефекта.
Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клиникопедагогической реабилитации, рекомендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.
При организации логопедической работы с детьми со стертой дизартрией необходимо учитывать ее комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи, работы над связным высказыванием, над просодической стороной речи.
Комплексный подход к устранению дизартрии включает в себя три блока. Первый блок - медицинский, который определяет врач-невролог. Второй блок - психолого-педагогический, основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций. Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по пяти этапам. Особое внимание развитию голоса и речевого дыхания уделяется на первом этапе логопедической работы - подготовительном.
На подготовительном этапе уделяется внимание: - нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
- нормализация моторики артикуляционного аппарата. Проводится как пассивная, так и активная артикуляционная гимнастика. Отрабатываются различные качества артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость и другие; - нормализация мелкой моторики рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками; - нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе; - нормализация речевого дыхания. Проводятся различные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляются новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино; - нормализация просодики. Это направление является менее разработанным.
Анализируя содержание логопедической работы, направленной на развитие голоса у детей были проанализи рованыразличные методики, подобран и систематизирован практический материал по развитию голоса и речевого дыхания подготовительного этапа, с учётом речевой и неречевой симптоматики при стертой дизартрии.
236
У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно, постепенно развивается и речевое дыхание. В связи с этим, тренировку диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста нужно начинать с положения лежа, т.к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.
В логопедической работе я применяю: - дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой; - упражнения для развития речевого дыхания; - использование аппарата БОС.
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.
Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение в процесс дыхания самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.
Также для развития правильного речевого дыхания нами применяются:
• специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т. д.
• фонетическая ритмика А.Я. Мухиной;
• голосовые упражнения И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной.
Начиная логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие нарушения речевого дыхания:- чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха; - форсированное начало фазы выдоха; - сокращение длительности речевого выдоха; - неравномерность выдоха на протяжении фразы; - судорожность выдоха и вдоха; - спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха; - расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.
В нашей работе применяются упражнения для развития высоты голоса с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.
Упражнения для развития силы голоса: усиления и ослабления голоса, прямой и обратный счет с усилением и ослаблением голоса.
Обобщая эти данные, можно сказать, что голос как компонент просодической стороны речи, имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может отрица-
237
тельно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние, может даже затруднить коммуникацию в целом.
Поэтому актуальной является задача разработки коррекционноразвивающих программ, направленных на формирование голоса и речевого дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии.// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 27-34.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.
3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. -143 с.
4. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.В. Дубровская. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 64 с.
5. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.
6. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987.
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ под ред. Е. А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с. (Коррекционная педагогика).
Е. Н. Садовникова
К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании
Хотелось бы начать статью словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем более хочется приоткрыть потайную дверцу и хоть на йоту приблизиться к пониманию механизма этого сложного нарушения.
Давайте попробуем ответить на такие вопросы:
1. Почему закрепляется неправильное речевое поведение?
2. Почему это происходит в возрасте 2-4-х лет, реже 5-6?
3. Почему оно способно рецидивировать?
4. Почему дети младшего дошкольного возраста легко начинают заикаться по подражанию?
5. Почему заикание в основном усиливается в стрессовых ситуациях и может совершенно «исчезать» в домашних условиях?
Безусловно, существует несколько научных направлений, дающих свои определения и описывающих механизм заикания, исходя
238