Научная статья на тему 'Методы контроля в педагогическом процессе при оценке знаний студентов'

Методы контроля в педагогическом процессе при оценке знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3165
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / METHODS OF CONTROL / TESTING / CLASSIFICATION OF TESTS / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замазий О. С.

Рассмотрены методы педагогического контроля в процессе обучения при оценке знании студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of control at in the pedagogical process of assessing students

This article discusses methods of control in the educational process for assessing students. Control methods (such as testing and computer testing) are used at the present stage in the assessment of students' knowledge.

Текст научной работы на тему «Методы контроля в педагогическом процессе при оценке знаний студентов»

УДК 378.146

О.С. Замазий, ассистент, 89202701306, lelya211083@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Рассмотрены методы педагогического контроля в процессе обучения при оценке знании студентов.

Ключевые слова: методы контроля, тестирование, классификация тестов, компьютерное тестирование.

Под информационной технологией обучения И.В. Роберт понимает «совокупность внедряемых в систему образования принципиально новых методов, приемов и средств обработки данных; передачи, поиска, сбора, хранения и отображения различных видов информации, ее моделирования и структурирования».

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

На современном этапе при оценке знаний студентов используют такой метод контроля, как тестирование.

Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определять актуальный уровень развития необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.

Тест (от англ. test - испытание, проверка) - стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий

Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию:

• тесты личности - для оценки эмоционально-волевых качеств индивидуума;

• тесты интеллекта - для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления;

• тесты способностей - для оценки возможности в овладении различной деятельностью;

• тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков после обучения.

По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

Стандартизация - последовательный ряд процедур по планированию, проведению оценивания и выставлению баллов. Цель стандартизации состоит в том, чтобы обеспечить всем учащимся возможность проходить оценивание в равных условиях, чтобы их оценки имели одинаковое значение и не подвергались влиянию различных условий. Это важная процедура, когда оценки планируется использовать для сравнения отдельных людей или групп.

В образовании можно выделить и ряд задач, которые могут быть решены не стандартизированными тестами, - в том числе текущий контроль знаний на этапе обучения. Однако для итоговой аттестации учащихся используются только стандартизованные тесты.

По способу предъявления различают тесты:

• бланковые (машиночитаемые бланки, тестовые тетради);

• предметные (манипуляция материальными объектами рассчитана на быстроту реакции и четкость действий);

• аппаратурные (с использованием специальной аппаратуры -датчиков для фиксации сигналов);

• практические (аналоги лабораторных работ, но с тестовыми условиями заданий);

• компьютерные (как частный случай - адаптивные).

Для отечественной системы образования наиболее приемлемый и используемый педагогами термин - «тестирование во входном контроле». При входном контроле с помощью педагогических тестов можно ответить на вопрос - насколько обучаемые владеют базовыми знаниями, умениями и навыками, чтобы успешно освоить новый материал, а также определить степень владения новым материалом до начала его изучения.

Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются

критериально-ориентированными. Корректирующие тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе учебных единиц, включающих содержание нескольких тем или даже разделов. Обычно они содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, с тем чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала. Если затруднения ученика при выполнении заданий носят систематический характер, то педагог может прибегнуть к помощи диагностических тестов. Основная цель диагностики - установление причин пробелов в знаниях учеников - достигается специальным подбором содержания заданий в тестах.

Основная цель итогового тестирования - обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса (критериально-ориентированные тесты) или на дифференциацию учащихся (нормативно-ориентированные тесты). Примером независимого итогового тестирования в России являются ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д.

На базе бурно развивающихся информационных технологий в вузах все шире используются компьютерные тесты для контроля ЗУН, которые сводят до минимума вероятность субъективизма в оценке ЗУН студентов и обеспечивают высокую оперативность этой диагностической процедуры. Перспектива объективной оценки ЗУН и возможность оперативной и объективной самооценки студента значительно повышают эффективность всего процесса обучения и поэтому приемы стандартизированного контроля образовательного процесса становятся методической платформой диагностики современного обучения в вузах.

Компьютерное тестирование значительно облегчает работу преподавателя при предъявлении и оценивании результатов выполнения тестов, его распространение во многом не более чем дань моде, все негативные последствия которого до сих пор не выявлены в полной мере. Выбор компьютерного формата экзамена должен основываться на более важных и обоснованных предпосылках, чем просто увлечение инновациями, поскольку он порождает множество проблем и ставит учащихся в неравные условия. Обращаться к компьютерному тестированию следует в тех случаях, когда есть настоятельная потребность в отказе от традиционных бланковых тестов.

Компьютерное тестирование может проводиться в различных формах, различающихся по технологии объединения заданий в тест. Первая форма - самая простая. Готовый тест, стандартизованный или предназначенный для текущего контроля, вводится в специальную оболочку, функции которой могут различаться по степени полноты. Обычно при итоговом тестировании оболочка позволяет предъявлять задания на экране, оценивать результаты их выполнения, формировать матрицу результатов тестирования, обрабатывать ее и шкалировать

первичные баллы испытуемых путем перевода в одну из стандартных шкал для выдачи каждому испытуемому тестового балла и протокола его оценок по заданиям теста.

Вторая форма компьютерного тестирования предполагает автоматизированную генерацию вариантов теста, осуществляемую с помощью инструментальных средств. Варианты создаются перед экзаменом или непосредственно во время его проведения из банка калиброванных тестовых заданий с устойчивыми статистическими характеристиками. Калибровка достигается благодаря длительной предварительной работе по формированию банка, параметры заданий которого получают на репрезентативной выборке учащихся, как правило, на протяжении 3 - 4 лет с помощью бланковых тестов. Содержательная валидность и параллельность вариантов обеспечиваются за счет строго регламентированного отбора заданий каждого варианта в соответствии со спецификацией теста.

Третья форма - компьютерное адаптивное тестирование - базируется на специальных адаптивных тестах. В основе идей адаптивности лежат соображения о том, что учащемуся бесполезно давать задания теста, которые он выполнит наверняка правильно без малейших затруднений или гарантированно не справится с ними в силу высокой трудности. Поэтому предлагается оптимизировать трудность заданий, адаптируя ее к уровню подготовленности каждого испытуемого, и сократить за счет исключения части заданий длину теста.

Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках, например при проведении национальных экзаменов типа ЕГЭ. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, расходуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов. Благодаря компьютерному тестированию можно повысить информационную безопасность и предотвратить рассекречивание теста за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты электронных файлов. Упрощается также процедура подсчета результирующих баллов в тех случаях, когда тест содержит только задания с выбором ответов.

Другие преимущества компьютерного тестирования проявляются в текущем контроле, при самоконтроле и самоподготовке учащихся; благодаря компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических тестов. Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности

компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.

Благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными учащимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не достигнутых заданий теста.

Помимо неоспоримых достоинств компьютерное тестирование имеет ряд недостатков:

Типичные психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование. Обычно психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование носят позитивный характер. Учащимся нравится незамедлительная выдача тестовых баллов, протокола тестирования с результатам по каждому заданию, а также сам инновационный характер контроля в том случае, когда привлекаются современные гипермедийные технологии для выдачи теста. Динамическое мультимедийное сопровождение заданий на компьютере, объединенное программными средствами для представления в интерактивном режиме, по мнению учащихся, обеспечивает более точную оценку знаний и умений, сильнее мотивирует к выполнению заданий по сравнению с бланковыми тестами. Удобно также то, что вместо заполнения специальных форм для ответов можно просто выбрать ответ мышью. Если тестирование проходит в адаптивном режиме, то сокращаются время проведения экзамена и длина теста.

Негативные реакции обычно вызывают различные ограничения, которые иногда накладываются при выдаче заданий в компьютерном тестировании. Например, фиксируется либо порядок предъявления заданий, либо максимально возможное время выполнения каждого задания, после истечения, которого независимо от желания испытуемого появляется следующее задание теста. В адаптивном тестировании учащиеся бывают недовольны тем, что они не имеют возможности пропустить очередное задание, просмотреть весь тест до начала работы над ним и изменить ответы на предыдущие задания.

Тестирование является мощным инструментом, который открывает широкие возможности не только для оценки ЗУН студентов, но и для контроля за эффективностью функционирования всей образовательной системы как отдельного вуза, так всего образовательного сообщества страны.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

2. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. М., 2001.

3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.,

2000.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

5. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М.,2007.

O.S. Zamazi

Methods of control at in the pedagogical process of assessing students.

This article discusses methods of control in the educational process for assessing students. Control methods (such as testing and computer testing) are used at the present stage in the assessment of students' knowledge .

Key words: methods of control, testing, classification of tests, computer testing.

Получено 12.02.2011 г.

УДК 378.014.6:811.111’255

E.B. Зеленина, аспирант, ассистент, (4872) 35-37-79, elgato1@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ПЕРЕВОДОВ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

Исследуются проблемы разработки критериев контроля качества переводов, выполняемых студентами-лингвистами в процессе обучения, проводится обзор и анализ систем оценивания, применяемых зарубежными школами обучения переводу, предлагается собственный комплекс критериев контроля, апробация которого подтвердила его эффективность.

Ключевые слова: перевод, профессиональные компетенции, критерии,

аналитический подход, холистический подход, валидность.

Традиционно в методике преподавания перевода предметом контроля является результат переводческой деятельности, то есть переведенный текст.

Качество перевода текста служит одним из индикаторов развития профессиональных компетенций будущих переводчиков. Эта взаимосвязь отражается в ФГОС ВПО третьего поколения, где говорится, что выпускник направления «Лингвистика» должен обладать среди прочих определенными профессиональными компетенциями в области производственно-практической деятельности. Он:

- «умеет осуществлять письменный перевод с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических,

синтаксических и стилистических норм (ПК-12);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.