Научная статья на тему 'Методы изучения времени в психологии'

Методы изучения времени в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2057
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ / ОЦЕНКА ВРЕМЕНИ / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бредун Е.В.

В данной статье рассматривается тема исследования времени в психологии, ее актуальность в современной науке. Затрагивается вопрос концепций исследования времени, позволяющие по-разному посмотреть на природу психологического времени человека. Дается сравнение традиционных методов исследования восприятия и оценки времени. А также обсуждаются современные подходы исследования времени в психологии, позволяющие системное изучение данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы изучения времени в психологии»

нас считается нормальным. Но для взрослого такое поведение при невозможности получить желаемое будет ненормативным. Это и есть объективная данность, когда меняется видение, требования, нормативы, и соответственно, меняются и возможности человека тоже. То, что не умеет маленький ребёнок уже умеет и по идее должен уметь взрослый человек. Это мы и называем психологическим здоровьем.

Если сказать проще - как мы понимаем что у нас рука здоровая? Рука умеет функционировать. Как мы понимаем, что у нас нога здоровая - она умеет функционировать. Как мы понимаем что у нас здоровые органы - они умеют функционировать. Как мы понимаем, что наша психика, наша личность здоровая - и психика и личность умеет функционировать! И Психика и Личность должны уметь функционировать соответственно и исходя из нашего фундамента (фундаментальных, личностных, природных факторов) и исходя из нашей социальности (наших социальных, ролевых факторов). Т.е., исходя из наших личностных качеств и наших социальных ролей и норм, исходя из той реальности, в которой мы живём. То есть грамотная и адекватная реакция Психики и Личности человека на объективный мир мы и называем Психологическим здоровьем.

Список литературы:

1. Азимова З.Х. Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 52. - С. 7-20.

2. Азимова З.Х. Взаимосвязь мышления и психики // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 54. -С. 7-13.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ

© Бредун Е.В.1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

В данной статье рассматривается тема исследования времени в психологии, ее актуальность в современной науке. Затрагивается вопрос концепций исследования времени, позволяющие по-разному посмот-

1 Аспирант.

реть на природу психологического времени человека. Дается сравнение традиционных методов исследования восприятия и оценки времени. А также обсуждаются современные подходы исследования времени в психологии, позволяющие системное изучение данного феномена.

Ключевые слова психология времени, оценка времени, восприятие времени.

Среди чувств человека, восприятие времени занимает особое место. Это связано с тем, что время нематериально, не смотря на то, что оно пронизывает всю жизнь и деятельность человека, оно не является физическим объектов, кроме того, не обнаружено особого органа чувств, отвечающего за восприятие времени. Поэтому, когда говорят о чувстве времени, чаще всего используют понятия внимания, памяти, опыта, эмоциональные состояния и прочие потенциальные механизмы, отвечающие за восприятие времени, и все они, безусловно, обладают темпоральными свойствами.

Вопрос об изучения психологического времени возникает тогда, когда есть понимание, что в сознании человека кроме реального (астрономического) времени, существует субъективное время, отражающее особенности восприятия внешней среды, определяющее индивидуальные характеристики человека. Внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время образуют континуум жизни индивида, в котором заключаются характеристики протекания всех процессов жизнедеятельности.

На сегодняшний день, изучение восприятия времени возрастает в научной среде, что ведёт за собой разработку новых теоретико-методологических подходов, что позволяет по-новому изучить вопросы времени в психологии. Применение разнообразных методов в исследовании восприятия времени позволяет многосторонне изучить данную проблему. Изучение психологического времени позволит глубже понять темпоральные механизмы самого субъекта, а так же его взаимодействин с другими системами.

Исследованием вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие исследователи, как У Джеймс, П. Фресс, Ж. Пиаже, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульхано-ва-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.П. Зинченко, Ф. Зимбардо, И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и другие.

В психологической литературе существует две пары концепций в рамках исследования психологического времени [10, 11]. К первой паре относят субстанциональную, рассматривающую природу времени, представляя её как субстанцию, существующую по своим законам и вторую реляционную,

связанную с системой событий времени, характеризующуюся объяснением психологического времени, не только с точки зрения опыта и восприятия хронологии времени, но и с точки зрения переживания времени, его целостности. В реляционной концепции время выступало как система, вне её взаимодействие пространства и времени не существует. Время, как своего рода отношение между субъектами, между человеком и окружающим миром.

Элькин Д.Г. в своих работах писал, что восприятие времени является функцией головного мозга, деятельности коры головного мозга, некоторых подкорковых отделов. Он также опирался на работы И.П. Павлова, утверждая, что кора головного мозга и зрительного бугра определяют особенности восприятия времени и А.Р. Лурии, говоря о том, что локализация данных процессов зависит от конкретного процесса, а потому является динамической. Динамика процессов возбуждения и торможения представляются физиологической основой восприятия времени, которые лежат в основе анализаторов, отвечающих за восприятие времени. Например, кинестетические анализаторы, где мерой продолжительности является длительность движения; кожаные рецепторы, слуховые и т.д. Тем не менее, как указывает с сам Д.Г. Элькин что нельзя сводить восприятие времени только к органам чувств [15].

По своих исследованиях, Б.И. Цуканов говорит о «единой временной организации человека», а вопрос психологического времени, может изучаться в рамках принципа объективности. Отношение человека ко времени исходит из реального времени, определяя прошлое и будущее. Переживаемое время человеком, соотносится с ходом собственных часов человека. В своих работах, Цуканов показывает, что у каждого человека есть своя единица восприятия времени и зависит она от темперамента индивида. На основе собственной единицы времени в сознании человека формируется некий цикл меняющихся периодов. Поэтому, отношение ко времени следует рассматривать не в масштабе прожитых лет, а в союзе данных периодов [14].

Ко второй паре концепций относят статистическую теоретическую концепцию, где три категории времени существую одновременно и динамическую концепцию, которая предполагает под собой, что действительно существует только настоящее время [10, 11]. С динамической концепцией схожа концепция времени в синергетике, где время представляется нелинейным, любая сложная система отличается множественностью времён [8].

На современном этапе психологической науки имеет смысл говорить о транспективном движении смены научного мышления. Система науки усложняется, включая в себя результаты всех предыдущих взаимодействий,

что приводит к выявлению новых закономерностей. В работах В.Е. Клоч-ко [2, 5, 6] отображено то, как менялось движение психологической мысли. Смена парадигм классическая - неклассическая - постнеклассическая, показала взаимопереход, в котором реализуется усложнение системной организации и смена метода познания. На сегодняшний день исследование психологического времени личности требует изучить данную проблему в новом ракурсе. Понимание времени формируется под влиянием осмысленных переживаний, где важную роль играет опыт и возможность взаимодействия с окружающим миром. Отражение темпоральной стороны действительности происходит в таких понятиях, как длительность времени, ход событий во времени, опыт, позволяющий ориентироваться во времени. В качестве многомерного жизненного мира человека выступает темпоральность, в которой отражаются индивидуальные особенности психики человека. Отсюда мы можем говорить о нелинейности времени, протекающего в открытых системах [3].

С этой точки зрения, современные исследовательские тенденции позволяют психологическое время индивида исследовать в рамках постнекласси-ческого подхода, через транспективный анализ. Клочко В.Е. в рамках данного подхода, говорит о том, что явления, возникающие в открытой системе, становятся параметрами ее порядка. Система преобразуется при взаимодействии с внешними факторами, которые становятся внутренними, позволяющими упорядочить внешние и внутренние элементы среды [4].

Традиционными методами исследования восприятия времени в психологии являются словесная оценка, воспроизведение и сравнение отрезками и опираются на одну из двух временных парадигм - предположение, когда человек заранее знает, что ему нужно оценивать время и припоминание, когда респондент не знает, что от него требуется следить за временем [16, 17].

Метод словесной оценки требует обеспечить участником эксперимента словесную оценку, используя единицы времени - секунды или минуты (П. Фресс, С.Л. Рубинштейн, Д.Г. Элькин). Этот метод является одним из самых распространённых в психологических исследованиях. Но он имеет и свои недостатки, так например, связанные с определённой языковой и семантической системой. Словесная оценка времени показывает важные для учёного количественные измерения, отличающие восприятие времени человека от астрономического времени. Именно ошибочная словесная оценка показывает весь опыт, и спектр восприятия времени человеком [18].

Отношение человека ко времени выражается в языковой форме (Д.Г. Элькин, П. Фресс, Ж. Пиаже). Элькин Д.Г. в своих работах писал о

том, что суждения и умозаключения играют большую роль в восприятии времени, т.к. мышление выступает в единстве с речью. Именно в процессе взаимодействия с окружающей средой, у человека складывается понимание времени в ходе оперирования речевыми категориями времени [15]. Фресс П. считал, что отношение человека ко времени складывается из двух категорий -объективное время (внешнее, астрономическое) и субъективное время. Субъективное переживание времени выражается в виде понятий, которые складываются благодаря развитию сознания индивида. Человек начинает оперировать такими понятиями, как прошлое, будущее, время течения времени и т.д. [13]. Сознание представлено, как пространство жизни человека, являющееся результатом проекции потребностей и ожиданий человека [3]. В ходе индивидуального развития время становится «психологическим временем личности» [13]. Оно в свою очередь является временем психических процессов, т.к. оно позволяет осуществлять управлением собственной деятельностью во временной последовательности [8].

В методе воспроизведения, испытуемому предлагается некоторый стимул с определённой экспериментатором длиной, которую он должен впоследствии воспроизвести.

Метод сравнения отличен от остальных тем, что участнику предлагается последовательного несколько стимулов разной длины, и он должен указать, был ли последующий отрезок короче или длиннее предыдущего или следующего, обычно испытуемому предлагаются условия с двумя альтернативными выборами. Существует так же вариант сравнения, при котором участнику нужно отнести интервал к двум категориям - короткий или длинный промежуток.

Представление последующего интервала вызывает смещение воспринимаемой длительности. Этот эффект связан с открытием Г.Т. Фехрнера временной «ошибки». Временная ошибка состоит в тенденции переоценивать следующий стимул в сравнении с предыдущим. Причина ошибки состоит в том, что респондент не просто воспринимает длину стимула, а заре готовится к оцениванию отрезка [1].

Таким образом, методы оценки времени человеком показывают субъективную длительность предъявляемого отрезка, которая отмеривается человеком в субъективных единицах счёта [16]. Цуканов Б.И. писал о том, что методы оценки времени дают возможность понять, что у человека есть определённая единица счёта, выступающая как условная единица времени.

Искажение времени, т.е. его отличие от астрономически заданного отрезка зависит от многих факторов. Это память человека, эмоции, опыт, мо-

тивация, условия заданной задачи, сердцебиение, дыхание и т.д. Всё это имеет своё отражение на субъективном восприятии времени и отражает то, как человек понимает и воспринимает временную картину мира. Вся деятельность человека проходит в переживаемом времени, которое складывается из собственных единиц времени человека.

Восприятие времени может быть рассмотрено в двух направлениях. Первый - предположение (перспектива), когда участник знает, что ему нужно сделать оценку времени, заранее, до того, как он испытает длительность. В этом случае требуется контролировать внимание, относительно времени прохождения, в некотором роде, человек мысленно опирается на собственное чувство времени, свой опыт и представления о времени в целом.

Во втором случае - припоминания (ретроспективы), индивид не знает о необходимости проводить оценку времени до окончания задания, и только после этого он должен вспомнить или предположить продолжительность времени. В данном случае человек задействует память для припоминания длительности заданного отрезка. Индивиду приходится восстанавливать в памяти последовательность действий, его начало и судить о прошедшем времени [16, 18]. Можно предположить, что именно ретроспектива отражает опыт человека в повседневном времени, когда человек анализируя прошедший день задним числом, оценивает количество времени, затраченного на ту или иную деятельность. В дальнейшем, это может помочь человеку строить планы или расписывать день, зная какова продолжительность деятельности в его субъективном понимании. Таким образом выстраивается вся пространственно-временная организация жизни человека.

Говоря о восприятии времени, нельзя также обойти вниманием тот факт, что оно отличается по своей природе от того, что мы обычно понимаем, как восприятие. Оно имеет свои собственные пути и собственные законы. Возможно ли действительно воспринять время, в том традиционном смысле восприятия, который мы вкладываем в данное понятие. Или переживание времени выводится из других видов когнитивных процессов [12]. Цуканов в своих работах отходил от понятия «восприятие», заменяя его понятием «переживание», он считал, что психологическое время человека -переживаемое, а объективное время - воспринимаемое [14]. А. Бергсон пишет о том, что мы воспринимаем время в виде событий, и их длительностей, которые выступают перед исследователями как целостная система.

Таким образом, обладая собственной единицей времени, человек проживает в собственном темпомире, определяющей характеристикой которого является единый темп развития всех входящих в него сложных структур [7].

Изучение психологического времени человека должно представляться как целостная система в современных течениях, которые позволят исследовать данный феномен. Так в рамках системного антропологического подхода (Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), развивающего постнеклассическое направление в психологии, временную организацию человека следует рассматривать как хронотопический многомерный мир человека. Время индивида представляет собой особый пространственно-временной континуум, в котором происходит самоорганизация человека, его жизненного пространства, в котором его собственное переживание времени имеет присущий ему темп, реализующий потенциальные возможности самого человека.

Список литературы:

1. Асмолов А.Х. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. - М.: «Смысл», 2002 - 480 с.

2. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. - Томск: ТГУ 2005. -174 с.

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М., Лукьянов О.В., Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 9-20.

4. Клочко В.Е. Тенденциональный анализ развития представлений об одаренности // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 48. - С. 18-30.

5. Клочко В. Е. Постнеклассическая трансспектива психологической науки // Вестник ТГУ - Томск, 2007. - № 305. - С. 157-164.

6. Клочко В. Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. -Вып. 1. - С. 5-19.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М: КомКнига, 2011 - 272 с.

8. Князева Е.Н. Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур // Труды Объединенного научного центра проблем космического мышления: сб. - М.: МЦР: Мастер-Банк, 2007. - Т. 1. - С. 45-64.

9. Кроник А.А., Головаха Е.И., Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984 - 272 с.

10. Молчанов Ю.Б. Проблемы времени и диалектика // Вопр. философии. - 1975. - № 8.

11. Сайко Э.В. Время человека как время социального движения в пространственно-временном континууме Всеобщего бытия // Мир психологии. -М., 2011. - № 3 (67). - С. 3-15.

12. Тимофеева М.К. Измеримое время и воспринимаемое время // Вестник НГУ Серия: Психология. - 2008. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 45-64.

13. Фресс П. Пиаже Ж., Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1978. - № 6. - С. 88-130.

14. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса: Изд-во Астро-Принт, 2000. - 218 с.

15. Элькин Д.Г. Восприятие времени. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -312 с.

16. Block R., Hancoc P.A. The Psychology of Time: A View Backward and Forward [Электронный ресурс] // American Journal of Psychology. - 2012. -№ 125 (3). - P. 267-274. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publi-cation/230809358_The_Psychology_of_Time_A_View_Backward_and_Forward.

17. Grondin, S. Methods for studying psychological time // In S. Grondin (Ed.) // Psychology of time. - Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2008. -P. 51-74.

18. Zakay D, Block R.A. Prospective and retrospective duration judgments: an executive-control perspective [Электронный ресурс] // Acta neurobiologiae experimentalis. - 2004. - № 64 (3). - P. 319-328. - Режим доступа: www.ncbi. nlm.nih.gov/pubmed/15283475.

ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Сабирова З.М.1

Чеченский государственный университет, г. Грозный

Данная стать посвящена изучению толерантности современных условиях образовательной среды. Где образовательная среда является важнейшим источником развития личности. Рассмотрены понятие «толерантности», в контексте современной образовательной среды.

Ключевые слова толерантность, образовательное среда, личность.

1 Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.