С. А. Котова
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНТОГЕНЕЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья поддержана грантом РГНФ, проект № 08-06-00467а
Статья посвящена проблеме исследования становления профессиональной идентичности человека. Представлен оригинальный диагностический комплекс, сочетающий как традиционные, так и новые методы для изучения становления профессиональной идентичности человека. Предложенный комплекс имеет широкое поле практического применения как в контексте профконсультационной работы, так и в развивающих программах по формированию профессионального сознания.
S. Kotova
METHODS OF INVESTIGATION OF PROFESSIONAL IDENTITY ONTOGENESIS
The issue of the development of professional identity is regarded and a new diagnostic complex combining both traditional and new methods of studying the development ofprofessional identity is suggested. The suggested complex has a wide field of practical application both in the context profession counseling services and in the programs for developing professional consciousness.
В современном мире, когда процесс автономизации личности нарастает, проблема изучения и формирования личностного самоопределения выступает в науке на передний план. Тема личностного самоопределения, личностной идентичности и ее развития исследовалась многими известными учеными, такими как
Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Слав-ская, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов,
A. В. Брушлинский, А. В. Петровский,
B. И. Слободчиков, Л. А. Регуш, А. Мас-лоу, В. Франкл и др.
В юности сознательное самоопределение выступает как главное психологическое новообразование [1]. В этом
возрасте готовность к переходу во взрослую жизнь определяется сформи-рованностью жизненных целей и планов, субъектной позицией в их достижении. К. А. Абульханова-Славская [2] в самоопределении личности выделяет центральное звено — осознанное стремление занять определенные позиции в жизни. Подчеркнем, что сделать это вне трудовой деятельности невозможно.
Представление о самоопределении невозможно рассматривать без понятия идентичности, введенного Э. Эриксоном [3]. Э. Эриксон определяет идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность достигается личностью путем идентификации себя с определенными общественными ценностями и социальными ролями. При этом у человека как субъекта собственной жизни сохраняется определенная свобода выбора ценностей и роли, соответствующих его целям и жизненным планам. Важным компонентом развития личностной идентичности выступает профессиональная идентичность. Это, прежде всего, построение образа (образов) желаемого будущего, процесс осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе трудовых отношений. Основоположник отечественной психологии труда Е. А. Климов понимает под профессиональным самоопределением важное проявление психического развития, заключающееся в активном поиске возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Он пишет: «"Профессиональное самоопределение" уместно понимать в общем виде как
деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [4. С. 27].
Социализация человека и его интег-рированность в конкретный социум на этапе наиболее длительной стадии социализации — трудовой — напрямую зависит от характера профессиональной идентичности и ее соответствия экспек-тациям общества настоящего и будущего. Неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни подчеркивает в своих работах Н. С. Пряж-ников. Он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [5. С. 17]. От характера профессиональной идентичности напрямую зависит как эффективность и успешность жизни в будущем, так и появление риска утраты смысла жизни, разрушение внутренней картины мира, невротических срывов, появление более серьезных нарушений, связанных с распадом личностных структур. Профессиональное самоопределение человека, предполагающее определение им своего места в мире профессий, осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности — все это определяет не только вектор его профессионального развития. Оно определяет, по сути, его биографию, в самом широком смысле придает жизни общественный и личностный смысл, позволяет реализовать себя в социуме и состояться как субъект этого социума.
Для понимания профессионального самоопределения как деятельности
очень важно обратиться к работам Б. Ф. Ломова [6] о психологической природе деятельности. Им были выделены и описаны базовые образующие компоненты системы деятельности, такие как мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. Эти компоненты не выступают изолированными друг от друга «блоками» деятельности, а находятся в сложной взаимосвязи, выполняя различные функции регуляции психического в подготовке, организации и осуществлении деятельности, в ходе которой выполняется преобразование ее предмета в продукт. В концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадриковым [7, 8] показано, что процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, а затем — другие. Деятельность как бы сразу закладывается вся целиком как система, но в неразвитой форме. При этом развитие любой из составляющих на каком-либо определенном этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (не максимальным). Другими словами, развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом.
Е. А. Климов неоднократно подчеркивал, что профессиональное самоопределение не сводимо к одномоментному акту выбора профессии, это длительный процесс, разворачивающийся на протяжении всего онтогенеза развития человека как на ранних стадиях развития, т. е. в детстве, так и на протяжении всей профессиональной жизни. Он активно
критикует позицию, рассматривающую профессиональное самоопределение в качестве кратковременного процесса выбора или даже как однократный и мимолетный акт принятия решения. Он указывает на кажущуюся мимолетность выбора, который, по его глубокому убеждению, осуществляется по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Говоря о старшекласснике, делающем профессиональный выбор, он отмечает, что у него на протяжении предшествующих лет развития могли сложиться и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценка своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии. Он подчеркивает, что эти и другие подобные компоненты в сумме характеризуют состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития [4. С. 27].
Исходя из вышеописанного, можно подчеркнуть, что допрофессиональный этап становления человека как потенциального субъекта профессиональной деятельности является крайне важным. При этом в силу своей латентности этот период представляется сложным и скрытым для изучения и прямого наблюдения. В современной психодиагностике — как отечественной, так и зарубежной — накоплен широкий арсенал методов для изучения профессиональной пригодности молодежи, готовности к той или иной профессиональной деятельности. Но методик, позволяющих вскрыть динамику становления профессиональной идентичности личности на ранних этапах онтогенеза, в детском возрасте, а также степень влияния раз-
личных факторов и условий на этот процесс на сегодняшний день явно недостаточно. В частности, отсутствуют методики, выявляющие роль опыта предшествующих поколений и собственного опыта человека на профессиональный выбор. Для восполнения данной ниши в диагностическом инструментарии мы разработали оригинальный диагностический комплекс, в который вошли следующие методики:
- опросник «Лесенка профессиональных планов»;
- анкета «Мои профессиональные ориентиры»;
- методика «Социогенограмма»;
- методика неоконченных предложений;
- методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова [9, с. 569-572];
- методика ретроспекции значимых событий.
Цель комплекса — изучение ранних предпосылок профессионального самоопределения и их устойчивости в онтогенезе.
Опросник «Лесенка профессиональных планов» является вводным в диаг-
ностический комплекс и создает настрой для выполнения методик всего комплекса. Поэтому в него включены пункты, отражающие достаточно традиционно задаваемые в профконсуль-тациях вопросы. Письменное заполнение бланка с профилем лестницы ярче объективирует для испытуемого и исследователя общую динамику профессионального самоопределения человека на разных этапах онтогенеза (рис. 1). Никаких дополнительных комментариев от испытуемого данный опросник не требует. Последующие методики выполняют углубляющую и уточняющую функции. Анкета «Мои профессиональные ориентиры» позволяет исследователю расширить представление о профессиональных ориентирах и механизмах становления профессиональной идентичности испытуемого. Для ориентировки в профессионально-смысловом поле опрашиваемого введены три положительных и три отрицательных выбора (по аналогии с социометрией). Эти выборы мы соотносим с профессиональным полем, выявляемым с помощью других методик, в том числе и методики ДДО.
Инструкция: Заполни лесенку.
Я поступил, и буду ...
По окончании школы я хотел(а) быть
В подростковом возрасте я мечтал(а) быть ...
В детском саду и начальной школе я хотел(а) быть ...
Рис. 1. Опросник «Лесенка профессиональных планов»
Важной частью опросника является выявление доминирующей причины выбора и характера ее осознания опрашиваемым (пункты 3 и 4). Пункт 4 является уточняющим и конкретизирует для опрашиваемого возможные традиционно встречающиеся мотивы выбора и характер их сочетания. Пункты 5-10 направлены на выявление успешности и привлекательности для опрашиваемого тех или иных областей знания, наличия или отсутствия тех или иных специальных способностей и достаточно традицион-ны для профориентационной работы, проводимой в школе. Сравнительно новым является введение в анкету пунктов 10-11, выявляющих имеющийся у опрашиваемого стрессовый
опыт и дающих возможность более объективно оценить состояние здоровья опрашиваемого. В содержании пункта 11 мы использовали шкалу стресса [10, с. 72-73]. Известно, что стрессы, пережитые в период детства, накладывают значимый отпечаток на всю последующую биографию и повышают предрасположенность к заболеваниям. Пункт 12 выявляет степень устойчивости выбора и наличие ближайших профессиональных планов. Пункты 13-15 направлены на изучение ориентации человека в выборе конкретной профессии, в данном случае профессии педагога, но могут быть отнесены к изучению любой другой профессии (см. анкету).
Анкета «Мои профессиональные ориентиры»
1. Я выбрал(а) профессию_
Я мог (могла) бы выбрать профессию_
И еще:_
2. Я никогда бы не выбрал профессию_
И еще:_
И еще:_
3. Выберите соответствующий Вашей ситуации ответ и выделите его кружком.
A) Мой выбор я сделал по совету родителей, родных, знакомых, учителей (нужное подчеркнуть). Чем они руководствовались, давая совет?
Б) Мой выбор я сделал под давлением родителей, родных, знакомых, учителей (нужное подчеркнуть). Чем они руководствовались,предъявляя требование?_
B) Мой выбор я сделал самостоятельно и сознательно.
4. Чем Вы руководствовались, делая выбор?
A) Социальной миссией профессии в обществе. Б) Престижностью, популярностью профессии.
B) Семейными традициями.
Г) Настоятельными требованиями родных. Д) Материальными соображениями.
Е) Местонахождением образовательного учреждения (вуза, лицея и др.). Ё) Опытом деятельности в этой сфере. Ж) Желанием развить или исправить черты характера. З) Другим.
5. Какие из перечисленных учебных предметов Вам давались труднее всего? А) Математика.
Б) Физика. В) Биология, химия. Г) История, обществознание. Д) География.
Е) Русский язык, литература. Ё) Иностранный язык.
6. Какие из перечисленных учебных предметов Вам давались в школе лучше всего?
A) Математика. Б) Физика.
B) Биология, химия.
Г) История, обществознание. Д) География.
Е) Русский язык, литература. Ё) Иностранный язык.
7. Какие из перечисленных способностей, по Вашему мнению, у Вас имеются?
A) Музыкальные. Б) Художественные.
B) Артистические. Г) Спортивные.
Д) К конструированию. Е) Организаторские. Ё) Технические.
Ж) К научно-исследовательской работе. З) Другие.
8. Какие из перечисленных ниже способностей, точно?
A) Музыкальные. Б) Художественные.
B) Артистические. Г) Спортивные.
Д) К конструированию. Е) Организаторские. Ё) Технические.
Ж) К научно-исследовательской работе. З) Другие.
по Вашему мнению, у Вас выражены недоста-
9. Ваша активность в общественной жизни школы?
A) Достаточно высокая. Б) Средняя.
B) Ниже среднего.
10. Как Вы оцениваете свое здоровье?
A) выше среднего
Б) на уровне среднего
B) ниже среднего
11. Отметьте биографические события, оказавшие на Вас наиболее ярко выраженное отрицатель ное воздействие (обведите кружком).
А) Смерть родных, близких.
Б) Конфликты в школе со сверстниками. В) Развод родителей. Г) Повторный брак родителей.
Д) Недостаток поддержки и понимания со стороны родителей. Е) Серьезная болезнь своя или родителей. Ё) Серьезная болезнь друга. Ж) Смерть друга.
З) Ссора, разрыв с близкой подругой, другом. И) Разочарование влюбленности. К) Конфликт с педагогом (педагогами). Л) Поведение администрации школы. М) Курение, алкоголь, наркотики. Н) Первый сексуальный опыт. О) Отсутствие первого сексуального опыта. П) Судимость друзей или близких. Р) Таких событий не было.
12. Пытались ли (будете ли пытаться) Вы поступать в другие учебные заведения? Укажите, куда и на какую специальность.
13. Как давно у Вас возникла мысль стать педагогом?
A) С детства.
Б) За два-три года до окончания школы.
B) К моменту окончания школы.
14. Какие стороны педагогической практики представили бы для Вас наибольшие трудности?
A) Высокая ответственность. Б) Публичность.
B) Глубокие предметные знания наряду с широким кругозором Г) Физические нагрузки.
Д) Сложность и множественность социальных контактов и ситуаций. Е) Взаимодействие с учениками. Ё) Взаимодействие с администрацией. Ж) Взаимодействие с родителями. З) Другое.
15. Какие стороны педагогической практики были бы для Вас наиболее привлекательными и доступными?
A) Высокая ответственность. Б) Публичность.
B) Глубокие предметные знания наряду с широким кругозором. Г) Физические нагрузки.
Д) Сложность и множественность социальных контактов и ситуаций. Е) Взаимодействие с учениками. Ё) Взаимодействие с администрацией. Ж) Взаимодействие с родителями. З) Другое.
При разработке методик комплекса мы опирались, в частности, на положения Е. А. Климова о том, что семья является фактором, оказывающим в сред-
нем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. Семья выступает базовым фактором социализации ребенка в любом обществе
[11]. Социализирующее влияние семьи на ребенка осуществляется непосредственно и постоянно в многообразном диапазоне: от прямых воздействий-требований до косвенных, скрытых экс-пектаций. Для семьи проблема профессионального самоопределения ребенка является достаточно значимой, в том числе и для дальнейшего ее развития как структуры. Взрослые могут занимать разнообразные позиции в отношении профессионального определения ребенка: от полного безразличия к этой проблеме, от предоставления полной свободы выбора до жесткого навязывания выбора. Степень осознания семьей значимости проблемы профессионального выбора, путей и форм ее решения также может быть различной. Несмотря на вариативность характеристик понятно, что семья в решении данной проблемы опирается на свой ранее приобретенный опыт. Задавшись вопросом, как объективировать семейный опыт профессионального выбора, мы обратились к биографическому направлению в психологии и медицине в изучении семьи. В медицине для изучения наследуемых признаков заболеваний (симптомов болезни) традиционно используется метод генограммы. Данный метод активно входит и в современную практику биографического направления в зарубежной психологии с 70-х годов прошлого века для сбора данных о физическом, клиническом и эмоциональном наследии человека [12]. Он часто применяется и в семейной терапии как проективная методика. Использование этого метода основывается на теории М. Боуэна [13] о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии». По аналогии, для изучения профессионального самоопределения членов семьи, мы разработали методику «Социогенограмма про-
фессионального выбора». Для объективации мы остановились на трехпоко-ленной семейной структуре как наиболее осознаваемой и удерживаемой в памяти. В бланке для заполнения мы использовали традиционную символику обозначения мужских и женских членов семьи; нуклеарная базовая структура семейных связей обозначена прямой линией, расширенная — пунктирной. Данный вариант бланка (см. ниже) предлагается для использования в режиме анонимного анкетирования. В условиях индивидуальной работы возможно введение дополнительных обозначений. Так, с целью индикации паттернов семейных отношений можно использовать следующие: очень тесные отношения выделяются жирной линией, конфликтные — ломаной, отдаленные — точечным пунктиром, отчуждение или разрыв обозначаются прерывными вертикальными чертами, по возможности, с указанием года разрыва. Данные обозначения накладываются на бланковые линии желательно другим цветом. В ходе проведения рекомендуется двухэтапное заполнение бланка. Первоначально испытуемым обводится реальная структура его семьи, возможна дорисовка недостающих членов в той же символике. На втором этапе заполняется профессиональная атрибуция членов семьи по следующим критериям:
Уровень образования: а) высшее (двойное высшее); б) среднее специальное; в) среднее; г) неполное среднее; д) не знаю.
Сфера деятельности родственников: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт, связь; г) строительство; д) просвещение, культура; е) здравоохранение; ё) торговля; ж) сфера обслуживания; з) не знаю.
Социогенограмма профессионального выбора
Инструкция: «Обведите на социограмме структуру своей семьи. Укажите на социогенограмме слева уровень образования (высшее (двойное высшее), среднее специальное, среднее, неполное среднее) и характер деятельности (руководящая, творческая, исполнительская, не знаю), а справа — сферу деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, просвещение, культура, здравоохранение, торговля, сфера обслуживания и т. п.) и, по-возможности, основную профессию, которыми владели родственники».
Характер деятельности родственников: а) руководящая; б) творческая; в) исполнительская; г) не знаю.
Широко известная в практике профконсультирования методика ДДО Е. А. Климова в предлагаемом комплексе выступает как дополнительная для уточнения поля профессионального выбора в настоящий момент жизни испытуемого.
В сочетании с вышеописанной методикой «Социогенограмма профессионального выбора» результаты методики ДДО, объективирующей профессиональные склонности, показывают степень преемственности выбора профессионального поля деятельности и его устойчивость.
Методики дополнения как еще один вид проективных диагностических техник традиционно используются для изучения доминирующих установок. В данном комплексе мы использовали модифицированную методику неоконченных предложений с целью изучения доминирующих установок родителей в контексте становления профессиональной идентичности (см. рис. 2).
В сочетании с описанными выше методиками возможно провести сопоставительный анализ родительских установок и их реального трудового статуса, а также идентичности с планами молодого поколения. Такой анализ даст возможность вскрыть наличие или отсутствие значимых противоречий и конфликтности в этом поле семейного взаимодействия.
Тест неоконченных предложений
Моя мама всегда говорила мне_
Мой папа всегда говорил мне_
В детстве я часто слышал(а), что я —_
Мои близкие думают, что самое большое, чего я смогу достичь в моей жизни, это Я думаю, что они_
Рис. 2. Бланк методики «Неоконченные предложения»
Важнейшим направлением исследования профессионального самоопределения должно являться становление профессиональной идентичности в рамках персонального опыта. Здесь мы обратились к работам, дающим возможность изучить жизненный путь человека в совокупности значимых для него событий. При разработке предлагаемой методики мы опирались на накопленный в отечественных работах опыт использования методик событийно-биографического подхода: методика Е. И. Головахи и А. А. Кроника [14] и методика Е. Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» [15]. Основан метод на принципе ретроспекции, т. е. воспоминания ранее произошедших событий. Характеризуя методику «Психологическая автобиография» как экс-
прессивную проективную, ведущий отечественный специалист в области психодиагностики Л. Ф. Бурлачук [16] отмечал, что на первый план выступает личностное значение ответов: как содержательных характеристик называемых событий (тип, вид, частота), так и их формальных особенностей (количество, «вес», степень значимости, время свершения).
Предложенная нами модификация метода ретроспекции жизненных событий человека направлена на изучение только событий, связанных с формированием профессиональной идентичности, которые имели место в жизненном опыте испытуемого. Цель методики — диагностика восприятия значимых для профессионального самоопределения жизненных событий (рис. 3).
Инструкция: «Выстройте на листе модель своего жизненного пути вдоль оси в соответствии с Вашим возрастом, когда то или иное событие произошло; укажите не более семи событий, повлиявших на Ваш профессиональный выбор. В зависимости от положительной или отрицательной модальности события размещайте его выше или ниже оси. К каждому событию сделайте подпись».
Положительная модальность
Возраст
3 7 11 15 19 22 25
Отрицательная модальность События 1-7:
Рис. 3. Бланк методики ретроспекции значимых событий
Рассмотрим технику работы с предлагаемой методикой. Желательно проводить ее индивидуально, так как в индивидуальном проведении испытуемый более откровенен и более внимателен к заданию, чем в условиях групповой работы. В начале работы с методикой испытуемому предлагается вспомнить и воспроизвести наиболее значимые прошедшие события своей жизни, оказавшие влияние на профессиональное самоопределение в настоящем. В методике количество событий ограничено семью. Как показала практика проведения, это — адекватное количество; в ходе апробации методики испытуемые в свободных воспоминаниях не превысили указанную величину. После краткой записи событий в нижней части бланка испытуемого просят дать качественную оценку каждому событию и разместить его на хронологической шкале. Точка события размещается в поле выше или ниже шкалы в зависимости от модальности и силы переживания (события положительной модальности размещаются над шкалой, отрицательной — под шкалой; сила эмоционального переживания отражается через удаленность от временной оси). В заключение точка события соединяется под прямым углом с временной осью. Если событие имело временную длительность, то его проекция на листе отмечает начало и завершение временного периода (например, продолжительный вожатский педагогический опыт), а горизонтальная черта соединяет исходные точки между собой, образуя отрезок жизненного пути.
Обработка данных осуществляется через дифференцированный подсчет событий положительной и отрицательной модальности, выделение доминантных событий большего «удельного веса».
При содержательном анализе выделенных жизненных событий важно проанализировать и их представленность в различные возрастные периоды. Это даст дополнительную информацию о значимости события в биографии испытуемого. Дополнительно другим цветом можно в индивидуальном консультировании нанести и наиболее значимые события личной жизни, и перенесенный стрессовый опыт, изучавшийся с помощью опросника. Совмещение жизненных событий различной направленности позволяет получить ценную биографическую информацию, наиболее близкую к реальному жизненному пути испытуемого, и повысить тем самым эффект консультирования.
Последовательное проведение методик комплекса дает возможность вскрыть динамику профессиональных и жизненных ориентиров личности, выраженность субъектной позиции в профессиональном выборе, готовность к овладению выбранной специальностью или усилить готовность к сознательному профессиональному выбору. Побочным значимым эффектом использования комплекса выступает рост осознания профессиональной идентичности испытуемым с тем или иным профессиональным полем. В силу своих характеристик данный комплекс может использоваться не только для научных исследований, но и в практической психологической работе как на этапе профильной школьной подготовки, так и на последующих ступенях образования. Комплекс может использоваться и специалистами службы занятости при решении вопроса о переквалификации работника, а также в системе повышения квалификации с целью осуществления более эффективного выбора профессионального развития.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. А. В. Толстых. М., 1996.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2005.
5. ПряжниковН. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
7. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
8. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1995.
9. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2004.
10. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1997.
11. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.
12. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии. М.,
2006.
13. Bowen M. Family Therapy in Clinical practice. New York, 1978.
14. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А. А. Кроник. М., 1993.
15. КоржоваЕ. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.
16. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.