Научная статья на тему 'Методы и условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста'

Методы и условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2115
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL QUALITIES / SENIOR PRESCHOOL AGE / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Юлия Валерьевна

В данной статье изложен материал о методах и условиях нравственного воспитания старших дошкольников. Исследовав литературу на данную тему, мы выявили, что многие авторы занимались этой проблемой. В последнее время в трудах известных ученых широко используют понятия «духовность» и «нравственность», но чаще всего в научно-педагогических работах встречается такое понятие, как «духовно-нравственное». По данной литературе, мы выявили, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста многогранный, длительный и сложный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL QUALITIES AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

This article presents the material on the methods and conditions of moral education of senior preschoolers. After studying the literature on this topic, we found that many authors were engaged in this problem. Recently, in the works of famous scientists widely use the concept of "spirituality" and "morality", but most often in scientific and pedagogical works there is such a thing as "spiritual and moral". According to this literature, we have found that the process of formation of spiritual and moral qualities in children of preschool age is multifaceted, long and complex.

Текст научной работы на тему «Методы и условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Выводы. Таким образом, обладающий вышеперечисленными компетенциями тьютор в инклюзивном образовании - это эффективная организация и сопровождение всего процесса обучения. Тьютор в инклюзивном образовании, учитывая потребности всех участников, способствует формированию толерантности и коммуникабельности. Тьюторское сопровождение - одно из необходимых и важных условий качественного образования для многочисленной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Тьюторская деятельность в ситуации инклюзивного образования будет способствовать более успешному решению вопросов их адаптации в современном обществе.

Литература:

1. Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.) - Уфа: Лето, 2014. - С. 48-50

2. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Fundamental Research №2, 2015. - C. 4292-4297.

3. Джумагулова Ч. А. Принципы и практика инклюзивного образования. — Бишкек, 2001.

4. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб.пособие. М.: Академия, 2005. - 30 с.

5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 3

6. Понятия и принципы инклюзивного образования [Электронный ресурс]. https://bibliomir83.blogspot.ru/2014/04/blog-post_4004.html. (дата обращения 26.10.2017).

7. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского гос.ун-та. 2009. №2(6) - С. 73-81.

8. Профессия тьютор. Институт интегрированного (инклюзивного) образования. Информационно-аналитический бюллетень, Москва, 2012.

9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

10. Челнокова Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе. Исследовательская работа школьников. 2009. № 3. - С. 42-46.

11. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 38

12. Челнокова Е.А., Тюмасева З. И. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16). С. 17

13. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: учебно-метод. пособ. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru

14. Ярская-Смирнова В.Н. Социальная инклюзия в образовании: когорты проблемного детства // Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России. М.: ИНИОН, 2009

15. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

Педагогика

УДК: 378

магистрант Черемисина Юлия Валерьевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье изложен материал о методах и условиях нравственного воспитания старших дошкольников. Исследовав литературу на данную тему, мы выявили, что многие авторы занимались этой проблемой. В последнее время в трудах известных ученых широко используют понятия «духовность» и «нравственность», но чаще всего в научно-педагогических работах встречается такое понятие, как «духовно-нравственное». По данной литературе, мы выявили, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста многогранный, длительный и сложный.

Ключевые слова: нравственные качества, старший дошкольный возраста, нравственное воспитание. Annotation. This article presents the material on the methods and conditions of moral education of senior preschoolers. After studying the literature on this topic, we found that many authors were engaged in this problem. Recently, in the works of famous scientists widely use the concept of "spirituality" and "morality", but most often in scientific and pedagogical works there is such a thing as "spiritual and moral". According to this literature, we have found that the process of formation of spiritual and moral qualities in children of preschool age is multifaceted, long and complex.

Keywords: moral qualities, senior preschool age, moral education.

Введение. Понятие нравственное воспитание П.И. Подласов рассматривает в своих работах, как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [5].

И.Ф. Харламов нравственное воспитание описывает, как «процесс, что указывает на личное развитие ребенка. Такой процесс формирует у ребенка любовь к Родине, к семье, к труду, к окружающему миру» [6]. Автор нравственное воспитание разделяет на несколько видов воспитания, такие как патриотическое, экологическое, эстетическое. Если рассматривать средства нравственного воспитания, которые социально необходимы для ребенка, И.Ф. Харламов перечисляет их: долг, честь, совесть, достоинство.

Понятие «нравственность» тесно связано с понятием «духовность» Эти два понятия между собой взаимосвязаны, нравственность характеризует личностное отношение к ценностям. Б.Т. Лихачев считает, что "нравственность более личное, которое характеризует состояние души, совершаемые поступки могут быть измерены только его совестью. Человеку как существу свободному, дано право на свой нравственный

выбор» [41.

Изложение основного материала статьи. В последнее время в трудах известных ученых широко используют понятия «духовность» и «нравственность», но чаще всего в научно-педагогических работах встречается такое понятие, как «духовно-нравственное». Тут ученик рассматривается не как личность с определенным набором качеств, необходимых для выполнения социальных функций, а как целостный человек, являющийся частью окружающего мира и ориентированный на высшие ценности бытия.

Исследуя данную проблему, мы выявили, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста многогранный, длительный и сложный. Такой процесс реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике - это способ организации процесса воспитания.

Классифицируют формы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации [2].

Если взять форму воспитания и метод воспитания, то они тесно связаны между собой. В большинстве одни и те же способы воспитательного характера определяются, что формой, что методом (например, беседа).

Перечислим формы нравственного воспитания в дошкольном возрасте, при этом формируют нравственные качества:

- прямая форма;

- косвенная форма;

- виртуальная форма.

Прямая форма воспитания старших дошкольников, заключается такое формирование нравственных качеств с помощью реального общения взрослого и ребенка. Такая форма воспитания наиболее эффективна для ребенка, все задания, упражнения, подсказки и т.д. он сможет увидеть и почувствовать в реале, из-за дня в день можно передавать опыт. В детском саду педагог сможет на наглядном примере, что-то показать или объяснить ребенку, дому родители глаза в глаза объясняют ребенку, как нужно делать правильно, а как не правильно, возникший вопрос можно задать сразу.

Косвенная форма воспитания старших дошкольников, в этом случае если ребенок не часто посещает детский сад и педагог с ним видится очень редко. Ребенок сегодня получил информацию, а несколько дней его не водят в детский сад, и поток информации прерывается. Редкий контакт в общение с родителями, нет времени на воспитание своего ребенка.

Виртуальное воспитание, ребенок всю информацию получает через экран, телефон, телевизор и т.д. В таком случае ребенок не посещает дошкольные организации, ни контактирует с родителями. Все свое воспитание он получает через виртуальное общение. Такая форма воспитания очень не благополучно влияет на ребенка и на его дальнейшее развитие. Такие дети зачастую плохо разговаривают, эгоистично относятся к окружающим, не идут на контакт с другими детьми.

Ю.К. Бабанский исследовал данную проблему и выявил, что «метод воспитания, это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач» [1].

Если рассматривать, что такое метод воспитания, то можно сказать - это способ педагогического воздействия, и он помогает сформировать личность человека. А в старший дошкольный возраст методы духовно-нравственного воспитания очень ответственная часть и зависит она от воспитателей дошкольной организации. Воспитатель детского сада должен организовать процесс духовно-нравственного развития. Методы нравственного воспитания помогают целенаправленно воздействовать на ребенка, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт [2].

Анализ исследуемой литературы показал, что к воспитанию старших дошкольников необходим комплекс различных методов. По изученному нами материалу можно составить классификацию методов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:

- игровой метод;

- метод просмотров видео, картин;

- метод наблюдения.

Игровой метод, подразумевает под собой воспитать ребенка с помощью игры, но в игре обязательно должен присутствовать взрослый. С помощью игры в ребенка можно вложить как положительные, так и отрицательные качества. Сформировать нравственные качества может любая игра, даже спортивная, ребенок просто работая в коллективе понимает, что к соперникам нужно относиться справедливо, играть по правилам, а со своей командой быть сплоченным. Даже если ты один против всех в игре, нужно стремиться сохранять дружеские отношение со всеми. Игра в старшем дошкольном возрасте помогает ребенку в свободной форме установить связь со сверстниками, приучает его к самостоятельности. Они сами выбирают тему, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Во время игры взрослый замечает все достоинства и недостатки на уровне нравственного развития ребенка.

Метод просмотров видео или картин. Этот метод в современное время самый доступный для детей, многие дошкольники с малых лет могут управлять всеми техническими средствами. Самостоятельно включают телефоны, компьютеры и лучше любого взрослого владеют техникой. Поэтому сейчас неудивительно, что дети просмотрев видео ролик своего любимого мультика или детской передачи, копируют персонажей и делают также. Таким образом, с помощью просмотров видео или картин сформировать нравственные качества у ребенка можно, нужно только следить за тем, что смотрит ваш ребенок, включать ему положительные детские программы, где они его научат доброму.

Также мы выявили, что очень эффективно на ребенка влияет большое целенаправленное наблюдение, это тоже один из методов. Например, педагог организовал в детском саду на прогулке, когда старшие дети играют, а младшая группа детей наблюдает за ними. Он не относиться к пассивным методам, детский опыт впитывает информацию, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Рассмотрим метод организации воспитателем и родителем деятельности, которые немало важную роль выполняется в воспитание ребенка, носит этот метод общественно полезный характер. Родители с педагогами

совместно организовывают мероприятие, как культмассовые, так и хозяйственные работы, уборка территории.

Исследовав, данную тему мы определи, что формы организации и методы нравственного воспитания имеет значение от индивидуальных особенностей ребенка. Воспитательную работу можно проводить не массово по группам, а в индивидуальном порядке. Итоговая цель работы в группе - воспитать личность каждого дошкольника, и не в зависимости, как достигнуть, этот результат. Главное не создать коллектив, а сформировать нравственные качества и ребенка.

Рассмотрим еще одну классификацию методов воспитания старших дошкольников, автором которой является Г.И. Щукина, и перечислим несколько групп методов воспитания:

1. «Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, этическая беседа, пример и др.).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и др.).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение)» [4].

Кроме методов нравственного воспитания старших дошкольников, также учитываются и условия, распишем несколько условий (причин) которые могут вытекать из методов:

• сформировать цель и задачи в нравственном воспитание дошкольников. Цель должна оправдывать и определять методы, как постоишь цель, так и достигнешь конечный результат;

• возрастные особенности детей. Все зависит от возраста ребенка, какими методами будет решаться задача, а зада у всех одинаковая. Чем ребенок старше, тем у него социальный опыт, психологически и нравственные качества лучше развиты. У детей в любом дошкольном возрасте нужно формировать нравственное воспитание но методы воспитания менять в зависимости от возраста;

• индивидуальные и личностные особенности дошкольников. Необходимо учитывать особенности ребенка, конечно не каждый воспитатель стремиться использовать этот метод, которые развивает личные способности, показать собственное «Я»;

• взаимоотношение в группе, обстановка в коллективе. Для положительных условий формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста нужно учесть какая обстановка в коллективе детского сада, отношение между детьми.

Если использовать определенные условия в любых методах, то это может привести к эффективному результату:

Первое условие которое должно использоваться, содержание метода должно быть гуманным. Во время формирования нравственных качеств у дошкольников нужно не унижать ребенка и не нарушать его права, в не зависимости от возраста.

Второе условие, реальность метода, с завершенной логикой. Осуществляться такой метод должен без затруднений и с достигнутой целью.

Третье условие, метод должен быть разнообразным. Придерживаться шаблону, но учитывать индивидуальность каждого ребенка и ситуацию. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

Четвертое условие, тактичным должно быть воспитание. О методе воспитания, дошкольник не должен догадываться, это самый лучшей эффект, которые дает опосредованное воздействие. Когда воспитатель владеет таким качеством, как тактичность, это большое искусство.

При выбора метода, обязательно нужно учесть конечный результат, итоговое воздействие выбранного метода на конкретного ребенка. Если у педагога нет полной уверенности на положительный конечный, то следует поменять метод воспитания. В этом возрасте у детей результаты меняются, нет определенного и постоянного. Педагог должен настраиваться на степенность результата, и ожидания могут не оправдать.

Каждый метод сам по себе индивидуален, с каждым можно работать по особой спецификой и в определенной области. Вот, например, в формирование нравственных качеств у дошкольников в современное время часто всего используют рассказы на этическую тему. Для ребенка этого возраста это красочный пример, рассказ с эмоциональным характером и нравственное содержание. Таким образом, ребенку рассказ поможет разобраться по детально, понять смысл моральных оценок и норм поведения.

Одно из эффективных средств формирования нравственных качеств у детей является собственная деятельность детей, например, игра. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной иинтересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленных правил является важным условием получения результата. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг школы, кто дальше бросит мячик. Но в эту игру можно внести элементы нравственного воспитания. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребенка. Втакой ситуации ребенку еще раз дается понять: в основе поведения лежит нравственное начало [4].

Особую ценность имеет народная игра. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает родную речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на нравственных обычаях и традициях. Так же могут быть проведены сюжетно-ролевые игры, например знакомство с профессиями. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке. С целью формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста могут быть организованы и дидактические игры, главная цель которых - формирование и воспитание ребенка. Их хорошо использовать при отработке правил и норм нравственного поведения.

Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка - это также является средством воспитания чувств, представлений и поведения [3].

Изучая литературу, мы выделили, что формы организации и методы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста изменяются от индивидуальных особенностей детей.

Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система.

Выводы. Таким образом, рассмотрев многообразие имеющихся форм, методов и средств формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста мы выделили, что в дошкольной педагогике принята следующая классификация методов формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: методы формирования навыков и привычек поведения; методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок; методы коррекции поведения. Каждая из форм организации формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (занятия, совместная практическая деятельность) может включать в себя применение и реализацию различных методов воспитания, которые способны стимулировать различные виды познавательной деятельности детей дошкольного возраста и способствовать формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст| / - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст| / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос.акад.образовании, 2009. - 00 с. - (стандарты второго поколения).

4. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: спец. курс 6, учеб., пособие для студентов вузов / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: учеб. - М.,1996. - Ч. III. - Разд. 5.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций. [Текст] / И.Ф. Харламов - М.: Просвещение, 1990.

Педагогика

УДК: 373.5

доктор педагогических наук, профессор Чижакова Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Чиганова Елена Анатольевна

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностных мотивов учения старшеклассников; представлен авторский подход к решению названной проблемы в современной образовательной практике.

Ключевые слова: мотив учения, ценностный мотив учения, гуманистические ценности, внешние мотивы учения, внутренние мотивы учения.

Annotation. The article covers the problem of development of high school students' values for studying and the author represents her approach to the problem solution in modern educational practice.

Keywords: motivation for studying, value for study, humanistic values, external motivation for learning, internal motivation for learning.

Введение. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт актуализируют задачу развития личности познающего человека в процессе обучения. Личностное развитие определяется позитивными изменениями в системе ценностных ориентаций; иерархии потребностей; целей; идеалов, в целом характеризующих мотивационную сферу личности. В связи с этим особую значимость приобретает проблема развития ценностных мотивов учения школьников. Это ставит задачу рассмотрения современных концептуальных подходов к изучению и формированию внутренних (ценностных) мотивов учения обучающихся, характеризующихся наличием у школьников потребности в познании, аксиологической направленностью цели познавательной деятельности, осознанием значимости учения как личностной ценности.

Изложение основного материала статьи. Категория «ценностный мотив учения» изучается философией, психологией, педагогикой. Под ценностным мотивом понимается личностное образование, непосредственно побуждающее к выбору и осуществлению способа действия, в основе которого лежат гуманистические ценности.

Проблема формирования ценностного мотива учения рассматривается во взаимосвязи с развитием самостоятельности как способности школьника обходиться без помощи учителей и товарищей. При этом акцент делается на то, что внешние стимулы нередко встречают внутреннее сопротивление личности, и поэтому необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и делал это (И.П. Подласый).

В.А. Петровский подчеркивает, что предмет познавательной деятельности (проблематизация, мыслительные задачи и т.п.) является внешним стимулом возникновения или появления мотива. Внутренний (личностный) стимул возникает в процессе решения мыслительных задач, которые придают познавательной деятельности характер личностной значимости. Именно в таких ситуациях проявляется личностный мотив учения, который характеризуется «выходом субъекта за рамки ситуационно заданной деятельности».

Внешнее образовательное пространство, способствующее формированию внутренней образовательной среды, где реализуются интересы, склонности, ценностные ориентиры самих школьников обеспечивает появление внутренних стимулов и побуждений, что обеспечивает переход внешних мотивов учения во внутренние, ценностные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.