УДК 316.74
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МАСШТАБНЫХ ИННОВАЦИЙ
С.А. Измалкова, В.И. Романчин, А.И. Закиров
Сегодня мировая системы образования стоит на пороге новой волны инноваций, которая может серьезно изменить сложившийся «образовательный ландшафт». Традиционные образовательные учреждения, можно назвать «браунфилдом» - исторически сложившейся «зоной образовательной практики». «Гринфилдом» выступают новые образовательные проекты, созданные на новых технологических платформах. В статье рассмотрена перспектива применения методов и технологий развития российской системы образования на основе масштабных инноваций.
Ключевые слова: российская система образования, масштабные инновации, университеты будущего, технологическая платформа образования
Предпосылками, определяющими основные тенденции развития образования в современном мире, являются:
- диверсификация технологий,
- рост темпов развития экономики и общества,
- рост конкуренции,
- значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни.
В целом, за последние годы в международном и российском экспертном сообществе сложился консенсус по поводу оценки текущей ситуации в образовании и необходимости/неизбежности изменений.
Отметим четыре ключевых тренда, которые определяют текущую ситуацию и задают основные параметры образования будущего (рисунок 1).
Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные тенденции инновационного развития российской системы высшего образования, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.
Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома [3,4].
Современные тренды б сфере образования =й----
Масеовизация образования
«Доступность образования» - доминирующая глобальная идея в образовании последних 50 лет, по следовательно реализуемая крупнейшими агент с твамн развития
Ии гери аци он али зация
Турбулентность мировой
экономики и формирование нового технологического лгклада
Цифровая революция
Мировая «война за таланты» становится основным драйвером конкуренции и приоритетом для образовательных учреждений, корпорации и целых стран в глобальном масштабе
В условиях мировой экономической неопределенности привл екат ельно с ib
инвестиции в образование снижается, что с большой вероятностью приведет к уменьшению финансовых возможностей для развития образовательных учреждении в перспективе 5 15 лег
Б современных условиях развиваются массовые открытые он-лайн кура*, проекты EdX, Udacity или Coursera, коюрые на данный момент объединяет более 4,5 млн. студентов со всего мира
Рис.1. Современные тренды в сфере образования
Мировые тенденции реформирования и модернизации системы образования ставят перед образовательной системой задачи совершенно нового уровня. Так или иначе, реформы образования направлены на повышение конкурентоспособности образования и формирования имиджа вуза как одного из ведущих образовательных и научных центров мира.
Одним из важнейших направлений динамике образования в масштабах мира является глобальное распространение инноваций при условии сохранения имеющихся традиций каждой страны и национальной схожести регионов и стран [1]. Это говорит о том, что современное общемировое пространство образования ориентируется не только на развитие каждого студента в отдельности, но и всего общества в целом.
Чтобы оставаться в образовательном пространстве, необходимо предпринимать незамедлительные меры по адаптации к новым экономическим условиям, что само по себе является грандиозным вызовом - многие образовательные учреждения создавались и управляются не как субъекты экономической деятельности.
Если воспринимать эту угрозу всерьез, то становится ясно, что перед образованием в XXI веке стоит беспрецедентная по масштабам и
сложности управленческая задача - трансформация нескольких десятков тысяч «образовательных предприятий», в контур деятельности которых входит более 100 млн. человек, а ежегодные бюджеты только в странах ОЭСР составляют более 2,3 трлн.долларов [2].
Модели университетов будущего с учетом внедрения масштабных инноваций приведены на рисунке 2.
Рис.2. Модели университетов будущего
Характеристики указанных моделей университетов будущего рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика моделей университетов будущего
Модель университета Характеристика
Элитные университеты (the elite university) университеты, имеющие сильный глобальный бренд, значительный эндаумент, богатую многовековую историю и профессоров мирового уровня;
Массовые университеты (the mass university) университеты, которые будут предоставлять качественное образование для растущего «среднего класса» по всему миру. Одним из результатов обучения в университетах данного типа станет возможность трудоустройства выпускников в ведущих компаниях мира;
Нишевые университеты (the niche university) университеты с узкой специализацией, сумевшие занять свое место в международном разделении интеллектуального труда и стать мировыми лидерами в отдельных направлениях исследований или образования;
Местные университеты (the local university) университеты, играющие ключевую роль в развитии экономики на городском или региональном уровне - через подготовку квалифицированных кадров или организацию прикладных исследований под запросы региональных компаний, органов власти и местного сообщества;
Механизмы «пожизненного» Обучения (the lifelong learning mechanisms) новая форма высшего образования, которая позволит изучать различные учебные модули, предоставляемые как образовательными учреждениями, так и специализированными компаниями, без посещения какого-либо одного университета
Необходимо отметить, что в силу действия различных трендов и внешних факторов - прежде всего, технологических - для образования открываются новые возможности, и вероятно возникновение новых «рыночных ниш» или зон для образовательных экспериментов, которые могут развиваться параллельно традиционной системе образования, сложившейся за последние столетия.
Два пространства развития образования приведены на рисунке 3.
Рис.3. Альтернативные пространства развития образования в
международной практике
Таким образом, в международной практике управления разделяют два пространства развития и реализации образовательных проектов:
1) «Brownfi eld» (от англ. /браун-филд/ - возделанное поле) - развитие освоенного пространства, как правило, связанное с модернизацией и повышением эффективности действующих образовательных процессов.
2) «Greenfi eld» (от англ. /гринфилд/ - зеленое поле) - освоение нового пространства, на котором строится новая инфраструктура и создается возможность для реализации новых образовательных проектов «с нуля».
Таким образом, за счет волны технологических инноваций может сформироваться новое пространство образовательных инициатив, которые создаются с нуля («в чистом поле») и существуют параллельно с институтами формального образования. В этой логике традиционные образовательные учреждения, судьбу которых чаще всего принято обсуждать в экспертном сообществе, можно назвать «браунфилдом» - исторически сложившейся «зоной образовательной практики».
«Гринфилдом», в свою очередь, будут выступать новые образовательные проекты (образовательные стартапы), созданные на новых техно-
логических основаниях. Подобного рода проекты в последние годы получили название - «EdTech» [5].
Таким образом, гринфилд - новейшее своеобразное образовательное пространство. Главным критерием является существование критической массы проектов образования, созданных с чистого листа. Они привлекли внимание большого объема инвестиций и завоевали доверие многих пользователей и крупной популярности среди них.
Анализ динамики венчурных инвестиций в образовательные стар-тапы демонстрирует, что за прошедшие 10 лет началось формирование рынка новых образовательных инициатив, которым удается привлекать значительное существенное финансирование. Указанный факт подтверждает вывод о формировании нового пространства развития образования -образовательного «гринфилда». Содержание новой технологической платформы в образовании представлено на рисунке 5.
Рис.5. Содержание новой технологической платформы в образовании
Таким образом, для развития российской системы высшего образования перспективным является внедрение масштабных инноваций:
1. Массовый открытый он-лайн-курс (МООС) - это особый тип образовательного интернет-курса, предполагающий масштабное участие и свободный (бесплатный) доступ для всех желающих учиться.
Такого рода курсы существуют уже на протяжении нескольких лет, но лишь недавно они стали предлагаться элитными университетами, входящими в топ-10лучших университетов мира. Проектами ,получившими широкую известность являются: Coursera,Udacity, EdX и другие.
В 2013 году масштабные инициативы по созданию собственных он-лайн-платформ были реализованы в Австралии, Великобритании, Германии, Бразилии [5].
В основе MOOC лежит понятный для образования и отработанный веками процесс трансляции знаний от учителя к ученику, а также - массовых он-лайн-курсах этот процесс доведен до технологического совершенства.
Формат MOOC позволяет уйти от «одной для всех» модели образования, дать студентам возможность индивидуализированного обучения.
Особую роль в MOOC играет процесс коммуникации участников обучения. Массовость курсов приводит к тому, что студенты объединяются в сообщества, как в он-лайн-среде, так и в группы, встречающиеся в реальной жизни, для того чтобы помочь друг другу в обучении.
Кроме MOOC, основанных на технологичных форматах трансляции знаний, последние годы активно развивается новый сегмент образовательных он-лайн-проектов, направленных на тренировку умений и навыков: от обучения чтению и письму до навыков принятия сложных бизнес-решений в ситуациях неопределенности. Создано большое количество «учебных тренажеров»доступных он-лайн и предназначенных для разных целевых аудиторий: от дошкольников до действующих профессионалов.
Геймификация становится важной характеристикой новой образовательной платформы, которая позволяет за счет использования игровых подходов более активно вовлекать учащихся в процесс освоения новых навыков и компетенций.
Так, в 2012 году в мире насчитывалось около 1 млн. образовательных приложений для планшетов и смартфонов, 80% из которых предназначены для детей дошкольного возраста и помогают раннему развитию ребенка, тренировке математических способностей, грамотности, языковых навыков, креативности [5].
Таким образом, в настоящее время формируется новый сегмент массовых он-лайн-курсов, предназначенных для технологичного формирования навыков у миллионов людей по всему миру.
2. Система управления учебным процессом (LMS).
Формирование новой образовательной практики и развитие массовых он-лайн-курсов требует разработки нового подхода к управлению учебным процессом (LMS), который должен обеспечивать две базовые функции:
- выстраивать и управлять образовательными траекториями учащегося, обеспечивая преемственность и связанность образовательного опыта, получаемого в условиях многообразия форматовон-лайн- и офф-лайн-обучения;
- осуществлять оценку и сертификацию образовательных результатов в единой системе координат, понятной и практичной для различных групп интересов: работодателей, профессиональных сообществ, органов государственной власти и, конечно, самих учащихся.
Новая система управления образовательным процессом становится механизмом «обучения в течение всей жизни», способным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию человека на различных этапах его жизни и карьеры и учитывать разнообразие получаемого опыта.
К основным элементам современной системы управления учебным процессом следует отнести:
- инструменты формирования образовательной среды, включающие разработку персонализированных образовательных программ, новые средства мультимедиа и удобные каналы коммуникации учащихся;
- инструменты «захвата картинки», позволяющие записывать презентации и лекции в классе и подключаться к ним в «режиме реального времени» или «по запросу» с компьютеров и мобильных устройств учащихся;
- механизмы сбора и анализа данных о результатах обучения с возможностью формирования подробных отчетов с инфографикой и выводами об эффективности учебного процесса;
- решения для переноса образовательного контента и учебных заданий на мобильные устройства;
- инструменты формирования электронного портфолио учащегося, позволяющие оценивать и фиксировать результаты обучения на различных курсах и развивать собственную полезную сеть образовательных контактов;
- системы управления образовательным контентом, позволяющие хранить, дорабатывать и делиться учебными материалами с участниками образовательного процесса.
Представленные элементы управления учебным процессом позволяют не только органично встраивать в учебный процесс все современные мультимедийные и коммуникационные технологии, но также управлять
индвидуальными образовательными траекториями участников в условиях многообразия предлагаемых на рынке образовательных услуг.
Новые возможности, предоставляемые LMS, позволяют сменить подход к разработке образовательной стратегии для корпораций и отдельных студентов, перейдя от логики выбора образовательных программ или учреждения к логике управления «цепочкой формирования компетенций» по аналогии с бизнесом, где действует «цепочка создания стоимости». Это позволит значительно повысить эффективность и результативность образовательного процесса, т.к. запросы на необходимые компетенции можно будет «размещать» у разных провайдеров: MOOC, тренинговые компании или традционные образовательные учреждения - выбирая тех, кто способен формировать их качественнее, быстрее и дешевле.
Таким образом, новая система управления учебным процессом позволяет сделать значительный шаг к смене «институционального ядра» российского образования: перейти от управления образовательным учреждением к управлению индивидуальной образовательной траекторией.
3. Экосистема поддержки нового образования.
На наш взгляд, важнейшим условием развития новой технологической платформы становится экосистема поддержки нового образования, обеспечивающая качество нового учебного процесса (MOOC) и полноту системы управления образованием (LMS).
Экосистема состоит из трех основных элементов:
- систем анализа больших массивов данных, генерируемых миллионами участников MOOC;
- специализированных социальных сетей, объединяющих всех участников нового образовательного процесса;
- «фабрик» по производству образовательного контента.
Каждый из представленных элементов экосистемы служит для того,
чтобы персонифицировать и сделать уникальным образовательный опыт, который участники получают в предельно технологичных форматах массового он-лайн-обучения.
Формат MOOC позволяет собирать огромные массивы данных, зафиксировать каким именно образом проходит процесс усвоения материалов у десятков тысяч студентов и выявить закономерности, позволяющие лучше понять процессы человеческого обучения.
Целесообразно выделить следующие типы данных, которые можно собирать и анализировать для улучшения учебного процесса:
- идентификационные данные (Identity Data):основные демографические данные о студенте (пол, возраст, место проживания), информация о правах доступа к данному курсу/приложению, и др.
- данные о действиях пользователя (User Interaction Data): количество кликов, просмотров страниц, возвратов и т. д. Данные собираются до-
статочно легко и напрямую влияют на результативность обучения студента, поэтому должны использоваться всеми разработчиками он-лайн курсов.
- общесистемные данные (System-Wide Data): реестры пользователей,
полученные оценки, информация о посещаемости курсов - эти данные тысяч студентов образовательного курса могут стать хорошей обратной связью для улучшения учебного процесса и исправления неточностей, которые неизбежно возникают при разработке нового курса.
- данные об эффективности контента (Inferred Content Data): позволяют оценивать, насколько отдельные блоки содержания эффективно усваиваются группой обучающихся или студентом.
- данные об эффективности студента (Inferred Student Data): что именно
запомнил студент из пройденного курса и на каком уровне? Эти и другие вопросы о персональных учебных действиях студента являются ключевыми для радикального повышения эффективности образовательного процесса, однако именно эти данные являются наиболее сложными для сбора и интерпретации.
В тоже время чтобы работать с «Big Data», необходимо иметь сложную архитектуру баз данных, инфраструктуру маркировки, сложные таксономические системы и инновационные самообучающиеся машинные алгоритмы анализа информации. С «Big Data» связывают возможность существенной трансформации образовательного процесса и самой педагогической технологии, которая за счет постоянных улучшений может быть доведена до высокой степени совершенства.
Социальные сети, появившиеся менее10 лет назад, стали значимой частью жизни для миллионов людей и кардинально изменили процесс общения и социального взаимодействия, которое давно вышло за границы виртуального мира.
Похожий процесс происходит сегодня в образовании - начали появляться специализированные социальные сети для учителей, студентов и работодателей. Они выполняют функцию обмена знаниями и навигации по многочисленным образовательным курсам, которых с каждым днем становится все больше как в формальном, так и информальном образовании.
На наш взгляд, социальные сети в образовании обеспечивают несколько уровней взаимодействия:
- «ученик - ученик» - возникает в ходе совместного прохождения массовых он-лайн курсов десятками тысяч студентов или в специально организованных открытых сообществах, где«каждый может учить каждого» (проект «ShowMe»);
- «учитель - ученик» - позволяет перенести часть функций традиционного учебного процесса в он-лайн, включая обмен образовательными
материалами, проверку заданий, выставление оценок или тьюторское сопровождение учащихся (проекты «Edmodo» и «Tutorspree»);
- «учитель - учитель» - осуществляется в специально спроектированном пространстве для взаимодействия преподавателей из разных образовательных учреждений по поводу совместного создания образовательных курсов, обмена учебными планами и материалами, обсуждения новых педагогических идей и подходов(проект «BetterLesson»).
Таким образом, специализированные социальные сети становятся новым инструментом поиска талантов по всему миру - вне зависимости от возрастаи страны проживания.
4. Новая инфраструктура образования.
Он-лайн образование часто критикуют за оторванность от реальной жизни и «неполноту» образовательного опыта. Однако это ограничение во многом снимается за счет развития современных коммуникационных и компьютерных технологий и формирования новой физической инфраструктуры «доставки» образовательного контента до каждого пользователя в любой точке мира.
Перспективой в развитии данного направления является появление полноценных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, полностью реализованных в формате он-лайн. Кроме того, лагодаря распространению образовательных он-лайн курсов, может возникнуть новый тип образовательных инфраструктур - «co-learning» центры (центры совместного обучения), ориентированные на новую технологическую платформу образования.
Таким образом, формирование новой технологической платформы образования близко к завершению. Все элементы платформы имеют примеры успешной реализации в виде отдельных образовательных стартап-проектов, которые смогли за короткий срок завоевать доверие инвесторов и признание пользователей.
Считаем целесообразным участие системы российского образования в этом масштабном проекте по внедрению инновация, что позволит национальной системе высшего образования перейти на новый уровень развития и повысить международную конкурентоспособность.
Список литературы
1. Айдрус И. А. Мировой рынок высшего образования на современном этапе / И.А. Айдрус [Текст] // Альма матер . - 2010. - № 1. - С. 53-61.
2. Баронин С.А., Сюзев К.С. Статистический анализ федерального рынка высшего профессионального образования с выявлением основных проблемных ситуаций его развития в период с 2005 по 2012 год [Текст] // Научное обозрение, 2012. - №6. - с.479-484.
3. Волков, А.Е. Российское образование 2020 - модель образования для инновационной экономики [Текст] / А.Е. Волков [и др.] // Вопр. образования. - 2012. - № 1.
4. Давыдов Ю.С., Давыдов А.Ю. Глобализация и новые тенденции развития российского образования. Международные Лихачевские научные чтения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/6514/
5. Эпоха «Гринфельда» в образовании. Исследование SEDeC. [Текст] - М.: Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. 2013 52 с.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, профессор, izmasvetlana@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Романчин Вячеслав Иванович, д-р экон. наук, профессор, nikitin@msro.ru, Рос-сиия, Орел, ООО «Межрегионконсалт»)
Закиров Ахнаф Исрафилович, д-р экон. наук, профессор, miass31@mail.ru, Россия, Брянск, ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
METHODS AND TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEMS ON THE BASIS OF LARGE-SCALE INNOVATIONS
S.A. Izmalkova, V.I. Romanhin, A.I. Zakirov
Today world education systems is on the threshold of a new wave of innovations which can seriously change the developed «educational landscape». Traditional educational institutions, it is possible to call «braunfildy» - historically developed «zone of educational practice». As «Greenfield» the new educational projects created on new technological platforms act. In article the prospect of application of methods and technologies of development of the Russian education system on the basis of large-scale innovations is considered.
Keywords: russian education system, large-scale innovations, universities of the future, technological platform of education.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economical science, Professor, iz-masvetlana@yandex.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"
Romanchin Vyacheslav Ivanovich, doctor of economical science, Professor, ni-kitin@msro.ru, Russia, Orel, LLC "Mezhregionkonsalt",
Zakirov Ahnaf Israfilovich, doctor of economical science, Professor, mi-ass31@mail.ru, Russia, Bryansk, VPO Bryansk State University Academician IG Petrovsky