Научная статья на тему 'Методы и технологии развития креативных способностей студентов'

Методы и технологии развития креативных способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2052
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы и приемы / педагогические техноло-гии / креативное мышление / педагогическое сотрудничество / студент / преподаватель / учебно-познавательная деятельность / профессиональная подготовка / коллективные формы работы / учебные ситуации / вступление в диалог / innovative methods and approaches / pedagogical technologies / creative thinking / pedagogical cooperation / student / teacher / educational cognitive activi-ties / professional education / team-work / training cases / entering a dialogue.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Гулсанам Нематовна

В докладе раскрыто значение интерактивных методов в развитии креативного мышления студентов, подготовке их к творческой профессиональной деятельности, приведены наиболее распространенные в современной педагогической практике инновационные технологии, способствующие формированию у будущих учителей навыков работы в сотрудничестве, развитию коммуникативных компетенций и умений самостоятельно ориентироваться в инновационных педагогических технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the value of interactive methods in students’ creative thinking development, their preparing to creative professional activities. The innovative technologies mostly widespread in modern student teaching promoting development of team-work skills and communicative competences of future teachers as well as their abilities to navigate independently in innovative pedagogical technologies are given in the article.

Текст научной работы на тему «Методы и технологии развития креативных способностей студентов»

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Г. Н. Ибрагимова

В докладе раскрыто значение интерактивных методов в развитии креативного мышления студентов, подготовке их к творческой профессиональной деятельности, приведены наиболее распространенные в современной педагогической практике инновационные технологии, способствующие формированию у будущих учителей навыков работы в сотрудничестве, развитию коммуникативных компетенций и умений самостоятельно ориентироваться в инновационных педагогических технологиях.

The article describes the value of interactive methods in students' creative thinking development, their preparing to creative professional activities. The innovative technologies mostly widespread in modern student teaching promoting development of team-work skills and communicative competences of future teachers as well as their abilities to navigate independently in innovative pedagogical technologies are given in the article.

Ключевые слова: инновационные методы и приемы, педагогические технологии, креативное мышление, педагогическое сотрудничество, студент, преподаватель, учебно-познавательная деятельность, профессиональная подготовка, коллективные формы работы, учебные ситуации, вступление в диалог.

Key words: innovative methods and approaches, pedagogical technologies, creative thinking, pedagogical cooperation, student, teacher, educational cognitive activi-ties,professional education, team-work, training cases, entering a dialogue.

В современной концепции образования в центре учебного процесса находится студент, который из слушателя превратился в активный субъект познавательного процесса. Для достижения этой цели соответственно обновляются содержание учебных программ и технологии обучения. Наши наблюдения показывают, что каждый студент имеет свой индивидуальный подход к изучению педагогических дисциплин. Процесс индивидуального обучения дает возможность преподавателям визуализировать учебно-познавательную деятельность студентов. К примеру, важной стороной мультимедийных технологий является возможность использования разного рода информации в интегрированной форме. Наряду с традиционными средствами обучения в виде таблиц, текстов, иллюстраций применяются речевые средства, музыка, различные анимации. При этом важную роль играет параллельное представление студентам аудио и визуальной информации. С помощью компьютерных технологий студенты выходят на новый уровень общения. Пользователи компьютера свободно переходят с одного объекта на другой, имеют возможность воспринимать последовательность ключевых понятий.

Технологии, способствующие развитию активности студентов, их креативного мышления, относятся к гипер-медиатехнологиям. Они имеют много свойств, сходных с мультимедиа. Данную технологию уместно использовать в работе над текстом, так как легко можно выделить необходимые слова, выражения или ввести целые словосочетания. Интерактивные методы обучения позволяют преподавателю установить обратную связь со студентами и реализовать принципы индивидуального обучения.

Репродуктивные навыки студентов легко определяются с помощью тестов. Этот процесс можно полностью автоматизировать. Уровень продуктив-

ен

ных знаний студентов помогут выявить практические задания. Здесь уместно сказать о создании образовательной среды, которая находит отражение в структуризации учебных материалов. Например, обычные схемы, чертежи могут отразить логические связи понятий или система вопросов, предложенная студентам. Их использование обогащает как репродуктивные, так и продуктивные навыки студентов. Учебные материалы следует предъявлять студентам поэтапно, исходя из содержания и требований государственного образовательного стандарта. Для усвоения учебного курса каждому студенту необходимы глубокие знания, приложение творческих способностей и самостоятельные исследования.

Использование в учебном процессе интерактивных технологий придает преподавателю новый статус, когда он превращается в менеджера учебного процесса, готового придти на помощь студенту, когда в этом появляется достаточно времени для активного общения со студентами. В процессе изучения курса преподаватель консультирует студентов в индивидуальном порядке и осуществляет контроль с целью успешного продвижения студента к намеченным результатам.

Интерактивные технологии включают в себя групповые и коллективные формы работы, совместную деятельность в форме сотрудничества. В этих условиях студенты чувствуют большую ответственность за усвоение учебного курса. Каждая форма интерактивного обучения требует применения специфической технологии, в частности: (а) при фронтальных формах работы используются такие формы, как «Микрофон», «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»; (б) в процессе совместной работы применяются приемы «Лицам к лицу», «Работа в парах и вместе», работа в малых группах, «Аквариум»; (в) интерактивные игры («Ролевые игры», «Инсценирование», «Судебное слушание» и др.); (г) технологии на основе дискуссии («Моя точка зрения» и др.).

Используя описанные выше интерактивные методы и технологии обучения в комплексе или по отдельности, преподаватели высших педагогических образовательных учреждений имеют возможность развивать креативность студентов с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Интерактивные методы и технологии обучения помогают создать творческую педагогическую среду. С их помощью студенты усваивают теоретические знания и практический опыт, у них формируется критическое мышление и объективная оценка педагогических знаний и явлений. В результате студенты могут реализовать индивидуальные творческие способности. Интерактивные учебные ситуации следует организовать таким образом, чтобы студенты наряду с усвоением новых знаний получали конкретные представления о педагогических технологиях, помогающих решать возникающие проблемы. В процессе работы в условиях сотрудничества у студентов формируются собственные идеи и подходы к решению педагогических задач.

Интерактивное обучение в высших учебных педагогических заведениях имеет важной значение для активизации интересов, творческого мышления студентов. Основными научными источниками развития личности будущего специалиста являются исследования и публикации психологов, педагогов,

312

философов. Приобщаясь к научным познаниям, студенты вступают в межличностные отношения, усваивают общечеловеческие ценности.

С философской точки зрения, межличностные отношения устанавливаются на основе равенства и сотрудничества. В ситуации сотрудничества происходят изменения и развитие участников. В образовательном процессе особенно сильно проявляется сотрудничества, которое опирается на гуманистические принципы взаимного равенства и диалога. Интерактивные обучение содействует развитию самостоятельности студентов и выражается это в личностном отношении будущих специалистов к новой информации, в успешном овладении профессиональным опытом. Доказательством развития профессионального потенциала студентов является применение методов, способствующих повышению педагогической культуры в целом. Поскольку в интерактивном обучении студенты выступают в качестве равноправных субъектов, то целесообразно максимально использовать прием импровизации как один из приемов, помогающих создать творческую педагогическую среду.

В интерактивном обучении синтезируется комплекс приемов, методов, подходов, направленных на организацию и совершенствование учебного процесса, но их применение должно соотноситься с определенными требованиями: (а) при организации интерактивного обучения, контроля за его качеством и результатами необходимо учитывать потребности, интересы и особенности студентов; (б) на всех этапах интерактивного учебного процесса должно осуществляться сотрудничество студентов и преподавателя; (в) следует создать условия для овладения студентами необходимыми профессиональным компетенциями, проявления ими активности, инициативности, творчества; (г) процесс интерактивного обучения необходимо приблизить к профессиональной деятельности будущих учителей; ориентировать студентов на активное использование интерактивных методов обучения в предстоящей педагогической деятельности; (д) в процессе подготовки будущих педагогов должно быть обеспечено вооружение их профессиональными компетенциями и в особенности навыками саморазвития.

Инновационные педагогические процессы, направленные на развитие креативных способностей студентов, позволят достигнуть поставленных дидактических целей.

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.