самоконтроля, которая определяется в сравнении выполняемых действий школьниками с эталоном и поставленной целью. В одних случаях под эталоном понимают определенный результат действия, в других же, сам порядок исполнения данного действия, содержание и последовательность его деятельности. Итоги исследований авторов демонстрируют, что успешность и результативность деятельности младших школьников в процессе обучения зависят от умений критически оценивать свои знания и умения, определять ошибки, проводить анализ факторов их происхождения и вносить изменения в свою деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - Москва : Знание, 1981. - 210 с.
2. Богоявлинский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявлинский, Н.А. Менчинская. -Москва : Просвещение, 1959. - 345 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
4. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 450 с.
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва : Просвещение, 1978. - 150 с.
6. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - Москва : Просвещение, 1964. -476 с.
7. Леонтьев, В.Г. Психологические мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 2011. - 89 с.
8. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. - Москва : Высшая школа, 1979. - 67 с.
9. Чебышева, В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения // Вопросы психологии обучения труду : сб. науч. тр. / В.В. Чебышева ; под ред. А.А. Смирнова. - Москва : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 2002. - 259 с.
УДК 373.3
Л.А. Милованова, Н.В. Шарыпова, г. Шадринск
Методы и приемы, используемые в профориентационной работе в
начальных классах
В современном мире профориентационая работа является неотъемлемой частью школьного образования на каждом ее этапе. Помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему лучше организовать учебную деятельность, но и дает ему уверенность и спокойствие в отношение своего
будущему. В статье описаны методы и приемы, использование которых способствует профориентационной работе, проводимой учителями в начальной школе.
Начальные классы, профориентационная работа, методы и приемы.
L.A. Milovanova, N.V. Sharypova, Shadrinsk
The methods and techniques used in vocational guidance in the elementary
school
In the modern world proforientational work is an integral part of the school of education at every stage. Help student in choosing a career not only helps organize training activities, but also gives him the confidence and peace of mind in relation to his future. The article describes the methods and techniques that promote career-oriented work performed by teachers in elementary school.
Keywords: elementary school, vocational guidance, methods and techniques.
Вопрос «Кем быть?» актуальный в настоящее время. Правильный ответ на него влияет на будущее человека. Чтобы правильно ориентироваться при выборе профессий, нужно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. У каждого ребенка свои определенные способности, поэтому он расположен к изучению наиболее близких ему предметов. В будущем эти предметы могут стать основой выбранной профессии. Для сознательного выбора во взрослой жизни детей нужно познакомить с максимальным количеством профессий, с теми, которые они наблюдают каждый день и с профессиями людей ближнего окружения.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий [2, с. 11].
Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека. Формирование готовности к осознанному выбору профессии уже нужно начинать проводить в младших классах, т.к. в этом возрасте выбор ребенка является промежуточным, но играет немалую роль в формировании интересов, у детей появляется желание «стать кем-то». В начальной школе наряду с образовательными, воспитательными и развивающими целями педагог в то же время решает и профориентационные, всесторонне развивая личность школьника. Общая цель занятий по профориентации младших школьников - создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В целях профессиональной ориентации в начальной школе используются различные методы и приемы работы [1, с. 39].
Беседа с приглашенными специалистами. Для проведения таких бесед учитель обращается к родителям с просьбой рассказать о своей профессии. Обговаривается день и продумывается план беседы, для того чтобы детям было понятно. Большую эффективность дает посещение рабочего места специалиста.
Рисуночные методики. Этот метод уместен для школьников 1 и начало 2 классов, т.к. они еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия учащимся
предлагается нарисовать представителя той профессии, о которой пойдет речь, как они себе представляют эту профессию. Затем обсуждается данная профессия и ее основные элементы. В конце занятия школьники изображают эту профессию уже с полученными новыми знаниями. Теперь дети рисуют другое изображение, они уже более осведомлены и просвещены об изученной профессии. Рисуночные методики проводятся для сравнительного анализа, который позволяет оценить эффективность занятия и степень усвоения материала.
Методика неоконченных предложений. Обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. Этот метод заключается в том, что детям предлагается подобрать какую-либо информацию о профессиях. Здесь можно использовать книги, фотоматериалы, газетные вырезки, имеющие отношение к профессии. Затем весь материал обрабатывается и размещается в уголок класса. В ходе проведения занятия по профориентации нужно всегда обращаться к этому уголку. Также здесь можно использовать материал, соответствующий профессиональному празднику. У многих профессии есть свой праздничный день - собственный профессиональный праздник. Для большей эффективности при наступлении такого праздника нужно обращать внимание детей к уголку [5, с. 13].
Организация экскурсий на предприятия города. Регулярно проводить экскурсии на предприятия и организации города для знакомства с профессиями своего родного города.
Организацию экскурсии следует проводить в определенной последовательности:
а) заблаговременно согласовывается цель и время визита;
б) определиться с экскурсоводом, им может быть родитель ребенка или его коллега;
в) специалист рассказывает о работе предприятия в целом и о занятии отдельно взятого работника - родителя;
г) в ходе беседы нужно познакомить с профессией, используя наглядные материалы;
д) рассказ должен происходить на понятном для начальных классов языке;
е) рассказ должен содержать такие вопросы, как история профессии, условия труда, орудия труда и интересные случаи.
Итогом такого мероприятия является получение новых знаний о профессии, закрепление и обобщение наблюдений, полученных в процессе экскурсии, осознание ее значимости в современном обществе, а также сильные впечатления от коллективной поездки, интересные фотографии. Экскурсия - самый эффективный метод в работе по ознакомлению школьников с трудом взрослых. Здесь они могут увидеть, как производится продукция, потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. После экскурсии целесообразно провести беседу, предложить детям нарисовать и описать свои наблюдения, для закрепления знаний и формирования более общих представлений и понятий. Это способствует не только развитию образной памяти у
детей младшего школьного возраста, но и формирует положительное отношение к труду [1, с. 156].
Ведение школьниками «Профессионального портфолио». Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника. Оно отражает результаты индивидуальной образовательной активности. В портфолио школьники вкладывают результаты своих достижении в разных видах деятельности, таких как, школьный конкурс, олимпиада, спортивные награды, творческие и исследовательские работы. А также грамоты, благодарственные письма, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы, фотоматериалы. Ведение портфолио начинается с первого года обучения [6, с. 18].
Вместе с методами также существуют различные приемы проведения профориентации. Однако они подчинены общешкольному плану профессиональной ориентации. К ним относятся просмотр и обсуждение видеосюжетов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, профориентация через учебные предметы, внеурочная профориентационная работа, профессиональные мини-пробы.
Профориентация через учебные предметы. Исходя из содержания занятия или урока, можно провести короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов, решение задач, чтобы пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами.
Внеурочная профориентационная работа, т.е. осуществление профориентации через внеурочную деятельность. Это могут быть анкетирование, кружки, факультативы, экскурсии, праздники [3, с. 79].
Профессиональные пробы дают ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. На уроке технологии дети изготавливают различные поделки, выполняя функции представителя кого-либо вида профессии. Также учитель может дать задание домой изготовить кормушку для птиц, вырастить рассаду для пришкольного участка и т.д.
Просмотр и обсуждение видеосюжетов. Этот метод может осуществляться в классе с помощью интерактивной доски или в кинозале. Используются такие материалы о профессиях, как видеоролики, презентации и отрывки из кинофильмов. Затем ведется беседа и обсуждается и разъясняется суть просмотренного материала.
Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи такого приема, как профориентационные игры. Среди приёмов профессиональной ориентации учеников выделяются игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в занимательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи.
Игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Для этого можно использовать такие игры, как «Угадай профессию», «Профессия на
букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, расческа, поварешка) и т.д. [4, с. 29].
Таким образом, представленные методы и приемы профориентационной работы в начальных классах знакомят учащихся с миром профессии, позволяют ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо.
Педагог в увлекательной для детей форме решает образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.
Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян, К.А. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : учеб. пособие для вузов / К.А. Аветисян [и др.] ; под ред. Л.М. Митиной. - М. : Академия, 2005. - 236 с.
2. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии / О.Ю. Елькина. - Кемерово : Просвещение, 1997. - 146 с.
3. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие для пед. ин-тов / А.Д. Сазонов. - М. : Просвещение, 2012. - 179 с.
4. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: введение в мир профессий / Г. Семенова // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С.28-31.
5. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: уроки воспитания интереса к профессии / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2013. - № 21. - С.12-13.
6. Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Начальная школа. - 2011. - № 29. -С.17-19.
УДК 378
И.Н. Разливинских, г. Шадринск
Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический
феномен
В статье автор раскрывает понятие и сущность самостоятельной работы студента, дает характеристику принципам и функциям самостоятельной работы, описывает классификации видов самостоятельных работ по различным критериям.
Самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, принципы самостоятельной работа, функции самостоятельной работы.